Защита линейных кораблей типа "Bismarck"

 

Линкоры типа "Bismarck" вмели систе­му бронирования цитадельного типа с тради­ционным для немецких кораблей низким расположением броневой палубы. Все броне­вые материалы для линкора изготовлялись заводами концерна Крупна.

Метод изготовления Крупповской про­катной стали (Krupp Halzstahl) или как ее стали позже называть "Крупповская цементированная броня" (КС - Krupp Cementiert) был изобретен в конце прошлого столетия и с того времени претерпел ряд незначительных усовершенствований. Однако только после Первой мировой войны металлурги разработа­ли качественно новые технологии изготовле­ния подобной брони. Достигалось это посредством стальных сплавов, но в основе оставался все тот же "Метод Крупна" (Krupp-Verfahren). Первоначально броневые сплавы включали добавки никеля, хрома в марганца. Позднее стали добавлять ванадий, а затем молибден и вольфрам. Ниже показан состав брони, применявшейся на "Bismarck".

Необходимое процентное содержание уг­лерода в верхнем слое брони достигалось специальной обработкой в плавильной печи. Глубина проникновения углерода зависела от времени этого процесса. После достаточного охлаждения производили механическую обра­ботку (формовку или изгиб). Затем получен­ные плиты медленно нагревали до определен­ной температуры и сразу мгновенно охлажда­ли поверхностный слой, насыщенный углеро­дом, придавая ему высокую твердость. Ма­териал ниже цементированного слоя оста­вался сравнительно мягким.

Больших успехов достигли немецкие ин­женеры и в изготовлении более тонкой бро­ни. Широкое применение электросварки на новых кораблях привели их к идее сварного соединения броневых листов, однако приме­нявшаяся ранее броневая сталь KNC ('подобна КС, но нецементированная) и никелевая сталь не подходили для этих целей. Поэтому были разработаны специальные виды броневых сталей, получивших название "Wh" (Wotan hart) и "Ww" (Wotan weich) - соответствен­но закаленная и мягкая броневая сталь. Они легко сваривались, однако для этого требо­вались специальные, сравнительно дорогие электроды. Их удалось заменить более деше­выми, не требующими большого применения редких металлов, которые Германия экспор­тировала .

 

Компонент

 

Углерод (С)

Никель (Ni)

KCnA

 

0,34 %

3,78 %

KCaA

 

0,37 %

4,10 %

Марганец (Mn)

0,31 %

0,30 %

Хром (Cr)

2,06 %

1,89 %

 

        временное сопротивление на разрыв    удлинение                предел текучести

Wh

85-95 кг/кв. мм.

20 %

50-55 кг/кв.мм.

Ww

65-75 кг/кв. мм.

25 %

38-40 кг/кв.мм.

KNC

ок.69 кг/кв. мм.

15 %

ок.53 кг/кв. мм.

52КМ

52-64 кг/кв. мм.

22-24 %

бол. 34 кг/кв. мм.

 

Стали "Ww" в "Wh" изготовлялись тол­щиной от 10 до 150 мм и впервые применя­лись на линкорах "Scharnhorst" и "Gneisenau" .

 

Вертикальное бронирование

 

Цитадель линкоров типа "Bismarck" имела длину 171,40 метра в высоту 7 мет­ров. В носу и корме она ограничивалась броневыми траверзами. Плиты главного в верхнего поясов были изготовлены из цемен­тированной брони Круппа KCnA и укладыва­лись на тиковую подкладку толщиной 50 мм.

Пояс брони по ватерлинии вмел толщину 320 мм, но в нижней части толщина плавно снижалась до 170 мм. По высоте главный по­яс начинался от нижней кромки скосов глав­ной броневой палубы в доходил до средней палубы, выше которой борт бронировался плитами1 верхнего пояса (в немецком флоте такой пояс называли казематом) толщиной 145 мм.

