Крейсера серии Cambrian

 

Проектные характеристики находившихся в постройке первых двух серий крейсеров типа С заслужили высокую оценку британских флагманов, по мнению которых, они должны были превзойти своих прототипов, крейсера типа Arethusa, благодаря лучше сбалансированному проекту. Поэтому при составлении кораблестроительной программы на 1914 год в нее были включены еще четыре единицы этого типа, причем морскому министру не составило большого труда убедить парламент в необходимости их постройки.

Четыре единицы следующей, третьей серии были заказаны в самом преддверии мирового конфликта. По одному заказу получили Королевская верфь в Пемброке и частная верфь John Brown в Клайдбэнке, частной верфи Cammell Laird в Биркенхеде по контракту были заказаны сразу два корабля серии. Крейсера были заложены уже в военное время, в период с октября 1914 по январь 1915 года, в следующем порядке: Canterbury, Castor, Cambrian, Constance. Несмотря на тяготы военного времени, из-за чего постройка крейсера Canterbury затянулась более чем на полтора года, верфи в Биркенхеде удалось повторить достигнутый при постройке крейсера Caroline рекорд и завершить строительство обоих заказанных ей кораблей за двенадцать месяцев со дня их закладки. Тем не менее, вся серия получила название от имени укомплектованного последним крейсера Cambrian.

Новые крейсера, в основном, повторяли корабли предыдущей серии, но также имели свои отличия. Более всех отличался головной Cambrian. Проходя доукомплектацию последним весной 1916 года, а в это время по опыту войны уже было принято решение заменить на легких крейсерах малоэффективные в бою с германскими легкими крейсерами и эсминцами 102-мм орудия шестидюймовыми, он получил вместо носовой пары четырехдюймовок третье 152-мм орудие MkXII и всего шесть бортовых артустановок противоминного калибра. Остальные крейсера серии сохранили прежний состав главной и противоминной артиллерии. Относительно зенитного вооружения опять-таки существует разнобой данных в источниках, которые приводят несколько вариантов — от единственного 13-фунтового орудия до целой батареи из четырех трехфунтовых (47-мм) зениток MkII/IIA MkIII. Довершали вооружение кораблей два подводных торпедных аппарата, как и на крейсерах предыдущей серии, установленных на уровне носовой надстройки.

Несмотря на то, что двухвальная установка крейсера Champion вполне себя оправдала, показав прекрасные скоростные результаты, двигательная установка кораблей третьей серии оставалась по-прежнему четырехвальной. На Canterbury установили четыре турбины типа Brown-Curtis, изготовленные фирмой Clydebank, на остальных — такое же количество турбин типа Parsons производства компании Cammel Laird и Королевского адмиралтейства в Пемброке (у головного корабля). Установки оснащались зубчатой передачей и развивали мощность 40000 л.с., но, очевидно, в связи с ростом водоизмещения кораблей серии, их максимальная скорость не превысила 28 узлов. Запас топлива снизился до 420 (нормальный) — 841 т (максимальный). До 76,2 мм была уменьшена и толщина броневого пояса. Тем не менее, при остававшихся неизменными главных размерениях кораблей их водоизмещение возросло до 4320-4799 т.

Численность экипажа в начальный период службы составляла 323-325 человек, к концу Первой мировой войны — 368 человек.