Крейсера серии Centaur

 

Почти одновременно с кораблями третьей серии на верфи концерна Sir W.G. Armstrong, Whitworth & Со в Эльсвике в январе-феврале 1915 года произошла закладка еще двух крейсеров, первоначально предназначавшихся для турецкого флота.

После июльского переворота 1908 года, завершившегося приходом к власти в Турции партии «младотурок» и свержением султана Абдул Гамида, в стране был принят курс на строительство большого флота, что должно было вернуть Оттоманскую Порту в число ведущих морских держав. Принятая в том же году кораблестроительная программа предусматривала постройку шести дредноутов, 12 эсминцев, 12 миноносцев и шести подводных лодок. Однако немедленному выполнению этой амбициозной программы препятствовал хронический недостаток финансовых средств, и только в июне 1911 года, в связи с угрозой вооруженного конфликта с Италией, британские верфи концернов Vickers и Armstrong получили заказы на постройку для турецкого флота двух дредноутов — Reshad V (впоследствии переименован в Reshadieh) и Reshad-i-Hammiss. В результате последовавшей затем неудачной для Турции войны с Италией заказ на постройку второго линкора в 1912 году был аннулирован. Следующую попытку быстро повысить потенциал своего флота турки предприняли уже после своего поражения в первой из двух Балканских войн (1912-13 гг.); тем более, что противник Турции, Греция, также предпринимала радикальные шаги в этом направлении. Первоначально Турции сопутствовал успех: ей удалось в декабре 1913 года перекупить находившийся в достройке на верфи Армстронга в Эльсвике бразильский дредноут Rio de Janeiro (27850-30860 т, 34 000 л.с., 22 уз., 14x305 мм, 20x152 мм, 10x76 мм, 3x533 мм ТА), от которого отказался заказчик, а в гонке за его приобретение, кроме Турции, участвовали Греция, Италия, Россия и даже Франция, опасавшаяся, что вооруженный четырнадцатью орудиями главного калибра дредноут достанется Италии. Дредноут был переименован турками в Sultan Osman-i-Ewel. Успеху Порты в данном случае содействовали как тот факт, что непосредственно перед тем концерн Armstrong получил многомиллионные заказы на строительство морского арсенала в Стамбуле и новой кораблестроительной верфи в Гльджюке (в заливе Измит, к юго-востоку от Стамбула), так и письменное обязательство турецкой стороны все последующие заказы на строительство кораблей для турецкого флота размещать только на Эльсвикской верфи. Последнего обязательства Турция придерживалась не совсем аккуратно, размещая заказы также и во Франции, но воспользовалась им в самом преддверии мировой войны, после того, как Греция в июне 1914 года заказала верфи Carnmell Laird два легких крейсера, аналогичных британским крейсерам типа Town(Первоначально получили греческие названия Latnbros Katsonis и Antinavarhos Kountouriotis, аналог крейсеров серий Chatham/Birmingham, 5185-5235 m, 25,5-26,5 уз., 10x140 мм, lx.76 мм. 2x533 мм ТА. С началом войны реквизированы и вошли в состав Королевского флота в 1915-16 годах под названиями Chester и Birkenhead). Турки немедленно отреагировали заказом Армстронгу двух турбинных крейсеров-скаутов водоизмещением 3550 т, которые должны были стать лидерами флотилий эсминцев, заказанных в Англии и во Франции. Однако череда войн и непосильно огромные траты на вооружение при бедственном экономическом положении страны окончательно опустошили казну дряхлеющей Порты, политическая позиция которой накануне мирового конфликта, к тому же, вызывала все большие сомнения правящих кругов Британской империи. В результате, по финансовым и политическим причинам Турция так и не получила заказанные в Англии дредноуты (Задолженность по оплате постройки уже при почти полной готовности кораблей достигала чуть ли не трети их стоимости (например, по бывшему бразильскому линкору долг составил 690 тыс. ф.ст. из общей суммы 2225000 ф.ст.). 31 июля 1914 года, когда Германия объявила войну Франции, Первый лорд Адмиралтейства У. Черчилль запретил верфям Армстронга и Виккерса производить передачу линкоров турецким экипажам, которая была назначена на 2 августа. Со вступлением в войну Великобритании оба дредноута были реквизированы британским правительством, погасившим задолженность из бюджета, и в том же месяце эти корабли вошли в состав Королевского флота как Erin и Agincourt), а также четыре эсминца и две подводные лодки типа Е. Невыполненным также оказался и заказ на шесть эсминцев и две подводные лодки, размещенный во Франции весной 1914 года. Что же касается заказанной Армстронгу пары крейсеров, то после аннулирования в начале войны всех турецких заказов, собранные для их строительства материалы и оборудование были использованы для постройки на этой же верфи двух новых единиц типа С, включенных в кораблестроительную программу 1914 года и составивших четвертую серию крейсеров этого типа.

