Операция "Rheinubung"

 

28.jpg

 

В начале весны Премьер Уинстон Чер­чилль проинформировал Палату общин о вели­чине угрозы со стороны немецкого имперско­го флота. Он утверждал, что на основании полученных докладов в середине февраля 1941 года линейный корабль "Bismarck" еще не был полностью подготовлен к проведению морских операций. Тем более это касалось линкора "Tirpitz". По его мнению требова­лось еще несколько месяцев, чтобы "Bis­marck" превратился в угрозу Британия. Од­нако успехи других немецких рейдеров в первом квартале 1941 года вызывали сильное беспокойство.

Линкоры "Scharnhorst" и "Gneisenau" потопила 21 судно тоннажем 115.622 BRT и захватили 1 транспорт.

Крейсер "Adm. Hipper" потопил 7 судов тоннажем 32.805 BRT.

Карманный линкор (с декабря 1939 года - тяжелый крейсер) "Adm.Scheer" потопил 15 судов тоннажем 113.233 BRT и захватил 2 приза.

Вспомогательный крейсер "Pinguin" по­топил 27 судов тоннажем 154.619 BRT и пле­нил 5 транспортов.

Вспомогательный крейсер "Thor" пото­пил 11 судов тоннажем 96.602 BRT.

Вспомогательный крейсер "Kormoran" потопил 11 транспортов тоннажем 68.274 BRT, а также легкий крейсер "Sydney".

Вспомогательный крейсер "Atlantis" потопил 18 судов тоннажем 145.698 BRT и пленил 4 судна.

Вспомогательные крейсера "Komet" и "Orion" потопили 18 судов тоннажем 115.045 BRT.

Всего эти 10 кораблей потопили 129 транспортов общим тоннажем 841.899 BRT. Немецкий план ведения войны на Атлантике предусматривал использование уже в первом квартале 1941 года всех четырех линкоров в совместной группе, при этом "Bismarck" и "Tirpitz" должны были вести бой с охраной конвоя, a "Scharnhorst" и "Gneisenau" уничтожать транспорты. Однако новые линко­ры не могли принять участие в операциях, так как "Bismarck" еще занимался боевой подготовкой, a "Tirpitz" только 25 февраля вступил в строй, а ходовые испытания и ар­тиллерийские стрельбы провел только в ап­реле-июне 1941 года. Поэтому планируемая операция "Berlin" была проведена силами только двух линкоров "Scharnhorst" и "Gneisenau" под командованием адм. Лютьенса. Она проводилась в течение 8 недель с 22 января по 22 марта и, как уже отмеча­лось, привела к потоплению 21 транспорта и захвату еще одного.

Налеты союзной авиации на французские порты, где базировались немецкие корабли привели к серьезному повреждению линкора "Gneisenau". 10 апреля 1941 года во время массированного авианалета на Брест линкор получил четыре прямых попадания авиабомб, что привело к исключению его из предполагаемой операции.

Упоминаемый ранее приказ от 22 апреля о проведении операции "Rheinubung", пере­данный Лютьенсу, передавал в его подчине­ние специально созданную группу кораблей, которая, однако, отличалась от предполага­емой в плане боевых действий на 1941 год. Группа для проведения операции состояла:

- линкор "Bismarck" (командир - кап.1 ранга Линдеман),

- тяжелый крейсер "Prinz Eugen" (ко­мандир - кап.1 ранга Бринкман),

- 4 подводные лодки, оперирующие на линии пути конвоев Англия - Галифакс,

- несколько подводных лодок, действу­ющих в Северной и Южной Атлантике (их ко­личество определялось во время операции),

- корабли  снабжения "Goneeheim" в "Kota Pennang", которые должны была опери­ровать в квадрате AJ.64,

- корабль снабжения "Ermland" (квад­рат DR.16),                                                      .

- корабль снабжения "Spichern" (квад­рат CD.64),

- танкер снабжения "Neiaeenburg" (ра­йон О.Ян-Майен),

- танкер снабжения  "Belchen" (квад­рат AJ.26),

- танкер снабжения "Lotharingen" (квадрат AJ.27),

- танкер снабжения "Esso Hamburg" (квадрат CD.32),

- танкер снабжения "Friedricb Bzene" (квадрат DF.96).

Как эскорт в начале операция предава­лись эсминцы "Z-13", "Hana body" в "Friedrich Eckold". Для проводка через Вольной Бельт от мыса Аркона присоединялась преры­ватели минных заграждений "Sperrbrecher 13" в "Sperrbrecher 31", а для прохода че­рез Скагеррак - 5-я флотилия тральщиков.

Оперативно соединение подчинялось не­посредственно командующему группы "Nord" в Вильгельмсхафене, а после выхода на прос­торы Атлантики переходило в подчинена группы "West" в Норвегии.

Подготовка обоих тяжелых кораблей к операции началась сразу же по получении приказа и к 24 апреля оба тяжелых корабля были готовы к походу. Командам было запре­щено сходить на берег. В этот же день был получен приказ о начале операции, Выход в море назначался на следующий день.

