Крейсера серии Caroline

 

Заявки на постройку легких крейсеров программы 1913 года прислали три казенных и столько же частных верфей. Частным верфям были заказаны по одному кораблю, которые должны были строиться по контракту, один —Королевской верфи в Девонпорте, в то время как Королевским верфям в Четеме и Пемброке достались по два корабля. Закладка восьми единиц серии состоялась в течение последующих девяти месяцев, с июля 1913 по март 1914 года. Однако в 1914 году появилась возможность оснастить корабли паровыми котлами нового типа, имевшими более высокие параметры нагрева пара, что, в свою очередь, позволяло сократить количество котлов в котельных отделениях кораблей. В связи с этим, из восьми единиц программы 1913 года были выбраны две, крейсер частной верфи Hawtorn Leslie и один из кораблей Четемской верфи, возможно, находившиеся в самой низкой степени готовности. Кроме того, эти корабли предназначались для проведения проб с редукторной передачей, поэтому они должны были достраиваться по измененному проекту и выделялись в отдельную серию.

Оставшиеся шесть единиц программы 1913 года вошли в строй уже во время войны, в декабре 1914 - июне 1915 годов, поставив рекорд быстроты постройки (строившийся на верфи Cammell, Laird & Со в Биркенхеде головной крейсер серии Caroline был построен всего за одиннадцать месяцев) и став родоначальниками всего семейства легких крейсеров типа С, насчитывавшего рекордное число кораблей. Во время спуска на воду все они получили названия, традиционные в британском флоте для фрегатов и начинавшиеся с буквы «С»: Caroline, Carysfort, Cleopatra, Comus, Conquest, Cordelia (Этот же принцип, характерный при выборе серийных названий для эсминцев и малых крейсеров, сохранялся и для кораблей последующих серий данного типа, а крейсера поздних серий получали также названия английских городов, столиц британских колоний и военно-морских баз заморских станций). Выше уже указывалось, что вся серия получила название по вошедшему в строй первым крейсеру Caroline, несмотря на то, что крейсер Cordelia был заложен на королевской верфи в Пемброке на полгода раньше.

Крейсера серии Caroline полностью унаследовали архитектуру прототипа. Это были такие же трехтрубные корабли, как и «аретьюзы», с таким же серповидным, клиперной формы форштевнем и полубачной конструкцией корпуса, который, впрочем, был на десять футов

(3,05 м) длиннее и на два с третью фута (0,7 м) шире. Длина полубака составляла приблизительно треть длины корпуса. Дымовые трубы, из которых средняя была несколько шире остальных, имели небольшой уклон в сторону кормы. Такой же уклон имели и легкие мачты-однодеревки, причем совсем короткая грот-мачта имела единственный рей, необходимый для растяжки радиоантенн.

Уже при вступлении в строй выяснилось, что, несмотря на увеличение развала полубака, предпринятое при проектировании для уменьшения заливаемости носовых орудий, корабли принимают на бак очень много воды, что отчасти являлось следствием унаследованного от прототипа дифферента на нос. Все дальнейшие меры, принятые проектировщиками с целью исправления этого недостатка, не привели к желаемому результату, крейсера и более поздних серий типа С плохо принимали воду на бак, пока, в конце концов, корабли последней серии не получили носовую оконечность «траулерного» типа. Следует также заметить, что проблема весовой перегрузки оставалась актуальной при постройке каждой новой серии крейсеров этого типа, что и становилось причиной систематического возрастания размерений и водоизмещения кораблей. Крейсера серии Caroline имели следующие размерения: наибольшая длина 446 футов (135 м), длина между перпендикулярами 420 футов (128 м), ширина 41 фут 6 дюймов (12,6 м), средняя осадка при нормальном водоизмещении — 16 футов (4,9 м). На момент вступления в строй их нормальное водоизмещение определялось в 4219 т, полное — в 4733 т, однако в дальнейшем водоизмещение этих кораблей неуклонно возрастало, что было связано, в первую очередь, с частыми модернизациями вооружения.

