Обслуживание инженерных систем. Гидродинамическая аварийная служба.

HMS Cleopatra

 

Третий крейсер программы 1913 года строился на Королевской верфи в Девонпорте (Devonport Dock Yard). Будучи заложен всего месяцем позже рекордсмена-Caroline, 26 февраля 1914 года, крейсер был закончен постройкой лишь полгода спустя после готовности головного корабля, в июне 1915 года (Свое название, происходящее от имени знаменитой египетской царицы Клеопатры, крейсер получил во время спуска на воду 14 января 1915 г., став, тем самым, четвертым (по другим данным, шестым) с 1779 года кораблем британского флота, получившим это имя. Непосредственными предшественниками легкого крейсера являлись парусный 26-пуш,ечнъш шлюп 6-го ранга (6-th Rate Sloop) водоизмещением 918 т, спущенный на воду в 1835г. и разобранный в 1862 г., и парусно-винтовой корвет, со стальным корпусом типа Comus (Steel Corvette, 1878 г., 2380 т, 2610 л.с., 13 уз., 2x178 мм или 7-дюйм. дульнозарядных нарезных орудий), прослуживший под разными именами до 1931 г.). В том же месяце получил назначение в 5-ю эскадру легких крейсеров коммодора Тэруитта, в связи с чем на баке крейсера соорудили стандартные для всех кораблей эскадры наклонные стартовые пути для запуска аэроплана.

В этот период основной проблемой англичан являлись заградительные операции противника, причем наиболее активными действиями отличался германский вспомогательный минный заградитель (auxiliary minelayer) Meteor. Это бывшее английское торговое судно Vienna, построенное в 1903 году и захваченное с началом войны в Гамбурге, было переоборудовано в минзаг и, мало отличаясь силуэтом от торговых судов того времени и часто действуя под русским флагом, активно ставило минные заграждения у британских портов Северного моря. 8 августа в районе Кромарти Meteor торпедами и артиллерийским огнем потопил остановивший его для досмотра вооруженный пароход Ramsey. Для поисков и преследования минзага вечером того же дня в море вышли довольно внушительные крейсерские силы: 1-я и 2-я эскадры легких крейсеров из Розайта, а также 5-я эскадра из Гарвича. В полдень 9 августа пять крейсеров коммодора Тэруитта, Arethusa (флагманский), Conquest, Cleopatra, Aurora и Undaunted, достигли района Хорн-Рифа (Horn Reefs) и, повернув на запад, разошлись на десять миль друг от друга, начав поиск, в то время как крейсера 1-й и 2-й эскадр шли контркурсом на юге и севере. Разработанный план окружения и поимки противника удался в полной мере. В 12.30 с крейсеров 5-й эскадры увидели тонущий минный заградитель: поскольку шансов уйти от имевших вдвое большую скорость английских крейсеров у немцев не было, они сами затопили судно. Тем не менее, им удалось уйти на случившемся рядом норвежском паруснике, в то время как попавшие к ним в плен 43 члена экипажа вооруженного досмотрового парохода Ramsey были пересажены на шведский парусник и вскоре благополучно перешли на борт крейсеров 5-й эскадры. Во избежание повторения в будущем безнаказанных действий противника, продемонстрированных примером минзага Meteor, была введена система регулярного патрулирования морских районов легкими крейсерами.

Помимо патрульной службы легкие крейсера 5-й эскадры привлекались к прикрытию минных постановок. Например, в связи с полученными осенью 1915 года данными разведки о больших изменениях среди командующих эскадр Флота открытого моря, командующий Гранд Флитом адмирал Джеллико предположил, что новые немецкие флагманы пожелают выйти в море для проведения тактических учений, и приказал выставить новое заграждение в Северном море. 13 октября под прикрытием гарвичских крейсеров минные заградители Biaritz и Paris выставили мины в устье Эмса. Месяц спустя, 8 ноября, в ходе повторной миннозаградительной операции минзаги Princess Margareth и Angora под прикрытием крейсера Cleopatra и шести эсминцев выставили 850 мин у банки Амрум. Обе минные постановки прошли незамеченными противником и без всяких помех с его стороны.

