Заключение

 

Оценивая в целом немецкий линейный корабль типа "Баерн", нельзя не отметить, что этот корабль, безусловно, представлял собой один из самых мощных и боеспособ­ных в мире дредноутов "доютландской" эпо­хи и великолепный образец самой передовой кораблестроительной технологии второго де­сятилетия минувшего века.

Но в силу целого ряда объективных и субъективных причин "Баерн" и "Баден" ока­зались все же "штучным товаром" (англичане за годы первой мировой войны пополнили свой флот десятью подобными кораблями!) и наивысшим достижением немецкой судостро­ительной промышленности эпохи кайзеровс­кой империи.

По своим боевым возможностям они на­ходились на уровне лучших английских кораблей своего класса, строившихся с ними в одно и то же время — линкоров типов "Куин Элизабет" и "Роял Соверен", а в части обес­печения живучести — существенно опережали своих английских аналогов.

Определённый интерес представляет по­пытка хотя бы "в первом приближении" срав­нить вышеупомянутые корабли.

Английские кораблестроители в гораздо меньшей степени были связаны ограничения­ми, касавшимися размерений и водоизмеще­ния проектируемых линейных кораблей, не­жели их германские коллеги.

В основном, в этом смысле англичан беспокоили лишь габариты сухих доков в ан­глийских базах и портах, в то время как нем­цам требовалось, кроме того, учесть габари­ты Кильского канала и мелководных фарватеров их баз и портов на Северном море и на Балтике. Что же касается требования воз­можно большей идентичности во всём, кроме артиллерии главного калибра, линейных ко­раблей типов "Кёниг" и "Баерн" (очевидно, из соображений экономии средств), то, заме­тим, это сразу же делало последний из них кораблём, весьма далёким от оптимального.

Во-первых, это отразилось на выборе чрезвычайно облегченных 380-мм орудий с очень лёгким снарядом.

Во-вторых, полученные обводы не яви­лись оптимальными с точки зрения ходкости.

В-третьих, толщина и распределение палубного бронирования уже не соответствова­ли требованию защиты хотя бы от пролома боевым снаряжением английского 381-мм фу­гасного снаряда. Это, пожалуй, все самые тя­жёлые "камни", которые можно было бы "бросить" в сторону немецких кораблестрои­телей. В остальном немецкие линкоры выгля­дят просто превосходно на фоне своих анг­лийских противников.

Во-первых: их артиллерия всех калибров (в основном за счёт гильзового заряжания и клиновых затворов) обладала скорострельно­стью на 20-30% более высокой, чем у англи­чан, не говоря о повышенной живучести не­мецких артиллерийских систем. Конечно, ан­глийская 381-мм артиллерийская система об­ладала несколько большей мощностью, неже­ли немецкая 380-мм (например, немецкому 750-кг снаряду английское орудие своим рабочим давлением могло бы сообщить на­чальную скорость 835 м/сек ).

Однако английские 381-мм полуброне­бойные и фугасные снаряды не могли на бое­вых дистанциях проникать в целом виде через верхний и, тем более, нижний броневые пояса немецких линкоров, а бронебойные снаряды - через нижний пояс и броню немецких 380-мм башен. Бронирование казематов немецких дредноутов не пробивалось английскими по­лубронебойными и фугасными снарядами при курсовых углах менее 60°. Ничего подоб­ного нельзя заявить на счёт английских лин­коров, находящихся под огнём немецких 380-мм орудий. Будем помнить и о том, что анг­лийский бронебойный снаряд "доютландского" периода не шёл ни в какое сравнение с не­мецким! Англичане по опыту Цусимы делали ставку на полубронебойные и фугасные сна­ряды и жестоко ошиблись при этом!

В сравнении с английской немецкая сис­тема бронирования представлялась несрав­ненно более совершенной и мощной. 330-мм нижние броневые пояса английских линкоров имели недостаточную ширину, а за счёт пере­грузки кораблей уходили глубоко под воду. 152-мм верхние пояса англичан пробивались даже 305-мм немецкими фугасными снаряда­ми (с донными взрывателями). Вертикальное бронирование и у немцев, и у англичан было одинаково недостаточным, тем не менее, нем­цев частично спасала в этом вопросе большая высота их вертикального бронирования.