Система бронирования и энергетическая установка новых крейсеров остались аналогичными таковым у прототипа. Бортовое бронирование выполнялось из стали марки НТ (High Tensile Steel — сталь высокого сопротивления), что позволяло использовать его в качестве конструктивного элемента для обеспечения продольной прочности корпуса и, с одной стороны, значительно улучшало бронезащиту, а с другой, — гарантировало немалую экономию веса, а это было особенно важно для таких небольших кораблей. Главный броневой пояс в районе машинно-котельных отделений по высоте достигал уровня главной палубы и, при толщине 76,2 мм, состоял из внутреннего и внешнего слоев стали высокого сопротивления толщиной, соответственно, 25,4 и 50,8 мм. Ширина и толщина броневого пояса уменьшались к оконечностям: в корму он утончался от 63,5 до 50,8 мм, а в нос — от 57,2 до 38 (по другим данным, до 25,4) мм. Толстая бортовая обшивка в носу была необходима в качестве меры против возникновения опасных вибраций в носовой оконечности, а также для предотвращения возможности получения осколочных пробоин от близких разрывов снарядов и, как следствие, поступления через них забортной воды. Толщина броневого траверза в корме составляла 25,4 мм. Как и на « аретьюзах », горизонтальное бронирование являлось фрагментарным и состояло из бронированных 25,4-мм плитами из стали марки НТ участков верхней палубы над машинно-котельными отделениями (МКО) в средней части и над отделением рулевой машины в корме. Обычно использовавшаяся в качестве броневой нижняя палуба в данном случае не подходила для выполнения этой функции, поскольку в районе МКО она была вся испещрена многочисленными технологическими отверстиями да и большая высота машин двигательной установки не позволяла выполнить ее непрерывной.

Местное бронирование, как и на всех легких крейсерах, не было обширным. Боевая рубка (Conning Tower — СТ) традиционно защищалась 152-мм броней, а ведущая в нее коммуникационная труба имела 102-мм стенки. Толщина щитов 152-мм и 102-мм орудий — 76 мм.

Четырехвальная энергетическая установка крейсеров состояла из располагавшихся в двух машинных отделениях четырех прямодействующих паровых турбин и восьми водотрубных котлов типа Yarrow в двух котельных отделениях. Машины для крейсеров Caroline и Cleopatra поставила компания Cammell Laird, для Carysfort и Cordelia —компания Hawthorn Leslie, в то время как для крейсеров Comus и Conquest турбины изготовили, соответственно, Wallsend Slipway и Scotts S&E Со. Каждая турбина развивала мощность 7500 л.с. при скорости вращения 590 об/мин, что при общей мощности силовой установки 30 000 л.с. позволяло достичь скорости 28 узлов. При необходимости турбины могли свыше восьми часов работать в форсированном режиме, при этом мощность каждой из них возрастала до 10 000 л.с. при 650 об/мин: по мнению конструкторов, проектировавших установку такой же мощности еще для «аретьюз», в этом случае скорость кораблей должна была составлять не менее 30 узлов. Тем не менее, как мы уже знаем, на испытаниях скорость крейсеров типа Arethusa не достигла проектной, а «кэролайны», в свою очередь, также не превысили результата прототипов, показав на испытаниях в среднем те же 28,5 узлов.

Главные турбоагрегаты носового машинного отделения были непосредственно подсоединены к внешней паре гребных валов, турбоагрегаты кормового машинного отделения — к внутренней. Подобное техническое решение, не предусматривавшее установку конструктивно сложных и очень тяжелых редукторов, являлось достаточно эффективным только для хода на больших скоростях, но на среднем и особенно малом ходу приводило к неоправданно большому расходу топлива. С другой стороны, в этот период эффективность редукторов ограничивалась сложностью процедуры их подключения, по времени занимавшей 20-25 минут, что полностью исключало возможность использования их в боевых условиях. Возможно, это и являлось причиной того, что система редукторной передачи не находила до сих пор широкого применения на кораблях британского флота. Тем не менее, пять из шести крейсеров серии получили паровые турбины фирмы Parson's Marine Steam Turbine Company в Уоллсенде с отдельными турбинами крейсерского хода, соединенными с внешней парой гребных валов посредством редукторов, в то время как на крейсере Carysfort установили произведенные фирмой R.&W. Hawtorn, Leslie & Co., Ltd. в Хебберне-он-Тайн турбины типа Brown-Curtis без крейсерских турбин. В результате при плавании на крейсерской скорости 16 узлов энергетическая установка крейсера Carysfort сжигала 90 тонн нефти в сутки, а остальные крейсера серии, имевшие турбины крейсерского хода, — всего 60 тонн, хотя суточный расход топлива на высоких скоростях у всех кораблей серии Caroline был одинаков — от 260 тонн при скорости 24 узла до 550 тонн на максимальном ходу.

