HMS Centaur

 

Первый из двух строившихся на верфи концерна Armstrong в Эльсвике так называемых «турецких» крейсеров был заложен 24 января 1915 года. 6 января 1916 года во время спуска на воду он стал пятым с 1746 года кораблем британского флота, получившим имя мифического человека-коня Кентавра. Завершение постройки пришлось на август того же года, и в том же месяце крейсер Centaur был определен в 5-ю эскадру легких крейсеров из состава Гарвичских сил в качестве флагманского корабля. Являвшиеся первыми британскими легкими крейсерами только с шестидюймовой главной артиллерией крейсер Centaur и однотипный с ним Concord, который в декабре 1916 года также оказался в составе 5-й эскадры, получили прозвище «дредноутов Тэруитта» («Tyrwhitt's dreadnoughts»).

Как уже отмечалось, постютландский период Первой мировой воины характеризовался снижением активности главных сил германского флота. Боевые действия на море свелись к активизации минной и подводной войны, а также частым операциям легких сил у бельгийского побережья, являвшегося зоной деятельности отдельного отряда кораблей, базировавшегося на Гарвич. Именно фландрское побережье Бельгии стало в этот период центром внимания противоборствующих флотов, поскольку в Зеебрюгге дислоцировалась флотилия немецких подводных лодок «Flandria», в задачу которой входила борьба с судоходством в проливе Ла-Манш и в ближайших районах Атлантики. Чтобы обеспечить своим субмаринам более свободный проход через пролив, миноносные силы германского флота совершали частые набеги из своей базы в Зеебрюгге на патрулировавшие в проливе корабли союзников с целью дезорганизации системы блокады. Поэтому Гарвичскому отряду приходилось находиться в постоянной готовности к отражению подобных вылазок противника.

Примером действий кораблей отряда в этих условиях может служить бой с германскими эсминцами 6-й флотилии в районе банки Шоувен, который произошел в предрассветные часы 23 января 1917 года. Утром 22 января британскому Адмиралтейству стало известно о переходе кораблей 6-й минной флотилии немцев из германских баз в Зеебрюгге. Не сомневаясь в том, что усиление фландрского отряда эсминцев связано с предстоящей вскоре набеговой операцией противника в Дуврском проливе, Адмиралтейство приказало командующему Гарвичского отряда коммодору Тэруитту выйти в море для перехвата неприятельских кораблей. Выход из Гарвича шести крейсеров 5-й эскадры, двух лидеров и 16 эсминцев состоялся около 17.30. Не имея данных о месте и маршруте немецких кораблей, Тэруитт для их поиска разделил свои силы на четыре группы. Две группы эсминцев во главе с лидерами были направлены к Маасскому плавучему маяку и банке Шоувен, в то время как два отряда крейсеров 5-й эскадры несли дозор восточнее. Германские эсминцы вышли на отряд крейсеров, в котором находился командующий Гарвичским отрядом - Centaur (брейд-вымпел коммодора), Aurora и Conquest, в 2.45 ночи, и были замечены по левому борту с идущего концевым в кильватерной колонне крейсера Conquest. Немцы шли пересекающимся курсом и не видели противника. Когда они оказались по правому борту британской колонны, крейсера открыли огонь. Прожектора не включались, поскольку цели были достаточно отчетливо обозначены факелами из труб. Противник отвечал оживленно, но огневой перевес британских крейсеров начал сказываться буквально в первые минуты боя. Одним из английских снарядов заклинило руль лидера германской флотилии V.69, который на вынужденной циркуляции столкнулся с эсминцем G.41. Повреждения обоих немецких кораблей были настолько серьезны, что они потеряли ход и отстали от своих. Однако их бедственное положение не было замечено на британских крейсерах, выполнявших в это время маневр уклонения от немецких торпед. Остальные эсминцы, поставив дымовую завесу, в 3.00 оторвались от противника, направившись в Зеебрюгге, в то время как Тэруитт искал их у банки Шоувен. На пути в базу немцам предстоял еще один бой, на этот раз с британскими эсминцами, в ходе которого был торпедирован и затем добит своими английский эсминец Simoom. А вот поврежденным немецким кораблям повезло: G.41 удалось без дальнейших приключений вернуться в Зеебрюгге, но на медленно ползущий V.69 наткнулись крейсера второго отряда 5-й эскадры, Penelope, Cleopatra и Undaunted, спешившие к месту первого столкновения. Открыв прожектора, крейсера с близкой дистанции засыпали эсминец снарядами, но, слишком рано посчитав его потопленным, поторопились уйти. Искалеченный V.69 все же дотянул до голландского порта Иймюйден, затем ремонтировался в Роттердаме и 12 февраля вернулся в Германию. Что же касается Тэруитта, то он со своими крейсерами вел поиск ускользнувшего противника до 8.00 утра 23 января, и возвратился в Гарвич, так и не найдя его и обстреляв летавшие в районе банки Шоувен немецкие самолеты.

С конца мая 1917 года по предложению командующего Дуврским патрулем адмирала Р.Бэкона силами Дуврского патруля и Гарвичского отряда готовилась совместная операция по бомбардировке с моря базы немецких кораблей в Зеебрюгге и портовых мастерских Остенде. Последний обстреливался впервые, и основная сложность заключалась в том, что, хотя порт и находился в пределах прямой видимости с моря, и, следовательно, стрельба по нему должна была быть более меткой, чем по удаленному от побережья Зеебрюгге, но Остенде представлял собой большую цель, и шансов нанести серьезный ущерб противнику было меньше.

