HMS Canterbury

 

Легкий крейсер Canterbury строился на шотландской верфи в Клайдбэнке, Глазго, принадлежащей кораблестроительной кампании John Brown & Co., Ltd., (Shipbuilding & Engineering Works, Clydebank, Glasgow). Корабль был заложен 14 октября 1914 года, при спуске на воду 21 декабря 1915 года получил название города Кентербери в Юго-Восточной Англии. Как и Cambrian, вошел в строй в мае 1916 года, но, в отличие от последнего, успел завершить период подготовки к концу месяца и принимал участие в Ютландском бою.

Не получив пока назначения ни в одну из крейсерских эскадр, крейсер Canterbury (командир кэптен П.М.Р. Ройдз) вместе с легким крейсером Chester был временно прикомандирован к 3-й эскадре линейных крейсеров контр-адмирала Г.Л.Э.Худа (3-rd BCS, Rear-Admiral H.L.A.Hood), также временно приданной Гранд Флиту. 31 мая 1916 года в походном ордере главных сил Гранд Флита эскадра Худа выполняла роль авангарда, в передовом охранении которого двигались прикомандированные легкие крейсера и четыре эсминца.

Около 16.00 31 мая спешивший на выручку Флоту линейных крейсеров командующий Гранд Флитом адмирал Джеллико выслал на помощь преследуемым германским флотом кораблям вице-адмирала Битти свое самое быстроходное линейное соединение — эскадру контр-адмирала Худа. В результате, линейные крейсера 3-й эскадры, флагманский Invincible, Inflexible, Indomitable, и их корабли охранения встретились с противником первыми, когда главные силы англичан находились еще в 25 милях к северу. В 17.27 шедший на правом крыле охранения и, тем самым, оказавшийся ближайшим к неприятелю легкий крейсер Chester столкнулся в тумане с германскими легкими крейсерами 2-й разведывательной группы контр-адмирала Бидикера Frankfurt, Wiesbaden, Pillau и Elbing. В ходе короткого боя английский крейсер получил 17 попаданий, потеряв три орудия и 77 человек команды. От неминуемой гибели его спасли свои линейные крейсера. Повернув на звуки боя, они быстро вывели из строя Wiesbaden, заставив остальных отступить. В это же время легкий крейсер Canterbury, шедший до начала огневого контакта с противником в пяти милях впереди флагманского Invincible, вместе с четырьмя эсминцами охранения отражал атаки более двух десятков эсминцев германских 2-й, 9-й и части 6-й флотилий, поддержанных легким крейсером Regensburg. Из этого неравного боя Canterbury вышел, получив незначительные повреждения от единственного попадания немецкого снаряда, тем не менее, ценой потери эсминца Shark массированная атака германских эсминцев на линейные крейсера эскадры Худа была сорвана. После внезапной гибели Invincible и находившегося на его борту адмирала Canterbury продолжал действовать вместе с линейными крейсерами 3-й эскадры, но в ходе дальнейших событий этого сражения крейсер участвовал в ночных атаках английских легких сил на корабли германского флота.

После Ютланда Canterbury был определен в 5-ю эскадру легких крейсеров, входящую в состав Гарвичского отряда. Крейсер, как и все корабли отряда, выходил на патрулирование коммуникационных линий между Англией и Голландией, нес дозор у фландрского побережья и в проливе Па-де-Кале, часто взаимодействуя с кораблями из состава Дуврского патруля. Во время одного из таких выходов 23 июля 1916 года Canterbury вместе с крейсером Carysfort и восемью эсминцами участвовал в бою с тремя эсминцами противника, вышедшими из Зеебрюгге для захвата английских торговых судов. В другом бою крейсеров 5-й эскадры, который состоялся у бельгийского побережья 5 июня 1917 года, артиллерийским огнем был потоплен германский эсминец S.20.

30 октября 1918 года Турция подписала Мудросское перемирие с союзными державами Антанты. Это соглашение означало крах турецкой империи и, помимо других унизительных условий, содержало обязательство передать союзникам все корабли турецкого флота. Для контроля за соблюдением турками условий соглашения на греческом острове Мудрое в начале ноября была сформирована так называемая «Союзная эскадра Эгейского моря», в состав которой и был направлен крейсер Canterbury.