Восемь водотрубных котлов типа Yarrow отапливались исключительно нефтью, имели поверхность нагрева 3940 м2 и рабочее давление пара 16,5 атмосфер, для них также предусматривалось использование форсированной тяги.

На «кэролайнах» также был исправлен один из существенных недостатков системы размещения топлива, допущенный при проектировании «аретьюз». Как и на прототипе, на «кэролайнах» для хранения нефти использовалось все пространство двойного дна, но были ликвидированы так называемые «нефтяные цистерны мирного времени», находившиеся на прототипах над машинными отделениями, высоко над ватерлинией. Несмотря на то, что топливо из этих цистерн должно было использоваться в первую очередь, они являлись уязвимыми для артиллерийского огня противника, поскольку остаточные пары могли быть опасны при ведении боевых действий. Кроме того, как при полной заправке, так и при заполнении их водой для удаления остаточных паров топлива, из-за своего высокого расположения они могли неблагоприятно влиять на остойчивость кораблей. Тем не менее, даже лишенные этих цистерн, крейсера серии Caroline имели максимальный запас топлива 916 тонн (нормальный —482 т), то есть на 100 тонн больше, чем у прототипа. С таким запасом нефти крейсера имели дальность плавания 5000 миль при 16-узловом ходе (Carysfort, не имевший крейсерских турбин, — 3200 миль). Дальность плавания на высоких скоростях у всех кораблей серии была одинаковой — около 1000 миль при скорости 28,5 узлов (по другим данным, 2000 миль) и 1700 миль на 24 узлах.

Для питания паровых котлов и бытовых нужд имелись три опреснительные установки (два конденсатора располагались в носовом машинном отделении, один — в кормовом) общей производительностью 84 т воды в сутки. Сеть постоянного тока напряжением 100 вольт питали два парогенератора. Два паровых компрессора обеспечивали корабль необходимым для работы судовых систем сжатым воздухом с давлением 180 атм. Общий вес главной энергетической установки и вспомогательного оборудования составлял 800 т.

В состав вооружения «кэролайнов» входили два 152-мм орудия, впервые в практике британского крейсеростроения установленных возвышенно, восемь 102-мм орудий противоминного калибра, по разным данным, от одного до четырех зенитных орудий, а также два двухтрубных торпедных аппарата. Общий вес вооружения «кэролайнов» составил 180 т.

Как мы помним, наибольшие споры в Адмиралтействе вызвал вопрос вооружения новых крейсеров. Не решившись дать флоту малый крейсер с мощной артиллерией одного, шестидюймового калибра (что и обусловило в дальнейшем систематическое перевооружение этих кораблей), адмиралтейские лорды приняли решение оставить на «кэролайнах» смешанное вооружение прототипа, но разместили его иначе. Неизвестно почему возобладало мнение, что артиллерия главного калибра будет использоваться, прежде всего, при отступлении, когда отходящим после боя с превосходящими силами противника крейсерам потребуется отбиваться от преследования, и поэтому оба 152-мм орудия следует сгруппировать в корме по ретирадной схеме. Это крайне странное, по крайней мере, для британских кораблей, размещение орудий главного калибра в корне противоречило главному принципу Королевского флота Великобритании, гласившему «Всегда атаковать! », на котором воспитывалось не одно поколение британских моряков. Напрасно этому предложению противился и Главный конструктор д'Эйнкурт, указывая, что дополнительный вес протяженной в корму надстройки, на которой возвышенно устанавливалось одно из шестидюймовых орудий, может не только стать причиной перегрузки кораблей, но и оказывать неблагоприятное влияние на дифферент. Тем не менее, принятый Советом Адмиралтейства вариант все же предусматривал расположение обоих 152-мм орудий в корме.