Позади пояса, на расстоянии 5,5 метров от борта была устроена противоосколочная продольная броневая переборка толщиной 30 мм., изготовленная из мягкой броневой стали "Ww". По высоте она начиналась от броневой палубы и доходила до верхней. Эта переборка продолжалась и ниже броневой палубы, но здесь она уже входила в конструктивную подводную защиту корабля, образуя противоторпедную переборку, и име­ла толщину 45 мм. Противоторпедная и противоосколочная переборки проходили вдоль борта корабля по всей длине цитадели и имели протяженность 170,7 метра.

Кормовой траверз цитадели был распо­ложен в 33,4 метра от кормы и имел толщину 110 мм между броневой и средней палубами и 145 мм между, средней и верхней палубами. Носовой траверз соответственно вмел толщи­ну 220/180 мм и 145 мм. Он помещался на. расстоянии 201,6 м. от кормы. Кроме наз­ванных траверзов бронировались также неко­торые поперечные переборки внутри цитаде­ли. Их расположение показано на схеме. Ни­же броневой палубы толщина этих переборок была 150 мм., выше - 100-145 мм.

Кроме основных бронетраверзов, огра­ничивающих в оконечностях цитадель, в кор­ме, на расстоянии 11,3 м. от ахтерштевня была установлена специальная бронепереборка для защиты румпельного отделения, имею­щая толщину 150 мм. Выше уровня броневой палубы (и в самой нижней части - под настилом) эта переборка утоньшалась до 45 мм.

Носовая часть борта вне цитадели, длиной 38,5 метров, защищалась б0-мм листами из закаленной броневой стали "Ww". Кормовая часть позади бронетраверза на длине 31,4 метра бронировалась 80-мм листами тоже из закаленной брони.

 

Палубное бронирование

 

Вся палубная броня изготовлялась из закаленной броневой стали "Wh".

Главная броневая палуба внутри цита­дели располагалась несколько выше ватерли­нии. Плиты палубы имели толщину 80 мм. в горизонтальной части и 100 мм на скосах, угол наклона которых был сравнительно не­большим. Над боепогребами главной артилле­рии толщина палубы увеличивалась до 100 мм, а на скосах - до 120 мм.

В оконечностях, вне цитадели, главная палуба не бронировалась, но несколько ниже (уже под ватерлинией) от кормового бронетраверза цитадели до траверза румпельного отделения на уровне верхней платформы была устроена специальная броневая промежуточ­ная палуба защищающая рулевое управление корабля. Толщина, плит этой палубы 110 мм. Вне траверза румпельного отделения эта па­луба не продолжалась. В носовой части главная палуба вне цитадели также не бро­нировалась, но, от носового траверза до форштевня шла бронированная тонкими, 20-мм листами, верхняя платформа.

Верхняя палуба линкора имела легкое бронирование. Внутри цитадели, между бро­невыми траверзами, ее толщина равнялась 50 мм, а в оконечностях (вне цитадели) умень­шалась до 20 мм.

 

Броневая защита артиллерии

 

Весь броневой материал для защиты ар­тиллерии изготовлялся из цементированной брони Крупна "KCnA".

Барбеты башен главного калибра брони­ровались только выше броневой палубы и по высоте до верхней палубы имели толщину 220 мм (следует учесть, что дополнительную защиту им составляла бортовая броня). Над верхней палубой толщина плит барбетов уве­личивалась до 340 мм.

Башни главного калибра в лобовой части защищались плитами толщиной 360 мм, боковые части башен - 150-220 мм, а тыль­ная сторона - 320 мм. Толщина плит горизонтальной части крыши башен равнялась 150 мм, а скошенные плиты крыши имели толщину 180 мм. Неприкрытая барбетами палуба башен защищалась плитами толщиной 50-150 мм.

Барбеты башен среднего калибра опира­лись на броневую палубу, но по высоте до верхней палубы собственной брони не имели, в их защиту составляли только плиты броне­вого борта. Над верхней палубой толщина плит барбетов равнялась 100 мм.

