HMS Champion

 

Седьмой в британском флоте с 1779 года Champion (Предшественники — спущенный на воду в 1824 году 18-пушечный парусный шлюп водоизмещением 456 т, разобранный в 1867 году, и парусно-винтовой корвет сое шальным корпусом типа Comus (1876г., 12,93 уз., 4x152 мм, $х64-фнт., 2 ТА, продан в 1931 г.)) был заказан шотландской кораблестроительной компании R. & W. Hawthorn, Leslie & Co., Ltd в Хебберне-он-Тайн (Hebburn-on-Tyne) в числе других восьми крейсеров программы 1913 года, заложен на верфи Хебберн Ярд (Hebburn Yard) 9 марта 1914 года, но, как и Calliope, строился по переработанному проекту. Крейсер был спущен на воду 29 мая 1915 года, закончен постройкой в том же году в декабре, получив тогда же назначение в качестве лидера в базировавшуюся на Розайт 13-ю флотилию эсминцев (13-th Destroyer Flotilla) Гранд Флита, которой командовал кэптен Дж.А.Фэйри (Captain J.U.Farie). Он и стал командиром крейсера.

В Ютландском бою 13-я флотилия действовала совместно с линейными крейсерами вице-адмирала Д.Битти. Выйдя из Розайта перед полуночью 30 мая, крейсер Champion вместе с десятью эсминцами своей флотилии и двумя приданными эсминцами 10-й флотилии занял место в походном ордере Флота линейных крейсеров рядом с 1-й эскадрой линейных крейсеров контр-адмирала О. де Бовуар Брока (Rear-Admiral О. de Beauvoir Brock). После встречи передовых сил противоборствующих флотов и первого огневого контакта вскоре после 15.00 31 мая Champion, составлявший со своими эсминцами противолодочную завесу, находился впереди и справа от линейных крейсеров в готовности провести торпедную атаку силами своей флотилии. Приказ вице-адмирала Битти атаковать находившегося в восьми милях к северо-востоку противника был получен на крейсере Champion в 17.15, и по сигналу кэптена Фэйри эсминцы 13-й флотилии двумя группами начали развертывание, чтобы занять позицию, удобную для атаки. В это же время с противной стороны при поддержке легкого крейсера Regensburg начали атаку 11 германских эсминцев. Торпедные залпы с обеих сторон не достигли цели, но в ходе завязавшейся между эсминцами схватки были потоплены германские эсминцы V.27 и V.29, с английской стороны были тяжело повреждены и затем затонули эсминцы Nomad и Nestor. Во время этого боя с крейсера Champion были замечены подходящие с юго-востока главные силы Флота Открытого моря, о чем кэптен Фэйри немедленно доложил по радио на флагманский крейсер адмирала Битти Lion. Десять минут спустя Битти отозвал свои эсминцы.

Следует заметить, что участие в этом бою крейсера Champion в качестве лидера ограничилось обнаружением линкоров адмирала Шеера и своевременным донесением об этом вице-адмиралу Битти (впрочем, своим радио кэптен Фэйри лишь подтвердил сообщение с легкого крейсера Southampton, на котором германские дредноуты заметили первыми). Эсминцы 13-й флотилии атаковали противника практически без поддержки своего лидера, в то время как серьезные повреждения обоих потерянных впоследствии английских эсминцев были получены от артиллерийского огня поддерживавшего действия своих миноносных сил германского легкого крейсера Regensburg. He более удачными были действия крейсера Champion (читай, его командира Фэйри) и в ходе ночных атак британских эсминцев на корабли германского флота. Например, в то время как шедшая правофланговой в строю кильватерных колонн английских миноносных сил 4-я флотилия Гранд Флита (командир коммандер Л.Дж.Уинтур на лидере Tipperary), обнаружив в 23.30 31 мая в 1000 м к западу германские 1-ю эскадру линкоров вице-адмирала Э.Шмидта и легкие крейсера 2-й разведывательной группы контр-адмирала Ф.Бедикера, в самоубийственных атаках теряла корабли и людей (Ценой потери четырех эсминцев англичанам удалось торпедировать легкий крейсер Rostock, который позднее был добит своими эсминцами, а также нанести артиллерийским огнем урон экипажам германских линкоров Westfalen, Nassau и Rheinland. Кроме того, во время выполнения маневра уклонения от английских торпед легкий крейсер Elbing был протаранен дредноутом Posen и также впоследствии потерян), шедший в семи милях к востоку Champion с семью эсминцами 13-й и двумя эсминцами 10-й флотилий не поддержал действия соседа справа. Мало того, когда перелеты немцев стали ложиться среди кораблей 13-й флотилии, ослепленный вспышками взрывов и светом прожекторов кэптен Фэйри приказал увеличить скорость и отвернуть на восток, дальше от боя. Поворот был сделан без сигнала, флотилия шла без огней, поэтому за крейсером последовали лишь два следующих в строю мателота, эсминцы Moresby и Obdurate, и Фэйри потерял все свои корабли. Неожиданный поворот крейсера Champion вынудил остальные британские флотилии, находившиеся восточнее, сдвинуться дальше в этом направлении, потеряв случай для атаки противника. Кроме того, в результате действий кэптена Фэйри для немцев открылся свободный проход, которым они и прошли незамеченными. Большая же часть кораблей 13-й флотилии, не найдя Champion, вступила в кильватер головному эсминцу 9-й флотилии Lydiard и затем приняла участие в атаках противника.