Утром 25 апреля корабль в сопровожде­нии 6-й флотилии эсминцев покинула Данциг. В полночь 25/26 апреля при проходе пролива Fehmarn крейсер "Prinz Eugen" подорвался на двух магнитных минах. Взрывы произошли на расстоянии 25-30 метров от борта и были достаточно сильны, чтобы вызвать необходимость докования для осмотра подводной части. 26 апреля корабли ошвартовались в Киле. Лютьенс сообщил о случившемся Редеру, одновременно выразив уверенность в успехе операции и пообещав исправить все повреждения на крейсере в течение двух не­дель. Эту уверенность Редер смог передать Гитлеру и операция была отложена только на требуемое для ремонта время.

"Bismarck" 27 апреля ушел из Киля об­ратно в Данциг. 28 апреля Линдеман подго­товил рапорты командующему флотом и коман­дующим групп "Nord" и "West", в которых сообщал о полной готовности линкора к про­ведению операции.

5 мая состоялся визит Гитлера на "Bismarck". В разговоре Лютьенс уверил его в полном успехе операции на Атлантике.

12 мая на линкор перебрался штаб Лютьенса. 16 мая Лютьенс подал рапорт о полной готовности обоих кораблей к началу операции к 18 мая. Командующий группы "Nord" приказал выйти в море 18 числа в ночью 19/20 мая скрытно пройти Большой Бельт.

17 мая из французского порта La Pallice вышли танкеры "Gonseheim" и "Kota Pennang". В этот же день "Bismarck" приго­товился к выходу в море, пополнив запас топлива, но, так как шланг с танкера лоп­нул, от дальнейшего приема топлива отказа­лись, чтобы не срывать срок выхода в море. В 2 часа ночи 18/19 мая "Bismarck" снялся с якоря и вышел из Данцига. После выхода в море экипаж был проинформирован о целях операции "Rheinubung". У полуострова Аркона "Bismarck" встретился с другими кораб­лями соединения: из Свинемюнде подошли эсминцы "2-23" и "Friedrich Eckold", а из Киля крейсер "Prinz Eugen" с эсминцем "Hans Lody". Вскоре к ним присоединился прерыватель минных заграждений "Sperrbrecher 13".

20 мая около полудня соединение вышло из Большого Бельта. Над кораблями постоян­но барражировали истребители "Luftwaffe", что исключало возможность обнаружения ко­раблей английской авиаразведкой (однако англичане уже знали о выходе "Bismarck" из Данцига). Единственными свидетелями прохо­да немецкого соединения стали рыбаки, ло­вящие рыбу в тех водах. Около 13 часов соединение несколько неожиданно встрети­лось со шведским крейсером "Gotland". Его командир командор Агрен (Agren) доложил о встрече своему командованию. К сожалению для немцев эта встреча имела неприятные последствия. Английский военный атташе в Стокгольме командор Генри Денхэм (Henry Denham) в этот же день в случайном разго­воре узнал о сообщенная с крейсера и сразу же переслал в Лондон донесение, где сооб­щил состав, курс и скорость немецкого сое­динения .

В 16.00 к соединению подошла 5-я флотилия тральщиков. В связи с обнаружением немецких кораблей шведским крейсером Лють­енс правильно рассчитал, что Лондон в бли­жайшее время получит всю информацию. Корабли получили приказ увеличить скорость до 17 узлов и перейти на противолодочный зигзаг. На траверзе Марстанда "Gotland" отвернул от немецких кораблей, которые че­рез некоторое время, находясь в раине Кристиансанда, увеличили скорость до 27 уз­лов. Тральщики были отпущены на базу.

В 7 часов 21 мая "Bismarck" встал на якорь в 500 метрах от берега Гримстад-фьорда (южнее Бергена). Крейсер, эсминцы и прерыватель заграждений перешли в близле­жащий запив Кальванес. На кораблях было приказано сменить окраску на светло-серую, одновременно закрасив полосы на бортах. Свастики на палубах закрашивать не стали, а только прикрыли их брезентом. К борту крейсера подошел танкер для пополнения за­пасов топлива. После крейсера танкер дол­жен был перейти к линкору. Воспользовав­шись стоянкой часть офицеров обоих тяжелых кораблей сошла на берег, прогулявшись на близлежащие сопки.

Англичане, конечно, уже знали о не­мецком соединении. Еще до выхода "Bis­marck" в море они по усиленной деятель­ности немцев поняли, что готовится ка­кая-то крупная операция. 18 мая крейсер "Suffolk", ведущий наблюдение в Датском проливе получил приказ усилить наблюдение, но так как на нем заканчивалось топливо, 19 мая к нему вышел крейсер "Norfolk".

После получения сообщения от атташе из Стокгольма все стало ка свои места. В Адмиралтействе началась бурная деятель­ность. Уже ночью 21/22 мая из Скапа-Флоу в Хвальфьорд вышли линкор "Prince of Wales" под флагом вице-адм. Холламда (Holland) и линейный крейсер "Hood" с 6 эсминцами. В их задачу вменялась поддержка крейсерского дозора, который к тому времени был усилен крейсерами "Birmingham" и "Manchester", вернувшимися из Исландии после пополнения запаса топлива на линию между Исландией и Фарерскими острогами. Туда же был направ­лен находившийся в море легкий крейсер "Arethusa". Отменили возвращение крейсера "Suffolk" из дозора, а также приказ о вы­ходе в море из Ирландских портов для охра­нения конвоя "WS" авианосца "Victorious" и линейного крейсера "Repulse". Б главной базе Скапа-Флоу были приведены в боевую готовность линкор "King George V", 2-я эскадра легких крейсеров ("Galatea", "Aurora", "Kenya", "Neptune" и "Hermione") и 5 эсминцев.