Корректировку времени проведения операции внесла плохая погода, в связи с чем операция откладывалась с 26 мая, а благоприятные метеорологические условия сложились только к 4 июня. В этот день к фландрскому побережью из Дувра вышли мониторы Erebus и Terror, два лидера, шесть эсминцев, два сторожевика и 12 моторных катеров. Силы прикрытия составляли два отряда гарвичских кораблей коммодора Тэруитта (первый в составе легких крейсеров Centaur (брейд-вымпел коммодора), Concord, Canterbury, Conquest, лидера и восьми эсминцев, второй — крейсера Undaunted, Cleopatra, Aurora, Penelope и восемь эсминцев), в их задачу входило не допустить противодействия противника со стороны банок Торнтон и Шоувен.

Неся ночью 5 июня дозор в районе банки Торн-тон, корабли первого отряда двигались кильватерной колонной юго-западным курсом. Около 2.30 с идущего головным крейсера Centaur впереди по курсу были замечены два эсминца, шедшие на запад. Возникшие было сомнения относительно их принадлежности рассеялись после того, как встреченные корабли открыли огонь. В результате вспыхнувшей перестрелки один из немецких эсминцев, S20, получил повреждения, и был добит посланными в погоню за отходившим противником английскими эсминцами, в то время как крейсера продолжали патрулирование.

Бомбардировка Остенде началась в 3.20 утра и продолжалась под непрерывным обстрелом береговых батарей до 4.00. Спустя двадцать минут под прикрытием подошедших на пять миль к Остенде крейсеров Тэруитта бомбардирующая группа кораблей направилась в Дувр. В результате обстрела портовые мастерские Остенде пострадали мало, но были потоплены одна из находившихся в ремонте подводных лодок и лихтер, а три ошвартованных у набережной эсминца получили значительные повреждения. Кроме того, у германского командования возникли серьезные сомнения в целесообразности дальнейшего использования Остенде в качестве места базирования эсминцев.

Centaur продолжал службу в составе 5-й эскадры еще около года, до июня 1918 года, когда в ходе одной из боевых операций крейсер подорвался на мине. Ремонт, проводившийся в Гулле, продолжался до конца войны, а вслед за вступлением корабля в строй в декабре 1918 года он был направлен на Балтику, где против кораблей Красного Балтфлота уже действовала 6-я эскадра легких крейсеров контр-адмирала Э.А. Александера-Синклера. Однако пребывание крейсера Centaur в балтийских водах было недолгим, и уже в феврале 1919 года корабль вернулся в метрополию. В марте британский Военный Кабинет принял решение усилить помощь Добровольческой армии в Крыму, и Centaur получил назначение в 3-ю эскадру легких крейсеров Средиземноморского флота. По прибытии на Мальту крейсер направили на усиление действовавших в Черном море сил контр-адмирала М. Сеймура. Возглавил «подкрепления» лично командующий британским Средиземноморским флотом вице-адмирал С. Калторп (флаг на линкоре Iron Duke).

В апреле 1919 года Красная армия заняла Одессу и, прорвав линию обороны на Перекопе, приближалась к Севастополю. Британские корабли активно поддерживали части Добровольческой армии на ее приморском фланге. Так, 26 апреля легкие крейсера Caradoc и Centaur, эсминец Parthian и греческий додредноут Lemnos произвели обстрел позиций противника в Каффской бухте. На следующий день к интенсивной бомбардировке наступающих красных частей присоединился и главный калибр флагманского дредноута Iron Duke. Но это мало помогло. 28 апреля Севастополь был взят. Наступление Красной армии благодаря поддержке британских кораблей, оперировавших из Феодосии и Арабатской бухты в Азовском море, белым удалось остановить только в начале мая.

Крейсер Centaur действовал в составе британских сил в Черном море до июня 1920 года, когда правительство Великобритании, не желая брать на себя ответственность за продолжение гражданской войны на юге России, отозвало свои корабли и находившуюся в Севастополе британскую военную миссию. Крейсер вернулся на Мальту, где в том же месяце прошел доковый контроль. Второй раз за период службы в Средиземном море Centaur прошел докование в Гибралтаре в марте 1922 года. Осенью 1923 года крейсер вернулся в метрополию, а в октябре был выведен в резерв в Девонпорте. В 1924-1925 годах Centaur прошел ремонт, и 8 апреля 1925 года в Портсмуте стал флагманским кораблем командующего минными флотилиями Атлантического флота. За время службы в этом качестве корабль дважды проходил освидетельствование: в феврале 1928 года и в сентябре 1930 года. 12 июля 1929 года крейсер вышел в море для оказания помощи подводной лодке Х.1, терпевшей бедствие в восточной части Средиземного моря в результате аварии дизеля. На подлодке произошел взрыв, но она смогла вернуться на Мальту под конвоем крейсера Centaur, имея 12,5-узловой ход. В марте 1932 года Centaur вновь вывели в резерв, на этот раз в Портсмуте, после чего корабль прошел доковый контроль и освидетельствование, и в следующем году оказался в списке кораблей, назначенных на слом (Disposal list). Финальный акт службы крейсера Centaur — продажа на слом — состоялся в феврале 1934 года.

Следующий британский корабль, носивший название Centaur, являлся кораблем авианосного класса. Вернее, сначала так был назван строившийся компанией White в 1944-1947 годах сторожевой корабль типа Weapon, но еще до вступления в строй он был переименован в Scorpion, уступив свое название легкому флотскому авианосцу, строившемуся в это же время на верфи Harland & Wolff. Последний вошел в строй в 1953 году, став головным кораблем серии из восьми единиц (постройка трех последних кораблей этого типа была отменена в 1945 году, 18310/24000 т, 29,5 уз., проектное вооружение — 8x114, 34x40 мм, 42 самолета, в действительности — 32x40 мм, 26 самолетов), и прослужил до 1972 года.