Для вас в нашей фирме офисный переезд для всех со скидками.

Проектирование и постройка

 

Программа восстановления имперского флота, принятая еще в Веймарской республи­ке (еще как оборонительная и подтвержден­ная позже Гитлером), включала замену шести старых броненосцев на корабли новых типов. Так как Версальский договор запрещал нем­цам строительство линкоров водоизмещением свыше 10.000 тонн, морское командование увидело выход из создавшегося положения только в постройке дизельных кораблей' типа "Deutschland", позже названных "карманными линкорами" в по существу являвшихся круп­ными тяжелыми крейсерами с большой даль­ностью плавания и скоростью 26-28 узлов -сравнительно низкой для крейсеров, но поз­волявшей уходить от существовавших в то время линкоров. Установленное на .них воо­ружение позволяло выдерживать единоборство с любым кораблем, более быстроходным, чем немецкие корабли. Единственное исключение составляли английские линейные крейсеры "Hood", "Renown" и "Repulse" с их 380-мм пушками и скоростью более 30 узлов.

Реализация программы началась в 1929 году с закладки головного броненосца "А" (будущий "Deutschland"), а в течение сле­дующих нескольких лет были заложены два других корабля "Admiral Scheer" (при зак­ладке "В") и "Admiral Graf Spee" (при зак­ладке "С"). Строительство еще одного бро­неносца "D" предусматривалось программой кораблестроения на 1931-34 годы, а во вре­мя встречи Гитлера с командующим имперским флотом адмиралом Эрихом Редером в декабре 1933 года по поводу рассмотрения бюджета на 1934 год,  была утверждена постройка и пятого броненосца "Е".  Во время встречи с Гитлером в июне 1934 года Редер настаивал на максимальном ускорении в выполнении программы постройки броненосцев. Гитлер не возражал и при этом выдвигал требование увеличить толщину бронирования, что вызва­ло бы рост водоизмещения до 19 тысяч тонн (напомним,  что официально объявленное во­доизмещение 10 тысяч тонн для первых трех кораблей было неверно и фактически водоиз­мещение было больше почти на 50 %). Редер не считал увеличение толщины бронирования необходимым и в свою очередь предлагал увеличить калибр и установить третью трехорудийную башню.  Вопрос долго прорабаты­вался и лишь 27 июня 1934 года Гитлер на совещании с Редером дал согласие на уста­новку третьей башни, но высказался катего­рически против увеличения калибра.

Эти колебания, вызвали замедление, а затем и полную остановку работ на уже за­ложенных кораблях "D" и "Е", а вскоре - тем же летом 1934 года в связи с карди­нальным изменением проекта от их достройки вообще, отказались. По измененному проекту, с учетом условий поставленных Гитлером, в 1934 году были заложены новые корабли  "D" и "Е", при спуске получившие названия "Scharnhorst" и "Gneisenau". При их пост­ройке были использованы средства, отпущен­ные в соответствии с контрактом на пост­ройку прежних кораблей.

В начале 1934 года в Управлении Ко­раблестроения Имперского Морского ведомст­ва приступили к разработке проекта новых линкоров типа "F". С самого начала предпо­лагалось, что новые корабли будут явным нарушением всех существующих ограничений, в том числе и Вашингтонского договора 1922 года, лимитировавшего стандартное водоиз­мещение линкоров пределом в 35 тысяч тонн. Главный калибр первоначально предполагался 406 мм, но позже был снижен до 330 мм (в окончательном виде, как известно 380 мм). Новые линкоры были сильнее своих предшест­венников "Scharnhorst" и "Gneisenau" по всем показателям. В то время Англия еще не принималась за явного потенциального про­тивника и потому Германия стремилась к уравновешиванию своего флота с француз­ским. В соответствии с этим технические данные новых немецких кораблей рассчитыва­лись на "перекрывание" французских кораб­лей типа "Dunkerque", но это конечно не позволяет считать, что германские линкоры строились только в противовес новым кораб­лям своего соседа. Их проектные боевые в тактико-технические данные позволяли ус­пешно вести бой с любыми новыми кораблями, строившимися или предполагавшимися к пост­ройке в других странах, а очень большая расчетная дальность плавания достаточно ясно говорила о возможности их использова­ния в качестве рейдера, что затрагивало в первую очередь интересы Британской империи с ее растянутыми коммуникациями и громад­ным коммерческим флотом.