Во второй половине января 1916 года 5-я эскадра дважды участвовала в операциях более широкого масштаба, целью которых являлось нанесение бомбового удара по базам немецких дирижаблей, находившихся, по данным разведки, в Хаге, севернее Эмдена, и в Хойере, на побережье Шлезвига, самолетами гидроавиатранспорта Vindex. И обе они закончились провалом. Первая попытка осуществления плана этой операции, предпринятая 18 января, сорвалась из-за плохих погодных условий: в тот день в устье Эмса стоял густой туман, помешавший подойти достаточно близко к Хаге. Десять дней спустя, 29 января, крейсера Тэруитта вновь сопровождали Vindex к устью Эмса, но уже в момент запуска гидропланов флагманский крейсер Arethusa был атакован подводной лодкой. Угроза торпедных атак заставила Тэруитта отдать приказ прервать операцию и возвращаться на базу.

10 февраля линейные крейсера вице-адмирала Д. Битти и отряд коммодора Тэруитта получили приказ выйти в море, как предполагалось, навстречу крупным силам противника, совершавшим новый набег на английское побережье. Однако уже после выхода английских кораблей оказалось, что вылазка противника производилась силами флотилии немецких эсминцев и была направлена против тральщиков и сторожевых кораблей, находившихся к западу от Доггер-банки. Нападение закончилось гибелью канонерской лодки Arabis, но 11 февраля при возвращении в базу крейсеров 5-й эскадры недалеко от Феликстоу ее флагманский крейсер Arethusa подорвался на мине, выставленной незадолго перед тем одной из немецких подводных лодок. Крейсер спасти не удалось, и брейд-вымпел коммодора был поднят на крейсере Cleopatra.

24 марта 1916 года была предпринята еще одна неудачная попытка нанесения бомбового удара по станции цеппелинов в Хойере. Атака должна была производиться пятью гидросамолетами гидроавиатранспорта Vindex, для охраны которого высылались все наличные силы Гарвичского отряда: пять легких крейсеров 5-й эскадры, два лидера и шестнадцать эсминцев. Силы прикрытия составляли линейные крейсера Д. Битти. Поход проходил в условиях большого волнения моря и частых снежных шквалов, которые, очевидно, и стали причиной того, что три из пяти участвовавших в атаке гидросамолетов не вернулись. В довершение ко всему, по словам одного из вернувшихся летчиков, оказалось, что база дирижаблей находится не в Хойере, а значительно дальше, в Тондерне. Противодействие противника обнаружилось почти сразу же по прибытии в точку запуска самолетов утром 25 марта: флагманский крейсер Cleopatra чудом избежал торпедной атаки подводной лодки (торпеда прошла под кормой крейсера), посланные на поиски пропавших самолетов эсминцы наткнулись на наблюдавшие за действиями англичан тральщики и вслед за тем были атакованы немецкими самолетами, сбросившими на них бомбы. Под бомбежкой произошло столкновение эсминцев Laverock и Medusa, в результате которого последний получил настолько тяжелые повреждения, что не мог давать больше шести узлов, и его пришлось оставить. Все говорило о том, что немцы ждали противника и подготовились к встрече. Следовало ждать выхода крупных сил германского флота, поэтому полученное в 12.30 на крейсере Cleopatra радио из Адмиралтейства содержало приказ немедленно отходить.

Флот открытого моря действительно вышел в море в 13.45, но настичь уходящие корабли коммодора Тэруитта смогли только эсминцы немецких 1-и и 2-й флотилий. Около 22.00, идя без огней в штормовых условиях, на крейсере Cleopatra менее чем в 700 м прямо по курсу увидели факелы из труб двух идущих напересечку эсминцев. Эсминцы были явно немецкими, поскольку факелы из труб свидетельствовали об угольном отоплении, а английские корабли использовали нефть. Ими оказались эсминцы G.193 и G.194 из 1-й флотилии, оказавшиеся между Гарвичским отрядом и линейными крейсерами. Cleopatra, повернув, разрезал пополам концевой G.194, на котором при этом взорвались котлы и запас торпед. Однако резкий поворот крейсера подставил его под форштевень идущего на большой скорости следующим в строю Undaunted, который сам с трудом увернувшись от заднего Penelope, врезался в борт флагманского корабля. Cleopatra отделался сравнительно небольшими повреждениями, но Undaunted смял нос, и носовая переборка с трудом держала воду, поэтому он не мог идти со скоростью выше шести узлов. Сложившееся положение было тем более тяжелым, что все это произошло всего в 120 милях от Гельголанда. Коммодор Тэруитт был вынужден до утра 26 марта держаться рядом с поврежденным кораблем в тревожном ожидании помощи от своих или подхода кораблей германского флота. В конце концов, Битти получил приказ присоединиться к Гарвичскому отряду, а навстречу противнику вышел Гранд Флит, но встреча флотов не состоялась. Учитывая состояние моря, исключавшее применение эсминцами торпед, а линейными кораблями своей противоминной артиллерии, и не имея представления о намерениях англичан, адмирал Шеер увел свой флот восвояси. Undaunted отбуксировали на ремонт, а отряд Тэруитта в тот же день вернулся на базу. Полученные в результате столкновения повреждения крейсера Cleopatra были устранены в ходе короткого ремонта, но брейд-вымпел коммодора все же был перенесен на Conquest.