В середине дня английские самолеты-разведчики совершили несколько поисковых полетов и, несмотря на постоянное патрули­рование над соединением двух "Ме-109", примерно в 13.15 смогли сделать несколько фотоснимков немецких кораблей. Получив фотографии англичане правильно определяли, что на якорной стоянке находятся "Bismarck" и "Prinz Eugen" и что они готовятся к выходу в Атлантику. Под видом авианалета на Берген англичане сделали еще несколько фотоснимков, которые только подтвердили их предположения. В это время Лютьенс, уве­ренный в рассекречивании операции, отменил бункеровку линкора с танкера (крейсер ее ухе заканчивал) и в 19 часов дал приказ о выходе кораблей из фьорда. Он понимал, что в самое ближайшее время над кораблями поя­вятся английские самолеты.

В 19.30 "Bismarck" поднял якорь и пе­решел в залив Калванос. Там корабли пе­рестроились в походный ордер и вскоре по­кинули норвежские воды. Впереди шел "Sperrbrecher 13", за ним "Bismarck", далее -"Prinz Eugen" и в конце строя "Sperfbre­cher 31". Эсминцы шли в охранении. В 23 часа Лютьенс сделал запрос в штаб группы "Nord" о тяжелых английских кораблях в Скапа-Флоу. Часом позже над Бергеном я Гриметад-Фьордом появились английские бом­бардировщики, но их атака оказалась беспо­лезной - немецкий кораблей там уже не бы­ло.

После выхода из норвежских вод около 4 часов 22 мая Лютьенс отпустил эскортные эсминцы в Тронхейм.  В 9.30 он сделал зап­рос у командования о наличии английских кораблей в этом районе, а до получения от­вета соединение шло курсом в направлении острова Ян-Майен,  вблизи которого было назначено первое  рандеву  с  танкером "Weissenburg". В 12.37 была сыграна трево­га ввиду предполагаемого обнаружения пе­рископа,  а через полчаса корабли перешли на противолодочный зигзаг.  Однако ни пе­рископа,  ни торпед больше не видели, и вскоре корабли вернулись на прежний курс, одновременно увеличив скорость до 24 уз­лов.  В 18 часов ухудшилась погода,  пошел дождь, с запада задул сильный ветер, види­мость упала до 300 метров.

Около 23 часов от командования посту­пил ответ на запрос - в Скапа-Флоу воздуш­ная разведка 22 мая обнаружила 4 линкора, предположительно 1 авианосец, 6 крейсеров и 17 эсминцев. Лютьенс также получил при­каз не ввязываться в бой с английскими ко­раблями и предупреждение, что в норвежские воды стягиваются крупные английские силы. Получив такие инструкции Лютьенс отказался от бункеровки у острова Ян-Майен и в 23.22 повернул на запад, предполагая выйти в Ат­лантику Датским проливом. Однако информа­ция, принятая на "Bismarck" была ошибоч­ной. Немецкая авиаразведка несколько преувеличила силы, находящиеся в Скапа-Флоу. К тому же "Prince of Wales" и "Hood" уже ушли в море, а 22 мая в 21.15 из Скапа-Флоу ушли в море "King George V под флагом ко­мандующего английским флотом адмирала Тови (Sir John Cronyn Tovey), авианосец "Victorious", 4 легких крейсера и эсминцы. Утром к ним присоединился "Repulse". Эскадра сперва взяла курс к южному выходу из Датского пролива, но вскоре повернула на W.

23 мая вечером немцы с севера подходили к Датскому проливу. В 18.11 РЛС на "Bismarck" показала большую цель с правого борта, но позже выяснилось, что это срав­нительно небольшой айсберг. В 18.20 соеди­нение вошло в полосу плавучих льдов, и вскоре прозвучала новая тревога - РЛС и гидрофоны обнаружили цель с левого борта, которая была идентифицирована как тяжелый крейсер с тремя трубами и четырьмя башнями типа "Suffolk". Это оказался сам "Suffolk", который в свою очередь тоже об­наружил с помощью РЛС немецкие корабли, находившиеся в 7 милях от него.

Система управления огнем на "Bis­marck" дала данные о стрельбе на башни ГК. Орудия были готовы открыть огонь. Одновре­менно командованию передано сообщение об обнаружении в .этом районе английского тяжелого крейсера. В 20.30 РЛС дала новый контакт, который после идентификации ока­зался крейсером такого же типа, идущий полным ходом. Командир "Bismarck" Линдеман информировал экипаж о сближении с против­ником. Вскоре идущий полным ходом "Nor­folk" вышел из мглы под кормой "Bismarck", но, обнаружив перед собой такого грозного противника, снова ушел в темноту. "Bismarck" успел открыть огонь и бегло сделал пять залпов, которые оказались безвредны для англичан, но зато принесли существен­ный вред себе - вывел из строя носовой ра­дар. Лютьенс приказал изменить строй, так как орудия линкора, идущего до этого впе­реди, были направлены на радарное эхо анг­лийских крейсеров, рыскающих во мгле, в непосредственной близости от немецких ко­раблей и получающих постоянный РЛС-контакт. "Suffolk" шел с правого борта с кор­мы немецких кораблей, "Norfolk" - с левого борта, тоже с кормы.

