Состав штатного вооружения линейного корабля "Bismarck"

 

8 380-мм орудий SK.C/34 в четырех башенных установках С/34. Запас боеприпасов: 120 снарядов на ствол.

12 150-мм орудий SK.C/28 в шести башенных установках С/34. Запас боеприпасов: 150 снарядов на ствол.

16 105-мм орудий SK.C/33 в спаренных установках двух типов систем: 8 орудия в двух установках С/34, 8 орудий в четырех установках С/37. Запас боеприпасов: 420 снарядов на ствол.

16 37-мм зенитных автоматов SK.C/30 в спаренных установках L.C/30. Запас боеприпасов: 2000 патронов на ствол.

12 20-мм зенитных пулеметов MG.C/30 в одинарных установках С/30. Запас боеприпасов: 2000 патронов на ствол.

 

Артиллерия главного калибра

 

Главная артиллерия линкора "Bismarck" с калибром 380 мм была выбрана по аналогии с орудиями SK.C/13 линкоров типа "Bayern", также калибра 380 мм.

Выбор калибра для линкоров в то время создавал большую трудность при составлении технического задания. Во время разработки проекта "Bismarck" калибр главной артилле­рии неоднократно менялся, велись одновре­менные проработки нескольких вариантов проектов для разных калибров. Но при всем этом внимание главным образом обращалось на то, что в бою важнее, чтобы отдельные попадания пробивали броню противника и взрывались внутри, в жизненно-важных час­тях корабля, а не простое стремление уве­личить количество попаданий для достижения максимально-возможного разрушения корпуса. Немцам было необходимо найти компромиссное решение между скорострельностью орудий сравнительно небольшого калибра и эффек­тивностью отдельных попаданий снарядов крупных калибров. По их мнению наиболее полно этой задаче отвечали 380-мм орудия, опыт создания которых немцы уже имели. Выбранный калибр обеспечивал достаточную живучесть ствола, так как при сравнительно одинаковой начальной скорости снарядов (в пределах 800-850 м/сек.) износ стволов растет с увеличением калибра. Орудия ка­либром 356 мм (и ниже) были признаны мало­эффективными, а по скорострельности они ничем не превосходили 380-мм.орудия, так как в это время большой вес боеприпасов крупных орудий уже не был тормозящим фак­тором, Эта проблема решалась простым уве­личением мощности башенных механизмов.

Новые орудия для линкора "Bismarck" были изготовлены оружейными заводами "Mau­ser" и прошли испытания уже во время строительства корабля, после чего они были приняты на вооружение под кодом "38-см SK.C/34" - скорострельные орудия произ­водства 1934 года (SK - Schnelladekanone, С - Konstruktionsjahr).

Конструктивно орудия делались четырехслойными, со свободной внутренней тру­бой, которую при сильном износе можно было заменить в течении нескольких дней. Приме­нялся горизонтальный, скользящий замок.

Корабль имел 8 орудий установленных в 4 башнях в носу и корме. Башни были обоз­начены по сигнальному коду ВМФ, начиная с носа: "Anton", "Bruno", "Cesar" и "Dora". Принципиально башенные установки по конст­рукции не отличались от общепринятой в других странах схемы. Барбеты банен опира­лись на броневую палубу, ниже которой были расположены боевые погреба. Основные ба­шенные механизмы приводились в движение гидравлической системой, давление в кото­рой создавалось двумя электронасосами. Ра­бочее давление системы равнялось приблизи­тельно 70,3 кг/кв.см. В качестве наполни­теля системы использовалась рабочая смесь из дистиллированной воды и глицерина в равных долях с небольшим добавлением кас­торового масла в качестве смазки. Немцы не использовали для этих целей различные масла из-за их пожароопасности.