Не менее доблестно командир крейсера Champion действовал и в финальных эпизодах Ютландского боя. Перед рассветом 1 июня шедший на юг с двумя эсминцами своей флотилии и присоединившимся эсминцем Marksman крейсер Champion повернул на звуки артиллерийской канонады к западу, где вели бой эсминцы английской 12-й флотилии, и в 2.30 с крейсера были замечены концевые корабли колонны противника — четыре додредноута типа Deutschland. Однако и на этот раз решительная атака не входила в планы Фэйри. В 2.34 Champion отвернул к востоку, за ним повернули и следовавшие за ним эсминцы. Но шедший концевым Moresby, командир которого, лейтенант-коммандер Р.В. Алисой, лишь мельком увидел находившиеся в 20 кабельтовых неприятельские корабли, вышел из строя влево и, описав дугу, в 2.37 выстрелил последнюю торпеду из боезапаса своего корабля. «Дойчландам» повезло, они не пострадали, но торпеда попала в находившийся в охранении линкоров эсминец V.4, которому взрывом оторвало нос, и его пришлось добить.

Это был последний боевой контакт британских кораблей в Ютландском бою с главными силами Флота Открытого моря, в 3.30 немцы достигли Хорнс-рифа и были уже недосягаемы для противника. Однако в это же самое время группа крейсера Champion наткнулась на четыре германских эсминца из состава охранения буксируемого на базу тяжело поврежденного крейсера Rostock (по другим данным, эти эсминцы задержались, подбирая экипаж затонувшего линейного крейсера Lutzow). Сблизившись на дистанцию до двух миль, англичане открыли огонь, но немцам удалось прорваться в ходе проведенной ими торпедной атаки, вслед за чем они потерялись в утреннем тумане. Значительные повреждения от артиллерийского огня англичан получил лишь немецкий эсминец G.40, который, тем не менее, вернулся в базу на буксире.

Крейсер Champion прослужил в качестве лидера 13-й флотилии до конца войны, и 17 ноября 1917 года вместе с восемью эсминцами из ее состава принимал участие в бою в Гельголандской бухте. После расформирования Гранд Флита в марте 1919 года крейсер получил назначение во 2-ю эскадру легких крейсеров из состава Атлантического флота, но на Балтику не попал, поскольку вскоре был прикомандирован в качестве учебного корабля к Вернонской торпедной школе (Vernon Torpedo And Mining School), прослужив в ней до 1924 года. Эта школа британского флота располагала десятью учебными кораблями. Помимо крейсера Champion, при центре школы в Портсмуте числились эсминцы Тага, Winchester, Wrestler, Vanoc, Scout, минный заградитель Medea и тральщик. Отделение школы в Девонпорте располагало блокшивом Difience и минзагом Melpomena. В штате школы — 85 офицеров, 32 специалиста инженерно-технического персонала и, кроме того, 20 строевых офицеров.

Несмотря на проведенный в 1923 году ремонт, Champion в октябре 1924 года вновь оказался на ремонтной верфи в Портсмуте, и очередное назначение получил только в мае 1925 года, став артиллерийским учебным кораблем (Gunnery Firing Ship) при Портсмутской артиллерийской школе (Portsmouth Gunnery School). Административный центр школы находился на борту тральщика Ekcellent, кроме того, к ней были приписаны монитор Terror, эсминец Restless, легкий крейсер Champion, буксир S.Fagan и катер МВ-890 (в Портсмуте), тральщик Pembroke, монитор Marshal Soult, эсминец Tempest и блокшив Vivid (при отделении школы в Норской базе флота), линкор Marlborough, дрифтер Indian Summer и пара тральщиков в Портланде. Приведенный список учебных кораблей красноречиво свидетельствует о ее масштабах. Но и это еще не все. При экипажах в Девонпорте и Четеме также имелись береговые отделения школы, а в качестве преподавателей и строевых командиров разных уровней были заняты 66 офицеров.

В 1928 году крейсер Champion некоторое время исполнял функции учебного корабля при Портсмутской школе сигнальщиков (Portsmouth Signal School), однако с приходом закончившего ремонт крейсера Concord вновь был причислен к артиллерийской школе. В том же году крейсеру также довелось совершить не совсем обычный рейс в Балтийское море. 11 августа 1928 года Балтийской партией ЭПРОНа был осуществлен подъем английской подводной лодки L.55 (командир лейтенант-коммандер Чепмэн), которая 4 июня 1919 года, уклоняясь от атаки эсминцев «Азард» и «Гавриил», затонула в результате подрыва на минном заграждении. При обследовании в доке поднятой лодки были обнаружены останки 38 членов экипажа. В начале сентября в Кронштадте состоялась церемония передачи гробов с телами погибших на британский коммерческий пароход Truro, доставивший их в Таллин. Здесь они были перегружены на пришедший сюда специально для транспортировки скорбного груза крейсер Champion, который, в свою очередь, доставил останки экипажа L.55 в Портсмут.

Служба в качестве учебного корабля продолжалась до декабря 1933 года, когда крейсер Champion был направлен на верфь для докового контроля и освидетельствования, а затем в июле 1934 года продан на слом.