Флажные позывные и тактические номера

 

К началу Первой мировой войны сигнальная служба и средства визуальной идентификации кораблей в британском флоте были развиты достаточно хорошо. В этом отношении у англичан имелись давние традиции, развивавшиеся уже с XVIII столетия, когда в Королевском флоте стали вводиться флажная сигнализация и кодовые книжки. В последнее десятилетие XIX века во флоте была проведена обширная реорганизация, в процессе которой адмиралтейская Комиссия по вопросам сигнализации (Admiralty Pendant Board) разработала новые способы визуальной идентификации (марки на дымовых трубах и бортовые литерно-цифровые обозначения), а также упорядочила систему флажно-вымпельных позывных (Pennant Numbers).

Согласно новой системе, корабли первой линии Флота метрополии (линкоры и крейсера) получали двухвымпельные обозначения (обычно состояли из двух цифр, образовывавших сотню комбинаций от 00 до 99), которые в дальнейшем также использовались в ночное время для других видов связи и сигнализации (радио, ратьер и пр.). Поскольку организация местных систем сигнализации на военно-морских станциях находилась в ведении их командующих и начальников штабов, кораблям из состава заморских станций позывные присваивались Адмиралтейством только в случае их предстоящего перехода в базы метрополии.

Эта система позывных с незначительными изменениями просуществовала до начала Первой мировой войны. Вступавшие в строй в военное время крейсера типа С получали двухвымпельный позывной или тактический номер, сохранявшийся теперь за кораблями в течение всей их службы и редко менявшийся, что могло быть связано, в основном, с переформированием отдельных соединений флота. За время войны было всего три крупных реорганизации британского флота, действовавшего в отечественных водах, — 1 сентября 1915, 15 января и 31 марта 1918 года. К сожалению, за малым исключением (крейсер Caroline), мы не располагаем вымпельными позывными крейсеров типа С времен Первой мировой войны. Имеющиеся позывные этих крейсеров последних серий, судя по тому, что отсутствует позывной-номер погибшего в конце 1918 года крейсера Cassandra, относятся уже к межвоенному периоду, когда позывные британских крейсеров стали трехвымпельными — добавился литерный флажный сигнал, который поднимался первым или верхним. В частности, легкие крейсера получили в качестве литерного обозначения литеру I. Эти позывные или тактические номера не изменялись в течение всего мирного периода между мировыми войнами, и только в 1940 году в их обозначении литера I была заменена литерой D.