3 ноября 1918 года последовала капитуляция Австро-Венгрии, а 11 ноября — и Германии. Тогда же британский Военный кабинет вынес решение об отправке войск Салоникского фронта в турецкие порты. 12 ноября Союзная эскадра оставила Мудрое и на следующий день прибыла в Константинополь (Стамбул). В течение последующих дней подкрепления все прибывали, и к 20 ноября рейд Стамбула был до отказа забит английскими, французскими, итальянскими, греческими и американскими кораблями. Под командованием возглавлявшего британскую группу кораблей командующего британским Средиземноморским флотом вице-адмирала С. Калторпа (Vice-Admiral Sir S.A.Gough-Calthorp) находились линейные корабли Superb (флагманский), Temeraire, Lord Nelson и Agamemnon, старый броненосный крейсер Grafton, легкие крейсера Canterbury, Forward, Liverpool, Sentinel и Skirmisher, семь мониторов, шесть эсминцев и две канлодки. Однако значительной части этих сил вскоре пришлось оставить турецкие воды. Согласно принятому Военным Кабинетом Британии решению об оказании помощи Королевским флотом русской Добровольческой армии, из состава британской группы Союзной эскадры были сформированы военно-морские силы Черного моря под командованием контрадмирала М.Сеймура (Rear-Admiral Sir M.Seymour, флаг на додредноуте Lord Nelson). Для действий в Черном море выделялись корабли и других союзных флотов. 21 ноября на борту французского броненосного крейсера Ernest Renan и английского легкого крейсера Liverpool, шедших в сопровождении двух эсминцев, из Константинополя в Новороссийск отправилась военная миссия союзников. Два дня спустя в Севастополь прибыл передовой отряд союзных кораблей в составе легкого крейсера Canterbury и эсминцев Northesk и Brisk. На следующий день десантные партии с крейсера Canterbury взяли под контроль русский линейный корабль «Воля», подводные лодки и яхту «Лорелей». 26 ноября в Севастополь подтянулись и основные силы союзников: два дредноута адмирала Калторпа и итальянский линкор Roma, легкий крейсер Skirmisher, итальянский минный крейсер Agordat, один итальянский, три британских и три французских эсминца. Британский линкор Agamemnon в сопровождении двух эсминцев прибыл в Одессу. Под предлогом поддержания порядка в Севастополе и Одессе с союзных кораблей высаживались десанты, осуществлявшие захват кораблей русского флота. Англичане захватили эсминец «Дерзкий», французы — эсминец «Строгий», которые были впоследствии отконвоированы в турецкий порт Измит в Мраморном море. 21 декабря та же участь постигла и линкор «Воля», причем управляли русским дредноутом штурмана-англичане с конвоира Agamemnon. В дальнейшем английские корабли активно поддерживали части русской Добровольческой армии, обстреливая позиции красных войск в период наступления Красной армии весной 1919 года.

Крейсер Canterbury действовал в составе черноморских союзных сил до октября 1919 года, затем был направлен в метрополию, где прошел короткий ремонт на верфи в Портсмуте и в ноябре получил назначение во 2-ю эскадру легких крейсеров Атлантического флота. В следующем, 1920 году, крейсер был причислен к артиллерийской школе в Портсмуте, а в 1922-1924 годах находился там же в резерве. В мае 1924 года направлен во 2-ю эскадру легких крейсеров Атлантического флота, в составе которой находился до лета 1925 года. В июне были произведены ремонт и освидетельствование крейсера, а затем его вывели в состав Норского резерва. В ноябре 1926 года последовало новое назначение во 2-ю эскадру. В 1930-1931 годах Canterbury занимался перевозками войск в Сингапур, затем с марта 1931 по декабрь 1933 года находился в составе Норского резерва, изредка используясь в качестве войскового транспорта с августа 1932 года. В декабре 1933 года крейсер Canterbury прошел доковый контроль и освидетельствование и в июне 1934 года был продан на слом.