Башни среднего калибра в лобовой части защищались 100-мм плитами, а по бо­кам и сзади 40-мм. Наклоненная крыша задней часта башен (на средних башнях она го­ризонтальная, что было вызвано установкой дальномеров) имела толщину 20 мм, в перед­ней части 35 мм. Неприкрытая барбетами часть палубы башен 20 мм. Броневые щиты 105-мм артиллерии защищались 20-мм противоосколочной броней.

 

Броневая защита верхних помещений

 

Защищенные броней помещения выше отк­рытой палубы в основном имели легкое бро­нирование. Исключением была боевая рубка. Весь броневой материал для них, как и для артиллерии, был изготовлен из цементированной брони Крупна "KCnA".

Носовая боевая рубка бронировалась 350-мм плитами, крыша и дно - 220-мм. Дальномерный пост на крыше рубки защищался плитами 100 мм (крыша), 200 мм (вертикаль­ная броня) и 50 мм (палуба). Вертикальная шахта от центрального поста (ниже броневой палубы) до боевой рубки защищалась 220-мм плитами.

Кормовая боевая рубка была защищена гораздо слабее. Вертикальная броня состоя­ла из 150-мм плит, крыша и палуба - из 30-мм. Наклонная шахта от рубки до броне­вой палубы - 50 мм. Дальномерный пост на крыше защищался 100-мм броней, его крыша 50 мм, палуба 30 мм.

Верхний Дальномерный пост и пост уп­равления стрельбой защищались 60-мм бро­ней, крыша и палуба - 20-мм.

 

Конструктивная подводная защита

 

Как уже отмечалось линкоры типа "Bismarck" имели низкорасположенную броневую палубу. Главное преимущество такого распо­ложения - ограничение распространения воды вверх при повреждении борта ниже ватерли­нии (конечно при условии целостности самой палубы). Другое, не менее важное преиму­щество - это отсутствие в полностью затоп­ленных отсеках опасных для корабля свобод­ных поверхностей воды, которые при их на­личии перемешаются к наклоненному борту, одновременно отступая от противоположного, еще более увеличивая крен корабля. На ко­рабле с низкой палубой вода заполняет отсек до уровня моря, но даже при значи­тельном крене на корабле во внутреннем пространстве не остается места для переме­щения значительной массы воды. К тому же в этом случае центр тяжести затопленных объ­емов располагается очень низко, что в не­которой степени даже улучшает остойчивость корабля.

Однако имеются и слабые стороны такой конструкции. В случае, если корабль полу­чил бы более или менее значительный крен, а надводный борт оказался бы разрушен, например, пояс был бы пробит снарядами и в результате крена погрузился бы в воду, то распространение воды выше главной палубы создавало угрозу остойчивости корабля. Примерно такая ситуация возникла при гибе­ли линкора "Tirpitz", однотипного с "Bis­marck" , когда надводный борт оказался разрушен на большом протяжении и в подводной и в надводной части в результате воздейст­вия очень мощных (5,5 тонн) авиационных бомб. Эта неприятная для корабля ситуация на линкоре с низкорасположенной палубой усугублялась тем, что обычно линкоры имели более или менее мощную конструктивную под­водную защиту, и зачастую противоторпедная переборка выдерживала подводные взрывы и, выполняя свое назначение, ограничивала распространение воды поперек корабля, но в то же время создавая большой кренящий мо­мент. Контрзатопление выравнивало крен, но одновременно увеличивало осадку кораб­ля, еще более понижая высоту бронепалубы относительно уровня воды. Конечно, этот недостаток являлся вынужденным, так как повреждение переборки, вызвало бы затопле­ние еще больших объемов и, следовательно, еще большую осадку, но для корабля, имею­щего сравнительно небольшой запас плаву­чести защищенных помещений (а именно таки­ми являются корабли с низкой бронепалубой) подобная ситуация при определенных услови­ях может создать угрозу потопления даже при неповрежденной цитадели.