Весной 1934 года был рассмотрен пред­варительный вариант проекта, который вы­рисовывался в следующем виде:

стандартное водоизмещение  35.000 тонн;

артиллерия  - 8 330-мм,  12 150-мм и 16 105-мм орудий;

броня борта - цитадель 356 мм, нос и корма 150 мм;

броня палуб - верхней палубы 50 мм, главной 100 мм (скосы 120 мм);

барбеты - башен ГК 350 мм, башен СК 150 мм;

боевая рубка - 400 мм.

Однако последующие перерасчеты выяви­ли необходимость снижения веса бронирова­ния. Броня цитадели была уменьшена до 320 мм, а в оконечностях утоньшена почти вдвое - в носу до 70 мм, в корме до 90 мм.

2 октября 1934 года на совещании ко­мандования встал вопрос о скорости кораб­ля. Было решено, что новые корабли должны ходить не менее 33 узлов при форсировании механизмов и 30 узлов в долговременном ре­жиме и превосходить линкоры типа "Dunkerque" с их 31 узлом. Для обеспечения такой скорости была выбрана турбоэлектрическая энергетическая установка мощностью 100.000 л.с. на валах. Экономическая скорость пред­полагалась 21 узел. Несмотря на такое ре­шение ставки все расчеты показывали, что превысить 29 узлов вряд ли удастся, так как водоизмещение ухе превысило 37.200 тонн, а Редер к тому же выдвинул ряд новых требований, в числе которых было увеличе­ние калибра до 350 мм, что одно только вызвало бы новое увеличение водоизмещения на 1600 тонн. Через три месяца, в январе 1935 года, Редер добился и окончательно утвердил в качестве главного калибра 350-мм орудия, потребовав выполнения сле­дующих показателей для орудий:

начальная скорость вылета снаряда             875 м/сек.

вес снаряда                                                      625 кг.

вес заряда                                                        232 кг.

скорострельность                                           2,3 выстр/мин.

вес орудия                                                       114,9 т.

скорострельность при полных залпах         18,4 выстр/мин.

Главную энергетическую установку пред­полагалось разделить на три автономные ус­тановки, каждая из которых включала бы 1 турбогенератор и 2 котла в раздельных по­мещениях. Соответственно предполагалось и три винта.

В начале апреля 1935 года в Главном Штабе Командования ВС рассматривался воп­рос о возможности войны с Великобританией. Это вызвало новые колебания в отношении калибра главной артиллерии. Для получения достаточно эффективного огня было необхо­димо принять калибр не менее 380 мм, что давало минимальное водоизмещение готовых кораблей 39.000 тонн и никак не попадало в рамки 35-тысячетонных ограничений. Для сокрытия этих данных Редер дал секретное распоряжение во всех документах указывать стандартное водоизмещение 35.000 тонн.

 

Вариант вооружения ГК

Вариант проекта

Водоизмещение

ед. изм.

 

8-350 мм

основн.   уменьш.

41000      39000

8 - 380 мм

основн.   уменьш.

  43000    39800

Проектная осадка

м.

9,25

8,80

9,40

8,80

Длина по КВЛ

м.

243

243

250

250

Ширина по КВЛ

м.

36

36

36

36

Проектная скорость

уз.

27/28

28

27/28

28

Броня борта в средней части

мм.

320

290

320

260

Броня борта в носовой части

мм.

70

70

70

70

Броня борта в кормовой части

мм.

90

80

90

80

Броня барбетов башен ГК

мм.

320

290

320

255

Броня барбетов башен СК

ми.

150

125

150

125

Броня боевой рубки

мм.

350

350

350

350

Противоторпедная переборка

мм.

45

45

45

45

Броня палуб над боепогребами

мм.

100

90

100

90

Броня палуб над румпельным отделением

мм.

100

85

100

85

Броня верхней палубы

мм.

