Авиационное вооружение линкора "Bismarck"

 

Линкор имел три авиационных ангара, две катапульты и специальное крановое обо­рудование.

Ангар N-2 (с левого борта) и ангар N-3 (с правого борта) размещались на ко­рабле по бокам от дымовой трубы и использовались для предполетной подготовки гид­росамолетов. Площадь ангаров составляла 60 кв.метров, что позволяло разместить в нем один гидросамолет типа "Arado-196A-l" со сложенными крыльями. Конструкция ворот ан­гара позволяла при убранных крыльях и раз­вороте 110 град.к борту свободно вывести тележку с самолетом под кран. Уже в про­цессе постройки крыша ангаров была усилена специальными брусьями для размещения там корабельных шлюпок.

Дальше в корму, позади катапульты, был установлен ангар N-1. При взгляде сверху он имел форму трапеции. Его длина составляла 12,80 метров, ширина - 9,60, высота - 6,00-6,20 метров. Общая площадь -120 кв.метров. Слегка выпуклые ворота состояли из двух створок, внутренней пра­вой и наружной левой. При необходимости эти створки совмещались, заходя одна за другую и открывая свободный проход. Ангар делился на две половины грот-мачтой (диа­метр 70 см), которая очень затрудняла вве­дение самолета в укрытие. Между грот-мач­той и воротами ангара помещался стол для складывания парашютов и.полка для их хра­нения. При вводе самолета его сначала ста­вили носом к ангару, затем разворачивали под углом 10-15 градусов к диаметральной плоскости корабля и в таком положении за­возили на тележке внутрь ангара. Выпуклая конструкция ворот была специально спроек­тирована для облегчения этой операции. На линкоре были предусмотрены два рельса от ангара к катапульте, по которым и переме­щали самолет. В ангаре помещалось только два гидросамолета "Arado-196".

Линкору "Bismarck" была придана 1-я эскадра палубной авиации "Arado-196". Са­молеты были погружены на корабль в сентяб­ре 1940 года в Кельне. Самолетостроитель­ная фирма "Warnemunder Arado Werk", изго­товлявшая такие самолеты, до конца 1939 года выпустила только 20 машин, предназна­ченных для военных кораблей. "Scharnhorst", "Gneisenau", "Blucher" и "Adm. Hip­per" получили по три гидросамолета "Arado-196"; "Deutschland", "Adm. Scheer" и "Adm. graf Spee" - по два. Оставшиеся два само­лета предназначались для "Bismarck". Сей­час известны их тактические номера: "T3+IH" и "T3-LK". Еще два гидросамолета должны были получить номера "T3-DL" и "T3-MJ".

Также можно предполагать, что симво­лом 1-й авиационной эскадры на "Bismarck" был изображавшийся на фюзеляже самолета бе­лый морской конек на голубом поле с черной окантовкой. Фотографии корабля, сделанные в середине мая 1941 года, плохо читаемы в деталях. Во всяком случае только два само­лета найдены с этим символам. Известно, как отрицательно Геринг воспринял выделе­ние морской авиации, особенно после созда­ния авиаматки "Graf Zeppelin", - поэтому летный состав и обслуживающий персонал на кораблях носили общеавиационное обмундиро­вание и имели туже субординацию.

Рельсовые пути обеспечивали перемеще­ние самолета "Ar-196" от ангаров к ката­пульте, а с помощью кранов, установленных побортно в районе дымовой, трубы самолеты перемещались на пусковую тележку катапуль­ты. Эти же краны могли использоваться так­же для спуска-подъема шлюпок и катеров, размещенных в большинстве на крышах анга­ров.

На кораблях типа "Bismarck" устанавли­вались по две катапульты фирмы "Deutschen Wercke" (Киль), хотя первоначально плани­ровалось установить катапульты новой конструкции фирмы "Heinkel". Однако загру­женность фирмы заказами по производству самолетов не позволила ей выполнить конст­рукторские работы в срок, из-за чего мор­ское командование и решилось на заключение контракта с судостроительным заводом. Ос­нование катапульты крепились тавровыми балками к кормовой надстройке. По краям катапульту усиливали бракетные конструкции круглой формы диаметром 150 и 100 мм. На общем фундаменте устанавливались две ката­пульты, каждая длиной 14,6 м. и шириной 1 и. Катапульты были противонаправлены по линии траверза корабля и стыковались друг с другом своими стартовыми торцами (В ли­тературе часто эти две катапульты называют одной двойной противонаправленной, что в принципе можно допустить лишь с большой натяжкой). Пусковая тележка катапульты по­лучала ускорение с помощью системы воздуха высокого давления. Перед стартом самолета катапульта гидравлическим устройством выд­вигалась на 3 метра за линию борта корабля для того, чтобы стартующий гидроплан не задел концами своих крыльев 105-мм орудия на кормовой надстройке. Был возможен од­новременный запуск двух самолетов вне за­висимости от направления ветра.

Первоначально предполагалось базиро­вание на /кораблях типа "Bismarck" шести гидросамолетов - двух в ангаре N-1, по од­ному в ангарах N-2 и N-3 и по одному на каждой катапульте. Теоретически это было возможно, но на практике трудности, связа­нна с подготовкой гидропланов к старту и длительность этой операции практически исключали оснащение кораблей таким коли­чеством самолетов.

 

Характеристики гидросамолета  "Arado-196A-1".

 

Размеры и вес :

разках крыльев                                                12,44 м.

длина с поплавками                                       10,96 м.

длина фюзеляжа                                             10,18 м.

общая высота                                                  5,00 м.

высота без поплавков                                     3,85 м.

длина поплавков                                              4,80 м.

рабочая поверхность крыла                           28,30 кв.м.

общий вес гидроплана                                    2214 кг.

вес снаряженного к полету                             2571 кг.

стартовый вес (2 чел. + 100 кг авиа­бомб + снаряжение + топливо)      3415 кг.

нагрузка на несущие поверхности                 120,67 кг/кв.м.

удельный вес самолета                                    4,16 кг/л.с.

 

Двигатель типа "BMW-132К":

9-цилиндровый, воздушного охлаждения в форме единичной звезды.

время выхода на стартовую мощность     2 мин.

стартовая мощность                                    960 л.с. при 2350 об/мин.

мощность на высоте 450 м.                        970 л.с. при 2350 об/мин.

мощность на высоте 1500 м.                      690 л.с. при 2100 об/мин.

диаметр трехлопастного пропеллера        3,10 м.

 

Эксплуатационные характеристики :

скорость максимальная на высоте 0,9 км.      320 км/час

скорость максимальная на высоте 4 км.         312 км/час

скорость макс.над морем на высоте 1 км.      268 км/час

скорость макс.над морем на высоте 3 км.      255 км/час

скорость запуска с катапульты                        110 км/час

скорость приводнения                                      106 км/час

скорость набора высоты в нач. стадии           6,9 м/сек.

практический потолок                                      7 км.

емкость бака для горючего                               600 литров

емкость масляного бака                                  39,51 литров

радиус действия                                                 800 км.

 

Вооружение :

1 7,9-мм вращающийся пулемет MG L/15 (запас патронов 525 шт.)

2  50-кг авиабомбы SC50.

 

Экипаж :

2 человека (пилот и стрелок-радист).