После того как "Prinz Eugen" занял место впереди "Bismarck" немецкое соедине­ние увеличило скорость до 30 узлов и изме­нило курс, пытаясь оторваться от анг­лийских крейсеров. Это им удалось. Около полуночи 23/24 мая оба английских крейсе­ра, до этого постоянно информировавшие ад­мирала Тови о положении немецких кораблей, потеряли РЛС-контакт. Считая, что немецкие корабли повернули обратно в пролив, крейсера направились туда, но вскоре вер­нулись на прежний курс.

К этому времени в район пролива по­дошли корабли вице-адм. Холланда. В 2.10 23/24 мая они повернули на S, а после восстановления крейсером "Suffolk" РЛС-контакта с немецкими кораблями они или уже целенаправленно. В 3.40 они увеличили ход до 28 узлов и начали сближение. Англичане первыми обнаружили немцев. В 5.35 они уже видели их визуально, а в 5.38 поверну­ли на курс 280 градусов, имея ввиду реши­тельное сближение до дистанции 5-6 миль.

Немецкие корабли ночь и утро 24 мая шло со скоростью 28 узлов. Около 5 часов гидрофоны "Prinz Eugen" обнаружили цель с левого борта, а в 5.45 уже визуально были обнаружены дымы двух кораблей на горизон­те. Старший артиллерийский офицер класси­фицировал их как тяжелые крейсера, но вскоре второй артиллерийский офицер распоз­нал в них линейные крейсера или линкоры. В 5.53 английские корабли открыли огонь с дистанции 12-13 миль. Они открыли огонь с острых курсовых углов, поэтому могли стре­лять только носовыми орудиями: "Hood" четырьмя, "Prince of Wales" - пятью - так как на линкоре одно орудие носовой башни после первого выстрела вышло из строя. После первых разрывов английских снарядов второй артиллерийский офицер Гельмут Аль­брехт (Helmut Albrecht) уверился, что один из противников - "Hood". Так началась са­мая короткая битва линкоров. Англичане в начале боя приняли головного "Prinz Eugen" за "Bismarck", пользуясь данными ТКР вече­ра прошедшего дня. "Hood" стрелял по го­ловному немецкому кораблю (считая, что стреляет по "Bismarck"), "Prince of Hales" открыл огонь по концевому немецкому кораб­лю (который и был "Bismarck"). Хотя первые залпы дали перелеты. В 5.49 с "Hood" ко­рабли были опознаны правильно, но все же после изменения цели стрельба с "Hood" ве­лась по-прежнему неточно. В 5.54 "Prince of Wales" добился первого попадания. Снаряд попал в носовую часть немецкого линкора. Немцы открыли огонь только в 5.55, сосре­доточив свой огонь на "Hood", который был ими правильно опознан. Первый залп "Bismarck" упал перед носом английского корабля, второй лег между "Hood" и "Prince of Wales", третий - вокруг "Hood". В 5.57 четвертый залп "Bismarck" поразил корму "Hood" (дистанция в это время 9,5 миль). На нем в средней части взвилось пламя, за­горелись установленные на верхней палубе пять пусковых установок зенитных неуправ­ляемых снарядов и 9,4 тонн боезапаса к ним в ящиках из тонкой листовой стали. В 6.01 пятый залп немецкого линкора с дистанции 8 миль вновь поразил "Hood", вызвав взрыв артпогребов между грот-мачтой и задней трубой. Взрыв оказался гибельным для анг­лийского линейного крейсера. С "Prince of Wales" видели, как корпус "Hood" в громад­ных клубах дыма переломился на две части, которые быстро затонули. Идущий сзади "Prince of Wales" раздвинул своим корпусом тонущие остатки "Hood'а". Сверху на линкор сыпались обломки, подброшенные взрывом ог­ромной силы. Корабль сразу попал под сосредоточенный огонь немецких кораблей и получил повреждения. Всего в "Prince of Wales" было 4 попадания с "Bismarck" и 3 с "Prinz Eugen". 380-мм снаряды попали в мостик, надстройки и кран гидросамолетов. Четвертый снаряд пробил корпус ниже ватер­линии в районе МО. Три 203-мм снаряда по­пали в корпус на уровне ватерлинии. Еще один снаряд, 150-мм, попал в кладовые. Внутрь корабля поступило 500 тонн воды, вышла из строя носовая 4-орудийная башня. В 6.09 корабли прекратили огонь. "Prince of Hales" начал постановку дымовой завесы и в 6.13 с дистанции 7 миль о немецких ко­раблей начал отход.