50

45

50

45

 

Остро встала еще одна проблема, ре­шить которую простым изменением проекта было невозможно. Громадные размеры и наи­большая из всех линкоров мира ширина ко­рабля ограничивали возможность докования (не говоря уже о трудностях прохода Кильским каналом). Такую работу могло про­извести лишь несколько доков. Это плаваю­щий док Ллойда ("Kaieerdock" в Бремене, плавающий док V/VI фирмы "Blohm und Voss" в Гамбурге и 60-тонный плавающий док фирмы "Deutsche Wercke" в Киле. Еще один док (на государственной верфи в Вильгельмсхафене) мог принять линкор лишь максимально разгруженным, так как грузоподъемность дока не превышала 40.000 тонн, а принятый в то время проект линкора при длине 250 м, ши­рине 36 м и неизменной толщине бронирова­ния доходил по стандартному водоизмещению до 43.00 тонн.

В мае 1935 года был окончательно ре­шен вопрос о силовой установке. Так как Главное командование германского флота приняло решение об оснащении всех новых кораблей паротурбинными установками с по­вышенными параметрами пара, были выбраны паротурбинные агрегаты с зубчатой переда­чей и котлы высокого давления (12 котлов в шести КО). Произведенные расчеты давали скорость не более 30 узлов, дальность пла­вания 8000 миль 19-узловым ходом.

Тогда же решился и вопрос с вооруже­нием корабля: четыре двухорудийные башни главного 380-мм калибра. Средний калибр выбран в 150 мм, зенитная артиллерия даль­него действия - 105 мм, ближнего действия - 37 мм. зенитные автоматы.

При выбранной толщине броня могла вы­держивать прямое попадание снаряда 380-мм калибра с расстояния 20-30 км и взрыв тор­педы с весом заряда 250 кг ТНТ.

Характерно отсутствие бортовой авиа­ция на первом этапе проектирования, кото­рая была включена в проект позже и состоя­ла в то время из катапульты и нескольких гидросамолетов.

С постройкой кораблей такой величины тоже возникли некоторые проблемы, так как только четыре верфи имели подходящие ста­пели, а именно: казенная верфь "Kriegsmarine" в Вильгельмсхафене, "Deutsche Werke" в Киле, "Blohm und Voss" в Гамбурге и "A.G. Weser" в Бремене, из которых две первых вели постройку линкоров "Scharnhorst" и "Gneisenau", то само собой в расчет прихо­дилось принимать только верфи в Гамбурге и Бремене, которым и предполагалось заказать постройку двух кораблей нового типа. Го­ловной корабль "F" был заказан верфи "Blohm und Voss" в Гамбурге и в бюджетных документах он проходил под наименованием "Ersatz Hannover". Контракт на строи­тельство второго корабля "Tirpitz" получи­ла освободившая свой стапель казенная верфь в Вильгельмсхафене.

1 июля 1936 года на стапеле N-9 - на­ибольшем на верфи "Blohm und Voss" в присутствии дирекции предприятия и пред­ставителей командования военно-морского флота и Управления кораблестроения был установлен на кильблоки небольшой прямоу­гольный лист, размером 2 х 9 м. Так была начата постройка корабля, получившего за­водской строительный номер 509 и известно­го нам как "Bismarck". Корабль был назван в честь известного немецкого политика Отто Эдуарда Леопольда фон Бисмарка, князя Шенгаузена, герцога Лауенбургского (1815-1898) - первого рейхсканцлера Германской Империи. В немецком военном флоте ухе были корабли, носящие это имя. Первый из них - корвет "Bismarck" был спущен на воду в 1877 году, другой - броненосный крейсер "Furst Bismarck" сошел со стапеля в Киле в 1897 году. В 1917 году во время боевых действий потоплен одноименный рыболовный траулер, мобилизованный для военных целей. В декабре 1936 года были установлены построечные леса и продольные и поперечные помосты. Работы по созданию корабля велись круглосуточно и х октябрю следующего года корпус был сформирован до уровня броневой палубы. Еще продолжались работы на броневых скосах и в носовых отсеках. До конца года были закончены работы по формированию отсеков подводной противоторпедной защиты. В новом, 1938 году, темп работ не замед­лился. С января велись работы на броневой палубе, между форштевнем и барбетом башни "А". Заканчивалась установка барбетов но­совых башен СК с обоих бортов, монтирова­лась противоторпедная переборка. В начале весны продолжались примерно «те же работы, но уже были полностью установлены все остальные барбеты СК и заканчивался монтаж барбета ГК "С". А к апрелю уже велись ра­боты на артиллерийской палубе, устанавли­вались противоторпедные переборки.

