Крейсера военных программ

 

Великобритания вступила в Первую мировую войну, имея в составе своего флота 114 крейсеров (65 из которых относились к подклассам крейсеров-скаутов старой постройки и легких крейсеров), то есть вдвое больше количества кораблей этого класса, чем было в составе германского флота. Однако уже в первые дни войны с исключительной ясностью обнаружилось, как мало было в Королевском флоте вполне современных, сильных и быстроходных легких крейсеров, которые бы полностью соответствовали возлагаемым на них функциям флотских разведчиков и лидеров флотилий эсминцев. Так, в начале августа в Адмиралтейство прибыл коммодор Р.Тэруитт (Commodore Reginald York Tyrwhitt), командующий вновь сформированного Гарвичского отряда кораблей (Harwich Force — три легких крейсера и 35 эсминцев), и убедительно доказав, что его флагманский крейсер Amethyst, спущенный на воду в 1903 году, является слишком устаревшим и тихоходным для того, чтобы сопровождать современные эсминцы подчиненной ему флотилии, потребовал в качестве замены только входивший в строй крейсер Arethusa. Подобных примеров находилось немало, поэтому можно легко понять, с каким нетерпением ожидалось вступление в строй легких крейсеров, этих «рабочих лошадок» Королевского флота, которых в начальной фазе войны постоянно не хватало вследствие их огромной занятости на океанских коммуникациях, в антирейдерских операциях и действиях против заморских колоний противника. И тем более удивляет позиция адмирала Фишера, представившего 3 ноября 1914 года, уже на четвертый день после своего «второго пришествия» в Адмиралтейство в качестве Первого морского лорда, грандиозную кораблестроительную программу военного времени (Emergency War Programme), которой среди прочих 612 военных кораблей предусматривалась постройка девяти линейных крейсеров (два типа Renown, три «легких линейных крейсера» типа Courageous и четыре типа Hood) и 64 подводных лодок, но практически не уделялось внимание развитию легких крейсерских сил. То есть оно ограничивалось достройкой восьми уже заложенных крейсеров типа С (серий Caroline и Calliope), а также закладкой еще шести единиц этого типа, серий Cambrian и Centaur, которые должны были строиться согласно довоенной программе 1914 года.

Положение изменилось лишь после ухода в отставку в середине мая 1915 года обоих Первых лордов, морского министра Черчилля и адмирала Фишера, после чего Адмиралтейство, наконец, занялось насущными потребностями флота. В этот период особое беспокойство вызвали получившие широкую огласку сведения британской разведки о не прекращавшейся в военное время активности германских кораблестроительных верфей и строившихся ими крейсерах. В частности, в 1915 году немцы продолжили закладку начатой перед войной самой крупной серии легких крейсеров (14 единиц), названных в честь кораблей, погибших в начале войны. Но, что более всего встревожило лордов Адмиралтейства, переработанный с учетом военного опыта германский проект предусматривал для этих крейсеров мощное вооружение из 150-мм (5,9-дюймовых) орудий. Появление у противника столь сильных легких крейсеров и вполне возможный в недалеком будущем выход их на британские морские коммуникации побудили англичан пересмотреть принятую в ноябре 1914 года кораблестроительную программу военного времени. Предложенная к рассмотрению новая программа предусматривала строительство мощных, предназначавшихся для действий на дальних морских коммуникациях 9000-тонных крейсеров, вооруженных 7,5-дюймовой (190-мм) артиллерией (ставшие развитием крейсеров типа Town крейсера проекта Improved Birmingham — типа Raleigh или, впоследствии, типа Hawkins), в связи с чем Главному конструктору флота незамедлительно, уже в июне, было выдано задание на проектирование. Вместе с тем, новой программой решалась и другая, стоявшая не менее остро проблема замены устаревших кораблей крейсерского класса и пополнения понесенных в ходе войны потерь. С этой целью планировалось построить шесть единиц меньшего водоизмещения, которые должны были стать развитием крейсеров ранних серий типа С (серия Caledon).

К концу октября 1915 года, когда была принята новая программа, количество легких крейсеров, находившихся в строю и на завершающей стадии строительства, достигло 41 единицы, из которых 24 входили в состав Гранд Флита. Однако уже в начале следующего, 1916 года было решено увеличить число предполагавшихся постройкой легких крейсеров типа С с шести до одиннадцати (пять единиц серии Ceres) и, кроме того, начать проектирование предназначавшегося для действий в составе эскадр Гранд Флита несколько более сильного типа легкого крейсера (крейсера типа D), который бы не уступал новым германским легким крейсерам. И наконец, очередные изменения в Военную программу были внесены уже в 1917 году, когда требуемое количество новых крейсеров типа С довели до четырнадцати (сокращенная до четырех единиц серия Caledon, пять единиц серии Ceres и еще пять серии Carlisle /Capetown) и начали разработку проекта еще более сильных крейсеров типа Е.