Артиллерийское и торпедное вооружение

 

Спроектированная департаментом вооружений Морского министерства новая 15" ар­тиллерийская система С/13 (т.е. «образца 1913 г.») продолжала традицию германских морских тяжёлых калибров предшествующих моделей, заключавшуюся в следованию принципу «облегченный снаряд/повышенная начальная скорость».21 Орудие состояло из внутренней нарезной трубы, трёх рядов скрепляющих цилиндров поверх неё и кожуха, и имело горизонтально-призматический клиновой затвор. Полный вес ствола с затвором равнялся 76,2 т, а относительный составлял, таким образом, 1,69 т на один калибр его длины. Благодаря превосходному качеству орудийной стали и традиционно передовым технологиям скрепления, новое германское тяжёлое орудие имело весьма лёгкую конст­рукцию (так, толщина стенок у дула составляла всего около 9 см). Заслуживает внимания сравнение этой пушки с её британским аналогом — 15"/42 «моделью I» (Мк-I) Королев­ского флота. При весе 101,6 т (включая вес затвора поршневого типа) эта последняя име­ла полную длину ствола 43,36 калибра (т.е. 16520 мм) и относительный вес 2,34 т на один калибр длины — почти на 40% больше, чем новое германское орудие. За счёт применения относительно лёгкого снаряда (750 кг против 871 кг у британцев) и сообщения ему высо­кой начальной скорости (800 м/с — давление в каморе 3150 кг/см2 — против 732 м/с у Мк-I) новая германская модель при чуть большей дульной энергии (24465 тм против 23787 тм — разница 2,8%) обладала гораздо лучшей настильностью, а более совершенная конст­рукция снарядов делала преимущество германской артиллерийской системы ещё более ощутимым.

Представляют определённый интерес ещё несколько цифр, характеризующих техниче­ские параметры германского 15" орудия и его британского аналога. Оба орудия имели мелкую нарезку (глубиной менее 1% калибра) — 3,16 мм у Мк I и 3,8 мм у С/13, но суще­ственно различались шириной нарезов — соответственно 11,30 и 5,74 мм. Последнее ста­ло следствием разницы в принятом числе нарезов — 76 у британского образца и 100 у гер­манского. Ширина полей различалась меньше — 4,44 и 6,20 мм. И, наконец, оба орудия имели нарезку постоянной крутизны с ходом 30 калибров. Все приведенные цифры мож­но рассматривать как интересное свидетельство тождественности направления конструк­торской мысли во флотах обеих морских держав-соперниц.

В состав боевого снабжения каждого германского 15"/45 орудия входило по 60 броне­бойных и 30 фугасных снарядов, имевших относительную длину соответственно 3,5 и 4,1 клб. Снаряжение фугасного снаряда составляло 67,1 кг тротила, бронебойного 23,5 кг (фугасность соответственно 9 и 3%). Оба типа снаряда были в целом подобны соответст­вующим 12" снарядам, оснащались донным взрывателем и имели по два пояска красной меди — ведущий и центрующий. Бронебойный снаряд снабжался бронебойным колпач­ком мягкой стали, поверх которого навинчивался пустотелый баллистический наконеч­ник из латуни, доводивший радиус оживала до четырех калибров (4 CRH).

Заряд метательного пороха (нитроглицеринового балиститного, цилиндрического трубчатого марки RPC/12) заключался в двух укладках неодинакового веса, причем боль­шая его часть (96 кг) была упакована в традиционный двойной шелковый картуз, а мень­шая — в латунную гильзу весом 59 кг с ввинчиваемой в её дно непосредственно перед стрельбой запальной трубкой. Подобное разделение заряда объяснялось системой приня­того для германских орудий затвора клинового типа. Латунная гильза практически иде­ально обеспечивала его обтюрацию, а создание отлаженных технологий изготовления цельнотянутых тонкостенных гильз большого диаметра на германских заводах снимало проблему их массового производства для комплектования линкоров боезапасом. Правда в этом случае приходилось считаться с возрастанием нагрузки, сообщаемой именно эти­ми латунными гильзами, общий вес которых для «Байерна» доходил до 43 т.