Как и на большинстве линкоров всех других стран зарядный погреб находился под снарядным. Снаряды подавались из подбашенных помещений подъемниками в башню и на специальном перегрузочном лотке разворачи­вался в зарядное положение и затем пода­вался в ствол орудия досылателем цепного типа. Заряд подавался в пространство между орудиями, перегружались в ожидающий лоток, который движением поперек башни передвигался в позицию заряжания. Для каждого орудия имелись собственные снарядные и за­рядные подъемники. Все перемещения осу­ществлялись гидравлическим способом, но поскольку в случае сбоя электропитания насосы могли остановиться имелось аварий­ное устройство для подачи боезапаса с руч­ным приводом, эффективность которого была очень сомнительна.

 

Характеристики орудий главного калибра линкора "Bismarck"

Обозначение орудия                              38-cm. SK.C/34

Калибр                                                     380 мм (15")

Диаметр орудия в зарядной части        445,7 мм

Общий вес орудия                                  110,7 тонн

Длина ствола                                           L/52   19630 мм

Длина нарезной части ствола                L/48,5  18405 мм

Длина замковой части                            2230 мм

Количество нарезов                                90

Начальная скорость снаряда                  820 м/сек

Дальность стрельбы                                35550 м. при +30 град.

 

Характеристики башенных установок линкоров типа "Bismarck"

Тип установки                                                  поворотная, типа С/34

Вес установки                                                  1064 тонн

Внутренний диаметр барбета                         10,0 м.

Внутренний диаметр роликового погона      8,75 м.

Расстояние между осями орудий                   3,75 м.

Откат орудия                                                    1,0 м.

Максимальный угол возвышения                  + 30 град.

Угол заряжания                                                +2,5 град.

Максимальный угол снижения                       -5,5 град.

Скорость горизонтальной наводки                 5,4 град/сек.

Скорость вертикальной наводки                     5,0 град/сек.

Сектора обстрела башен "А" и "D"                 290 град.

Сектора обстрела башен "В" и "С"                  270 град.

Количество снарядов в башне                          от 210 до 240

Теоретическая скорострельность                     3,3 выстр/мин.

Промежуток между двумя залпами                 18 сек. на 1 выстр.

 

Характеристики снарядов главного калибра

Бронебойный                                          вес 800 кг, длина 1672 мм

фугасный с донным взрывателем        вес 800 кг, длина 1710 мм

фугасный с головным взрывателем     вес 800 кг, длина 1748 мм

Вес полного заряда                                212 кг

Тип зарядного пороха                            RP.C/38 (RP - Rohfpulver)

 

10.jpg

 

А - ствол

В - броневая плита амбразуры

С - прицел

D - замок

Е - загрузочный лоток

F - дальномер

Q - отвод дыма

Н - досылатель

J - верхняя палуба

К - промежуточная палуба

L - снарядный подъемник

М - главная палуба

N - верхняя платформа

О - нижняя платформа

Р - броня барбета

О - механизм вертикальной наводки

R - система гидравлики

S - опорный цилиндр

Т - роликовый погон

U - зарядный погреб

 

Артиллерия среднего калибра

 

Артиллерия среднего калибра состояла из 12 орудий калибра 150 мм SKC/28, разме­шенных попарно в башнях. Над выбором сред­ней артиллерии долго думать не пришлось, был взят обычный для тех времен средний калибр. По конструкции орудия были выпол­нены лейнерными, с вертикальным клиновым затвором.

Каждая башня на правам борту имела свое обозначение: "правобортная I", "правобортная II" и "правобортная III" (считая от носа). Аналогично были обозначены и башни левого борта. Барбеты правобортных и левобортных башен I и III опирались на па­лубу цитадели, а барбеты башен II - на скосы броневой палубы. Углы поворота башен среднего калибра в горизонтальной плоскости были ограничены, вследствие близкого расположения их к надстройкам.

 

Характеристики орудий среднего калибра

Обозначение орудия                       15-cm.SK.C/28

Калибр                                              150 мм (6")

Общий вес орудия                           9025-9080 кг

Длина ствола                                    L/55  8200 мм.

Длина нарезной части ствола         7816 мм.

