HMS Caroline

 

Головной корабль первой серии крейсеров типа С был заложен на верфи кораблестроительной компании Cammell Laird & Co., Ltd в Биркенхеде 28 января 1914 года. Спустя восемь месяцев, 29 сентября, во время церемонии спуска на воду, крейсер получил имя Caroline, став, согласно документации крейсера, шестым кораблем в истории Королевского флота, носившим это название. Однако другие источники насчитывают не пять, в. семь предшественников крейсера с этим именем, в том числе, и два французских призовых корабля, в разное время входивших в состав британского флота. Первый из «кэролайнов» прослужил в его составе почти восемь лет (приобретен для флота в апреле 1794 и продан в марте 1802 года), следующий — около двадцати лет (спущен на воду 17 июня 1795, разобран в сентябре 1815 года). Затем следуют два трофея: французский бриг (бывший Affonteur, захвачен 18 мая 1803, разобран в 1806 году) и французская шхуна (захвачена в 1809, на службе до 1814 года). Совсем недолгой оказалась служба деревянной паровой канонерской лодки Caroline (232 т, спущена на воду 9 мая 1856, разобрана в феврале 1862 года), одной из 98 единиц типа Albacore, строившихся по опыту Крымской войны в 1855—1856 годах, а также ее парусной тезки (первоначально носила название New Zealand), тоже канонерки, купленной для флота в 1859 и проданной в 1863 году. Долгожителем оказался лишь непосредственный предшественник нашего крейсера, трехмачтовый однотрубный корвет типа Satellite с композитным корпусом (Composite Screw Sloop upgraded to Corvette, спущен на воду 25 ноября 1882 года, 1420 т, 13 уз, 14x127 мм): неоднократно переименованный (в Ganges, Powerful III, с ноября 1919 года Impregnable IV), корабль был продан на слом 31 августа 1929 года. Носители этого славного имени были отмечены боевыми отличиями (battle honours) за участие в боях у Батавии в 1806 году, у Явы в 1807 и у Банда Нейра (Banda Neira) в 1810, к которым легкий крейсер добавил славу участника Ютландского сражения.

После завершения достроечных работ и проведения сокращенных приемочных испытаний легкий крейсер Caroline вошел в строй 17 декабря 1914 года, став рекордсменом по быстроте постройки (неполных одиннадцать месяцев). Первым командиром крейсера стал кэптен Г.Э.Крук (Captain H.E.Crooke). В том же месяце (по другим данным, в январе 1915 года) Caroline получил назначение в 4-ю флотилию эскадренных миноносцев Гранд Флита (4-th Destroyer Flotilla — 4 DF) в качестве лидера флотилии и тактический номер 87 (pennant number 87), однако уже в феврале 1915 года крейсер перевели в обновленный состав 1-й эскадры легких крейсеров (1-st Light Cruiser Squadron — 1 LCS) коммодора Э.С.Александера-Синклера (Commodore E.S.Alexander-Sinclair), приданной 1-й эскадре линейных крейсеров (1-st Battle Cruiser Squadron — 1 BCS) в Розайте. Крейсер Caroline действовал совместно с другими кораблями 1-й эскадры, легкими крейсерами Inconstant (флагманский), Phaeton и Cordelia, до ноября 1915 года, затем, после короткого ремонта, в январе 1916 года получил назначение в 4-ю эскадру легких крейсеров коммодора К.Э.Ле Мезюрье (Commodore C.E.Le Mesurier). Эскадру, помимо Caroline, составляли легкие крейсера Calliope (флагманский), Constance, Comus и Royalist, она базировалась на Скала Флоу и оперировала совместно со 2-й эскадрой линейных крейсеров из состава Гранд Флита.