Английская система подводной конст­руктивной защиты существенно уступала не­мецкой, хотя с использованием жидкого топ­лива англичане в этом вопросе находились в более благоприятном положении, нежели немцы. На немецких линкорах обращает на себя внимание то, что защитные угольные ямы протянулись вдоль бортов на протяже­нии всей цитадели! Такой практики не суще­ствовало более ни в одном флоте мира. Обычно угольные ямы защищали лишь райо­ны котельных и, в редких случаях, ещё и ма­шинных отделений линкоров с угольным отоплением. Трудно представить себе поистине нечеловеческий труд кочегаров на немецких дредноутах, транспортировавших уголь из ям в оконечностях к расходным ямам в районе котельных отделений.

Були, которые англичане с 1917 г. начали "приделывать" к бортам своих линкоров, ока­зались тоже "вещью в себе". Уже в годы вто­рой мировой войны они доставили немало не­приятностей королевскому флоту. Во-первых, при взрыве торпеды у борта затапливались большие объёмы расширительной камеры буля (который ещё и отваливался от борта, бу­дучи непрочно закреплённым к нему). Стреми­тельно нараставший крен приводил к уходу в воду портов 152-мм казематных артустановок и в итоге к опрокидыванию корабля. Пример­но так погибли "Роял Оук" и "Бархэм", а так­же едва не погибли "Резолюшн" и "Малайя". Немецкие же корабли в обеих мировых войнах успешно выдерживали гораздо большее число взрывов мин и торпед.

Главная энергетическая установка не­мецких дредноутов, несмотря на то что это тоже были прямодействующие турбины Парсонса, была гораздо совершеннее и более жи­вучей, нежели у англичан. Так, три немецких паротурбинных агрегата располагались в ше­сти водонепроницаемых отделениях. Каждый агрегат, отметим, являлся автономным. У ан­гличан же (как, впрочем, и на русских дредно­утах) два турбинных агрегата размещались в трех отделениях одного главного водонепро­ницаемого отсека, а работали на четыре валолинии. Таким образом, при затоплении од­ного бортового отделения две валолинии вы­ходили из строя. О затоплении ещё и отсека главных конденсаторов, располагавшегося дальше в корму и разгороженного продоль­ной переборкой, командиры и механики ста­рались вообще не думать.

В заключение следует сказать, что в тех конкретных условиях боевой обстановки, в которых оказался немецкий флот после начала первой мировой войны, его эскадры линкоров оказались малопригодными к боевому приме­нению — при их недостаточной численности в условиях дальней английской блокады им ка­тастрофически не хватало высокой скорости. А вот немецкие линейные крейсера оказались очень востребованы. В отличие от английских кораблей этого подкласса, это были быстро­ходные линкоры, у которых скорость покупа­лась за счёт сокращения числа орудий главно­го калибра, а не уменьшения толщины и пло­щади бронирования, как у англичан.

Недаром немцы уже после начала войны заложили лишь один линкор, но семь линей­ных крейсеров, которые так и не достроили. Три последних из них, принадлежавшие к типу "Эрзац Йорк", практически представля­ли собой на треть увеличенный "Баерн" со скоростью до 27,3 узла! Но это уже совсем другая история...

 

Основные тактико-технические характеристики корабельных артиллерийских установок английских и немецких линкоров периода первой мировой войны

Образец орудия / установки

15"/42 Мk I

38 sm SKC/13 Drh LC/13

13,5"/45 Мk V

12"/50 SКС/06 Drh LC/10

Страна

Англия

Германия

Англия

Германия

Калибр, мм

381

380

343

305

Масса орудия с затвором, кг

101685

77500

77347

51850

Длина орудия, калибров

43,36

45,0

46,36

50,0

Длина канала, калибров

42,0

42,42

45,0

47,41

М асса снаряда, кг

871

750

567/635*

405

Начальная скорость снаряда, м/с

731

800

777/759

855

М асса заряда, кг

196

183

136

122

Расчётное давление, кг/см2

3150

3200

2835

3000

Живучесть, боевых выстрелов

350

250

350

250

Число стволов башенной установки

2

2

2

2

Масса вращающейся части, т

874 - 894

870

640

520

Темп стрельбы, сек.

30. ..60

26. ..53

30. ..60

20. ..45

Досягаемость, каб.

151

112

119

118

Поражающее действие по крупповской сталеникелевой броне, мм

25 каб.

61 8

620

497/505

490

50 каб.