Количество нарезов                         44

Начальная скорость снаряда           875 м/сек.

Дальность стрельбы                         23 500 м при +40 град.

Живучесть ствола                             ок.1100 выстр.

 

Характеристики башенных установок среднего калибра

Тип установки                                                  С/34

Вес установок I                                                150,3 тонн

Вес установок II                                               131,6 тонн

Вес установок III                                              97,7 тонн

Внутренний диаметр барбета                         4,80 м.

Внутренний диаметр роликового погона      3,83 м.

Максимальный угол возвышения                  +40 град.

Максимальный угол снижения                      - 10 град.

Скорость горизонтальной наводки                9 град/сек.

Скорость вертикальной наводки                    8 град/сек.

Сектора обстрела башен I                               135 град.

Сектора обстрела башен II и III                     150 град.

Количество снарядов в башне                        300

Вес боевого залпа                                            271,8 кг.

Теоретическая скорострельность                   6 выстр/мин.

 

Характеристики снарядов среднего калибра

Бронебойный                                           вес 45 кг, длина 550 мм.

Фугасный с донным взрывателем         вес 45,3 кг, длина 578,5 мм.

Фугасный с головным взрывателем      вес 45,3 кг, длина 655 мм.

Вес полного заряда                                 вес 23,5 кг, длина 655 мм.

Тип зарядного пороха                             RP.C/32 (RP - Rohrpulver)

 

Зенитная артиллерия дальнего действия

 

Все зенитные орудия дальнего действия размещались на носовой и кормовой надстройках.

16 орудий калибра 105 мм SKC/33 уста­навливались на корабле в два этапа. Две первых установки были смонтированы на носовой надстройке еще в июне-июле 1940 года-, когда корабль находился на верфи "Blohm und Voss" в Гамбурге. Орудия монти­ровались на спаренном лафете сравнительно устаревшей конструкции С/34. Оснащение та­кого мощного корабля несовременным воору­жением было вызвано отсутствием более сов­ременных зениток на складах Круппа и "Rheinishe Metallwarenfabrik", где имелись только орудия на лафетах старой конструк­ции . Остальные орудия были .переданы на проданный в Советский Союз недостроенный крейсер "Lutzow". Согласие немецкого морского командования на установку этих орудий позволило выдержать срок сдачи ко­рабля в эксплуатацию в августе и таким об­разом было выиграно время для производства нужного количества новых орудий к ' концу года. Остальные, более совершенные уста­новки Dopp.L.C/37, были смонтированы во время стоянки линкора в Гдыне 4-18 ноября 1940 года.

В зенитных установках обоих систем использовалось одно и то же 105-мм.орудие лейнерной конструкции, с вертикальным кли­новым затвором.

Основное отличие новой конструкции зенитной установки было в применении более быстрых механизмов наведения, соответству­ющих возросшим скоростям самолетов. Кроме того, новая конструкция была несколько легче. Внешне они незначительно отличались формой защитных кожухов.

Каждое орудие имело свое обозначение и аналогично орудиям 150-мм калибра назы­вались правобортными и левобортными, с ну­мерацией, начиная от носа.

 

Характеристики орудий зенитного калибра

Обозначение орудия                          105-cm SK.C/33

Калибр                                                 105 мм.

Общий вес орудия                              4560 кг.

Длина ствола                                       6840 мм.

Длина нарезной части ствола            6349 мм.

Количество нарезов                            36

Начальная скорость снаряда             900 м/сек.

Дальность стрельбы наибольшая      17700 м.

Досягаемость по высоте                     12 500 м.

Живучесть ствола                                ок.2950 выстр.

 

Характеристики артиллерийских установок зенитного калибра

Тип установки                                         С/34                      С/37

Вес орудия с лафетом                             6130 кг                 5270 кг

Вес установки                                          27350 кг               26425 кг

Максимальный угол возвышения          + 80 град.            + 80 град.

Максимальный угол снижения              - 8 град.               - 10 град.