31 мая 1916 года, в день Ютландского боя, крейсера Ле Мезюрье находились в составе противолодочной завесы главных линейных сил Гранд Флита, находясь в четырех милях впереди дредноутов, двигавшихся строем фронта в шести кильватерных колоннах навстречу отходящей на север эскадре вице-адмирала Д. Витти и преследовавшему ее противнику, не подозревавшему о предстоящей встрече. Как известно, бой главных сил германского Флота Открытого моря и британского Гранд Флита, в ходе которого эскадра Ле Мезюрье держалась на левом фланге, был быстротечным. Убедившись, что имеет дело со всем Гранд Флитом, адмирал Шеер решил уклониться от решительного сражения, и в 19.35 в результате удачного маневра германский флот смог оторваться от англичан под прикрытием дымовых завес и торпедных атак эсминцев. В отражении последних видную роль сыграли легкие крейсера 4-й эскадры. Первая атака германских эсминцев, произведенная кораблями 11-й флотилии в 19.26, была остановлена огнем британских дредноутов. Главнокомандующий Град Флитом адмирал Джеллико в этот момент не имел в своем распоряжении почти никаких легких сил для защиты от торпедных атак противника: флотилии английских эсминцев еще не успели занять своих мест в строю, а составлявшие охранение крейсерские эскадры во время маневрирования линейных сил на сближение с противником и скоротечного артиллерийского боя были рассеяны вдоль всей длинной линии линкоров. Ближайшим соединением легких кораблей, способным противодействовать эсминцам противника являлись пять легких крейсеров Ле Мезюрье, находившихся по левому борту кильватерной линии дредноутов. Приняв сигнал командующего, коммодор повел свои корабли сквозь боевую линию британских линкоров и в 19.30 контратаковал производившие вторую торпедную атаку эсминцы 6-й и 9-й флотилий противника. Под огнем крейсеров 4-й эскадры и линейных кораблей атака немецких эсминцев не имела успеха. С таким же результатом завершилась и третья торпедная атака немцев, произведенная десять минут спустя 3-й и 5-й миноносными флотилиями. Германские эсминцы встречали такой ураганный огонь легких крейсеров, что выпускали торпеды с предельных дистанций и спешили ретироваться. В результате ни один из английских кораблей не пострадал, в то время как несколько эсминцев противника получили тяжелые повреждения, a S.35 был потоплен.

Полтора часа спустя, когда линкоры Гранд Флита, перестроившись в походный порядок, в эскадренных колоннах преследовали германский флот, стремясь навязать ему ночное сражение, отделившиеся от 4-й крейсерской эскадры и шедшие впереди 2-й эскадры линейных кораблей вице-адмирала Т. Джеррама (Vice-Admiral T.H.M. Jerram) крейсера Caroline и Royalist обнаружили в 40 кбт (около 7,5 км) колонну старых немецких линкоров 2-й эскадры (броненосцы типа Deutschland, командующий контр-адмирал Ф. Мауве). Командир Caroline, кэптен Крук, как старший из командиров отряда, приказал атаковать корабли противника торпедами и в 21.05 донес на флагманский линкор Джеррама King George V о местонахождении противника. Одновременно был сделан сигнал торпедной атаки эсминцам, находившимся позади. Однако адмирал Джеррам, с минуты на минуту ожидавший появления впереди шедших в авангарде британских линейных крейсеров, в 21.06 приказал подать сигнал об отмене атаки на том основании, что это корабли британские. Кэптен Крук, отлично понимавший, что ошибается не он, а адмирал, не выполнил приказания. Caroline и Royalist (командир кэптен Г. Мид) развернулись для атаки и, несмотря на сильный огонь также обнаружившего их противника, с 40 каб. выпустили по две торпеды. Крейсера получили множественные мелкие повреждения от близких разрывов немецких снарядов, но благополучно отошли под прикрытием дымовой завесы. Эсминцы же, хоть и разобрали сигнал с крейсеров, не смогли присоединиться к ним, выполнив отменительный приказ адмирала. Вслед затем германские корабли отвернули на запад, прежде чем в 21.14 окончательно лечь на южный курс. Последний контакт главных сил Гранд Флита с противником был утерян. А ведь атака эскадры устаревших «дейчландов» и находившихся неподалеку потрепанных в дневном бою линейных крейсеров адмирала Хиппера свежими силами мощной 2-й линейной эскадры могла иметь блестящие результаты, которые склонили бы чашу победных весов на сторону англичан. Так была упущена последняя возможность быстро сблизиться и разгромить противника в артиллерийском бою, прежде чем на Северное море опустилась ночная тьма. Мысль об ужасных последствиях возможной ошибки, в результате которой мог произойти бой со своими же кораблями, несомненно, страшила британских адмиралов, но их вмешательство в действия своих легких крейсеров, в данном случае, оказалось весьма неудачным. Кроме того, следует заметить, что из имевшего место в ходе Ютландского боя довольно редкого случая использования легкими крейсерами Caroline и Royalist своего торпедного вооружения англичанами был сделан правильный вывод, и принято решение усилить торпедное вооружение всех легких крейсеров.