45-калиберное 152-мм орудие 6 in BL (Аббревиатуры BL (breech loader) и QF (quick firing) служили для обозначения казнозарядных орудий с раздельным заряжанием и с использованием унитарного патрона соответственно. Применение последнего, собственно, и обеспечивало высокую скорострельность орудий QF) Mk XII в то время являлось новейшим шестидюймовым морским орудием, разработанным оружейным и кораблестроительным концерном Vickers Ltd в 1913 году и поступившим на вооружение Королевского флота в следующем, 1914 году. Первыми британскими крейсерами, получившими эти шестидюймовки, стали крейсера серии Birmingham (типа Town) и «аретьюзы». Как и на этих последних, на «кэролайнах» MkXII устанавливались в диаметральной плоскости на одноорудийных штыревых (цокольных) станках PVII (Р — pedestal (пьедестал, цоколь) — обозначение штыревого станка) со щитами. Конструктивно орудие представляло собой «классический» для британских артсистем суживавшийся к дульной части ствол с лейнером, имевшим навивку из нескольких слоев стальной проволоки и вставленным во внутреннюю трубу и наружный кожух. Запиравшийся вручную винтовой затвор системы Welin крепился к стволу при помощи шурупов. При максимальном угле возвышения станка PVII 15° (в период Первой мировой войны и в послевоенные годы угол возвышения орудий MkXII был увеличен до 20-30°) дальность стрельбы составляла, по разным данным, от 12344 до 12800 м. В идеальных условиях проводившихся в 1913 году полигонных испытаний это орудие показало высокие результаты скорости стрельбы — до 12 выстрелов в минуту. Однако в боевых условиях этот показатель оказался существенно ниже — всего от четырех до семи выстрелов. Боекомплект на одно 152-мм орудие состоял из 150 полубронебойных снарядов типов СРВС и СРС весом 45,36 и 45,3 кг соответственно, а также фугасных снарядов типа НЕ (СРВС — Common Pointed Ballistic Capped — полубронебойный, с легким колпачком для улучшения баллистики — обозначение снарядов калибра 152 мм и выше, применявшихся против среднебронированных целей. После 1946 года это обозначение было заменено на SAPBC; СРС — Common Pointed Capped — полубронебойный с колпачком — снаряды тех же калибров, применявшиеся против легко бронированных целей; НЕ — High Explosive или High Effect — обозначение снарядов с наибольшим взрывным эффектом (фугасных), применявшихся как против легко бронированных, так и против вообще не имевших брони целей) весом 45,3кг. В качестве метательного (рабочего) заряда сначала использовался кордит марки MD, который в конце 20-х годов был заменен более технологичным в изготовлении и имевшим более высокие баллистические свойства кордитом марки SC (Кордит — английский бездымный порох, изготовленный на основе пироксилина с энергетической, добавкой нитроглицерина. Впервые под обозначением Mark I был принят на вооружение Королевского флота Великобритании в 1889 году. Появление кордита Mkl способствовало повышению баллистических характеристик артиллерийских орудий, но сгорание пороха этого типа сопровождалось слишком высоким тепловым эффектом, что приводило к быстрому выгоранию лейнеров стволов. Поэтому к 1901 году был создан кордит нового типа, получивший обозначение MD ( MD-type Cordite) и имевший более низкие характеристики, чем Mkl, но зато способствовавший увеличению живучести стволов более чем вдвое. Обе марки кордитного пороха находились на вооружении Королевского флота во время Первой мировой войны, в ходе которой выявился общий для них серьезный недостаток: находившийся в составе кордита нитроглицерин при повышении температуры до 180" взрывался, что приводило к гибели британских кораблей как в бою, так и на стоянках. В отличие от английского, немецкий пироксилиновый порох, в составе которого не было нитроглицерина, в аналогичных случаях не взрывался, а горел, поэтому получившие попадания в артиллерийские башни германские корабли все же добирались до баз, хоть и с начисто «выгоревшими» башнями и погребами. Таким образом, характеристики существующих типов кордита перестали удовлетворять повысившимся к ним требованиям, и после изучения свойств германского пороха RPC/12 в Великобритании был создан и в 1927 году принят на вооружение новый кордитный порох марки SC (Soluentless Cordite или Soluentless Carbamite). Он обладал улучшенными свойствами и находился на вооружении Королевского флота в период Второй мировой войны, но, тем не менее, избавиться от основного недостатка кордитов — взрывоопасности — англичанам, очевидно, так и не удалось, поскольку именно взрыв зарядных погребов на линейном крейсере Hood и стал причиной гибели этого корабля в мае 1941 года. В обозначении кордитного пороха обычно указывалась марка применяемого кордита и диаметр образующих заряд пороховых лент, причем возрастание последнего показателя для кордита марки MD было кратным одной десятой дюйма (0,254 мм), а для кордита марки SC — одной сотой дюйма (0,0254 мм). Например, обозначение MD45 означает кордит марки MD в лентах диаметром 0,450 дюйма (11,4 мм), а обозначение SC350 — кордит марки SC в лентах диаметром 0,350 дюйма (8,89 мм)). В частности, при использовании в качестве заряда кордита SC122 весом 12,3 кг дальность стрельбы при угле возвышения 20° возрастала до 14320 м и 17145 м при 30°, в то время как при заряде кордита SC150 весом 15,54 кг — до 18310 м при угле возвышения 20° и до 21735 м при 30°. Живучесть ствола — 630-700 выстрелов.