Скорость гориз. наводки (электрич.)     8 град/сек.           8,5 град/сек.

Скорость гориз. наводки (ручной)         1,5 гр/сек.            1,5 град/сек.

Скорость вертикальной наводки           1,33 гр/сек.          1,76 гр/сек.

Количество снарядов в башне                6720                    6720

Теоретическая скорострельность          15 выстр/мин.     15 выстр/мин.

 

Легкая зенитная артиллерия

 

В состав зенитного вооружения ближне­го действия линейного корабля входило шестнадцать автоматических пушек SK.C/30 калибра 37 мм., с длиной ствола 83 калиб­ра, размещенных на лафетах LC/30 в спарен­ных установках на полукруглых вращающихся платформах. Эти довольно удачные установки производились, на оружейном заводе "Rheinishe Metallwarenfabrik".

Они имели превосходную трехкоординатную ориентацию на цель с большими углами возвышения стволов - от +85 до -10 граду­сов. Теоретическая скорострельность 80 выстрелов в минуту, но практически состав­ляла только 30 выстрелов, что объяснялось ручной загрузкой снарядных обойм в орудие. Установки не имели никакой броневой и противоосколочной защиты, что было характерно для подобного вооружения во всех флотах. От атмосферных осадков установки защища­лись брезентовыми чехлами, а стволы орудий и прицельные приспособления укрывались к тому же дополнительными чехлами.

Размещались орудия следующим образом: две установки на нижней надстроечной палу­бе, сразу за башнями "В" и "С" главного калибра. Еще две установки - в районе носового 7-метрового дальномера, несколько ниже капитанского мостика. Последние четы­ре были установлены на кормовой надстройке в районе кормовой боевой рубки.

 

Зенитные пулеметы

 

"Bismarck" имел стандартное для не­мецкого флота зенитное вооружение и в соответствии с ним получил 12 одноствольных зенитных пулеметов MG.C/30 калибром 20 мм с длиной ствола 65 калибров. Стволы по­мещались в специальном кожухе с охлаждени­ем и устанавливались на лафете L.C/30. Ла­феты обеспечивали максимальный угол возвы­шения до +85 градусов, минимальный - до -10 градусов.

На испытаниях эти пулеметы показали скорострельность до 280 выстрелов в мину­ту, как это и было указано в техническом паспорте, но фактически они вмели более низкую скорострельность - около 120 выст­релов в минуту. Это объяснялось заменой цилиндрических магазинов на плоские - бо­лее удобные для обслуживания, но менее ем­кие. Эти магазины вмещали только 20 патро­нов, и возле каждой установки постоянно находился запас первых выстрелов из пяти магазинов. Установки были оборудованы спе­циальной сеткой для отлова выбрасывающихся стреляных гильз.

Размещались пулеметы на палубе, надстройках и специальной платформе вокруг дымовой трубы. В походном положении они закрывались брезентовыми чехлами.

В конце апреля 1941 года, во время пребывания линкора в Данциге на нем были дополнительно установлены четырехствольные 20-мм зенитные автоматы MG.C/38 с длиной ствола 65 калибров (1300 мм.) на усовершенствованных лафетах L.C/38. Углы возвыше­ния стволов на этих лафетах не отличались от установок L.C/30, но скорострельность стволов была явно выше - теоретическая до 500, а фактическая до 200 выстрелов в ми­нуту для каждого ствола. Установка же че­тырех стволов на одном лафете обеспечивала вчетверо большую плотность огня.

Новые зенитки были смонтированы не­посредственно на крыше кормовой боевой рубки. Такие же установки были смонтирова­ны на прожекторной платформе вокруг дымо­вой трубы и по обеим сторонам мостика вместо снятых 20-мм установок L.C/30.

 

Кроме того, между кормовыми башнями "Cesar" и "Dora" на линкоре были установ­лены два тренировочных орудия калибром 105 и 150 мм с укороченными стволами. Они использовались для обучения прислуги навы­кам заряжания и разряжения.