Броневая зашита

 

Система броневой защиты «Байерна» имела минимум отличий от предшествующего ему «Кёнига», относящегося к поколению 12" дредноутов. Более того, толщина элемен­тов бронирования нового сверхдредноута на основных направлениях была воспроизведена практически такой же, реально опровергая выдвинутый тогдашними англо-американ­скими морскими теоретиками тезис о том, что толщина тяжёлых поясных плит линкора якобы должна равняться калибру его главных орудий. Скрупулёзные германские специа­листы, вполне логично обосновывая выбор толщин броневых прикрытий своих линкоров тактическими условиями боя, в которых предполагалось использовать тяжёлые эскадрен­ные единицы кайзеровского флота, иронично именовали подход своих англо-саксонских коллег не иначе как «высосанным из пальца правилом».26

Германские 15" сверхдредноуты получили толщину плит главного пояса равную 350 мм, т.е. точно такую же, как их 12" предшественники «Кайзер» и «Кёниг». Этот главный пояс простирался по длине от носовой до кормовой траверзной переборки и защищал 58% длины корабля. По высоте он располагался от средней палубы до отметки 1,70 м ни­же ватерлинии нормальной нагрузки (где утончался до 170 мм), и имел, таким образом, высоту 3720 мм. Выше этого пояса шёл верхний пояс из 250мм плит, который простирал­ся по длине в тех же пределах, а по высоте достигал верхней палубы. Бортовая броня, про­должавшаяся в нос за первой башней, имела толщину 200 мм (до 131 шп), затем 150 мм (до 137 шп) у её верхней кромки, отстоявшей на 330 мм выше уровня средней палубы, и утончалась до 130 мм у отметки 1,67 м ниже ватерлинии. Начиная со 137 шп (примерно за 14 м до носа) и вплоть до форштевня эта броня переходила в обшивку борта толщиной 30 мм. На 137 шп корпус перегораживался от борта до борта 140мм поперечной броневой переборкой. В корме ватерлиния линкора защищалась 200мм (у нижней кромки 150мм) броней, ограниченной вверху уровнем средней палубы, а у ахтерштевня — наклонным внутрь траверзом в 170мм, защищавшим с кормы румпельный отсек.

Позади 250мм и 350мм бортовых броневых поясов от верхней до нижней палубы шла продольная 30мм переборка, представлявшая на протяжении всей длины цитадели внут­ренний барьер для защиты от осколков снарядов и брони при попаданиях в поясную бро­ню. Она находилась в одной плоскости с 50мм противоторпедной переборкой. Последняя перекрывала её над броневой палубой примерно на 0,80 м, так что в этом, хотя и неболь­шом, диапазоне эта переборка имела толщину 30+50 мм. 150мм батарея на верхней палу­бе защищалась с борта 170мм бронёй.

Вертикальные траверзы, перекрывающие в плоскости шпангоутов главное поясное бронирование и формирующие основную броневую цитадель судна, были 200мм толщи­ны. На небольших же участках, ограниченных по высоте средней и нижней палубами, а с боков продольными броневыми переборками, они бронировались 300мм плитами.

Горизонтальное бронирование «Байерна» располагалось в трёх уровнях. 40мм настил­ка полубака простиралась от первой до третьей башни, причем на участках у борта, при­крывавших сверху казематы 150мм артиллерии, она утончалась до 30 мм. Верхняя палу­ба бронировалась в пределах от носового до кормового траверза и имела 30мм настилку. Основное горизонтальное бронирование линкора почти на всей длине его корпуса про­стиралось в уровне нижней палубы, и лишь за пределами носового траверза опускалось ниже ватерлинии до отметки 1,47 м, продолжаясь затем до самого форштевня. Плоский участок в носу имел толщину 60 мм, участок в пределах цитадели — 30 мм (пологие ско­сы нижней палубы, шедшие к бортам под углом 200, также 30 мм), и участок в корме, так­же со скосами, вновь 60 мм, затем 100 мм, а над румпельным отсеком толщина возраста­ла до 120 мм, где и сам уровень палубы несколько приподнимался.

Барбеты установок главного калибра имели традиционно внушительную для герман­ских дредноутов защиту, но, помимо этого, распределение броневых плит по толщине но­сило тщательно продуманный характер. Барбетные плиты I, II и III башен выше уровня полубака, а также IV башни над верхней палубой, имели толщину 350 мм. Такой же толщины были те участки носового и кормового барбетов, которые выступали за уровень траверзов и фактически являлись их частями. Внутренние (находящиеся в пределах огра­ниченного поясными и траверзными плитами пространства цитадели) части барбетов I, II и III башен между полубаком и верхней палубой имели единую 170мм толщину. Одна­ко ниже в типоразмерах барбетных броневых плит наблюдалось большое разнообразие. Барбеты I и II башен на протяжении от верхней до средней палубы защищались 80мм плитами (имеется в виду, конечно же, защита внутри цитадели), а ниже, до уровня нижней палубы, были прикрыты 25мм бронёй. Барбет III башни между верхней и средней палу­бами бронировался плитами трёх толщин: 170-25 мм (между верхней и средней палубами) и 115-25 мм (между средней и нижней палубами). И, наконец, барбет IV башни под верх­ней палубой прикрывался 200мм бронёй, а ниже, между средней и нижней, плитами в 115 мм. Вся эта пёстрая картина была призвана минимизировать непроизводительный расход нагрузки на броню повсеместно, где можно было обойтись плитами меньшей толщины, и свидетельствовала о большой изобретательности германских инженеров, склонных до­водить свои технические решения до совершенства.

