Подготовка и начало постройки

 

Не считая нужным (или просто не имея сил для координационной работы) потребовать от пред­приятий составления общего проекта, МТК по дав­ней традиции позволил им вести работы самостоя­тельно, что, несмотря на общность исходных зада­ний, привело к целому ряду новых отличий, вы­звавших по существу создание трех проектов — "Бородино", "Орел" (казенные верфи) и типа "Импе­ратор Александр III" (Балтийский завод). Эти отли­чия проявлялись в форме форштевней, в общем расположении, в способах установки и подъема ка­теров, в расположении люков для выхода горячего воздуха из машинных отделений и т. д. Даже про­дольные переходные мостики на спардеке приходилось выполнять соответственно двух типов. Отлича­лись и выполнявшиеся разными заводами (Метал­лическим и Путиловским) башенные установки ко­раблей.

Металлический завод, чья первая артиллерий­ская башенная установка 305-мм орудий была за­казана для "Ретвизана" в Америке, поставлял также башни для броненосцев "Бородино", "Орел" и "Сла­ва". Путиловский завод получил заказ на комплект башен 305- и 152-мм орудий для "Императора Александра III" и "Князя Суворова". Он же постав­лял станки этих орудий для броненосца "Цесаре­вич" и башен 254-мм орудий для броненосца "По­беда". Электрические лебедки для подачи боеприпасов поставлял парижский завод фирмы "Сетер и Харле". Орудия всех кораблей изготовлял Обуховский завод, подводные минные аппараты нового поршневого типа — Петербургский Металлический завод. Производство крупповской брони для всех броненосцев успешно осваивал (по лицензии фир­мы Крупна) Ижорский завод. Одновременная по­требность в плитах на все строившиеся в то время корабли, включая "Победу" и "Князь Потемкин-Тав­рический", превысила производственные возможно­сти завода, переживавшего наладочный период, и часть заказа (до 20%) поручили английскому заво­ду Бирдмер в Глазго.

Все эти обстоятельства выяснились уже в ходе постройки кораблей, подготовка к которой, как и следовало ожидать, крайне затянулась. Весь 1898 г. был потерян на обсуждение способов постройки и типа новых броненосцев. Еще в марте, согласно од­ному из указаний генерал-адмирала, предполага­ли по образцу "Осляби", но без медной обшивки строить два броненосца, из которых затем остался только один. МТК и ГУКиС, словно договорившись не мешать друг другу, также не торопили события. И даже получив в июле 1898 г. уведомление коман­дира Петербургского порта о том, что эскизный проект броненосца на основе проекта А. Лаганя уже готов, ГУКиС только в ноябре, спохватившись, за­прашивает из МТК "в возможно скорейшем време­ни" спецификации стали и брони, потребные для постройки броненосца казенными средствами, а за­тем просит уточнить, нельзя ли эту сталь заказать Ижорскому заводу по ведомости броненосца, кото­рый Балтийский завод начал строить на том стапе­ле, где только что спустили "Пересвет" (речь шла о "Победе"). В декабре выяснилось, что два броненос­ца в казенных адмиралтействах предполагается строить все-таки по образцу А. Лаганя. В январе-феврале состоялось обсуждение этих проектов и стало известно, что пока в Петербурге будет стро­иться только один броненосец. В ГУКиС начали го­товиться к исполнению главной своей роли — выда­че заказов на материалы и машины.

Из вызванных "на конкуренцию" 8 сталелитей­ных заводов наименьшую цену с пуда (2 р. 55 к.) назначил Александровский завод. Контракт от 28 марта на 300000 пудов заключили из условия стоимости пуда 2 р. 50 к. Не устоял перед В. П. Верховским и Франко-русский завод, который, чтобы не увольнять рабочих, вынужден был согласиться на предложенную ему пониженную цену до 200 руб за индикаторную л. с. на заказ машин (точно по чертежам "Цесаревича") для нового броненосца.

Официальный наряд Петербургскому порту на постройку корабля в Новом адмиралтействе был дан 12 марта 1899 г., после чего В. П. Верховский просил ГМШ обратиться к управляющему Мор­ским министерством за указанием, какое кораблю следует присвоить название. Так приказом по Мор­скому ведомству от 20 марта 1899 г. в списки флота под названием "Бородино" зачислили первый ко­рабль будущей серии.

Сложнее было с обладавшим коммерческой са­мостоятельностью Балтийским заводом. На запрос об условиях постройки такого же броненосца пред­седатель правления завода контр-адмирал В. М, Лавров 7 апреля 1899 г. отвечал, что, не получив запрошенные им сведения, необходимые для под­готовительных работ, завод называть свои сроки и цену считает преждевременным. Это "утрясание" условий заказа затянулось почти до осени, когда 22 августа 1899 г. в списках флота появилось еще два названия новых броненосцев — заказанного Балтийскому заводу "Императора Александра III" и начатого постройкой Петербургским портом на Га­лерном островке "Орла".

Официальная закладка броненосцев состоялась в следующем 1900 г.— на Балтийском заводе 11 мая, на Галерном острове 20 мая. Первым, как и следовало ожидать, подготовил к спуску свой ко­рабль работавший в более свободных условиях Бал­тийский завод.

Торжество, состоявшееся 20 июля 1901 г., ом­рачилось зловещим предзнаменованием. С прибы­тием царской семьи для участия в церемонии спу­ска стоявшая весь день ясная солнечная погода сменилась сильнейшим шквалом с дождем, а в мо­мент начала движения корабля по стапелю вдруг стало темно, как ночью, и порывом ветра особенно большой силы был сломан возвышавшийся над фасадом эллинга деревянный флагшток с импера­торским штандартом и гирляндой флагов. Рухнув­шим флагштоком убило на месте двух из находив­шихся на площадке воспитанников Кронштадтско­го инженерного училища Густомесова и Вандер-Бергера, еще двоих тяжело ранило. Блоком от оснастки флагштока и флагов был убит стоявший неподалеку жандармский полковник.

На освободившемся после спуска стапеле завод начал постройку четвертого броненосца "Князь Су­воров", который в соответствии с заводским графи­ком спустили на воду в сентябре 1902 г. Его место на стапеле в том же большом каменном эллинге за­нял пятый броненосец "Слава", спуск которого со­стоялся менее чем через год —16/29 августа 1903 г. Таковы были преимущества серийной по­стройки, наглядно продемонстрированные Балтий­ским заводом. Петербургский порт, спустив "Боро­дино" на воду в августе 1901 г., со спуском "Орла" на Галерном острове задержался до июля 1902 г.