В ходе отражения Лоустофского набега противника 25 апреля 1916 года Cleopatra находился в числе трех крейсеров Тэруитта, с которыми он пытался отвлечь немецкие линейные крейсера от проводимого ими обстрела английского побережья, и остался единственным из них, который не пострадал. Действия отряда, вероятно, сократили продолжительность акции германского флота у Лоустофта и Ярмута, причем последний почти не понес ущерба. В течение следующего месяца большая часть кораблей 5-й эскадры находилась в ремонте. В распоряжении Тэруитта оставался только легкий крейсер Cleopatra, на котором коммодор и поднял свой брейд-вымпел.

Крейсер Cleopatra продолжал службу в 5-й эскадре легких крейсеров еще три месяца и принимал участие в бою с немецкими эсминцами 18 июля. Но 4 августа он подорвался на мине у Торнтон Риджа (Thornton Ridge) и, получив в результате подрыва тяжелейшие повреждения, был направлен на ремонт.

Затяжной ремонтный период, во время которого были проведены и модернизационные мероприятия, продолжался до середины 1918 года, и Cleopatra вошел в строй лишь в августе, получив назначение в качестве флагманского корабля в 7-ю эскадру легких крейсеров Гранд Флита. В ее составе, помимо Cleopatra, находились также три «аретьюзы» — крейсера Undaunted, Penelope и Aurora. Осенью того же года флаг командира эскадры контр-адмирала Ч.Г.Боррета (Rear-Admiral C.H. Borret) был перенесен на первый из них. Поэтому 21 ноября, в день сдачи германского флота, 7-ю эскадру легких крейсеров, шедшую во главе левофланговой колонны союзных кораблей, конвоировавших флот поверженной Германии к месту интернирования в Ферт-оф-Форт, возглавлял Undaunted. Замыкал строй эскадры французский броненосный крейсер Amiral Aube под флагом вице-адмирала Грассэ (Grasset).

В марте 1919 года, когда Гранд Флит был расформирован, крейсер Cleopatra перевели во 2-ю эскадру Гарвичских сил и вскоре направили на Балтику. Прибыв в Ревель вместе с легкими крейсерами Dragon, Curacoa и Galatea, крейсер с начала мая включился в ведшиеся балтийскими силами контрадмирала У. Коуэна боевые действия по поддержке с моря наступления белых войск генерала Н.Н. Юденича на Петроград: обстреливал позиции и объекты красных на берегу, прикрывал высадку десантов, участвовал в минных постановках и блокаде восточной части Финского залива, которые не позволяли кораблям Красного флота оказывать помощь частям противостоявшей Юденичу 7-й армии. В этих действиях англичане не рассчитывали на помощь находившихся на Балтике кораблей союзников по Антанте, поскольку французские экипажи симпатизировали красным, а американская флотилия занималась, согласно приказу президента Вильсона, исключительно охраной поставок продовольствия. Совместно с отрядом Коуэна против большевистских войск действовали только слабые морские силы Эстонии и Финляндии, суммарно насчитывавшие в своем составе два эсминца, четыре миноносца, такое же количество канонерских лодок и минных заградителей и семь тральщиков. Так, 6 мая крейсер Cleopatra совместно с другими кораблями British Baltic Force и эстонскими эсминцами Wambola и Lennuk (бывшие балтийские «новики» «Спартак» и «Автроил», захваченные англичанами в декабре 1918 года и переданные Эстонии) участвовал в постановке минного заграждения между островами Гогланд и Мощный. 13 мая Cleopatra с тремя английскими эсминцами и эстонскими кораблями обстреливал позиции 7-й армии под Нарвой и Шпилевский маяк, а 15-17 мая поддерживал высадку десантов в районе Усть-Луги и Пейпии, что вынудило красных отступить к Керново.