В 1917 году в ходе ремонта на крейсере было модернизировано артиллерийское вооружение, установлена стартовая платформа для запуска колесного биплана и внедрены изменения в оснастке и конструкции корабля. В январе 1918 года Caroline получил новый тактический номер 30, который в апреле того же года заменили на 44. Боевая служба Caroline в составе 4-й эскадры продолжалась до заключения перемирия, и 21 ноября 1918 года крейсер находился в составе эскорта, сопровождавшего германский флот к месту интернирования в заливе Ферт-оф-Форт, а затем в Скапа-Флоу. По окончании последовавшего затем ремонта Caroline вернулся в 4-ю эскадру легких крейсеров, которая в июне 1919 года была направлена в состав Ост-Индской военно-морской станции (East-Indies Station) британского Восточного флота. Оперативной зоной Восточного флота являлась вся акватория Индийского океана, а главными базами Аден на юге Аравийского полуострова и Коломбо на острове Цейлон. Последний и стал постоянным местом базирования 4-й крейсерской эскадры.

На широких океанских просторах в самой полной мере проявились уже известные недостатки крейсеров типа С ранних серий. Проектировавшиеся для действий в ограниченной акватории Северного моря, они имели ограниченную дальность плавания и являлись недостаточно мореходными в условиях океана, зарываясь в волну чуть ли не всем полубаком. Одновременно сказывалось отсутствие на крейсерах каких-либо холодильных помещений-камер, без которых служба в тропиках была явно невозможной. После двух с половиной лет пребывания в составе Ост-Индской эскадры крейсер Caroline в феврале 1922 года был направлен для ремонта в метрополию и прибыл на верфь в Портсмуте (Portsmouth Dockyard), где вскоре его зачислили в резерв. Наступил тяжелый период в истории Королевского флота Великобритании, связанный с послевоенным сокращением расходов. Не менее тяжелым он являлся и для легких крейсеров военного времени, не способных выполнять основные крейсерские функции на океанских коммуникациях, что исключало службу крейсеров типа Arethusa и кораблей ранних серий типа С на заморских станциях. После отправки на слом в 1920-1921 года большинства старых крейсеров, участвовавших в войне, они остались старейшими крейсерами в списках флота, не считая, может быть, корабли поздних серий типа Town, которые, тем не менее, являлись более предпочтительными для заморской службы, поскольку имели большее водоизмещение и лучшие ходовые характеристики и мореходность. Это и обусловило относительно быстрое исчезновение «аретьюз», в 1921-1927 годах отправленных на разделку на металл, и десятилетие прозябания ранних крейсеров типа С в резерве, после чего их постигла та же участь.

Судьбоносным в истории крейсера Caroline стал январь 1924 года, когда премьер-министр Северной Ирландии Дж. Крэйг (Sir James Craig) настоял на передаче крейсера Caroline Северной Ирландии в качестве стационарного учебного корабля (harbour training ship) для только что сформированного Ольстерского дивизиона Королевского Добровольческого морского резерва (Ulster Division Royal Navy Volunteer Reserve Force RNVR) в Белфасте. В феврале того же года были улажены последние формальности, связанные с передачей флотом крейсера учебному дивизиону в Ольстере, а с 1 апреля началась служба корабля в новой роли. Учебный корабль стал административным центром Ольстерского дивизиона, командир которого занимал на корабле прежние помещения командира крейсера. Согласно старинной традиции Королевского флота, дивизион также стал называться HMS Caroline(По давней традиции отслужившие свой век корабли Королевского флота использовались на территории портов в качестве блокшивов с располагавшимися на их борту учебно-тренировочными центрами, получавшими названия тех кораблей, на которых они находились. В случае переноса подобного центра на более новый блокшив или в находившееся на берегу здание, вместе с ним передавалось и старое корабельное название). На борту корабля, первые пять лет сохранявшего прежний вид и большую часть вооружения, проводились занятия с курсантами и практические занятия с вооружением и оборудованием. В 1929 году было принято решение сделать крейсер учебным артиллерийским блокшивом (training hulk), в связи с чем Саroline был разоружен и направлен на верфь Harland & Wolff в Белфасте, где с него демонтировали двигательную установку и большую часть палубного оборудования, устроив учебный артиллерийский класс, в котором располагался сокращенный состав учебного вооружения (по большей части, вероятно, необходимые для учебного процесса макеты орудий).