Крейсера четвертой серии Centaur и Concord строились по доработанному с учетом военного опыта проекту крейсеров серии Cambrian. Накопленный к этому времени боевой опыт требовал установки на легких крейсерах как можно большего количества орудий оптимально крупного калибра, а также усовершенствования СУАО установкой артиллерийского директора (director control или director-firing) для централизованного управления их огнем. Как мы помним, обсуждение предлагавшегося варианта вооружения легких крейсеров орудиями только одного, шестидюймового калибра неизменно вызывало продолжительные и достаточно бурные дебаты в Совете Адмиралтейства как в 1912 году, во время проектирования крейсеров типа Arethusa, так и в следующем, 1913 году, когда обсуждался проект первой серии крейсеров типа С. Тем не менее, положительное решение по этому вопросу так и не было принято. Потребовалось два года войны и появление в составе флота противника легких крейсеров с однородным вооружением из 150-мм орудий, чтобы необходимость такого решения, наконец, стала очевидной. А вот предложение установить на легких крейсерах приборы управления стрельбой с центральной наводкой поступило в Адмиралтейство только в 1915 году. Тем не менее, тогда оно было отвергнуто по причине огромной занятости крейсеров в боевых действиях на различных театрах, в связи с чем этому мероприятию нельзя было уделить достаточно времени. После Ютландского боя число свободных от несения службы крейсеров становилось из месяца в месяц больше, а установка такого оборудования все более необходимой. Однако возросшие дистанции ведения стрельбы требовали размещения артиллерийского директора как можно выше над ватерлинией, и прежнее расположение дальномерных постов на верхних уровнях надстроек уже не удовлетворяло новым условиям. Чтобы сделать возможным размещение директора с наводчиком и необходимым оборудованием на большой высоте, на крейсерах начали устанавливать вместо прежних легких фок-мачт-однодеревок более весомые мачты-треноги. Разумеется, этот высоко расположенный дополнительный вес тут же вызвал опасения за остойчивость кораблей, поэтому командиры крейсеров получили предписание заполнять забортной водой освобождавшиеся топливные цистерны.

Крейсера серии Centaur строились уже с учетом всех этих нововведений, производившихся на крейсерах действующего флота. Впервые на этих британских легких крейсерах главное вооружение формировалось по «дредноутному» принципу «all-big gun armament» («вооружение из орудий только большого калибра»). Мало того, шестидюймовок на «сенторах» было не три или четыре, как на уже начавших перевооружаться к моменту их ввода в строй других крейсерах ранних серий, а пять: орудие А было установлено в диаметральной плоскости на полубаке, Q — также на полубаке, но позади носовой надстройки, между фок-мачтой и носовой дымовой трубой, R —на шкафуте позади кормовой дымовой трубы, кормовое орудие X — в ставшей уже традиционной для крейсеров этого типа суперпозиции, и, наконец, кормовое орудие Y — на юте. Подобная схема расположения орудий главного калибра имела свои недостатки: одним из них, например, являлось то, что орудия, установленные в позициях Q и R, имели ограниченные надстройками и дымовыми трубами секторы ведения огня. Но, главное, британским проектировщикам удалось, наконец, избавиться от еще менее выгодной побортной схемы размещения орудий, которые теперь располагались в диаметральной плоскости. Что же касается недостатков новой схемы, то все они были устранены в дальнейшем, на последующих сериях крейсеров этого типа, для которых этот состав главного вооружения уже стал стандартным.

Вместе с тем, усиление артиллерийского вооружения без соответствующего увеличения размерений кораблей имело и негативные последствия, в частности, резкий рост перегрузки и верхнего веса, чему в немалой степени содействовали и другие нововведения, внедренные на новых крейсерах, и что в результате не способствовало улучшению их мореходных качеств. Так, комплекс носовой надстройки, по-прежнему включавший броневую рубку, верхний ходовой мостик и дальномерную площадку, теперь дополняла треногая фок-мачта с большим двухуровневым постом управления артиллерийской стрельбой на фор-марсе. На верхнем уровне был расположен пост наблюдения и корректировки огня (Fire Control), на нижнем — артиллерийский директор (Director Tower) с приборами централизованного управления стрельбой. Вес этих площадок вкупе с весом четырех расположенных высоко над ватерлинией 152-мм орудий оказал негативное влияние на остойчивость, вследствие чего «сенторы» оказались валкими на ходу, а в результате сохранявшегося из-за большой перегруженности носовой оконечности дифферента на нос, крейсера глубоко зарывались в волну при плавании на высокой скорости. Тем не менее, выгоды скорейшего усиления Гранд Флита легкими крейсерами с артиллерией самого большого калибра заставили Адмиралтейство закрыть глаза на ухудшение мореходности этих кораблей.

