Крейсера серии Calliope

 

Оставшиеся два крейсера программы 1913 года достраивались по измененному проекту. Изменения касались, прежде всего, двигательной установки. В частности, на этих кораблях впервые в практике крейсеростроения вместо прямодействующих турбин были установлены турбины с зубчатым редуктором, что позволяло значительно сократить расход топлива на крейсерском ходу и, кроме того, выполнять турбинную установку более компактной. Как уже указывалось, применявшиеся ранее маршевые турбины, отсоединяемые от гребного вала, имели ограниченную эффективность из-за сложности процедуры их подключения. В то же время, масса первых турбозубчатых агрегатов (ТЗА) превышала массу прямодействующих турбин сопоставимой мощности на 8-10%, хотя это превышение с лихвой перекрывалось выигрышем в экономии топлива. В ходе дальнейшего развития металлургии и по мере улучшения механических свойств стали удалось значительно увеличить допустимые напряжения в шестернях редукторов и за счет этого улучшить их массогабаритные показатели. ТЗА нового поколения оказались настолько эффективными, что с 1910 года англичане начали оснащать ими все вновь строившиеся эсминцы. Теперь спустя три года, наконец, пришло время и крейсеров. Выбранные для проведения испытаний крейсера новой серии были оснащены двигательными установками (машины для головного крейсера изготовила фирма Parsons, а для Champion механизмы поставила компания-строитель) с различным количеством гребных валов и, тем не менее, двухвальная установка крейсера Champion оказалась более эффективной, чем у Calliope, имевшего четыре вала. На ходовых испытаниях при мощности машин 31 418 л.с. Champion развил скорость 28,2 узла, а при мощности 41 188 достиг максимальной скорости 29,5 узла, в то время как максимальный показатель скорости хода Calliope составил всего 28,6 узла при мощности машин 37 500 л.с.

Кроме того, оснащение крейсеров этой серии паровыми котлами с более высокими параметрами нагрева пара позволило сократить количество котлов в котельных отделениях с восьми до шести, а количество дымовых труб — до двух, в результате чего крейсера типа С приобрели свой окончательный, отличный от прототипа силуэт.

На крейсерах этой серии также было несколько улучшено бронирование, толщина которого в районе МКО возросла теперь до 102 мм. Состав вооружения, в основном, остался таким же, как на «кэролайнах», за исключением палубных торпедных аппаратов, которые были заменены двумя однотрубными подводными аппаратами того же калибра. Несмотря на сохранявшийся на этих кораблях дифферент на нос, тяжелые торпедные аппараты для подводной стрельбы были установлены на уровне носовой надстройки, где находился и пост управления торпедной стрельбой. Установка подводных торпедных аппаратов в свое время намечалась еще на «аретьюзах», поскольку опасались, что при выстреле с высоты главной палубы 533-мм торпеда при падении в воду может получить повреждения и стать опасной для самого корабля. Однако при рассмотрении вариантов установки подводных торпедных аппаратов оказалось, что для этого довольно громоздкого вооружения на нижней палубе «аретьюз» не нашлось подходящего помещения, достаточно просторного для наведения торпедных аппаратов, к тому же высота межпалубного пространства была слишком мала для их заряжания. Поэтому от их использования отказались, остановившись, в конце концов, на двухтрубных палубных установках. На крейсерах серии Calliope такая возможность появилась, и подводные аппараты были установлены, но уже вскоре после ввода кораблей в строй выяснилось, что эти торпедные установки практически невозможно применять при большой скорости хода, в связи с чем еще до окончания войны их начали заменять двухтрубными палубными аппаратами.

Единственным изменением в системе управления стрельбой стал перенос за носовую надстройку прежде находившейся на фок-мачте прожекторной площадки, которая теперь располагалась на высвободившемся при сокращении числа дымовых труб пространстве между фок-мачтой и носовой дымовой трубой.

Основные размерения кораблей были такими же, как у крейсеров первой серии, нормальное водоизмещение составляло 4228 т, полное — 4695 т. Численность экипажа, первоначально составлявшая 324 человека, к 1919 году возросла до 368 человек.

На сроки постройки крейсеров серии Calliope в значительной степени повлияло начало войны, поэтому, несмотря на то, что ее головной крейсер вошел в строй одновременно с последними единицами первой серии, достройка крейсера Champion затянулась еще на полгода, и он был закончен комплектацией только в декабре 1915 года.