Из произведенных заводами Виккерса 463 орудий MkXII разных модификаций флот получил 431, и в течение более трети столетия они оставались стандартным вооружением британских легких крейсеров. Так, на крейсерах типа С эти шестидюймовки находились до переоборудования большинства из остававшихся к середине 30-х годов в строю кораблей в крейсера ПВО, но и после этого пять единиц этого типа (Caradoc, Cardiff, Ceres, Calypso и Capetown) сохраняли свое вооружение вплоть до момента, когда их исключили из списков флота после окончания войны. То же можно сказать о крейсерах типа Е и о семи из восьми единиц типа D, а также о большинстве остававшихся на службе старых британских линкоров (кроме модернизированных Queen Elizabeth и Valiant), на которых MkXII устанавливались в качестве вспомогательной артиллерии. Девять таких орудий использовались при модернизации прежде тяжелого крейсера Effingham в конце 30-х годов, а с началом Второй мировой войны ими были вооружены несколько вспомогательных крейсеров и батарей береговой обороны.

Восемь 102-мм орудий противоминного калибра были сосредоточены парами в носу и по обоим бортам крейсеров. Первая из них размещалась на полубаке перед носовой надстройкой, остальные три побортно. Две носовые бортовые четырехдюймовки, которые были особенно заливаемы водой на крейсерах типа Arethusa, также подняли на полубак и установили по обе стороны фок-мачты, еще одна пара монтировалась на своих штыревых станках на уровне второй дымовой трубы, а кормовая пара артиллерийских установок противоминного калибра — у кормовой надстройки. Для удобства действия орудийных расчетов в местах установки орудий были устроены спонсоны, причем это было сделано не только для бортовых установок, но и для носовой пары орудий, которые были довольно широко разнесены к бортам. Если на «аретьюзах» из-за установки бакового 152-мм орудия пришлось увеличить на 1,07 м высоту боевой рубки, мостика и, соответственно, дымовых труб, то на «кэролайнах» с их баковыми четырехдюймовками необходимость увеличения габаритов надстройки и труб отпала.

