Седьмая серия Carlisle/Capetown

 

Пять крейсеров следующей, последней серии были заказаны четырем частным верфям в июне-июле 1917 года и должны были стать повторением крейсеров серии Ceres, однако и на этот раз не обошлось без внесения в проект некоторых изменений. По результатам испытаний крейсеров Ceres и Cardiff уже было известно, что, несмотря на принятые меры по облегчению носовой оконечности, носовые орудия крейсеров шестой серии по-прежнему подвержены заливаемости, а сами корабли в штормовом море принимают на бак большие массы воды. В качестве последней меры было решено придать крейсерам новой серии носовую оконечность так называемого «траулерного типа», что позволяло значительно увеличить высоту борта в носу. С этой целью наклонный форштевень был удлинен на пять футов (1,5 м), вследствие чего палуба полубака приобрела седловатую форму и полого спускалась до прежнего уровня в районе носового орудия А. Приобретенный в результате этого усовершенствования ярко выраженный скуловой излом носовой оконечности стал характерным для всех последующих типов британских крейсеров. Вместе с тем, это решение несколько ухудшило внешний вид кораблей новой серии, однако результат от его внедрения в плане улучшения мореходных качеств превзошел все ожидания и стоил некоторого отступления от норм эстетики в корабельной архитектуре.

В результате изменения типа носовой оконечности наибольшая длина корпуса крейсеров увеличилась более, чем на фут (до 137,6 м), а вследствие роста водоизмещения возросла и средняя осадка — 4,7м. Водоизмещение крейсера Carlisle в 1919 году составляло 4022 т, с половинным запасом нефти — 4685 т, полное — 5254 т. Стандартное водоизмещение этого крейсера в 1922 году определялось в 4200 т.

Остальные технические характеристики «карлайлов» повторяли таковые у предыдущих двух серий крейсеров типа С. Carlisle и Colombo были оснащены турбинами типа Brown-Bovery, остальные три корабля — турбинами типа Parsons. Проектная максимальная скорость определялась в 29,5 узлов. Однако на испытаниях в ноябре 1918 года крейсер Carlisle при мощности машин 40 930 л.с. показал всего 28,45 узла. Зато на ходовых испытаниях крейсера Colombo, проводившихся в июне 1919 года, при водоизмещении 4187т и мощности машин 40 650 л.с. была достигнута максимальная скорость 29,48 узла.

Крейсера серии не имели бронированных рубок, были лишены брони и соединяющие командирские мостики с центральными постами управления артиллерийским огнем коммуникационные трубы. Вместо этого, по некоторым данным, носовые надстройки крейсеров имели легкое противоосколочное бронирование.

На крейсерах Colombo, Calcutta и Cairo 152-мм орудия главного калибра MkXII монтировались на станках СРХШ**, а двухтрубные торпедные аппараты были новой модели DRIP', в то время как на остальных крейсерах серии были установлены станки и торпедные аппараты более старых типов СРХШ* и DRII. Кроме того, изменилось дальномерное оборудование постов управления стрельбой. При стремительно увеличивавшихся в ходе войны дистанциях боя одной из главных проблем стала явная неспособность британских дальномеров с короткой, 2,74-метровой базой выдавать правильное значение дистанции для большой дальности стрельбы. Поэтому прел принимавшиеся попытки увеличить эффективность приборов управления стрельбой заключались, главным образом, в увеличении базы дальномеров. И прежде всего этот процесс коснулся главной ударной силы флота — линкоров. На дредноутах типа Queen Elisabeth 2,74-м дальномеры заменили 4,57-метровыми (15-футовыми). А когда выяснилось, что и этого недостаточно, предпочтение было отдано дальномерам с базами 6,71 (22 фута) и 8,54 метра (28 футов). Для легких крейсеров время перемен в этом плане пришло значительно позже, уже в последние военные годы. В связи с этим на «карлайлах» вместо 2,74-метровых установили 3,66-метровые (12-футовые) дальномеры.

Крейсера седьмой серии были заложены в период с октября 1917 по февраль 1918 года, однако принять участие в военных действиях уже не успели: головной крейсер серии, Carlisle, был закончен комплектацией только к моменту заключения перемирия в ноябре 1918 года. Остальные корабли входили в строй в течение последующих четырех лет. Тем не менее, эту последнюю серию крейсеров типа С часто называют по имени крейсера Capetown, вошедшего в строй последним в апреле 1922 года, уже в эпоху действия Вашингтонского договора.