Каждая установка главного калибра состояла из вращающейся части (поворотной платформы с установленными на ней в подцапфенных кронштейнах орудий со станками — общий вес каждой качающейся части 105 т, механизмами заряжания и подачи, а также бронированного прикрытия) и жёсткого барабана высотой от погона башни до пола сна­рядного погреба. Орудийный стол поворачивался на погоне поверх подбашенного бара­бана на 144 стальных шарах диаметром по 165 мм. Каждое 15" орудие устанавливалось в станке литой стали, к переднему краю которого крепился броневой щит толщиной 100 мм для прикрытия амбразуры. Этот щит почти вплотную примыкал к лобовой броне башни и боковым противоосколочным накладкам, обеспечивая хорошую, хотя и не вполне адек­ватную в случае прямого попадания, защиту. Отдачу при выстреле воспринимали гидрав­лические компрессора с глицериновым наполнителем и пневматическое противооткатное устройство. Для вертикального наведения использовались зубчатые сектора из кованой стали, приболченные к верху опорного барабана.

Орудийные установки "Байерна", сохраняя в целом преемственность с установками 11" и 12" орудий предшествующих классов германских дредноутов, несли в себе немало усовершенствований. В первую очередь это касалось системы подачи, тщательный расчёт которой позволил расположить её вертикальные линии в пространстве между 15" оруди­ями. Это определило разнесение осей последних друг от друга на расстояние 3700 мм. В предшествующей двухорудийной 12"/50 установке («Гельголанд», «Кайзер», «Кёниг», «Дерфлингер») это расстояние составляло лишь 2700 мм, поскольку снаряды поступали в боевое отделение за казенной частью непосредственно в их осях, а полузаряды — с наруж­ных сторон казенной части. Ко времени разработки орудийных установок «Байерна» эта система подверглась усовершенствованию, поскольку она выносила чувствительные по­роховые заряды в непосредственную близость к стенке башни и недостаточно обеспечи­вала их безопасность от возможного попадания осколка при поражении тяжёлым снаря­дом борта башни в этом месте. В новых 15" башнях зарядники выходили в боевое отделе­ние между орудиями, чьи массивные казённые части вместе со станками, компрессорами и прочими крупногабаритными частями обеспечивали дополнительную защиту этому те­оретически уязвимому узлу.

Подача боезапаса в боевое отделение установки и заряжание орудия происходили в следующей последовательности. Снаряд и оба полузаряда (в шёлковом картузе и латун­ной гильзе) поднимались по стволу подачной трубы, разделённой на две половины (своя для каждого орудия) прямо в боевое отделение. Боеприпасы выталкивались вспомога­тельным цепным прибойником на специальный зарядный стол, который после этого пе­ремещался в горизонтальном направлении к казённой части орудий. Снаряд и полузаря­ды, находившиеся в специальных полукольцевых кронштейнах, последовательно опуска­лись до совмещения их осей с осью канала ствола и поочерёдно досылались главным при­бойником (гидравлического типа) в орудие. После этого зарядный стол возвращался в ис­ходное положение между орудиями за комплектом для очередного выстрела, затвор за­крывался и орудие было готово к выстрелу.

После производства очередного выстрела, при открывании затвора, латунная гильза с надетой на нее плотной кожаной покрышкой автоматически выталкивалась из каморы и падала в подвешенный вплотную под орудием отдельный лоток. После возвращения зарядного стола в первоначальное положение гильза выпадала из башни через специаль­ное отверстие (впоследствии все стреляные гильзы из ценной латуни сдавались в перера­ботку).

15" орудия «Байерна», подобно орудиям всех предшествующих германских дредно­утов, заряжались на постоянном угле (+2,5°). Таким образом, новая система подачи бое­запаса, с введением промежуточного дополнительного узла — зарядного стола — позво­ляла существенно понизить общее время заряжания, поскольку обеспечивала всем её эле­ментам возможность работать одновременно и независимо друг от друга. Этого не было в установках британского флота (а также проектировавшихся по их принципу установках итальянского, русского и японского флотов), заряжавшихся на переменном угле.

Особенностью орудийных установок линкоров класса «Байерн» являлось отсутствие перегрузочного поста для боеприпасов, как это было принято в британских (итальянских, русских, японских) дредноутах, а также, отчасти, на германских дредноутах предшеству­ющих серий. Отделение башни, расположенное непосредственно под боевым, заключало в себе гидравлические механизмы вертикального наведения и все гидравлические транс­формирующие устройства, механизмы зарядника, а также электромоторы горизонталь­ного наведения и непосредственно подачи. Зарядник поднимался без перегрузки в проме­жуточном посту прямо в боевое отделение.

Ещё одной интересной особенностью было наличие вспомогательного перегрузочно­го снарядного отделения на 12 снарядов — по шесть на орудие. По одному снаряду изго­тавливалось для подачи, остальные находились в гнёздах, откуда они подавались наверх к орудиям вручную особым зарядником. В это вспомогательное отделение снаряды гру­зились заблаговременно лишь при определённом угле поворот башни.