Зенитное вооружение «секторов», помимо 13-фунтового орудия, составляли также два однотонных 12-фунтовых (76,2-мм) зенитных орудия Armstrong 12-pdr (3-in/45) 20cwt QF Mkl на одноорудийных станках HA Mkll, которые располагались в диаметральной плоскости на шкафуте между кормовой дымовой трубой и грот-мачтой, в нос и корму от кормовой прожекторной площадки. Эти 76-мм зенитки являлись одной из первых британских разработок зенитного вооружения, которые велись Королевским флотом перед Первой мировой войной. В 1913 году они впервые были установлены на дредноуте Iron Duke, а в период 1914-1925 годов составляли основное зенитное вооружение британских линкоров, мониторов и крейсеров. С началом войны эти зенитные установки использовались и армией, а также в противовоздушной обороне большинства английских городов.

Зенитное орудие Mkl массой 1020 кг имело традиционную для британских артсистем проволочную конструкцию и снабжалось вертикальными затворами различных типов. Скорострельность составляла 12-14 выстр/мин, живучесть ствола — 1250 выстрелов. Станок Mkll массой 2862 кг позволял придавать орудию углы снижения/возвышения —10'/+90°. Дальность стрельбы унитарным патроном, весившим в период Первой мировой войны 12,8 кг (масса снаряда 5,67 кг, заряд кордита марки MD 0,96 кг), при угле возвышения 45 составляла 11340 м, на максимальном угле — 9970 м, эффективная дальность стрельбы в этом случае — 7160 м. Боезапас 76,2-мм снарядов — 150 выстрелов на ствол (фугасных НЕ и шрапнельных). На вооружении флота состояли 596 зенитных орудий Mkl и 386 трехдюймовок других модификаций (Mkll, Mklll, MklV). К концу Великой войны эта зенитная артсистема уже утратила свое значение, и с 1920 года 76-мм зенитки начали заменять более перспективными 102-мм орудиями MkV, ставшими к тому же универсальными. К началу Второй мировой войны, когда их вновь начали устанавливать на кораблях, из общего количества этих зенитных орудий были потеряны либо списаны всего 77 единиц. В 1940 году на эсминцах алфавитных типов А—I потребовалось усилить их зенитное вооружение, и трехдюймовки Mkl ставили вместо снимаемых торпедных аппаратов; они также входили в состав вооружения подводных лодок типов S и U и малых кораблей флота.

И, наконец, вооружение «сенторов» дополняли бесполезные на больших скоростях, но значительно утяжелявшие носовую оконечность однотрубные подводные торпедные аппараты.

Система бронирования практически повторяла таковую кораблей предшествующей серии. Для сокращения сроков строительства было решено использовать двигательные установки, заказанные раннее для двух турецких скаутов концерну Виккерса. Несмотря на перегрузку и возросшее до 4165—4870 т водоизмещение, скорость крейсеров возросла до 29 узлов. Запас топлива был снижен до 300-824 т.

Относительно количества членов экипажа вновь встречаем разнобой данных источников. Справочник Джейна за 1919 год определяет численность экипажа крейсера серии Centaur в 329-336 человек, в то время как справочник Конвея (на момент вступления крейсеров в строй) — в 437 человек. Думается, что первый вариант более близок к истине, поскольку сокращение общего количества артиллерийских орудий означало и значительное уменьшение численности орудийной прислуги, которое вряд ли компенсировалось незначительным ростом численности персонала постов системы управления огнем. Поэтому этот показатель никак не может существенно отличаться в большую сторону сравнительно с крейсерами предшествующей серии.

Несмотря на предварительный заказ материалов и необходимого для постройки кораблей оборудования, период строительства «сенторов» затянулся, составив от двадцати до двадцати трех месяцев. Они вошли в строй только в августе-декабре 1916 года.

Крейсера серии Centaur стали последними из так называемых «крейсеров ранних серий», то есть крейсеров типа С, заказанных согласно довоенных программ. Постройка «сенторов» показала, что, как и в случае с прототипами, крейсерами типа Arethusa, вновь были исчерпаны все возможности в пределах избранного водоизмещения, и вновь назрела необходимость его увеличения. Новое поколение крейсеров этого типа, строившихся в соответствии с программами военного времени, в дальнейшем заметно отличалось от предшественников. Наиболее полно вобрав в себя приобретенный за годы войны боевой опыт, они, хоть и в ином качестве, сохраняли свою ценность вплоть до момента начала Второй мировой войны.