Приложение

 

Подъём в  Скапа-Флоу линейного корабля «Баерн»

(Из сборника статей ЭПРОН № X-XII. Ленинград 1935.)

Инженер М. М. Обольянинов

 

Линейный корабль «Баерн» был затоплен германцами при Скапа-Флоу кверху килем, при­чем глубина затопления была 120 футов и судно имело при этом крен 9°. Обследование устано­вило, что подъем корабля можно осуществить только при помощи воздуха. Глубина воды над килем в носовой части была 65 футов, а в кор­мовой — 85 футов.

Производство работ осуществлялось посред­ством- установки семи шахт, расположенных по длине корабля, высотой от 70-90 футов каждая, в зависимости от места расположения. Диаметр шахт в нижней части был 10 фут., а в самой верхней 4. Шахты изготовлялись частями, испытывались на давление 90 фунтов на кв.дюйм и крепились при помощи болтов и оттяжек к днищу корабля, уста­навливаясь в собранном виде (фото. 1).

Вес каждой шахты, в зависимости от дли­ны, был от 15 до 20 т, причем все части их были стандартизированы и взаимозаменяемы.

В целях обеспечить продольную и попереч­ную остойчивость, корабль был разбит на семь отделений, причем была произведена огромная работа по заделке подводных отверстий, съемке и заглушиванию трубопровода. При производстве работ применялся специальный бетон для под­водных работ. От применения ацетилена внутри

линкора пришлось отказаться вследствие присут­ствия газов от разложения органических веществ, что очень осложняло работу и приводило к необ­ходимости на последних стадиях работ периоди­чески производить понижение давления воздуха, дабы избавиться от испорченного (следить за чем входило в обязанности специального химика, пе­риодически производившего его анализ.

Сама подача воздуха производилась с по­мощью пяти компрессоров, установленных на специально оборудованном судне «Берта», об­щей мощностью 2500 куб. фут. в минуту.

В процессе работ, когда таковые были за­кончены и корабль в двух отсеках находился под полным давлением, а в остальных вода была уда­лена только частично — лопнул трубопровод, что повлекло за собой повышение давления в частично осушенных носо­вых отсеках, и корабль неожиданно всплыл, причем в дальнейшем воздух стал быстро вы­ходить через открыв­шийся трубопровод, и кормовая часть ушла под воду с креном 29,5° (фото. 2, 3 и 4). В дальнейшем было установлено, что крен получился благодаря перемещению центра тяже­сти корабля, как следствие выпадения четырех ба­шен общим весом 2500 т. В целях ликвидации это­го крена пришлось затратить около двух недель на производство работ по устройству продольных и поперечных переборок и заделке угольных ям с противоположных крену бортов, следствием чего таковой был уменьшен до 5°.

В дальнейшем, без всякой внешней причины (очевидно, из-за утечки воздуха), корабль получил крен 42° на левый борт и обнаружил стремление лечь на борт, что было предотвращено открытием клапанов и опусканием корабля на дно, достигнув которого, он лег с креном 22° на правый борт.

Доведя в дальнейшем крен до 14° путем увеличения давления в цистернах левого борта и уменьшения в цистернах правого борта, носовую часть снова подняли и при крене в 3° приступили к испытанию остойчиво­сти, что заняло несколь­ко дней.

При подъеме кор­мовая часть после пер­вого движения показа­лась на поверхность че­рез 30 секунд, а через 10 минут показался весь ко­рабль, причем высота всплывшего борта была 10 фут. и крен отсутство­вал (фото. 5, 6 и 7).

Через 24 часа после подъема «Баерн» был отведен на четыре мили и поставлен на мель в рас­стоянии менее километра от базы «Липесе», где в дальнейшем он был подготовлен для буксировки на 260 миль в Розайт, куда направлялся на слом (фото. 8). Ряд прилагаемых фотографий иллюст­рирует отдельные фазы работ по подъему.

 

Иллюстрации
32.jpg
32.jpg
33.jpg
33.jpg
34.jpg
34.jpg
35.jpg
35.jpg

(Составлено по описанию, приведенному в «Shipbuilding and Shipping Record» от 1 ноября 1934 г.).