480

474

367/398

358

75 каб

38 1

372

275/307

268

1 00 каб

307

294

214/247

202

1 25 каб

248

226

159/188

152

Примечание: *Здесь и ниже через "/" приведены сведения для лёгкого и тяжёлого бронебойных снарядов, имевшихся в боекомплекте английских 343-мм орудий

 

Тактико-технические элементы немецких и английских линейных кораблей программ 1912-1913 финансовых годов.

Корабль

"Баерн"

"Куин Элизабет"

"Роял Соверен"

Страна

Германия

Англия

Англия

Программа

1913 г.

1912 г.

1913 г.

Вооружение:

1 )Артиллерийское:

установок х стволов — калибр, мм/

длина, калибров, (боекомплект, выстрелов)

4x2—380/45(720);

16x1—149,1/50 (2560);

8 х 1—88/45 (2000)

4x2—381/42 (800);

14x1—152/45 (1820);

2 х 1—76/50 (300)

4x2—381/42 (800);

12x1—152/50 (1560);

8x1—76/50 (300)

Досягаемость ГК, каб.

111

122

122

Огневая производительность ГК, т/мин

14,4

10,4

10,4

2)Торпедное:

подводных торпедных аппаратов — калибр, мм (число торпед)

5 600-мм (20)

4 533-мм (20)

4 533-мм (21)

Конструктивная защита:

1)Бронирование:

 

 

 

главный пояс, мм

350

330

330

верхний пояс, мм

250

152

152

казематы ПМК, мм

170

152

152

палубы, мм

30+30

25+25+25-37

25+25+25-37

скосы, мм

30

25+25

25+25

башни ГК, мм

350-100

330-110

330-110

рубка, мм

350

280

280

Зона свободного маневрирования против бронебойного снаряда, каб:

английского 381 -мм 871 -кг

от 86,1 до 110

немецкого 380-мм 750-кг

от 86,8 до 110

от 86,8 до 110

2)Подводная конструктивная защита:

300

150 без булей;

1 50 без булей;

расчётная сопротивляемость в кг ТНТ

 

250 с булями

250 с булями

Кораблестроительные элемента:

Водоизмещение, т:

 

 

 

конструктивное

28300

27432

26162

полное

32100

30510

28417

наибольшее

32300

33792

31628

Длина, м:

 

 

 

наибольшая

180,3

195,0

189,1

по ватерлинии

179,4

193,4

187,3

Ширина, м

 

 

 

наибольшая

30,0

27,6

27,0

по ватерлинии

30.0

27,6

27,0

Осадка средняя, м

 

 

 

при полном водоизмещении

9.30

9,42

9,14

при наибольшем водоизмещении

9,39

10,22

10,25

Главная энергетическая установка:

 

 

 

число турбинных агрегатов х мощность, л.с.

3x18000

2x28000 (номинал)

2x37500 (перегруз)

2x20000 (номинал)

число валолиний

3

4

4

число главных котлов

14

22

18

Скорость, узлов

22,08

24,22

22,0

при водоизмещении, т

30780

32252

28417

/и развитой мощности, л.с.

/54113

/57130

/40360

Дальность плавания, миль/при скорости,

узлов

5000/12

2390/21

5000/12

2500/22

7000/10

2700/21

Экипаж

1276

1025

940

Примечания:

1) Элементы английских кораблей в метрической системе мер приведены на 1916-17 гг. до монтажа булей дополнительной подводной конструктивной защиты.

2) Принятые сокращения: ГК— главный калибр; ПМК — противоминный калибр; ТНТ — тринитротолуол (тол).

3) Здесь под зоной свободного маневрирования понимается диапазон дистанций, в пределах которого обеспечивается непроникновение к жизненно важным частям корабля вражеских бронебойных снарядов в целом пригодном для разрыва состоянии при маневрировании своего корабля на траверзных курсовых углах.

 

Укрупнённая проектная нагрузка масс в метрических тоннах немецких и английских линейных кораблей программ 1912-1913 финансовых годов

Корабль

"Баерн"

"Куин Элизабет"

"Роял Соверен"

Страна

Германия

Англия

Англия

Программа

1913 г.

1912 г.

1913 г.

Корпус

8530

9042

8768

Бронирование

11410

8738

8382

Вооружение

3980

4623

4643

Механизмы

2210

4267

2590

Снабжение

970

660

762

Топливо

1000

660

914

Запас

200

102

102

Конструктивное водоизмещение

28300

27432

26162