Гибель эскадры

 

Первая мировая война завершилась под­писанием 11 ноября 1918 г. соглашения о пе­ремирии между Германией и государствами Антанты, что фактически влекло за собой полную и безоговорочную капитуляцию Со­юза Центральных держав и окончательное крушение входивших в него Германской и Австро-Венгерской империй.

По условиям этого перемирия, продик­тованным союзниками, основные силы гер­манского Флота Открытого моря - - 74 наи­более боеспособных военных корабля, в том числе: 11 линкоров, 5 линейных крейсеров, 8 легких крейсеров и 50 миноносцев и эсмин­цев, подлежали интернированию в огромной естественной бухте главной базы английского Гранд-Флита — Скапа-Флоу (на Оркнейских островах). Там им надлежало оставаться до момента официальной капитуляции Герма­нии — полудня 21 июня 1919 г.

Район стоянки германской эскадры ох­раняли английские военные корабли. Однако на борту каждого немецкого корабля продол­жали оставаться сокращённые экипажи, и никто из английских моряков не имел права подняться на борт какого-либо немецкого ко­рабля. Немецких моряков номинально воз­главлял контр-адмирал Людвиг фон Рейтер.

Переговоры об окончательной капиту­ляции Германии из-за кабальных условий, выдвинутых союзниками, шли очень трудно, и в случае возобновления боевых действий немецкие корабли в Скапа-Флоу неминуемо должны были бы попасть в руки англичан. Именно поэтому контр-адмирал Рейтер и принял непростое решение: уничтожить ин­тернированный флот.

Вице-адмирал Сидней Фримантл, ко­мандовавший британским соединением, ох­ранявшим германский флот, вечером 20 июня получил сообщение о продлении по просьбе немецких представителей срока дей­ствия перемирия до полудня 23 июня. В свя­зи с этим он принял решение занять остаю­щееся время торпедными учениями, и утром 21 июня вывел в море все находившиеся в этом районе английские корабли, за исклю­чением трех эсминцев, ожидавших ремонта, плавбазы, нескольких тральщиков и воору­женных дрифтеров.

И вот, 21 июня, ясным солнечным утром в 10.00, на фок-мачте лёгкого крейсера "Эмден" взвился заранее условленный сигнал. На всех немецких кораблях немедленно ударили колокола громкого боя, сигнальщики броси­лись поднимать стеньговые боевые флаги и вымпела, а на фалах уже трепетали красные сигнальные флажки (Красный сигнальный флажок "N" согласно сво­ду сигналов любого военно-морского флота: "Веду бой, открыл огонь, гружу боеприпасы").

Заревели корабельные гудки, и над при­тихшим в изумлении рейдом раздался торже­ствующий клич нескольких тысяч немецких моряков. Той порою специально назначенные офицеры и старшины в нижних помещениях обречённых кораблей, открыв кингстоны, ку­валдами крушили приемные патрубки забор­тной арматуры, загибали штоки заборных клапанов так, чтобы их нельзя было закрыть, и бросали за борт рукоятки и маховики при­водов кингстонов и клинкетов.

И вот уже немецкие корабли на глазах немногочисленных английских моряков, в ужасе взиравших на, происходившее, стали стремительно погружаться в воду -- садясь носом или кормой, заваливаясь на борт или же опрокидываясь вверх днищем. Британские тральщики и дрифтеры попытались вынудить немцев закрыть кингстоны, открыв орудий­ный и пулемётный огонь по безоружным лю­дям на палубах немецких кораблей. Хотя при этом восемь немцев погибли и пятеро получи­ли ранения, всё было тщетно. Немецкие моря­ки в спасательных нагрудниках уже прыгали за борт или же на катерах и шлюпках направ­лялись к берегу.

Англичанам удалось отбуксировать на мелководье и посадить на грунт лишь линкор "Баден", три крейсера и несколько эсминцев. Но 50 германских кораблей - - от линкора "Баерн" водоизмещением 28500 т и до 750-тонных миноносцев — легли на дно на глуби­нах от 20 до 30 м. Никогда ещё за всю исто­рию человечества в таком ограниченном морском районе не было затоплено столько воен­ных кораблей.

В тот же вечер вице-адмирал Фримантл срочно возвратился в Скапа-Флоу. Сэр Сид­ней с трудом сдерживал охватившую его ярость. Он с возмущением заявил довольному собой фон Рейтеру:

- Честные моряки любой страны были бы не способны совершить такой поступок, за исключением, пожалуй, ваших людей!

Так закончил своё существование знаме­нитый немецкий Флот Открытого моря ("Hochseeflotte") — второй в мире после бри­танского по своей мощи военно-морской флот, созданный за четверть века ценой ог­ромных материальных затрат и трудов всей германской нацией. Это грандиозное самоза­топление оказалось самой громкой и эффект­ной акцией, в которой довелось принять уча­стие сверхдредноутам "Баерн" и "Баден" самым крупным и мощным боевым кораблям кайзеровского флота, ставших одновременно и последними по сроку постройки линкорами империи Вильгельма II.