"Bismarck" тоже имел повреждения. Он получил три попадания снарядами крупного калибра. Из них первый имел роковые последствия для дальнейшей судьбы "Bis­marck". Пройдя насквозь носовые топливные цистерны отсеков XX и XXI снаряд сделал пробоину на стыке отсеков XXI и XXII пло­щадью 1,5 кв.метра, через которую корабль принял около тысячи тонн воды. Второй сна­ряд взорвался в отсеке XIV, также сделав пробоину, через которую отсек был затоп­лен. Отключился турбогенератор N-4 левого борта и котел N-2 того же борта. Третий снаряд разрушил шлюпку с левого борта.

Во время перестрелки британские крейсера постоянно находились за кормой немецких кораблей на дистанции 12-15 миль. "Suffolk" в начале боя сделал несколько залпов по немецким кораблям, но безуспеш­но. Затем крейсера вышли на немцев в тор­педную атаку, но из-за большого расстояния она не дала успеха. Немецкие корабли имели время уклониться от торпед.

В 6.09 прозвучал последний залп этого самого короткого столкновения линкоров. Итоги его оказались для англичан неутеши­тельны. С "Hood" - гордости королевского флота - спаслось только 3 человека.

Адмирал Лютьенс приказал командиру "Bismarck" сбавить ход до 22 узлов и на­чать исправление повреждений, хотя Линдеман придерживался мнения, что нужно увели­чить ход и догнать "Prince of Hales", за­вязать с ним бой и потопить его. Однако скорость соединения была все-таки уменьше­на. Для борьбы за живучесть корабля на "Bismarck" по штатному расписанию числи­лось 6 аварийных групп, в состав которых входили 626 человек. Вскоре на "Bismarck" под пробоины был заведен пластырь. Диффе­рент линкора на нос составлял 3 градуса, крен на левый борт - 9 градусов. Полная скорость корабля снизилась на 2-3 узла. Уменьшить дифферент на нос перекачкой топ­лива из носовых цистерн, вмещавших около 1000 тонн, в запасные цистерны в котельных отсеках не удалось, так как носовые цистерны были отделены затопленными отсе­ками XX и XXI. К тому же насосы для его перекачки находились в тех же затопленных отсеках. Проблему составляло топливо, вы­текающее из носовых отсеков и оставляющее масляный след на поверхности океана, ко­торый мог бить обнаружен английской авиа­разведкой, что и произошло впоследствии. Все это время "Prince of Wales", "Norfolk" и "Suffolk" продолжала преследование сое­динения Лютьенса, но уже не вступая в бой с ними. Вокруг немцев стали накапливаться крупные силы англичан.

Вой закончился в 6.32. Лютьенс послал радиодонесение командованию группы "Nord" : "Потоплен линейны крейсер, предположи­тельно "Hood", линкор "King George V или крейсер "Renown" тяжело поврежден. Два тя­желых крейсера в контакте". (Погода в ра­йоне Гренландии была плохая и в Вильгельмсхафене донесение было получено только лишь в 13.26). Следующее донесение с "Bismarck" было послано в 7.05: "Анг­лийский линкор потоплен в точке 6.3 10'N; 32 00'W. Изменил курс на Сен-Назер в связи с повреждениями. Видимость в Датском про­ливе хорошая. Выставил минные поля. "Prinz Eugen" продолжит боевые действия самостоя­тельно" . Третье донесение было послано в 8.01. В это время "Bismarck" шел в Сен-На­зер, так как только там, в доке "Normandia" могло быть исправлено повреждение корпуса.

Ситуация на корабле не вызывала серь­езных опасений, но требовала обратить на себя внимание. Внутрь корпуса поступило уже около 2000 тонн забортной воды, из-за вывода из эксплуатации 2 котлов, скорость линкора упала на 3 узла. Английские крейсера "Suffolk" и "Norfolk" шли за кор­мой и оторваться от них немцы пока что не могли. Около 10 часов на "Prinz Eugen" пе­редан сигнал о перемене ордера, и в соот­ветствии с ним крейсер занял место за кор­мой линкора, чтобы своим ходом и кильва­терной струей хотя бы частично разбивать густой топливный след, оставляемый "Bis­marck". Однако это не помогло я чуть позже "Prinz Eugen" вновь перешел в голову сое­динения. Около 10 часов английская летаю­щая лодка "Sunderland" обнаружила масляный след из "Bismarck" и сообщила об этом на "Norfolk". Около 11 часов наступило ухудшение погоды.

В район нахождения немецкого соедине­ния стали стягиваться крупные силы бри­танского флота :

- в 19-20 милях позади немецких ко­раблей шли "Prince of Wales",  "Norfolk" и "Suffolk". Они постоянно сообщали о его курсе и скорости. Примерно в это время не­мецкие корабли были обнаружены  амери­канским пограничным кораблем "Madoc".

- к SOst в 330 милях находились глав­ные силы британского флота под флагом ад­мирала Тови - "King George V",  "Repulse", "Victorious", 2-я эскадра легких крейсеров и 9 эсминцев.

- из Гибралтара еще 23 мая вышло сое­динение "Н" в составе линейного крейсера "Renown", авианосца "Ark Royal" и крейсера "Sheffield" в охранении эсминцев.

- из прикрытия конвоев выделены лин­кор "Rodney" и 4 эсминца. Они находились в 550 милях к SOst.

