HMS Castor

 

Третий легкий крейсер программы 1914 года являлся одним из двух крейсеров третьей серии, заказанных частной кораблестроительной верфи Cammell Laird & Co., Ltd в Биркенхеде. Корабль был заложен 28 ноября 1914 года, спущен на воду ровно девять месяцев спустя, 28 июля 1915 года. Окончен постройкой в ноябре того же года, получив назначение в 11-ю флотилию эсминцев (11-th Destroyer Flotilla) Гранд Флита.

В этот период миноносные силы Гранд Флита находились в состоянии реорганизации. В августе 1915 года, когда в строй начали вступать новые эсминцы типа М, в Адмиралтействе было принято решение сформировать в составе Гранд Флита шесть минных флотилий общим составом 100 кораблей. Пять флотилий должны были придаваться эскадрам линейных кораблей, одна предназначалась для Флота линейных крейсеров, лидировать каждую из них должен был легкий крейсер. Однако осуществлению этого плана препятствовала, прежде всего, нехватка самих эсминцев, которых насчитывалось не более 65. А в результате происходившей замены кораблей старых типов новыми это количество, несмотря на постоянное вступление в строй новых эсминцев, в ближайшее время увеличиться не могло. С другой стороны, крайняя нужда в легких крейсерах заставляла заменять их в составах флотилий лидерами. Поэтому в январе 1916 года решили сократить количество минных флотилий до четырех, три из которых должны были находиться при эскадрах линейных кораблей в Скапа Флоу, одна — с линейными крейсерами в Розайте. Минные флотилии подразделялись на полуфлотилии, каждая во главе со своим лидером: первую полуфлотилию возглавлял лидер, на котором находился начальник флотилии, а лидером второй командовал старший из командиров входивших в состав полуфлотилии кораблей. Для более слаженных действий в бою трех флотилий, находившихся при эскадрах линейных кораблей, была учреждена должность командующего минными силами Гранд Флита (Commodore D), которому были подчинены начальники флотилий. Он же являлся начальником одной их них и командиром единственного в составе минных сил легкого крейсера. Этим крейсером в апреле 1916 года стал Castor, на котором поднял свой брейд-вымпел командующий минными флотилиями коммодор Дж.Хоксли (Commodore J.R.P.Hawksley). В его непосредственном подчинении находилась 11-я флотилия эсминцев, состоявшая из двенадцати эсминцев типа М и лидера Kempenfelt.

В походном ордере Гранд Флита 31 мая 1916 года Castor занимал место в составе завесы эсминцев, окружавшей шесть колонн британских дредноутов. Во время короткого боя между главными силами двух флотов корабли 11-й флотилии держались с левого, не стреляющего борта британской боевой линии линкоров. Около 19.40 коммодор Хоксли готовился атаковать пытавшиеся выйти из-под удара германские корабли, но сигнал адмирала Джеллико отозвал крейсер Castor и его эсминцы. Как известно, именно в это время и был потерян контакт с германским флотом. В ходе преследования противника Хоксли с частью кораблей 11-й минной флотилии держался на левой скуле флагманского дредноута Iron Duke. В 20.10 с крейсера Castor на северо-западе были замечены сначала дымы, а затем и двенадцать эсминцев немецкой 5-й минной флотилии. Прибавив ходу, Хоксли повернул на неприятеля, вслед за его эсминцами последовали и три крейсера 4-й эскадры легких крейсеров коммодора Ле Мезюрье. Несколько минут погони вывели англичан на немецкие дредноуты 3-й эскадры линкоров контр-адмирала П. Венке. Поскольку еще было недостаточно темно, Хоксли не решился атаковать неприятеля без поддержки линкоров, предоставив эту возможность крейсерам Ле Мезюрье, о чем было рассказано выше. Вскоре после того, как минная флотилия Хоксли и крейсера Ле Мезурье заняли свои места в строю Гранд Флита, они стали безучастными наблюдателями боя линейных крейсеров вице-адмирала Битти с немецкими додредноутами 2-й эскадры контр-адмирала Ф. Меуве. Не сообщив командованию о происходящем, оба флагмана, опасаясь, по их словам, «потерять контакт с нашим собственным флотом», повернули свои корабли вслед за линкорами в противоположную сторону. Около 21.40 Castor и следовавшие за ним восемь эсминцев подверглись торпедной атаке германских легких крейсеров 2-й разведывательной группы. Немецкие торпеды прошли мимо, не замеченные англичанами, поэтому на крейсере Castor и не подозревали, что немцы находились в шести кабельтовых и, выпустив по английским кораблям свои торпеды с этой дистанции, отошли. Всего полчаса спустя, около 22.00, корабли 11-й флотилии вновь встретились с теми же легкими крейсерами. На этот раз Хоксли заметил силуэты приближающихся кораблей, но принял их в темноте за свои, тем более, что они показали секретный опознавательный сигнал (О том, как немцы узнали секретные позывные английского флота, Дж. Беннетт сообщает следующее: вскоре после 21.00 «4-я Разведгруппа, находившаяся ближе всех к противнику, заметила, как Lion запрашивал «клотиковым огнем» у Princess Royal: «Сообщите наши позывные на сегодня, так как моя сигнальная книга уничтожена». Четфилд (командир флагманского линейного крейсера Lion — А.Д.) допустил грубейшую ошибку, еще более усугубленную Коуэном (командир Princess Royal —А.Д.), он ответил, любезно сообщив германскому флоту секретные позывные»). Приблизившись на милю к противнику, крейсера контр-адмирала Ф.Бедикера открыли прожектора и буквально засыпали британские корабли шквалом снарядов. Являвшийся главной мишенью для немецких комендоров крейсер Castor, прежде, чем он начал отвечать, получил десять попаданий. Одним из первых попавших в крейсер снарядов была повреждена радиостанция, поэтому коммодор Хоксли не мог передать приказ об атаке эсминцам своей флотилии. Последние же, не имея сведений о месте противника или считая, что по ним ведут огонь свои же корабли, воздержались от торпедной атаки. Только два эсминца из восьми выпустили торпеды, но они были выставлены на большую глубину и прошли под килем крейсеров противника. Заметив следы торпед, немцы прекратили огонь и, выключив прожектора, ушли так же незаметно, как и появились (Х.Вильсон считает, что 11-я минная флотилия столкнулась с легкими крейсерами немецкой 4-й разведывательной группы капитана-цур-зее Л.фон Рейтера. По его данным, в ходе боя артиллеристы крейсера Castor добились нескольких попаданий в крейсер Hamburg). Castor вышел из боя сильно поврежденным, 36 человек экипажа крейсера были выведены из строя (13 убитых, 23 раненых).

