По низким ценам курьерская служба всем без проблем. Качественно.

"Элзвикская" ветвь

И, наконец, весьма интересным в плане параллели итогового проекта "Баяна" представляется опыт "элзвикских" крейсеров, которые наделали в своё время много шума среди морских специалистов всех стран, в том числе и российских. Концепция "элзвикского крейсера" восходит к началу 80-х гг. ХГХ столетия, когда сформировался тип бронепалубного крейсера с полным, от штевня до штевня, горизонтальным прикрытием всех жизненно важных внутренних частей корабля (машинно-котельных отделений, рулевых приводов, погребов боезапаса) выпуклой броневой палубой. Энергичным пропонентом подобного типа боевого корабля выступал талантливый инженер-оружейник и удачливый фабрикант У.Армстронг, с 1882 г. развернувший на верфи в Элзвике постройку боевых кораблей, для проектирования которых были привлечены самые лучшие английские корабельные инженеры. Он доказывал, что в лице быстроходного бронепалубного крейсера с полной палубой, подкреплённой угольной защитой поверх скосов, несущего многочисленную скорострельную среднекалиберную артиллерию, тогдашние огромные тихоходные броненосцы с их двумя-четырьмя очень медленно стреляющими орудиями-монстрами обрели смертельного врага, особенно если принять во внимание, что за цену одного такого линкора подобных крейсеров можно построить целых четыре. Ситуация для броненосца станет совершенно нестерпимой, развивал он далее свою мысль, если на крейсере поставить в оконечностях по одному тяжёлому орудию. В этом случае крейсера, пользуясь быстротой хода и суммарным двойным преимуществом в артиллерии, просто забросают броненосец тяжёлыми снарядами, не говоря уже о среднекалиберных фугасных. Изрешетив его небронированные оконечности, превратив в костёр шлюпки, ростры и все деревянные части, они сблизятся вплотную и добьют агонизирующий гигант торпедами.

Именно эти теоретические воззрения вызвали к жизни первый "элзвикский крейсер" - знаменитую "Эсмеральду", очень быстро (в 1882-1884 гг.) построенную компанией Армстронга для Чили. При водоизмещении 2950 т корабль имел полную броневую палубу (51 мм над погребами боезапаса, 25 мм над машинно-котельными отделениями) и нёс два 10" орудия в оконечностях и 6 6" на спонсонах по бортам; имелась также бронированная боевая рубка. Создатель крейсера Дж.Рендел сообщил своему детищу ход в 18 узлов (на испытаниях в полном грузу среднее значение составило18,3 уз), что в сочетании с прочими боевыми характеристиками сразу вывело крейсер в разряд самого нашумевшего образца тогдашней военно-морской техники. По типу "Эсмеральды" компанией "Армстронг" для итальянского флота был построен "Джованни Бозан" (а по его проекту в Италии в 1883-1889 гг. - ещё 4 подобных корабля), для японского флота - "Нанива" и "Такачихо".

В 1886 г. Испания заказала британской компании "Томсон" (Глазго) 4700-тонный "элзвикский крейсер" "Рейна Регенте" с ходом в 20 уз. Вооружение состояло из двух 200мм и 6 120мм орудий, толщина броневой палубы составляла 80-120 мм в средней части корпуса и 25 мм в оконечностях. По типу этого корабля в Испании в 1890-1895 гг. было построено ещё два - "Альфонсо XII" и "Лепанто". Несколько особняком стоит похожий на них "Имперадор Карлос V" в 9000 т с ходом 19 уз. Он был вооружён двумя традиционными орудиями в концевых барбетах (весьма тяжёлого калибра -И"), 8 140мм и 4 100мм орудиями по бортам и имел довольно своеобразное распределение бронирования: основная защита заключалась в исключительно толстой 165мм броневой палубе, помимо которой бронировался и борт - правда, всего в два слоя по 25 мм (соответственно мягкой и никелевой стали) - по ватерлинии и у батареи.

Не избежал увлечения "элзвикскими крейсерами" и флот Двуединой монархии. Для австрийских моряков всегда было свойственно стремление создавать небольшие, но мореходные и хорошо вооружённые корабли с ограниченным радиусом действия (вести операции за пределами Адриатического моря не планировалось) и выдвинутый У. Армстронгом тип пришёлся как нельзя лучше. В 1888-1892 гг. австрийцы построили два таких корабля - "Кайзер Франц-Иосиф I" и "Кайзерин Элизабет", которые официально классифицировали как "торпедно-таранные крейсера". Несмотря на столь курьёзный термин, это были самые настоящие "элзвикские крейсера" в 4000 т с ходом 19 уз и 2 240мм орудиями в носу и корме, а также 6 150мм по бортам. Относительно тонкая палуба в 38 мм простиралась по всей длине корпуса.

Однако увлечение бронепалубными крейсерами с тяжёлыми орудиями стало временным явлением и оказалось возможным лишь в тот краткий период, когда артиллерия в очередной раз взяла верх над бронёй, вследствие чего площадь бронирования на броненосцах сильно сузилась из-за чрезмерной толщины плит. На самом деле "элзвикские крейсера" имели очень мало шансов использовать их тяжёлые, но незащищённые орудия против броненосцев, поскольку существовала реальная возможность их вывода из строя в самом начале боя тяжёлыми фугасными снарядами противника. Таким образом, развитие военно-морских вооружений ещё раз подтвердило, что назначение бронепалубных крейсеров состоит вовсе не в борьбе с линкорами неприятеля, а в истреблении его слабых крейсеров.

Примечательно, что увлечение "элзвикскими крейсерами" в основном коснулось тогдашних второстепенных морских держав - Италии, Испании, Австро-Венгрии, Японии, южноамериканских республик. Причина ясна - в быстроходном и недорогом корабле все они стремились обрести эффективную боевую единицу, вооружённую хотя бы двумя тяжёлыми орудиями. Эта мода не коснулась традиционных морских игроков - Англии, Франции и России, предпочитавших сбалансированные флоты, пригодные как для нападения, так и для обороны.

Из германских крейсеров середины 90-х гг. интерес в плане параллели будущего "Баяна" представляет лишь "Виктория Луиза", также удостоившаяся пристального внимания русского МТК в 1897 г. Серия из пяти германских крейсеров этого класса была заложена в 1896 г. и вошла в строй в 1898-1899 гг. "Виктория Луиза" - несущий сильное вооружение бронепалубный крейсер в 6400 т с двумя 210мм орудиями в одиночных башнях в оконечностях и 8 150мм по бортам, в целом основывался на идеях "элзвикских крейсеров". Однако одна из его основных характеристик - малый ход (всего 18,5 уз) - шла совершенно вразрез с принципиальным качеством будущего "Баяна", предназначением которого была дозорная и разведочная служба при эскадре линкоров, к боевой линии которых он в случае необходимости должен был присоединиться. Для подобной роли не годилась и защита "Виктории Луизы", состоявшая лишь из неполной 100мм палубы со скосами, не считая местного бронирования артиллерии.