- район восточнее Датского пролива из Галифакса  (дальнее прикрытие конвоев) вы­шел линкор "Ramillies". 

Другой линкор - "Revenge" - вышел из Галифакса во второй половине дня 24 мая для прикрытия конвоя НХ-128,   находящегося  в  зоне  боевых действий.

- прекратив патрулирование в Атланти­ке на соединение с группой адм. Холланда направился крейсер "Edinburgh".

В полдень немецкое соединение перешло под командование группы "West". Около 12 часов Лютьенс приказал увеличить ход до 24 узлов и изменить курс на юг. В 14.00 с "Bismarck" передано сообщение: "Линкор "Prince of Wales" совместно с двумя тяже­лыми крейсерами в контакте. Не принимаю боя до начала темноты".

24 мая в 14 часов от главных сил Тови отделились авианосец "Victorious" в охра­нении 4 крейсеров 2-й эскадры под флагом контр-адм. Кертиса. Соединение полным ходом направилось для нанесения авиаудара по не­мецким кораблям. Однако шля этого авиа­носец обладал весьма незначительными сила­ми . Это был новый, недавно вступивший в строй корабль, еще не имевший боевого опы­та.  Он имел на борту большую группу истре­бителей "Hurricane", которые предполага­лось переправить на Мальту. Из ударных са­молетов на авианосце имелось только две эскадрильи - 825-я (9 торпедоносцев-бом­бардировщиков "Swordfish") я 802-я (6 бом­бардировщиков "Fulmer").

Примерно в это время английское сое­динение под командованием вице-адмирала Уэйк-Уолкера (Wake-Walker) приблизилось к немецким кораблям, которые около 15' часов были обнаружены летающей лодкой "Cataline" Ухудшающаяся погода и начавшийся шторм могли способствовать тому, чтобы анг­лийские корабли потеряли противника, поэ­тому в 15.40 "Prinz Eugen", увеличив ход до 28 узлов, сделал попытку незаметно для англичан отделиться от своего флагмана. "Bismarck", пытаясь ему помочь, начал раз­ворот вправо я сделал пристрелочный выстрел по "Suffolk". Сразу же ответный огонь открыл "Prince of Wales", но короткая пе­рестрелка вскоре закончилась и не принесла ни одного попадания. Однако на "Bismarck" от сотрясения корпуса отошел пластырь от пробоины и внутрь корпуса вновь стала поступать вода. Ему пришлось вновь умень­шить скорость и заняться исправлением пов­реждений. Крейсер "Prinz Eugen" вновь присоединился к линкору. Примерно в это время немецкое командование направило в район боевых действий подводные лодки U-557, U-68, U-556, U-93, 0-43 И 0-46. 24 мая, около 18 часов крейсер "Prinz Eugen" под прикрытием снежного заряда незаметно для англичан отделился от "Bismarck" и с этих пор действовал самостоятельно.

В 22 часа 24 мая авианосное соедине­ние Кертиса приблизилось к "Bismarck" на 120 миль. Для удара по нему с "Victories" поднялись 9 торпедоносцев, а вслед за ними б бомбардировщиков. Вскоре после полуночи "Swordfish" вышли в атаку, и одна из авиаторпед попала в правый борт в средней части линкора. "Bismarck" временно снизил ход до 22 узлов. На авианосец не вернулись два бомбардировщика.

25 мая "Bismarck" сделал попытку оторваться от английских кораблей. В 3.06 линкор увеличил скорость и изменил курс на запад, оставив противника по правому борту (у англичан только "Suffolk" поддерживал контакт с "Bismarck"). Через 15 минут лин­кор увеличил скорость до 27 узлов и изме­нил курс на юго-восток, в направлении Сен-Назера. В 4.06 "Suffolk" сообщал о по­тере РЛС-контакта с немецким соединением. После этого "Suffolk" и "Norfolk" начали поиск немцев в восточном направлении, "Rodney" перекрыл путь к Бискайскому заливу, южнее "Rodney" вел поиск крейсер "Edinburgh", и примерно к этому же району с подобной задачей подходил крейсер "Dorsetshire" из состава охранения конвоя "SL-74", а также соединение "Н", перекры­вающее для "Bismarck" путь к французским базам. Главные силы флота шли прежним курсом, южнее их находился "Ramillies". Англичане потеряли своего противника.

Однако на "Bismarck" не знали о таком важном для них событии. Утром 25 мая, в 8.52, Лютьенс, считая, что он находится еще под наблюдением английских крейсеров, вышел в эфир с длинной радиограммой для командования. Передача длилась около полу­часа, что позволило англичанам пеленгова­нием получить примерное место нахождения немецкого линкора. Однако его предполагае­мый курс был рассчитан неверно, и главные силы английского флота направились в сто­рону Исландии (кроме "Repulse", который был отправлен к Ньюфаундленду), так как адмирал Тови решил, что "Bismarck" идет в проход между Исландией и Фарерскими остро­вами. Туда же направились корабли Уэйк-Уокера ("Prince of Wales" и крейсера). В 11 часов соединение "Н" начало поиск "Bismarck", исходя из предположения, что он идет в Брест.