Конструктивная подводная защита (КПЗ) линкора "Bismarck" имела ширину 5,4 м. на каждый борт, что в то время считалось дос­таточно большой величиной. Однако, учиты­вая, что меньшие по размерам линкоры типа "Scharnhorst" имели подводную защиту такой же ширины, можно считать, что на "Bis­marck" ее можно было сделать и мощнее. При этом даже не обязательно было увеличивать ее ширину, так как КПЗ линкоров типа "Bis­marck" имела ряд принципиальных недостат­ков, которые сыграли немаловажную роль в судьбе корабля:

1) КПЗ была рассчитана (и испытана) на противодействие 300-350 кг взрывчатого ве­щества типа ТГА (тротил-гексоген-алюминий), что эквивалентно примерно 400-500 кг ТНТ (тринитротолуол, иначе - тротил) и та­ким образом оказалась лишь на верхнем пре­деле сопротивляемости против английских корабельных торпед. В оконечностях КПЗ бы­ла еще слабее (сопротивляемость только 200 кг ТГА);

2) ненадежное крепление верхней кром­ки броневой противоторпедной  переборки (это же  было присуще и линкорам типа "Scharnhorst",  что выявилось во  время испытаний отсеков КПЗ),  а также стыковых соединений отдельных листов переборки;

3) отсутствие фильтрационных отсеков в системе КПЗ (также как и на  "Scharn­horst"),  которая устраивается позади про­тивоторпедной переборки и предназначается для ограничения распространения воды в случае повреждения переборки. Ввиду этого, на "Bismarck" противоторпедная переборка служила не только для ограничения зоны разрушений при подводном взрыве, но средством предупреждения распространения воды. На нее было возложено слишком много неоп­равданных надежд.  Этот недостаток был уч­тен немцами, и в проекте следующих кораб­лей типа "Н" - "N" фильтрационные отсеки уже предусматривались).

Несмотря на вышесказанное у читателя не должно складываться мнение, что корабли типа "Bismarck" обладали слабой защитой. Наоборот, несмотря на недостатки, линкоры показали гораздо лучную живучесть, чем большинство кораблей этого класса. Немец­кие линкоры имели хорошее распределение водонепроницаемых помещений и мощную противокреновую систему. И хотя и "Bismarck", и "Tirpitz" (также как и "Scharnhorst") затонули перевернувшись через борт это произошло только после получения таких повреждений, которых не выдержал бы ника­кой другой соизмеримый с ними корабль. К этому можно добавить, что торпеды попавшие в оконечности, несмотря на значительные разрушения не придави кораблям слишком больших кренов, чего нельзя сказать о большинстве линкоров других стран. Для мно­гих линкоров в годы последней войны оказа­лась гибельной именно потеря плавучести из-за затопления оконечностей, защите ко­торых при проектировании не придавали серьезного значения. "Bismarck" же, прев­ратившись в груду лома, полыхая пожарами от носа до кормы достаточно долго сохранял ход (хотя и небольшой) и был потоплен только после того, как были выведены из действия все его орудия, и он не мог ока­зать должного сопротивления. Следует отме­тить, что во многом этому способствовала не только хорошо продуманная система защи­ты, но отлично организованная борьба за поддержание живучести и прекрасная выучка личного состава.

Конструктивная защита с низкорасполо­женной палубой в отношении подводных взры­вов показала себя очень хорошо, а система бронирования с толстым поясом и малым уг­лом скоса броневой палубы оказалась достаточно эффективной против английских 356-мм и 406-мм снарядов. Последующий опыт войны показал, что для потопления современного для того времени линкора было недостаточно разрушительного действия одних только сна­рядов. И хотя в ходе войны такие случаи были, их скорее можно отнести к случайным исключениям из правила, тем более, что это были модернизированные линкоры времен Пер­вой мировой войны. Для уничтожения совре­менного, хорошо защищенного линкора было необходимо воздействие гораздо более мощ­ных видов боеприпасов - таких как торпеда или тяжелые авиабомбы. И следует отдать должное немецким конструкторам, которые даже после блестящего успеха немецкой ар­тиллерии в Ютландском бою, смогли увидеть истинную угрозу для "плавучих крепостей" и на своих кораблях четко разграничили функции защиты: против снарядов - бортовая броня и палубные скосы, против торпед - низкая бронепалуба и конструктивная защита.