Разработка проекта

 

Проектирование сверхдредноута ставило перед германскими инженерами непростую и ответственную задачу. Создателям конструкции «Байерна» приходилось исходить из ряда условий, наложивших отпечаток на весь дальнейший проект. В первую очередь приходи­лось учитывать необходимость размещения всего мощного вооружения линкора в корпу­се, который размерениями и тоннажем не должен был существенно превосходить уже стро­ившиеся дредноуты класса «Кёниг». Это требование морского командования являлось вполне объективным — совсем недавно были завершены дорогостоящие работы по углуб­лению и расширению фарватеров и якорных стоянок, а также канала Императора Виль­гельма (Кильского канала) и сохранялась надежда, что эти работы будут достаточны на протяжении следующего десятилетия.13 Во-вторых, новому линкору требовалось обеспе­чить не менее высокий уровень защищённости как от артиллерийского огня, так и от под­водных взрывов. Приходилось обращать также особое внимание на конструкцию корпу­са проектировавшихся кораблей, поскольку значительную важность представлял вопрос обеспечения необходимой прочности и устойчивости корпусных конструкций в связи с за­дачей восприятия резко выросших усилий от отдачи существенно более мощных орудий.

Все эти задачи были в проекте «Байерна» успешно решены. Отношение L/B (длина/шири­на) спроектированного сверхдредноута соответствовало уровню его предшественника («Байерн» — 5,98, «Кёниг» — 5,92), но полнота обводов на новом линкоре была увеличена. Его ко­эффициент общей полноты, составлявший на «Кёниге» 0,592, возрос до 0,623 (т.е. на 5,2%). Это было вызвано тем, что на «Байерне» носовая часть стала более полной. Необходимость подоб­ного решения обуславливалась как потребностью в объёме для носового отсека траверзных торпедных аппаратов (следствие более длинной выбрасывающей трубы для новой 600мм тор­педы Н-8), так и увеличенными габаритами носового погреба боезапаса главного калибра, вмещавшем возросшие по размеру боеприпасы 15" орудий. Помимо этого, возникала необхо­димость перемещения центра тяжести формы ватерлинии значительно дальше в нос, чтобы скомпенсировать значительный вес от двух носовых установок 15" орудий. В итоге конст­рукторам «Байерна» удалось достаточно успешно справиться с задачей всемерного ограниче­ния его размеров и водоизмещения. По сравнению с «Кёнигом» корпус нового линкора был лишь на 4,70 м длиннее и на 0,50 м шире, а по высоте борта превосходил его на 0,53 м. Прира­щение водоизмещения составляло 2750 т, что составляло 11% (это относилось прежде всего к более сильному артиллерийскому вооружению главного калибра). При этом уровень броне­вой защиты «Кёнига» был сохранен, а в некоторых её элементах даже превышен.

С технической точки зрения переход германского флота на 15" калибр артиллерии был отважным шагом, поскольку ни в самой Германии, ни где-либо за границей до сих пор не имелось столь тяжёлого морского орудия, на характеристики которого можно было бы ориентироваться при разработке. 15" двух орудийная установка имела примерно в два ра­за больший вес, чем предшествующая 12" башня, а отдача четырёх орудий при одновре­менном залпе увеличилась более чем на 2000 тм, поэтому просчёт при проектировании мог привести к непоправимым последствиям. Это предъявляло повышенные требования к ме­тодикам и тщательности выполнения расчётов по корпусу, чтобы подобные огромные усилия воспринимались надёжно и не привели к деформациям конструктивных связей кор­пуса, по возможности экономя при этом его вес. Задача обеспечения должной жёсткости корпуса для восприятия значительного веса 15" башен и силы отдачи при действии тяжё­лых орудий была решена в проекте путём установки двух проходящих вдоль всей цитаде­ли корабля продольных переборок. В оконечностях цитадели они, вместе с поперечными переборками, являлись несущими подбашенными конструкциями, а в средней части корпуса служили продольными разделительными переборками в системе подразделения ма­шинно-котельной установки линкора на отсеки. Эти две продольные переборки вместе с двумя бортовыми броневыми переборками образовывали основную группу продольных связей для восприятия изгибающего момента на волне, а совместно с поперечными пере­борками они формировали жёсткую конструкцию, воспринимающую крутящий момент, который возникал вследствие отдачи при чередующихся залпах носовой и кормовой групп башен. Более общие детали конструкции выполнялись в соответствии со сложившейся германской практикой в части проектирования тяжёлых артиллерийских кораблей.

Стремясь, как обычно, при проектировании к всемерной экономии весов для по­вышения доли вооружения и защиты, разработчики «Байерна» всемерно ограничива­ли вес всех остальных составляющих его конструкции, в том числе и корпуса. Впос­ледствии известный специалист по истории кайзеровского кораблестроения Эрвин Штробуш в своей серии статей о примечательных проектах германских кораблей ру­бежа XIX-XX столетий критически высказался об этом решении в конструкции кор­пуса «Байерна», которое вызывало, по его мнению, определённые опасения в отно­шении допустимых напряжений основных его связей. По своему внешнему виду, кото­рый прежде всего определялся четырьмя двухорудийными башнями главного калибра, «Байерн» имел некоторое сходство с кораблями класса «Кёниг». Группа из двух башен требовала по протяжённости примерно на 5 м большое пространство («Кёниг» — 20 м, «Байерн» — 25 м), замеряемое от барбета до барбета в любой конечной точке.

«Байерн» имел плотный, под стать броненосцам-додредноутам, силуэт, и стал первым кайзеровским линкором, компоновка которого была осуществлена в соответствии с ли­нейно-последовательной, наиболее прогрессивной в то время системой — орудийные башни двумя группами в оконечностях, с полной возможностью действия как всех ору­дий на борт, так и каждой группы в нос или корму, машинно-котельная установка в сере­дине. Между группами 15" башен было достаточно места на верхней палубе для размеще­ния восьми 150мм орудий по каждому борту. Основополагающее требование относитель­но оснащения каждого из этих орудий отдельным элеватором подачи боезапаса могло быть выполнено только при условии размещения погребов пятого и шестого 150мм ору­дий между котельными отделениями. Помимо этого, в отсеке, приходившимся на середи­ну корабля, располагались также турбогенераторы. Дизель-генераторы были отнесены к носовому погребу 15" орудий, где ещё оставалось место. Все эти решения показывают, что только благодаря тщательному планированию внутреннего объёма корпуса удалось разместить в относительно коротком корабле вместительные артиллерийские погреба, торпедные отсеки и машинно-котельные отделения.

Определяющим для постройки кораблей был ведомственный «стандарт для проектирования» 1910г. Главным конструктором проекта стал «маринебаурат» (т.е. «советник по вопросам военно-морского строительства», или полковник гражданской службы) А.Пех.