45-калиберное четырехдюймовое орудие Виккерса 4-in QF MkV, как и 152-мм орудие MkXII, было разработано в 1913 и принято на вооружение в 1914 году. Оно предназначалось для замены использовавшихся до сих пор на легких крейсерах недостаточно скорострельных 102-мм орудий BL MkVIII. Имело ту же «классическую» проволочную конструкцию, что и рассмотренная выше шестидюймовка, но, в отличие от нее, снабжалась вертикальным замком, запиравшимся полуавтоматически. Полуавтоматическое удаление стреляной зарядной гильзы и являлось основной технической проблемой этой в целом удачной артсистемы. Крейсер Arethusa первым получил эти знаменитые орудия, ставшие впоследствии первыми полноценными универсальными орудиями британского флота. Но об этом позднее, а в начальный период MkV применялись исключительно как противоминное вооружение (low angle weapon — артиллерийские установки, имевшие небольшой угол возвышения и применявшиеся только против надводных целей). В этом качестве они монтировались на снабжавшихся щитами штыревых (цокольных) станках РХ LA (low angle) Mkl с углом снижения/возвышения орудий -10°/+20°. Дальность стрельбы при максимальном угле возвышения составляла 12660 м, скорострельность — 10-15 выстрелов в минуту, живучесть стволов, в зависимости от условий, от 650 до 800 выстрелов. Боекомплект на одно орудие в период Первой мировой войны состоял из 150 фугасов типа НЕ с унитарным патроном, в котором в качестве заряда использовался порох марки MD16, и весом снаряда 10 кг. В отличие от 152-мм орудий, каждое из которых имело свой отдельный погреб, боезапас восьми противоминных орудий размещался всего в двух артиллерийских погребах: в носу, для двух баковых пар четырехдюймовок, и в средней части корабля, между машинным и котельным отделениями, для двух кормовых бортовых пар. Определенные неудобства подачи снарядов, конечно же, существовали, но на прототипах, где погреба боезапаса находились в носу и корме, в местах установки орудий главного калибра, и путь подачи к бортовым 102-мм орудиям имел большую протяженность, этих трудностей было значительно больше.

Относительно зенитной артиллерии крейсеров типа Caroline существует два варианта первоначального состава этого вооружения. Согласно данным одной группы источников, на них устанавливалось одно 13-фунтовое орудие и четыре трехфунтовки. В отношении 13-фунтового (76,2-мм) орудия известно только, что это было орудие Королевской конной артиллерии (Royal Horse Artillery), которое с началом войны начали устанавливать на морские станки и приспособили для стрельбы по воздушным целям. В этом качестве оно использовалось недолго, и уже спустя два года его заменили другими зенитными артсистемами. На «кэролайнах» это орудие размещалось на шкафуте, между кормовым мостиком и грот-мачтой.

Трехфунтовое (47-мм) орудие с длиной ствола 50 калибров было разработано еще в 80-е годы XIX века и находилось на вооружении миноносцев или применялось в качестве противоминного вооружения. Свое обозначение получило по весу снаряда: 3 фунта =1,4 кг. К началу Первой мировой войны оно полностью утратило свое значение, но появление авиации продлило активную жизнь этого оружия. Трехфунтовки начали приспосабливать для зенитной стрельбы, устанавливая на станках типа НА (high angle) с большим углом возвышения. Из прототипов их получили крейсера Inconstant, Phaeton, Royalist. На «кэролайнах» они также монтировались на одноствольных станках MkIII IIА с углом возвышения +80°. Досягаемость по высоте при максимальном угле возвышения составляла 4600 м, скорострельность 25 выстр/мин. Места установки зенитных орудий на крейсерах серии, равно как и на кораблях других серий типа С, варьировались и, кроме того, сам состав зенитной артиллерии и ее расположение часто изменялись, поэтому точно установить схему размещения «противоаэропланных» орудий для каждого корабля представляется крайне затруднительным.