«Байерны» стали первыми кораблями германского флота, на которых орудийные уста­новки приводились отчасти гидравликой. От традиционной английской гидравлической системы новая германская отличалась тем, что механизмы, трансформирующие электри­ческую энергию в гидравлическую, были расположены внутри башни, а не вне её. Опреде­лённым недостатком этой системы стала её общая сложность, а также значительный уро­вень шума и вибрация внутри башни. Гидроприводы имели следующие башенные меха­низмы германских сверхдредноутов — прибойники орудий, вертикальное наведение, от­крытие и закрытие затвора, зарядники и зарядные столы. Электромоторами приводились в действие горизонтальное наведение и непосредственно подача. Полный цикл заряжания составлял 26 с. Помимо механического заряжания, все башенные механизмы могли приво­диться в действие вручную, но при этом скорость заряжания падала в несколько раз. Не­посредственно под станками орудий, в подбашенном отделении, устанавливались два эле­ктродвигателя наводки — главный и вспомогательный. Первый, мощностью 60 л.с., пи­тался от мотор-генератора в 90 кВт, по схеме Вард-Леонарда. Каждая башня могла рабо­тать от любого из двух генераторов, находящихся в разных помещениях. Вспомогатель­ный электродвигатель для наводки (шунтовый, мощностью 8,4 л.с.), мог работать от глав­ной или вспомогательной электропроводки, проходящей в башню. Гидравлическая энер­гия вырабатывалась двумя трехплунжерными насосами, каждый насос приводился непо­средственно сцепленным с ним шунтовым электродвигателем в 150 л.с. Получаемая таким путём энергия использовалась для вертикальной наводки орудий, для подъёма боезапаса по главным элеваторам, для подачи зарядов, для прибойников и для управления затвора­ми орудий (все эти операции имели и дублированный ручной привод). Для главных элева­торов боезапаса имелся и вспомогательный ручной привод (сериес-мотор, работающий в качестве генератора при опускании подъемника).

Опорой вращающейся части установки служил жёсткий барабан, имеющий в плане форму восьмигранника, чётные грани которого представляли собой не отрезки прямой, а фрагменты дуги описанной вокруг этого восьмиугольника окружности. Этот барабан склёпывался из 25мм листов в два слоя и усиливался рёбрами жёсткости (высотой 200 мм и толщиной 10 мм), отстоявшими друг от друга на расстояние 980 мм. Стальной настил верхней палубы проходил через броню барбетов первой, второй и третьей башен и кре­пился к жёсткому барабану, а в четвёртой установке настил под башенным погоном был выведен наружу и крепился к барбетной броне. Жёсткие барабаны устанавливались на средней палубе и основной опорой для них служили поперечные и продольные перебор­ки, установленные на настил двойного дна.

15" снаряды линкора складировались в погребах на специальных стеллажах, причём укладка производилась поперёк корабля. Погреба были достаточно просторны, к стеллажам имелся свободный доступ. Помещение вокруг подачной трубы, при отсутст­вии в этом месте герметического закрытия от пламени, почти полностью было занято снарядной платформой. Участки палуб, смежные с отсеками, где имелась высокая темпе­ратура (машинные и котельные отделения), и переборки, примыкающие к угольным ямам, обшивались деревом. Вокруг погреба были проложены трубы охлаждения. Снаряд­ный погреб мог быть затоплен забортной водой через спринклерную систему, располо­женную над стеллажами и погрузочными лотками. При погрузке снарядов в погреба они опускались вниз посредством специального устройства с электроприводом. Дойдя до по­греба, податчик со снарядом останавливался, приводился в горизонтальное положение и разгружался. Согласно последующей оценке англичан, это устройство «...остроумно и хо­рошо работает, но весьма сложно и некомпактно».

Вокруг подачной трубы специальной подачной камеры не предусматривалось, заряды хранились в центральном помещении и непосредственно подавались к подачной трубе. Это помещение не было защищено от форса огня сверху в моменты открытия створок за­грузочной дверцы в подачной трубе, через которую подавались заряды. При использова­нии боковых погребов они также оказывались открытыми со стороны центрального по­мещения. По наружному периметру каждой группы погребов башен (и носовой, и кормо­вой) зарядные погреба также обшивались деревом. Охлаждение погребов производилось посредством рассольных змеевиков, затопление предусматривалось спринклерной систе­мой от электротурбонасосов. Заряды, несмотря на их немалый вес, поднимались и перено­сились вручную, для чего были разработаны оригинальные и удобные приспособления.

