Опыт "Орла" в Японии и России

 

Сдача "Орла" в составе отряда Н. И. Небогатова явилась горьким, невыразимо драматичным фина­лом службы броненосца и его ничем себя не запят­навшего экипажа. Для других кораблей, не пострадавших столь жестоко, как "Орел", возможно, и были какие-то варианты (затопить корабли, организовав спасение экипажа на подручных сред­ствах), но для "Орла" никакого выхода, по-видимо­му, не было. Биться до смерти может горстка поклявшихся не сдаваться храбрецов, пасть с честью и оружием в руках могут триста спартанцев, но бес­цельно, без возможности нанести вред врагу, губить людей, собранных на почти безоружном корабле — этого оправдать нельзя. Также, не считая себя в праве "бросить упрек" доблестному "Орлу", понима­ли эти обстоятельства и авторы изданной в 1917 г. работы Морского генерального штаба.

И судьба, поставив "Орел" в безвыходное положение, имела, возможно, и свой особый умысел — сохранить его как образец того предела живучести, который может проявить корабль, как аналог для кораблестроителей всего мира и как свидетеля на том суде истории, которому подлежали и режим Николая II, сумевшего довести свою политику до войны с Японией, и "флотоводец" 3. П. Рожественский, проигравший этот бой с феноменальной без­дарностью, но с поразительным бесстыдством и цинизмом пытавшийся переложить свою вину на доблестно сражавшиеся и геройски погибшие корабли.

И не потому ли, что слишком велика была чис­ленность свидетелей с "Орла", устрашившийся их показаний режим поспешил заочно ошельмовать и лишить воинских званий всех матросов и офицеров на сдавшихся кораблях, не исключая и "Орел", а за­тем отказался и от суда над предавшим свою эс­кадру командующим.

Исключительную ценность для будущего флота представлял и боевой опыт "Орла", о котором во всех подробностях говорили показания офицеров, матросов, командиров и специальный доклад о по­ведении корабля в бою, сделанный перед специали­стами МТК корабельным инженером В. П. Костенко. Опыт этого корабля, только чудом не оказавше­гося на дне Японского моря, стал основой того тех­нического, тактического и организационного пере­устройства русского флота, который был предпри­нят после Цусимы.

Весь ход боя, проведенного "Орлом", и характер полученных им повреждений подтверждают чрезвычайно важную для нас мысль о том, что техника и вооружение русских кораблей, выучка их экипа­жей и искусство офицеров и командиров в условиях боя с японскими кораблями один на один, как это было у "Орла", ни в чем японцам не уступали. И те разрушения, которые обнаружились на "Орле", лишь подчеркивают стойкость и героизм наших моряков. Несомненно и то, что, если в этих экстремальных условиях пораженческой тактики 3. П. Рожественского, соединенной с невиданным явлением японского массирования огня, "Орел" все-таки сумел устоять, то под руководством талантли­вого адмирала корабли этой серии могли совсем иначе проявить свои боевые возможности.

Обстоятельства боя "Орла", действия личного состава и поведение в бою корабельной техники и оружия позволили во множестве недостающих де­талей представить также бой и гибель трех одно­типных броненосцев, подтвердили традиционно вы­сокий уровень организации их внутренней службы и боевой подготовки, указали на необходимость обучения экипажей в прицеливании, скорости заряжания, освоении новых методов стрельбы, ко­торые без увеличения артиллерии могли повысить боевую эффективность корабля и эскадры в целом.

Этот, исчерпывающе обобщенный доклад пе­режившего бой корабельного инженера В. П. Костенко позволил при поддержке А. Н. Крылова опрокинуть лживую концепцию о гибельных будто бы недостатках кораблей, которой 3. П. Рожественский по возвращении из плена пытался оправдать собственную бездарность. Собрав в плену с по­мощью других офицеров обширный документаль­ный материал, В. П. Костенко по возвращении на родину сумел открыть глаза тогдашнему руководи­телю отечественного судостроения С. К. Ратнику на действительную картину поведения в бою броне­носцев типа "Бородино". В докладе, прочитанном перед собравшимися в МТК высшими представите­лями флота и кораблестроения, он на множестве примеров и свидетельств показал, что "не качество наших кораблей привело к разгрому эскадры, а неу­мение командующего целесообразно использовать боевые свойства лучших кораблей и предоставление противнику всей инициативы в бою". Анализируя количество и характер повреждений, полученных "Орлом", В. П. Костенко пришел к выводу о весьма высокой боевой живучести кораблей этого класса. По его мнению, японские броненосцы типа "Микаса" едва ли смогли бы вынести столько попаданий и разрушений, какие перенес "Орел".

