Загадка трех броненосцев

 

При выборе базового типа броненосца новой программы Морское министерство оказалось на пе­репутье: положившись на западную мудрость и ми­ровой, сконцентрированный в Англии опыт, скопи­ровать проект, по которому строились броненосцы японской программы, или перерабатывать, соответ­ственно усилив необходимые характеристики, один из двух имевшихся отечественных проектов, отве­чавших всем достижениям техники. Их представля­ли броненосец-крейсер типа "Пересвет" (два из них с 1895 г. строились в Петербурге) и разработанный с учетом его опыта на базе новейшего броненосца Три Святителя" (* В начале 1897 г. завершал приемные испытания в Севастопо­ле), значительно усовершенствован­ный броненосец "Князь Потемкин-Таврический".

Его отличали гармо­ническое соединение глав­нейших достоинств обоих прототипов (исключая из­начально предусматривав­шуюся для черноморских кораблей 16-уз скорость), применение всех новинок техники (электрические башенные установки, водо­трубные котлы, нефтяное отопление, полубак с раз­мещенной на нем носовой башней), тщательная и, как никогда, последова­тельная, безоговорочно удовлетворившая МТК, инженерная и конструк­тивная проработка. Приходится лишь разводить руками, пытаясь понять, что помешало использовать этот проект в качестве ба­зового для новой программы. Невозможность ли привлечения занятого постройкой в Николаеве А. Э. Шотта к разработке океанского варианта своего ко­рабля, столичные ли амбиции членов МТК, ревни­во не пропускавших вперед своих провинциальных конкурентов.

Так или иначе, но в первые месяцы того горя­чего предвоенного времени, отсчет которого начал­ся с момента принятия новой программы, гвоздь ее решения — базовый проект броненосца никого по­чему-то не волновал.

Инициативу пытался взять на себя Балтийский завод, еще в апреле предлагавший проект усовер­шенствованного броненосца на базе "Пересвета", но с заменой 254-мм пушек на 305-мм. Однако в МТК отнеслись к нему прохладно. Получившееся 15 270-тонное водоизмещение выпадало из всех су­ществовавших отечественных стандартов, и его со­чли чудовищно большим. Не удовлетворились и во­доизмещением 15 000 т. Без внимания оставили и пример англичан, уже отказавшихся в своих и разработанных для Японии проектах от прежде жес­тко соблюдавшегося ограничения водоизмещения 12 000-тонной величиной. На этот совершившийся в мире перелом в том же 1898 г. обращал внима­ние один из светлых умов русского флота лейте­нант Н. Н. Хлодовский. В статье "Законы развития морской силы" ("Морской сборник", 1898, № 5) он писал: "Если еще в 1886 г. 10 000 т водоизмещения считались достаточными для сильнейших броне­носцев, то в 1896 г. уже проектируются Японией су­да в 15 000 т, и есть основания полагать, что силь­нейшее соперничество на море заставит идти и дальше".

В работе объяснялось, что четко прослеживае­мый в эволюции кораблей мира неуклонный рост водоизмещения — это объективный закон, обуслов­ленный совершающимся прогрессом морской тех­ники, что флот, где этот закон не сознают, ставит себя в положение отстающего и что превосходство в типах самых мощных кораблей почти наверняка га­рантирует победу в сражении. Но в силу, видимо, извечной неспособности или нежелания россий­ских властей считаться с печатным словом (как уже показал опыт публикации работ И. Ф. Лихачева и С. О. Макарова) работы Н. Н. Хлодовского не произвели действия на умы руководителей Морского министерства.

Не считаясь с опытом проектирования "Потемки­на" и вовсе, видимо, уже за­быв в суете текущих забот о серии оценок влияния ха­рактеристик на водоизме­щение кораблей, выполнен­ных при проектировании броненосца "Двенадцать Апостолов", в МТК без осо­бых дискуссий и прорабо­ток решили, что, прибавив к примерно 11000-тонно­му водоизмещению броне­носца типа "Полтава" еще 1000 т, можно вполне обеспечить будущим бро­неносцам и достаточное со­временное вооружение, и усиленную защиту, и повы­шенную на 1 уз скорость, и 5000-мильную дальность плавания.