В полдень Лютьенс проинформировал экипаж корабля о ситуации и о том, что вокруг "Bismarck" концентрируются крупные силы англичан. Интересно, что на немецком линкоре была предпринята попытка замаски­ровать корабль под британский "Prince of Hales", путем установки фальшивой трубы, но вскоре от этого отказались.

25 мая в 18.05 "Rodney", а в 18.10 главные силы адм. Тови повернули в сторону французского побережья. В 19.24 Адмирал­тейство оповестило все соединения, что "Bismarck" идет к берегам Франции, по-видимому в Брест. Именно в этом направление был сосредоточен весь поиск.

26 мая в 10.30 "Bismarck" был обнару­жен в 700 милях от Бреста летающей лодкой "Cataline" из состава 209-й эскадрильи. Самолет был обстрелян и потерял контакт, однако сообщение передал. В это время главные силы британского флота находились в 130 милях к северу и предполагалось присоединение к ним линкора "Rodney", что произошло только в 18 часов. Соединение "Н" находилось в 70 милях к западу, а с востока подходили 5 эсминцев 4-й флотилии, выведенные в 2 часа ночи 26 мая из состава охранения конвоя "WS" и направленные в распоряжение главных сил. Почти на всех кораблях ощущался недостаток топлива, осо­бенно на кораблях главных сил, "Prince of Hales", "Repulse" и эсминцах.

После обнаружения "Bismarck" к месту его нахождения вылетели английские самоле­ты с авианосца "Arc Royal", причем им было сообщено, что между немецкими кораблями и их преследователями британских кораблей нет, но в промежутке между "Bismarck" и крейсерами "Suffolk" и "Norfolk" неожидан­но оказался Крейсер "Sheffield" и только линь благодаря плохим погодным условиям и неисправным взрывателям торпед он уцелел. Около 18 часов "Sheffield" установил РЛС-контакт с немецким линкором. В 20.47 15 английских "Swordfish" с "Arc Royal" предприняли атаку на немецкие корабли. Са­молеты имели бортовые РЛС, что облегчило поиск цели. В ходе атаки в "Bismarck" из 15 выпущенных торпед попали три: первая попала в корму, повредив левый тоннель гребного вала, вторая ударилась недалеко от первой, повредив румпельное отделение и заклинив рули в положении 12 град. на левый борт. Немцам стоило больших усилий вывести один из рулей в нейтральное положение, второй руль так и остался заклиненным. По­ка производились эти работы, линкор успел описать две полные циркуляции. Третья тор­педа попала в левый борт в районе кормовой надстройки. Положение линкора было серьез­ным. Скорость корабля упала до 14 узлов. В 21.40 командованию группы "West" и командованию флота было передано сообщение, что линкор не может управляться. Выло предло­жено отстрелить оба пера руля специальными, взрывными устройствами, но Лютьенс опасался, что взрывы могут повредить гребные винты. На корабле предприняли попытки , осуществить управление машинами.

После атаки английских торпедоносцев английские корабли на некоторое время потеряли контакт с "Bismarck". Восстановили контакт эсминцы 4-й флотилии "Zulu", "Sikh", "Cossack", "Maori" и "Piorun" под командованием командора Вине (Vain), нахо­дившегося на флагманском эсминце "Piorun". Эта флотилия после получения соответствую­щего приказа оставила охранение конвоя и начала поиск немецкого линкора, а после его обнаружения около 22.30 неоднократно пыталась выйти в торпедную атаку. В период с 1.20 до 7.00 утра было выпущено несколь­ко торпед. Плохая погода помешала провести нормальную атаку, но все же эсминцы доби­лись двух вероятных попаданий в носовую часть "Bismarck" с правого и левого бор­тов. В этот период на корабле был заметен сильный пожар в носовой части. Корабль по­терял ход, но вскоре восстановил его до 8 узлов. В свою очередь линкором были обстреляны "Piorun" и "Maori".

Однако эти же погодные условия поме­шали немецкому "Luftwaffe" взять "Bis­marck" под охранение истребителями. С по­лудня 25 мая было совершено несколько по­пыток вылета самолетов на прикрытие линко­ра, но они не увенчались успехом.

Учитывая сложное положение, Лютьенс приказал погрузить вахтенный журнал линко­ра, заснятый фильм боя с "Hood" и некото­рые другие секретные документы на гидросамолет "Arado-196", подготовленный для катапультирования. Но оказалось, что ката­пульта была повреждена осколками снаряда, попавшего в шлюпку. В результате самолет просто упал с катапульты за борт. 27 мая в 7.10 подводная лодка U-556 получила приказ о поиске этих документов в море, но нех­ватка топлива на лодке сделала это невоз­можным. Приказ был передан на U-74.