Вскоре после 9.00 утра 18 мая со стоявшего в Копорском заливе крейсера Cleopatra обнаружили приближавшиеся для разведки минной обстановки четыре тральщика под охраной эсминца «Гавриил». Англичане решили отрезать им дорогу к отступлению и вынудить принять бой. Однако предыдущие поражения уже научили кое-чему красных, и «Гавриил», хоть и получил повреждения (по некоторым данным, до 17 пробоин в надстройках от осколков, три моряка ранены), но не оказался под эстонским флагом. Его командир, В.В. Севастьянов, развернул тральщики назад в Кронштадт, а сам, искусно маневрируя, отвлек от них внимание противника и, прикрывая их отход, в 9.20 вступил в бой с английским крейсером и тремя эсминцами. В ходе почти часового боя, который проходил на переменных ходах и курсах на дистанциях от 72 до 32 кбт (13,5-6 км), «Гавриил», действуя в основном одним кормовым орудием, отошел к минному заграждению и, уже находясь под защитой орудий линкора «Андрей Первозванный» (командир Л.М. Галлер) и форта «Серая Лошадь», в 10.30 вышел из-под обстрела. Опасаясь войти в зону действия артиллерийского огня большевистских линкора и форта, крейсер Cleopatra со своими эсминцами стал на якорь у острова Сейскар, наблюдая за фарватером среди минных полей. Впоследствии британский отряд был усилен двумя подводными лодками, а 29 мая при поддержке авиации, подлодок и эсминцев Cleopatra вступил в бой с выходящими через проход в минном заграждении эсминцем «Азард» (командир Н.Н.Несвитский) и шестью тральщиками, которых прикрывал находившийся за минным полем линкор «Петропавловск» (командир П.Ю.Постельников).

Однако торпедные атаки подлодок оказались неудачными, артиллерийский огонь британских кораблей недостаточно метким, и лишь эстонскому гидроплану удалось «уложить» бомбу в непосредственной близости от тральщика «Клюз», после чего красные отступили за заграждение. Следующий бой состоялся 31 мая, когда усиленный тремя крейсерами Коуэна отряд вновь воспрепятствовал попыткам проведения красными минной разведки. После перестрелки на дистанции около 60 кбт (11 км) эсминец «Азард» и его шесть тральщиков вновь отступили под защиту линкора «Петропавловск», открывшего огонь с дистанции 76 кбт (14 км). Коуэн все же сократил дистанцию боя, подведя свои крейсера на 7,5 км к линкору, но затем 305-мм снаряды красных заставили его отступить. В дальнейшем англичане ограничивались блокадой Кронштадта на границах минных полей и патрулированием проходов через минные заграждения, которые производились эсминцами и подводными лодками под прикрытием крейсеров Delhi, Danae, Cleopatra и Galatea.

Cleopatra участвовал в боевых действиях на Балтике до октября 1919 года, затем вернулся в отечественные воды и вошел в 1-ю эскадру легких крейсеров Атлантического флота. Два года спустя крейсер впервые вывели в резерв с базированием на Нор (More). В 1923 году Cleopatra временно вводился в состав 3-й крейсерской эскадры, а затем в течение 1924-1925 годов корабль находился в резерве в Девонпорте. В январе 1926 года его вновь вводят в состав Атлантического флота, на этот раз во 2-ю эскадру, в которой крейсер служил до декабря, когда был направлен на верфь для докового контроля. В декабре 1927 года следует новый вывод в резерв в Норе, где с сентября 1928 по март 1931 года Cleopatra выполняет функции корабля старшего морского офицера базы. За этот период крейсер дважды использовался в качестве войскового транспорта для доставки войск на Средиземное море (октябрь 1928 года) и в Китай (в 1929 году). В марте 1931 года крейсер Cleopatra прошел доковый осмотр и освидетельствование на верфи в Четеме, и в июне того же года был продан на слом.

Вновь имя Cleopatra появилось в списках британского флота десять лет спустя, когда в строй вошел построенный компанией Hawthorn Leslie крейсер ПВО типа Dido (5600/6850 т, 32,25 уз., борт 76, бп 25 мм, 8x133, 1x102, 10x20, 6x533 мм ТА), прослуживший до 1958 года. И, наконец, в 1966 году Девонпортской верфью был построен фрегат Cleopatra (F28) типа Leander (2350/2860 т, 28 уз., 2x114, 2x40, 2x20 мм, позднее — 1x4 Seacat GWS22 SAM,вертолет), отправленный на слом в 1994 году.