Крейсер Castor оставался флагманским кораблем командующего минными флотилиями Гранд Флита до конца войны. В день сдачи германского флота, 21 ноября 1918 года, он шел в замыкающей колонне кораблей, возглавляя 150 британских эсминцев, сопровождавших 50 эсминцев германского флота на интернирование. После расформирования Гранд Флита крейсер Castor, сменив Canterbury, до весны 1920 года служил в составе британских военно-морских сил на Черном море. В апреле, пройдя короткий ремонт в Четеме, крейсер там же получил назначение во 2-ю эскадру легких крейсеров Атлантического флота, в составе которой уже находился крейсер Canterbury. Одним из первых походов, совершенных крейсером совместно с эскадрой, стал балтийский поход 2-й эскадры летом 1920 года. Выведя с Балтики в конце 1919 года соединение своих кораблей, участвовавших в действиях против большевистской России, Великобритания, тем не менее, стремилась сохранить свое влияние в этом районе. Крейсера посетили находившийся под протекторатом Великобритании и Франции Данциг (польский Гданьск) и молодые прибалтийские государства, закончив тур визитами в порты Скандинавии. Балтийский поход 2-й эскадры 1920 года стал первым из подобных мероприятий, с 1922 года это соединение совершало походы на Балтику регулярно.

В 1922 году крейсер Castor находился в составе так называемого «Ирландского патруля» (Irish Patrol), патрулировавшего ирландские воды в связи с вспыхнувшей на острове гражданской войной. В 1923-1924 годах Castor в качестве учебного артиллерийского корабля числился при Портсмутской артиллерийской школе (Portsmouth Gunnery School), затем был выведен в резерв в Норе. Числясь в составе Морского резерва, крейсер в ноябре 1925-сентябре 1926 года находился в ремонте, а с октября 1927 года привлекался к войсковым перевозкам в Китай. В июне 1928 года в Девонпорте Castor получил назначение в 5-ю крейсерскую эскадру в составе Китайской военно-морской станции (China Naval Station). Великобритания держала на Дальнем Востоке три оперативно-тактических соединения, главным из которых и являлась Китайская станция с базами в Гонконге и Сингапуре. Помимо крейсеров 5-й эскадры, в ее составе находились авианосец, флотилии эсминцев и подводных лодок, шесть мореходных канонерских лодок и вспомогательные суда. Это соединение британских кораблей назначалось для охраны судоходства, главным образом, от действовавших в этих водах пиратов, а также для осуществления полицейских функций. Другими британскими соединениями в китайских водах являлись речные флотилии канлодок в реках Янцзы и Сицзян. После двухлетней службы на Дальнем Востоке крейсер вернулся в метрополию в июле 1930 года, где и был выведен в резерв в Девонпорте. Пять лет спустя, в мае 1935 года, крейсер Castor прошел последнее освидетельствование и в июле 1936 года продан на слом.