В 7.53 "Norfolk" сообщил на спешивший к месту событий линкор "Rodney" сообщение, что он восстановил контакт с немецким лин­кором на дистанции 9 миль. Кроме крейсера наблюдение за немецким линкором вели эсминцы 4-й флотилии. "Bismarck" шел на северо-запад со скоростью 7 узлов. В 8.30 он был обнаружен визуально английскими ко­раблями с дистанции 24 км. В 8.47 с "Rod­ney" прозвучал первый залп, легший недоле­том недалеко от немецкого корабля. Почти одновременно открыл огонь и "King George V". "Bismarck" открыл ответный огонь в 8.49, стреляя по "Rodney". Уже третьим залпом немцы добились накрытия, но без прямого попадания в английский корабль. В 8.54 по "Bismarck" начал стрелять "Norfolk", а через 10 минут "Dorsetshire". Вскоре после этого снарядом на "Bismarck" был уничтожен пост управления огнем глав­ного калибра. В 9.08 заклинены башни "Anton" и "Bruno". Управление огнем было перенесено в кормовую рубку, однако в 9.13 этот пост был уничтожен, поэтому обе кормовые башни перешли на автономную стрельбу по данным своих дальномеров. В 9.20 английские снаряды вывели из действия башню "Dora", а через 10 минут замолчала и последняя башня "Cesare". В это время английские линкоры стреляли ухе с дистанции прямой наводки. Немецкий корабль потерял возможность отвечать на огонь англичан. В 10 часов был отдан приказ о затоплении линкора. Работы по затоплению выполнили старший офицер борьбы за живучесть кап.3 ранга Эмиль Ярее (Emil Jahreis) и старший помощник командира корабля кап.2 ранга Ганс Оельс (Hans Dels). В это время линкор ухе сильно накренился на левый борт, надстройки на нем были разрушены, на ниж­них палубах пылали пожары, но несмотря на большие повреждения линкор оставался на поверхности. Отсутствие активного ответно­го огня с "Bismarck" и недостаток топлива заставило адм. Тови отдать приказ прекра­тить огонь и возвращаться в базу. В 10.1 Б "Rodney" и "King George V" легли на обрат­ный курс.

В 10.22 крейсер "Dorsetshire" вы­пустил в "Bismarck" 2 торпеды с дистанции 3100 метров. Однако линкор оставался на плаву. Тогда крейсер приблизился до 2200 метров и выпустил еще одну торпеду, ухе с левого борта. Это была последняя, 71-я торпеда, выпущенная по линкору в ходе опе­рации. Из них в корабль попали 8 торпед и еще 4 предположительно. После взрыва тор­педы на "Bismarck" сдетонировал кормовой боезапас и корма погрузилась в воду, вско­ре линкор перевернулся вверх дном через левый борт. В 10.39 нос корабля исчез под водой. Корабль затонул в точке 48 10'N; 15 11'W, в 400 милях от берега Франции.

Около 600 человек из состава экипажа немецкого линкора плавали на воде, темпе­ратура которой была 13 град.по Цельсию. "Dorsetshire" подобрал 85 человек, эсминец "Maori" еще 25 человек. Но из-за появления перископа подводной лодки (это была U-74) спасение моряков прекратили. 27 мая в 19.30 эта лодка подобрала 3 человек, на следующий день в 22.45 "Sachsenwald" по­добрал еще двоих. Тела 2 моряков 30 мая подобрал испанский крейсер "Canaries". Та­ким образом всего из команды линкора было спасено 115 человек, остальные нашли моги­лу в холодных водах Атлантики. В местечке Захсенвальд установлен памятник погибшим морякам с "Bismarck".

Операция "Rheinubung" после гибели линкора "Bismarck" по существу закончи­лась. Крейсер "Prinz Eugen" утром 25 мая принял топливо с танкера "Spichern". К этому времени на крейсере оставалось толь­ко 250 тонн (из Норвегии крейсер вышел, имея 3233 тонны). Вскоре он соединился с кораблями "Gonsenheim" и "Kota Penang" и пытался провести крейсерство на линии сле­дования конвоев "НХ", однако из-за непола­док в механизмах 26 мая направился в Брест, куда прибыл 1 июня. 4 июня его там обнаружили английские самолеты-разведчики.

Судьба других соратников линкора "Bismarck" оказалась не такой удачной. 3 июня английские корабли потопили танкер "Belcben". 4 июня английский вспомогатель­ный крейсер "Esperanse Bay" атаковал обна­руженный авиацией "Gonsenheim". Немецкому экипажу ничего не оставалось, как только затопить судно. В тот же день крейсер "London" обнаружил и потопил транспорт "Esso Hamburg", а эскортный корабль "Marsdale" захватил транспорт снабжения "Gedania". На нем были обнаружены важные доку­менты, и в том числе сведения о месте и времени рандеву с танкером "Egerland", ко­торый и был потоплен в указанной точке крейсером "London" и эсминцем "Brilliant". 12 июня крейсер "Sheffield" обнаружил и потопил транспорт "Friedrich Bremme", а еще через три дня англичане захватили тан­кер "Lothringen" и тоже обнаружили на нем секретные документы.

До сих пор в определенных кругах ве­дутся споры о многих неясных моментах в истории этой операции. Методичность, с ко­торой проводилось преследование "Bismarck" а затем уничтожались его корабли снабжения вызвала много спорных вопросов, тем более что по признанию самих англичан ни одна радиограмма с "Bismarck" не была ими расшифрована. Однако, наверное можно до­пустить и мысль, что это простое стечение обстоятельств, при хорошей работе анг­лийского морского командования и служб разведки.