«Саксен» и «Вюртемберг»

 

Бюджет 1914 г. предусматривал постройку третьего линкора серии — «эрзац-Кайзер Фридрих III», а из военного фонда в 1914г. были выделены средства на постройку чет­вёртого корабля — «эрзац-Кайзер Вильгельм II».

Процедура выдачи заказа на «линкор 1914г.» — будущий «Саксен» — была урегули­рована осенью 1913 г. В качестве маршевого двигателя для него предусматривался шести­цилиндровый двухтактный дизель (в то время неоднократно называемый даже в офици­альных документах «нефтяной машиной» — «Olmaschine»), работающий на средний вал. Последний должен был развивать мощность в 12000 л.с. и расходовать при этом пример­но вполовину меньше топлива, чем паровая турбина, так что дальность действия кораб­ля существенно возрастала и теоретически достигала, таким образом, района Северной Атлантики)."2 Эта особенность двигательной установки третьего корабля серии логичес­ки предопределяла выдачу заказа на него компании «Крупп-Германия верфь». С конца сентября 1913г. начались длительные консультации между директорами фирмы и руко­водством Морского министерства относительно цены и условий контракта, причём ком­пания сразу представила калькуляцию в 21,2 млн. марок за линкор с дизелем и 20,3 млн. за корабль с альтернативной двигательной установкой — двумя большими и одной ма­лой турбинами. Условия фирмы вновь достигли, таким образом, картельной цены пред­шествующего заказа, т.е. вновь создавалась ситуация, в прошлый раз сурово разрешённая Тирпицем.

Однако теперь Морское министерство не могло передоверить строительство корабля другому подрядчику прежде всего по причинам технического порядка. Помимо этого, оно было заинтересовано в технологических инициативах верфи по развитию линкорного дизеля и не имело в запасе предприятия-«штрейкбрехера», поскольку и «Шихау», и «Ховальдсверке» уже строили каждая по линкору новой серии. В конце концов «Герма­ния» несколько умерила запросы и вышла из положения сохраняя лицо, объявив о подпи­сании контракта «ввиду огромной важности, которую имеет для Императорского флота введение большого нефтяного мотора в качестве двигателя для больших боевых судов и учитывая значение, которое имеет для нас его установка в строящийся на нашей верфи корабль»."3 Окончательная цена на линкор с дизелем на среднем валу была определена в 21 млн. марок, полностью турбинный вариант должен был стоить 20 млн. Всего контрак­том предусматривалась постройка корпуса весом 12015 т, машинно-котельной установки, включая дизель, в 2224 т (в турбинном варианте 2066 т), а также вспомогательных меха­низмов всего на 693 т. Все непредвиденные работы по корпусу исполнялись по 670 марок за тонну конструкций. Срок постройки составлял 34 месяца, начиная с 1 декабря 1913 г.

Параллельно общий департамент Морского министерства вёл подготовку к размеще­нию заказа на четвёртый линкор серии. Для «эрзац-Кайзера Фридриха III», в связи с при­нятием смешанной турбинно-дизельной установки, нормальное водоизмещение было увеличено проектом на 200 т (до 28700 т), а длина корпуса на 2,4 м, и эти же характерис­тики планировались и для четвёртого корабля. Таким образом, для него получался сво­бодный запас водоизмещения в 200 т, который немедленно было решено использовать. Различные предложения кораблестроительного департамента касались изменения числа и расположения 150мм и 88мм орудий, усиления торпедного вооружения и даже замены прямоприводных турбин турбозубчатыми агрегатами. Изменений в бронировании стара­лись по возможности избежать.

Все инициативы конструкторов поступили в общий военно-морской департамент ми­нистерства, ведающий разработкой основных заданий на проектирование. Произошла некоторая задержка, вызванная желанием получить данные отстрела опытного 15" ору­дия с полигона в Меппене, однако поскольку вопрос затягивался, общий департамент вы­сказался за то, чтобы не менять конструкции «линкора 1915 г.» по сравнению с его уже строящимися собратьями. Департамент вооружений высказывался при этом за использо­вание 200-тонного резерва для увеличения толщины бронирования башен и казематов, усиления конструктивной подводной защиты (посредством увеличения протяжённости бронированной трюмной переборки далее за концевые башни) и увеличение доли нефтя­ных котлов.

В итоге пристально взиравший на все эти инициативы Тирпиц отдал распоряжение строить «эразц-Кайзер Вильгельм II» точно по чертежам «линкора 1913 г.»: гросс-адмирал опасался, что модификация проекта увязнет во времени и непременно желал вы­дать заказ на четвёртый корабль серии зимой 1914/1915 гг. Все предложенные нововведе­ния было решено отложить до проектирования «линкора 1916г.», которому так и не суж­дено было обрести очертания.

Однако это был ещё не конец спорам вокруг конструкции последнего из «байернов». Уже в конце весны 1914 г. его было решено оборудовать в качестве флагманского кораб­ля флота. 4 июня Тирпиц дал своё согласие и конструкторы принялись за работу. В но­вом качестве линкору потребовалось большое количество дополнительных помещений, рубок и мостиков, так что 200 т резерва были быстро исчерпаны, а в итоге превышение водоизмещения над проектом «линкора 1914 г.» составило 250 т. Для учёта этой и не ис­ключённой в последующем дополнительной нагрузки было предложено увеличить нор­мальное водоизмещение линкора до 29000 т и разработать для него новые обводы. За этим логически следовала необходимость переделки чертежей общего расположения, но Бюркнер гарантировал своевременное внесение всех изменений в чертежи и специфика­ции. В середине июня 1914г. Тирпиц согласился на эту большую модификацию и работа закипела.