В таком виде корабль прослужил все предвоенное десятилетие. С началом Второй мировой войны на нем разместился штаб эскортных сил, задействованных в проводке конвоев, формировавшихся в Лондондерри. В 1945 году блокшив был возвращен в распоряжение Королевского Добровольческого морского резерва. Последний ремонт корабля производился на верфи Harland & Wolff, no разным данным, в 1949 или 1951 году, когда на Caroline полностью демонтировали вооружение и по правому борту оборудовали крытое стрельбище, а на кормовом шельтердеке появился комплекс более просторных служебных помещений командира дивизиона.

Место якорной стоянки блокшива HMS Caroline за годы его службы в этом качестве менялось неоднократно. С апреля 1998 года, когда был разобран речной деревянный пирс, у которого прежде находился блокшив, корабль стоит на якоре в бассейне старого ремонтного дока в Александра Уэрф у Куин'с Роуд (Alexandra Wharf, Queen's Road) no соседству с территорией верфи Harland & Wolff в Белфасте. Территория дока обнесена оградой и охраняется полицейскими постами (НМ Defence Police). Охраняемый военный объект и является зоной Ольстерского дивизиона RNVR, носящей название HMS Caroline. Помимо старого крейсера на этой территории находится также здание учебного центра, который в память об еще одном учебном корабле дивизиона носит название HMS Kilmorey (В отличие от стационарных учебных кораблей, так сказать, «мореходные» учебные корабли Королевского морского резерва (Royal Naval Reserve - RNR), no большей части, являлись тральщиками, временно приспособленными для выполнения этих функций. На период участия в учебном процессе они сводились в состав 10-й эскадры RNR, принимая, также временно, названия кораблей соответствующего дивизиона. Различные дивизионы RNR имели собственные корабельные названия учебных кораблей, связанные с географическими или историческими особенностями района дислокации дивизиона (например, Thames — в Лондонском дивизионе, Northumbria — в дивизионе на реке Тайн). От практики временного присвоения учебным кораблям особых, «дивизионных», названий отказались совсем недавно, в конце 1982 года. Однако традиционные корабельные названия не исчезли — их начали присваивать находящимся на территории дивизионов учебным центрам).

Что касается современного состояния Caroline, следует признать, что, за исключением появившихся на корабле надстроек и крытого стрельбища, крейсер внешне изменился очень незначительно. Палубное оборудование и большая часть шлюпбалок демонтированы. Прямоугольные иллюминаторы рулевого отделения заглушены, их заменили иллюминаторами круглой формы. Главное — сохранились оригинальные мачта-тренога, носовая надстройка, дымовые трубы и кормовой шельтердек, на котором прежде размещалось в суперпозиции одно из кормовых шестидюймовых орудий. На юте еще находится люк подачи 152-мм снарядов. По правому борту за учебным классом сохранился фрагмент оригинального палубного покрытия. Есть данные, что демонтированные три четверти века назад вооружение и двигательная установка крейсера Caroline и по сей день хранятся в арсенале верфи Harland & Wolff. Посещение внутренних помещений корабля показывает, как много оригинальных деталей и элементов оснастки удалось сохранить на борту крейсера до наших дней. Это не только упоминавшиеся уже гребные валы и подъемник снарядов, но и каюты офицеров и офицерская кают-компания, действующий камбуз с отдельными печами для офицеров и команды и даже технически исправный командный гальюн (Water ClosetWC), находящийся по левому борту у среза полубака на главной палубе.

Крейсер Caroline является вторым из старейших кораблей Королевского флота Великобритании, находящихся в его составе, после спущенного на воду в 1765 году парусного линейного корабля Victory. Командование Королевского флота планирует использовать корабль до 2009 года (по другим данным, Caroline находится на консервации уже с 1984, а то и с 1980 г.). В дальнейшем крейсер Caroline приобретет свой прежний вид, чтобы стать кораблем-музеем в центре Белфаста.