По другим данным, количество зенитных стволов ограничивалось единственным шестифунтовым орудием Гочкисса, которое занимало ту же позицию, что и 13-фунтовая зенитная установка в первом варианте. Шестифунтовое (57-мм) зенитное орудие Hotchkiss 6-pdr/8 cwt QF Mkl (Обозначение 8 с idid — «короткий» английский центнер — 50,8 кг ) означает приблизительный вес орудии, а действительности равный 385 кг) было принято на вооружение Королевского флота Великобритании в 1884 году в качестве противоминного. Как и большинство противоминных артсистем, появившихся в XIX веке, к началу Первой мировой шестифунтовки были сняты с вооружения, но затем переделывались в зенитки, которые устанавливались на «аретьюзах» и крейсерах ранних серий типа С, а также на мониторах типов М15 и М29. В зенитной версии АА (anti aircraft) они монтировались на станках МЫС с максимальным углом возвышения 60°. Дальность стрельбы при угле возвышения 45° составляла 7955 м, а досягаемость по высоте на максимальном угле — 3050 м, хотя их эффективное действие в последнем случае ограничивалось километром. Скорострельность 20 выстр/мин, живучесть ствола 6000 выстрелов. Боекомплект составляли снаряды с унитарным патроном типов АР (Полубронебойные снаряды АР — Armor Piercing — применялась против бронированных целей) и НЕ общим весом 4,4 кг.

По окончании Великой войны «гочкисы» использовались в качестве салютационных орудий вплоть до 1939 года, когда из общего количества 3984 имевшихся в распоряжении флота шестифунтовок 2344 были списаны. Но с началом Второй мировой войны ими вновь вооружались моторные катера типов МТВ и ML и корветы типа Flower. Окончательно сняты с вооружения в 1946 году.

Торпедное вооружение состояло из двух палубных двухтрубных аппаратов 21-дюйм. калибра (533,4 мм) типа DR II, установленных на главной палубе побортно позади кормовой дымовой трубы и обеспечивавших бортовой залп из двух торпед, что, как считалось, вполне удовлетворяло требованиям того времени. Боезапас количественно ограничивался теми четырьмя торпедами типа D с дальностью действия 10000 ярдов (свыше 9000 м), которые находились в аппаратах (По другим данным, боезапас торпедного вооружения составляли десять торпед) (возможно, это было связано с общей перегруженностью этих кораблей). Впрочем, крейсера редко использовали свое торпедное вооружение в бою. Одним из немногих кораблей своего класса, применившим его в боевых условиях, стал крейсер Caroline, стрелявший торпедами по колонне линейных кораблей германской 2-й эскадры в ходе Ютландского боя.

Система управления стрельбой отвечала предвоенному уровню развития и по типу предшествовала системе центральной наводки. Управление артиллерийским огнем осуществлялось из двух дальномерных постов, располагавшихся на носовой надстройке и кормовом мостике. Каждый пост был оборудован открыто стоящим переносным дальномером фирмы Barr & Stroud с базой девять футов (2,74 м) и прицельным приспособлением для управления огнем на ближних дистанциях, переговорными трубами и корабельными телефонами для связи с орудиями и торпедными аппаратами. Кроме того, в распоряжении каждого из постов находились по два 24-дюймовых (610-мм) прожектора, расположенных на фок-мачте и на комплексе кормовых надстроек. Нижний пост управления стрельбой находился внизу, под бронированной боевой рубкой, с которой соединялся посредством бронированной трубы.

Численность экипажа на крейсерах в первые годы службы не превышала 300-301 человека. Например, экипаж головного корабля серии, крейсера Caroline, на момент вступления в строй состоял из 289 человек: 17 офицеров, 105 человек палубной команды и орудийной прислуги, 89 человек машинной команды, 29 морских пехотинцев (Royal Marines), 13 корабельных юнг и 36 специалистов различных служб. Экипаж флагманских кораблей — 325 человек. В связи с произошедшими за годы войны изменениями вооружения численность экипажей выросла, и последний показатель к 1919 году стал стандартным для крейсеров этой серии.

По сравнению с прототипами, стоимость постройки которых составляла 285000 ф.ст., постройка первой серии крейсеров нового типа обошлась британской казне несколько дороже, превысив 300000 ф.ст. за единицу. Для сравнения, предшествовавшие «аретьюзам» крейсера-скауты типа Active стоили в среднем 240000, а последние строившиеся перед войной и почти одновременно с «кэролайнами» более крупные легкие крейсера-«тауны» серии Birmingham — свыше 356000 ф.ст.