Противоминная артиллерия состояла из 16 150мм/45 орудий «образца 1906 г.» (С/06), расположенных в отдельных казематах на верхней палубе подобно тому, как это практи­ковалось до этого на всех классах германских дредноутов, начиная с «Фон дер Танн». Орудия имели раздельно-гильзовое заряжание, заряд пороха находился в латунной гиль­зе, обеспечивавшей надежность и значительное удобство хранения, транспортировки и заряжания, а также обтюрацию. Каждое 150мм орудие имело свой погреб боезапаса, от­куда снаряд и заряд подавались наверх индивидуальным элеватором типа нории, непро­ницаемым для пламени и приводимым в действие от электродвигателя, со скоростью подъема 18 м/мин. Все погреба вспомогательного калибра были оснащены системой ох­лаждения и затопления по типу погребов главного калибра. Боезапас на каждое 150мм орудие составлял 160 выстрелов (всего 2560 выстрелов на корабль).

Проектом предусматривались восемь 88мм зенитных орудия в 45 калибров длиной «образца 1913 г.» (С/13) с установкой их на полубаке по два с обеих сторон от каждой ды­мовой трубы. Однако реально ни «Байерн», ни «Баден» так никогда не несли их полного штатного числа. Так, «Байерн» при вступлении в строй был оснащён лишь двумя зенит­ными орудиями, установленными на штатных местах кормовой (третьей, считая от носа) пары, и лишь в конце 1917 г. получил два следующих орудия во время его ремонта после участия линкора в захвате Балтийских островов. Все четыре 88мм пушки сформировали на нём кормовую группу подле второй дымовой трубы. Что же касается «Бадена», то на нём первоначально были установлены два орудия у передней трубы, позднее дополнен­ные двумя орудиями подле задней трубы (на штатных основаниях второй и третьей пар).

 

Характеристики артиллерийских орудий линкора «Байерн»

Модель

С/13

С/06

С/13

Диаметр канала ствола, мм

Вес орудия, кг

380

76200 (77500)(1)

149,1

5730 (6120)(2)

88

1225

Относительная длина орудия, клб

45

45

45

Полная длина орудия, мм

17100

6710

3960

Длина ствола, мм

16110

6326

 

Длина каморы, мм

Объем каморы, дцм3

2084

270,0

1150

21,7

Тип нарезки и ход нарезов

постоянная 1/30

постоянная 1/30

 

Количество нарезов

100

44

 

Глубина нарезов, мм

Ширина нарезов, мм

Ширина полей, мм

3,80

5,74/7,73(3)

6,20/4,20(3)

1,75

6,14

4,5

Высота осей орудий над КВЛ, мм

I башня:   8690

II башня: 11860

III башня: 9580

IV башня: 6430

5500

 

Наименьший/наибольший угол возвышения, град

-8/+16

-8/+19

-10/+70

Наибольшая дальнобойность, м (при угле возвышения, град)

20250 (13) (4)

14945(19)

11800(45)

Угол заряжания, град

Вес снаряда, кг

+2,5

750

переменный

45,3

переменный

10(5)

Вес разрывного заряда в бронебойном снаряде, кг

23,5

3,0-3,9

 

Вес разрывного заряда в фугасном снаряде, кг

67,1

 

Вес заряда, кг

в том числе порох, кг

в том числе упаковка, кг

245

183

62

22,5

13,7

8,8 (гильза)

5,6

Начальная скорость снаряда, м/сек

800

835

890

Дульная энергия, тм

24465

1610

215

Скорострельность, выстр./мин.

1,5-2

7

10

Примечания

1) В скобках - вес ствола с затвором.

2) В скобках - вес орудия с затвором и станком.

3) В начале нарезки/у дула.

4) 1917 г. угол возвышения 380мм орудий "Байерна" был увеличен до 20° (без переделки станков, при соответствующем уменьшении угла снижения с 8° до 5°), что увеличило дальность стрель­бы до 23200 м.

5) Зенитное орудие С/13 имело совмещенный боеприпас в виде унитарного патрона весом 15,6 кг с латунной гильзой.