В мае 1938 года в штабе Военно-Морс­ких сил Германии ("Kriegsmarine") во время встречи Редера с представителями всех за­интересованных ведомств и фирм было заяв­лено, что постройку линкора следует уско­рить, а спуск на воду произвести в середи­не марта 1939 года. На окончательную дост­ройку отводилось, не более полутора лет. Предполагалось., что установка, монтаж и наладка котлов займет около года, а полное насыщение помещений энергетической уста­новки планировалось закончить не позднее декабря 1939 года.

Неожиданное решение Гитлера об изменении сроков окончательной готовности линкоров и ввода их в строй 1 декабря 1940 и 1 января 1941 года внесло смятение и вызвало расстройство графика постройки. Тем не менее по утверждениям строителей кораблей сроки могли быть выдержаны, но лишь при условии своевременной поставки главных механизмов. Однако Управление воо­ружения указало, что в поставленные Гитле­ром сроки тяжелая артиллерия, заказ на проектирование которой был выдан в 1934 году, не может быть изготовлена и предло­жило перенести сроки готовности на 4-5 месяцев. Первая башня ГК, по их мнению должна была битв готова в декабре 1938 го­да. Тем не менее сроки перенесены не были и, забегая вперед при описании событий, следует сказать, что они оказались выпол­нены и даже перевыполнены, что достигалось полной мобилизацией всех мощностей верфей на строительство линкоров. Головной ко­рабль был спущен на воду на месяц раньше назначенного срока, а флоту передан с еще большим опережением, составлявшим три месяца.

В сентябре 1938 года были закончены работы по настилке верхней палубы. Уже об­рисовался силуэт корпуса корабля, были за­кончены работы по монтажу барбетов башен главного и среднего калибра, кроме барбета башни "Anton", установка которого заканчи­валась. Интенсивно велись работы в шахтах и помещениях МО. К концу года уже начался монтаж надстроек и еще до празднования Рождества были настланы палубы первого яруса. По корпусу работы были почти закончены, началась предспусковая покраска. В январе на форштевне установили герб. Нача­лось строительство трибуны для почетных гостей, приглашенных на спуск линкора. В феврале работы по подготовке к спуску были почти закончены.

14 февраля 1939 года в торжественной обстановке, в присутствии множества приг­лашенных гостей линкор "Bismarck" сошел на воду. Особую торжественность придавало присутствие самого канцлера третьего рейха Гитлера. Крестной матерью корабля была внучка князя фон Бисмарка госпожа Dorothea von Loewenfeld. Сам спуск корабля не стал лучшими минутами для линкора - уже нахо­дясь на воде "Bismarck" кормой ударил на­ходившееся рядом пассажирское судно "Vaterland". В результате на линкоре оказа­лась вдавлена корма, но повреждения были незначительны.

Сразу после спуска на линкоре возоб­новились работы. По результатам плаваний крупных кораблей в Атлантике было решено изменить форму форштевня, сделав его в надводной части гораздо более наклонным к воде - так называемая атлантическая фор­ма". В связи с этим на корабле сняли герб и демонтировали полуклюзы, которые так же получили иную форму.

В апреле на корабле интенсивно велись работы по монтажу носовой надстройки, а к июню приступили к установке грот-мачты и монтированию ангара гидросамолетов.

С 12 июня по 14 июля "Bismarck" стоял в доке N-IV на верфи "Blohm und Voss". Be корабле были укреплены гребные винты (пе­ред спуском на линкоре были установлены только валы с, конусными наконечниками) и одновременно установлены гидрофоны на обо­их бортах и обмотка размагничивания кораб­ля NES. Окраску подводной частя проводили гамбургская фирма "Dreews". Корабль гото­вили к передаче флоту.