На основе этой умо­зрительной концепции и приступили к разработке проектных заданий на броненосцы новой программы. Это началось 28 марта 1898 г., когда генерал-адмирал, также не ут­руждая себя размышлениями и чтением статей лейтенантов в "Морском сборнике", "изволил прика­зать по спуске на воду осенью сего года броненосца "Ослябя" и крейсера 1 ранга "Диана" немедленно приступить к постройке двух броненосцев типа "Ос­лябя". В соответствии с полученной установкой на совещании 15 апреля 1898 г. у управляющего Мор­ским министерством было решено следующий по­сле спуска "Осляби" броненосец "строить без дере­вянной обшивки и хотя с 254-мм орудиями, но также измененными". Иными словами, все еще не взяв на себя труд задуматься о том, какие характе­ристики имеют броненосцы, которые в Англии полным ходом строятся для Японии, верхушка Морского министерства с поразительной беззабот­ностью считала вполне возможным противопоста­вить этим 15000-тонным почти дредноутам свои прежние облегченные броненосцы-крейсера.

Одновременно проект броненосца поручали разработать прибывшему в Россию главе известной судостроительной фирмы США Ч. Крампу. Визит этого преисполненного подлинной американской деловитостью инженера и предпринимателя был для России бесспорным благом.

Ознакомившись с представленными ему проек­тами броненосцев "Пересвет" и "Князь Потемкин-Таврический" и имея опыт постройки броненосцев подобного башенно-казематного типа (именно та­ким был строившийся тогда на его верфи в Фила­дельфии "Алабама"), Ч. Крамп предложил собствен­ный конструктивный тип и ради получения обшир­ного заказа обещал учесть все требования и пожелания МТК. В итоге напря­женных обсуждений был составлен в общем удов­летворивший обе стороны проект-задание, оформлен­ный в виде составленной в МТК и переданной 24 мар­та 1898 г. Ч. Крампу "Про­граммы для проектирова­ния".

Водоизмещение броне­носца должно было состав­лять не более 12700 т (МТК пришлось сделать небольшую уступку миро­вому прогрессу), углубле­ние с килем не более 7,9 м. Полную 18-уз скорость следовало подтвердить в течение непрерывного 12-часового пробега. Артилле­рия предусматривалась из 4 305-мм 40-калиберных пушек в двух башнях, 12 152-мм 45-калиберных "в отдельных казематиках", 20 75-мм, 20 47-мм, 6 37-мм и 2 64-мм пушек, возвышение над горизонтом воды осей 305-мм орудий носовой башни должно было составлять не менее 8,2 м, кормовые можно было установить ниже, но с условием непременно предусмотреть в корме двухпалубное пространство для жилых помещений. Бронирование на протяже­нии 2/3 длины корпуса состояло из плит по ватер­линии толщиной 229 мм, выше до батарейной па­лубы —152 мм.

Все эти требования Ч. Крамп включил в состав­ленную им "Предварительную спецификацию", ставшую основанием для незамедлительного под­писания контракта. Исключение составил лишь отказ от применения котлов Бельвиля, которые Ч. Крамп в условиях чрезвычайно жесткого ограни­чения водоизмещения и требуемой высокой 18-уз скорости считал необходимым заменить более лег­кими и обеспечивающими повышенную произво­дительность пара котлами французской фирмы Никлосса.

Обстоятельства почти молниеносного заключе­ния контракта на новый броненосец (а также и на крейсер водоизмещением 6000 т), как и сам факт загадочно быстрого появления главы фирмы в Петербурге, имеющимися архивными документами, конечно, не объясняются. Здесь могла проявиться личная заинтересованность начальника ГУКиС ви­це-адмирала В. П. Верховского, который заключил контракт, даже не согласовав его с МТК, и генерал-адмирала Алексея Александровича, который уже 20 апреля получил императорское утверждение за­ключенной сделки.

Возможно, таким путем компенсировались не­оправдавшиеся ожидания Крампа на большой за­каз. Мог повлиять и явственно ощущавшийся в то время антагонизм между двумя находившимися на одной ступени ведомственной иерархии учреждени­ями казенного судостроения: МТК, отвечающим за технику флота и судостроения, и ГУКиС, распоря­жавшимся предназначенными для них кредитами.

Этот антагонизм и амбиции и стали, по-види­мому, причиной того, что объективно полезный для флота и развития всей программы заказ броненос­ца "Ретвизан" Ч. Крампу не стал тем завершающим актом выбора базового проекта, который естествен­ным образом мог бы синтезировать свойства "Пе­ресвета" и "Князя Потемкина-Таврического".