2 августа 1914г., на другой день после объявления в Германии всеобщей мобилизации, гросс-адмирал на совещании в Морском министерстве потребовал немедленно выдать за­каз на «линкор 1915 г.» по чертежам «эрзац-Кайзера Фридриха III», но в чисто турбин­ном варианте. Допускались лишь те изменения, которые не отражались на срочной выда­че заказа. Добавили один котёл, в планировке внутренних помещений сделали небольшие изменения, состав машинной команды увеличили на 12 кочегаров. 12 августа последова­ла выдача заказа компании «Вулкан» на условиях подрядного строительства.

В связи с увеличением водоизмещения второй пары линкоров требовались конструк­тивные мероприятия по сохранению прежней скорости хода. Для реализации этой задачи носовая часть второго и третьего корабля серии, достаточно полная у «Байерна» и «Бадена», была на 2,40 м удлинена и сделана более острой. Это позволило несколько умень­шить сопротивление и сохранить скорость. Следует упомянуть, что для 15" орудий вто­рой пары сверхдредноутов предусматривалась усовершенствованная установка модели С/14 (т.е. «образца 1914 г.»), у которой угол возвышения главных орудий должен был со­ставлять 20°. Внешне оба этих корабля лишь в некоторых деталях отличались от своих предшественников. На них было изменено размещение прожекторных групп: для кормо­вой группы уже не предусматривалась отдельная площадка, и четыре кормовых прожек­тора размещались теперь на охватывающем кормовую дымовую трубу мостике, а два из четырёх прожекторов носовой группы были также перенесены с опорных ног фок-мачты на мостик передней трубы. Исходя из опыта и «Байерна», и «Бадена», в проекте их двух собратьев сразу предусматривалась полноценная грот-мачта, отстоящая на 3 м от кормо­вой дымовой трубы. У «Саксена», в связи с планируемой установкой дизеля, участок броневой палубы над ним был приподнят на высоту около 1 м и имел толщину 80 мм, боко­вые стенки вокруг него — 120 мм. Из других изменений в бронировании можно отметить то, что у «Вюртемберга» толщина стенок кормовой боевой рубки планировалась 200 мм, в то время как у трёх его собратьев она составляла 170 мм. Строгого объяснения этому факту пока не найдено.

С середины 1916 г. работы на «Саксене» и «Вюртемберге» существенно замедлились. Основной приоритет теперь отдавался строительству подводных лодок и лёгких надвод­ных сил — эскадренных миноносцев и тральщиков. Дефицитная кораблестроительная сталь и почти все рабочие с обоих сверхдредноутов были переброшены для реализации новых срочных программ военного кораблестроения. В условиях объявленной с января 1917г. неограниченной подводной войны морскому командованию стало не до двух по­луготовых огромных линкоров, совершенно лишённых возможности принять участие в морских операциях текущей войны до её завершения. Как ни парадоксально, единствен­ной стороной, как-то заинтересованной в проведении хотя бы минимальных работ на «Саксене» и «Вюртемберге», теперь оказались их верфи-строители, поскольку поддержи­вать ничтожный темп постройки было все же несравнимо дешевле, чем проводить кон­сервацию обоих сверхдредноутов.

Спуск на воду «Саксена», первоначально намеченный на май 1916 г., состоялся лишь в конце ноября, в отношении же «Вюртемберга» задержка на стапеле составила целый год. Оба корабля первоначально планировалось передать флоту весной 1917 г., однако начиная с января 1918г. на всех совещаниях в Морском министерстве по вопросам ново­го судостроения срок их готовности неизменно рассматривался как «проблематичный».

Фотографии «Саксена», сделанные в период его достройки на плаву после спуска на воду, позволяют убедиться в том, что по крайней мере часть его 15" орудий была установ­лена на место. Однако и они недолго оставались на корабле — после принятия в конце 1916 г. на вооружение германской армии «железнодорожно-позиционной» установки на основе 15"/45 морского орудия, третий из «байернов» лишился всех своих тяжёлых ство­лов, пошедших на укомплектование железнодорожной батареи «Макс» из семи устано­вок. Уже готовые дизель-моторы для дизель-генераторов обоих линкоров после при­остановки их строительства были переданы для завершения подводных лодок U-151 — U-157.

В начале 1918г. (примерно за 9 и 12 месяцев до расчётного момента вступления соот­ветственно «Саксена» и «Вюртемберга» в строй) работы на обоих кораблях были оконча­тельно свёрнуты. К этому моменту вес их корпусов составлял 10800 и 10390 т (около 90 %), а на «Саксене» смонтировали все четыре орудийные установки, обе дымовые трубы и нижнюю часть носовой надстройки.

3 ноября 1919 г., согласно условиям Версальского договора, оба линкора исключили из списков флота и в 1920 г. продали на слом. «Саксен» был разобран в Киле в 1921 г. на Арсенальном молу, «Вюртемберг» в течение того же года в Россхафене, в Гамбурге.