Башни имели 350мм лобовые плиты, 250мм борта и 290мм тыльную часть. Наклонная под углом 30° передняя часть крыши была 200мм толщины, плоская — 100 мм, а наклон­ные под 25° бортовые участки — 120 мм.

Боевых рубок было две, из них носовая — главная — имела традиционную для герман­ских дредноутов коническую форму, вторая, кормовая, меньших размеров, была цилинд­рической. Верхний (главный) ярус носовой рубки бронировался 350мм плитами по бор­там и 150 мм на крыше. Средний ярус, где помещались запасные приборы, защищался 250мм плитами, а самый нижний, цилиндрический, ярус, плитами в 240 мм. Наклон бро­невых плит двух верхних ярусов носовой боевой рубки «Байерна» был принят наружу в 10° по диаметральной плоскости и 6-8° по траверзу. Эта мера давала возможность на 15-20% улучшать сопротивляемость рубочной брони, поскольку уменьшала угол встречи с ней снарядов до значительно более невыгодных для пробития величин. Ширина носовой броневой рубки составляла 5 м, что давало возможность обозревать из неё горизонт по корме через визирные прорези в её тыльной части, т.к. дымовым трубам предусмотри­тельно придавалась меньшая ширина, чем рубке. Обзор из боевой рубки осуществлялся через щели, которые непосредственно перед соприкосновением с противником прикрыва­лись броневыми ставнями, а наблюдение велось посредством перископов, выведенных на крышу рубки. Боевая рубка связывалась с центральным постом броневой шахтой квад­ратного сечения шириной 1 м, имевшей стенки толщиной 70 мм выше полубака и 100 мм ниже него. Кормовая рубка имела 170мм борта и 80мм крышу. Её броневой колодец свя­зи состоял из 180мм плит до уровня полубака и 80 мм — ниже него.

Разделительные переборки, отделявшие 150мм орудия батареи на верхней палубе друг от друга, были толщиной 20 мм. Вырезы дымоходов в бронированных палубах полубака и нижней защищались составными броневыми колосниковыми решетками из 40мм ко­лосников с закругленными верхними и нижними кромками. Высота колосников равня­лась 140 мм, а расстояние между их осями составляло 90 мм. Колосники укладывались па­раллельно диаметральной плоскости судна. В ряде случаев в вырезах броневых палуб бы­ло применено их двухъярусное расположение, причём колосники второго ряда укладыва­лись параллельно плоскости шпангоутов.

Интересен также ряд особенностей, относящихся к системе бронирования «Байерна». Броневые плиты, защищающие крупные поверхности, как правило, достигали весьма значительных размеров, что свидетельствовало о высоком уровне технологических воз­можностей на заводах фирмы «Крупп». Так, 250мм цементированные плиты верхнего броневого пояса имели высоту 2,1 м при ширине 7,2 м. Все плиты подвергались весьма тщательной механической обработке, в результате чего их стыки были пригнаны исклю­чительно плотно. Интересным являлось решение о продлении 350мм плит главного пояса ниже точки сопряжения скоса броневой палубы и наружного борта, т.е. отсутствие опо­ры поясных плит на этот узел, как это практиковалось в проектах британских линкоров. По мнению германских конструкторов, нарушение непрерывности наружного набора и обшивки являлось источником слабости в поперечном направлении, вследствие чего и было выбрано подобное расположение поясных плит. Вес их полностью воспринимался броневыми болтами с шагом 600 мм в продольном направлении и 750 мм в вертикальном. Для того чтобы перенести усилие от восприятия удара с одной поясной плиты на сосед­ние и чтобы при попадании в край плиты не допустить ее поворота, они скреплялись меж­ду собой шпонками. Для этого плиты как по горизонтальным, так и по вертикальным кромкам снабжались полукруглыми шпунтами, в которые заклинивались круглые в попе­речном сечении шпонки. Тяжёлые цементированные плиты барбетов и боевых рубок также соединялись вертикальными шпонками и тыльными вертикальными накладками толщиной 50 мм. Барбетная броня к элементам набора корпуса не крепилась. Общий вес брони достигал 11410 т, что составляло 40,4% нормального водоизмещения.