Не углубляясь в полный обзор конструктивных достоинств и выявившихся недостатков, изложен­ный в книге В. П. Костенко "На "Орле" в Цусиме", укажем на главнейшие, сделанные им выводы. Прежде всего, он считал вполне подтвердившейся принципиальную правильность основных конст­руктивных решений, включая сплошное брони­рование борта и наличие двух броневых палуб. Со­мнительным пришлось признать лишь уже отме­чавшееся расположение 152-мм орудий в не отве­чавших их назначению башнях. Развития в применении к новым типам кораблей требовали способы крепления броневых плит для исключения их срывания с болтов и прогиба под действием ударов и взрывов снарядов и установки их, как это и предусматривалось проектом А. Лаганя, длинной кромкой вертикально. Правильным был путь созда­ния штатной автоматической, быстро действующей системы выравнивания аварийного крена, устране­ние возможного поражения людей и техники через орудийные порты, амбразуры башен, прорези бое­вых и башенных (в дальнейшем и казематных) рубок.

Менялись и боеприпасы (переход на более тя­желые снаряды с увеличенным содержанием взрывчатого вещества), совершенствовалось наведе­ние орудий, вводилось продувание стволов после выстрела и специальные дальномерные рубки (про­образы современных КДП), увеличивался калибр торпед. Все эти выводы в значительной мере были учтены уже при достройке броненосцев типа "Евстафий" на Черном море и "Андрей Первозванный" на Балтике и осуществлены на линейных кораблях-дредноутах типов "Севастополь" и "Императрица Мария".

Ряд мер приняли и для совершенствования сохранившихся после войны кораблей типа "Бородино": бывшего "Орла", который получил в Японии название "Ивами", не успевшей в поход со 2-й эскадрой "Славы" и их прототипа "Цесаревича", вернувшегося по окончании войны из Циндао, где его разоружили после боя 28 июля 1904 г.

Первыми за эту работу взялись японцы, ко­торые сразу после прихода "Орла" в Майдзуру вме­сте с устранением повреждений приступили к той самой его разгрузке, которую с необъяснимым упорством отвергал 3. П. Рожественский. Как узнал тогда от японских офицеров В. П. Костенко, на корабле при снятии зашивок борта на батарейной и верхней палубах обнаружилось огромное количест­во накопившейся в течение похода угольной пы­ли — следствие угольно­го безумия, ради ко­торого распоряжением 3. П. Рожественского в склад угля была пре­вращена и батарея 75-мм пушек.

Оставаясь необнаруженной в течение всего похода (стрельб батареи не проводили), она коварнейшим образом дала о себе знать во время боя, когда, от разрывов сна­рядов, окутывала своей пеленой все пространство батареи. Угольная пыль запорошила оптику прицелов смешиваясь, с водой из пожарных шлан­гов, она обратила палубу в черное месиво и приводила в смятение врачей на перевязочном пункте, куда раненые поступали словно вымазанные сажей.

Вместе с грязью и обломками конструкций на спардеке японцы очистили корабли, приведя их си­луэт к тому, какой имели их собственные броненосцы. Исчезли и верхние ярусы мостиков и оба марса, вместо которых на уровне топа фок-мач­ты установили площадку с дальномером для кор­ректировки стрельбы. Устранено было слишком низкое расположение противоминной артиллерии. Орудия центральной батареи перенесли на спардек, расположив их открыто. Для стрельбы по быстро-перемещающимся целям такое расположение признали наиболее удобным. Второй калибр довели до 203 мм, заменив одиночными палубными уста­новками каждую из башен 152-мм орудий. Все это позволило вернуть водоизмещение корабля к почти проектной величине (13800 т) и довести скорость до 18 уз. В 1914 г. корабль уже в составе дружест­венного России японского флота участвовал в за­хвате германской военно-морской базы в Циндао, а в 1918 г. — в японской интервенции на Дальнем Во­стоке, побывав и на рейде Владивостока. Вместе с большинством участвовавших в войне 1904—1905 тт. бывших русских и японских кораблей его иск­лючили из списков в 1922 г.

Будем же помнить главный урок, о котором го­ворит история старых кораблей типа "Бородино".

Он — в вечном противоречии двух сторон отечест­венной истории: с одной, в безграничных, неисся­каемых возможностях рядового человека — творца, труженика и .воина, с другой, в постоянной, ка­тастрофической нехватке во главе государства и его высших структур людей, которые обладали бы спо­собностями к государственному мышлению, талан­том предвидения, гражданским мужеством. Это противоречие с особой остротой ощущается благо­даря той исключительной роли, которая в отечест­венной истории, влияя непосредственно на судьбу государства, выпала кораблям серии "Бородино".

И как погубленные в Цусиме "генерал-адъю­тантом" четыре броненосца имели возможность по­вернуть ход русско-японской войны и тем не допу­стить в стране первого этапа погубившей ее смуты, так и два оставшихся от этой серии к 1917 году корабля имели вместе с армией возможность не до­пустить падения Церельской батареи, отстоять Рижский залив, а с ней и всю Прибалтику, а может быть, и всю Россию. И тогда не было бы, наверное, ни ленинского переворота, ни сталинского режима, ни проблем нынешней Прибалтики.

Эти удивительным образом выпавшие на долю кораблей роли государственного значения опреде­ляют то особое место в истории и тот особый ин­терес, который всегда будут вызывать пять кораблей серии "Бородино".