 

Торпедное вооружение германских сверхдредноутов состояло из пяти подводных ап­паратов — носового и четырёх бортовых, установленных с углом снижения 2° и поверну­тых на 20° в нос от траверза. Оси труб отстояли на 4 м ниже конструктивной ватерлинии судна (носовой — на 5,8 м). Торпеды имели калибр 600 мм и относились к типу Н-8, раз­работанному в 1912 г. и впервые применённому на «Лютцове». Они стали самыми мощ­ными торпедами периода Первой мировой войны. Боезапас составлял 20 торпед (по че­тыре на каждый аппарат), длиной по 7 м с боевым зарядом в 250 кг тротила. Полный вес снаряжённой торпеды равнялся 2160 кг. Дальность выстрела достигала 13000 м при ско­рости хода торпеды 28 уз. Бортовые аппараты имели специальные направляющие для вы­пуска торпеды, осуществлявшегося посредством сжатого воздуха, для чего в каждом из торпедных отсеков имелись по два компрессора с электродвигателями двойного действия мощностью 80 л.с.

Погрузка торпед Н-8 в их отсеки осуществлялась на «байернах» с верхней палубы с по­мощью подъёмных грузовых стрел и переносных станин. Поданная на палубу стрелой торпеда подвешивалась затем под станиной в вертикальном положении и через горлови­ну погрузочного палубного люка опускалась вглубь корпуса корабля. С помощью талей она постепенно переводилась из вертикального в горизонтальное положение, до тех пор пока не устанавливалась строго горизонтально на своём месте. В траверзных аппаратах торпеды перезаряжались сверху, поскольку иной способ заряжания был невозможен из-за недостатка места.

Для выдачи целеуказания и данных стрельбы всему мощному артиллерийскому и тор­педному вооружению линкора на нём имелось в дополнение к четырём 8-метровым (база 8200 мм) дальномерам в башнях главного калибра ещё пять 3-метровых дальномеров — один на контрольно-дальномерном посту на фор-марсе, один на крыше выгородки стар­шего артиллериста в носовой боевой рубке, один на крыше кормовой боевой рубки, и по одному — на каждом борту на полубаке, дополнительно обслуживавших 150мм орудия каждого борта. В 1918 гг. в тыльной части крыши «Бадена» был установлен 3-метровый дальномер.

Все дальномеры были стереоскопическими оптико-механическими системами фирмы «Цейсе» и отличались техническим совершенством, исключительной точностью измерения и традиционной немецкой надежностью. По признанию самих британских специалистов, имевших впоследствии возможность подробно изучить всю контрольно-дальномерную си­стему «Бадена», эти дальномеры имели превосходство над аналогичными британскими об­разцами фирмы «Барр энд Струд», и выдавали данные намного точнее, что не раз под­тверждалось большей эффективностью огня германских дредноутов в бою. Система управ­ления огнём была в целом намного более простой, чем соответствующая британская, и бла­годаря хорошо продуманным методам пристрелки отличалась лучшими результатами.

Совершенствование приборной базы устройств управления огнём продолжалось в те­чение всего периода службы обоих линкоров. Уже после вступления «Байерна» в строй на нём (а также на двух его собратьях по III эскадре — «Гроссер Курфюрсте» и «Кронприн­це») в дополнение к существующим прицелам 15" орудий были установлены прицелы, совмещенные с качающейся частью последних; ось их находилась на оси цапф. «Баден» (как и до этого «Лютцов» и, позднее, «Гинденбург») уже при вступлении корабля в строй был оборудован устройством компенсации начальной скорости 15" снарядов. Прибор действовал по принципу введения поправки к углу вертикального наведения на износ орудия после каждого выстрела.

Сверхдредноуты класса «Байерн», проект которых следовал компоновке, определён­ной за год до этого проектом линейного крейсера «Дерфлингер», стали теми линейными кораблями кайзеровского флота, состав и расположение главного и вспомогательного вооружения которых, после многих серий дредноутов с гексагональным или линейно-эшелонным расположением башен, обрёл, наконец, классическую форму. Восемь тяжё­лых орудий, установленных попарно в четырёх башнях в оконечностях корабля, обеспе­чивали наилучшее (два по четыре) разделение залпов при ведении огня в сочетании с тре­буемым темпом стрельбы, а также наиболее оптимально отвечали задаче контроля огня. Возвышенное расположение средних установок обеспечивало сильный продольный огонь и экономию длины корабля. Спорным (а как оказалось впоследствии, просто опас­ным) стало решение о насыщении этих и без того сверхмощных в артиллерийском отно­шении кораблей ещё и сильнейшим торпедным вооружением. Отказ от него позволял по­высить неуязвимость новых линкоров, и без того немалую, до высочайшего уровня, од­нако подобное прогрессивное решение на стадии проекта было невозможным на фоне быстрого совершенствования торпедного оружия и существовавших в то время во всех флотах взглядов на его использование в дневном эскадренном бою.