HMS Calypso

(I.61)

 

Крейсер был заложен на верфи Hawthorn Leslie в Хэбберне-он-Тайн 7 февраля 1916 года. При спуске на воду, состоявшемся 24 января 1917 года, он стал десятым с 1783 года кораблем Royal Navy, носившим имя мифической морской нимфы Калипсо. Непосредственными тезками-предшественниками крейсера являлись 731-тонный 20-пушечный парусный шлюп 6-го ранга, спущенный на воду в 1845 году и отправленный на слом в 1866 году, и головной корабль серии из двух парусно-винтовых корветов со стальным корпусом, построенный на верфи в Четеме в 1883 году и однотипный с упоминавшимся выше корветом Calliope. Легкий крейсер Calypso был закончен постройкой в июне 1917 года и в том же месяце получил назначение во вновь формировавшийся состав 6-й эскадры легких крейсеров Гранд Флита. В командование крейсером вступил кэптен Эдварде (Captain Edwards).

17 ноября 1917 года легкие крейсера Cardiff (флагманский), Ceres, Calypso и Caradoc 6-й эскадры контр-адмирала Э. Александера-Синклера приняли участие в бою в Гельголандской бухте. В ходе преследования легких сил противника в 9.40 в носовую надстройку крейсера Calypso ударил неприятельский снаряд с одного из германских легких крейсеров (В известном труде К.П. Пузыревского ошибочно указывается, что крейсер Calypso получил попадание 305-мм снаряда, то есть во время обстрела крейсеров 1-й и 6-й эскадр германскими дредноутами. Kaiser и Kaiserin. Однако английские крейсера попали под огонь линейных кораблей противника несколько позднее, после 9.50). Попав в боевую рубку и пробив ее броневую крышу, он взорвался внутри, в результате чего были убиты или ранены все находившиеся в ней офицеры. От разлета осколков пострадали также стоявшие на нижнем мостике офицеры и матросы: командир крейсера кэптен Эдварде получил смертельное ранение и вскоре скончался, старший штурман, потеряв обе ноги, находился без сознания. Командование крейсером на время боя принял старший артиллерийский офицер, лейтенант Кларк. Взрывом снаряда были повреждены находившиеся в боевой рубке приборы управления артиллерийским огнем, и Calypso прекратил стрельбу, хотя и продолжал преследование вместе с крейсерами своей эскадры.

Во время проводившегося для устранения боевых повреждений ремонта в командование крейсером вступил кэптен B.C. Тэсиджер (Captain B.S. Thesiger). По окончании ремонтных работ Calypso вернулся в 6-ю эскадру крейсеров Гранд Флита, в составе которой 21 ноября 1918 года участвовал в конвоировании кораблей шедшего для интернирования в Ферт-оф-Форт Флота Открытого моря.

Вскоре после заключения перемирия с Германией в ноябре 1918 года 6-я эскадра крейсеров в полном составе была отправлена на Балтику. Поводом для английского вмешательства в происходившие в этом регионе события послужило обращение правительства Эстонии об оказании помощи. Капитуляция Германии позволила большевикам денонсировать условия Брест-Литовского мирного договора, предусматривавшие независимость вновь образованных балтийских государств, и развернуть широкое наступление частей Красной армии в Латвии и Эстонии. Великобритания не упустила случая обозначить свое присутствие в этом регионе. В балтийские воды было направлено соединение кораблей в составе легких крейсеров Cardiff, Cassandra, Caradoc, Ceres и Calypso (6-я эскадра), 4-й флотилии эсминцев (девять кораблей типов V и W), тральщиков и транспорта Princess Margaret с грузом оружия и снаряжения для формировавшихся национальных вооруженных сил молодых государств. Командовал британскими силами на Балтике контр-адмирал Э. Александер-Синклер.

28 ноября англичане прибыли в Копенгаген. Здесь было получено сообщение о быстром продвижении красных от Пскова и Нарвы к Ревелю (Таллинн) Положение у Нарвы было особенно тяжелым, поэтому Синклер оставил в Копенгагене тральщики, а сам с остальными кораблями немедленно вышел в Либаву (Клайпеда), а затем и в Финский залив. Адмирал намеревался обойти северный фланг противника, но 5 декабря потерял крейсер Cassandra, погибший на минном заграждении.

12 декабря отряд британских кораблей прибыл в Ревель. Синклер встретился с эстонским премьер-министром К.Пятсом, с которым обсуждались политические и военные вопросы предстоящего сотрудничества, а также с делегацией латвийского правительства, также обратившегося к британскому контр-адмиралу за помощью. Обстановка в Латвии была еще более сложной, поскольку на территории этого государства находилась большая группировка германских войск под командованием генерала Р. фон дер Гольца. В результате Синклер разделил свои силы, оставив в Ревеле коммодора Б.С. Тэсиджера с крейсерами Calypso (брейд-вымпел коммодора), Caradoc и четырьмя эсминцами, а сам с остальными кораблями соединения ушел в латвийский порт Либава.

Вскоре Calypso и другие корабли отряда коммодора Тэсиджера открыли боевые действия против советских войск на приморском направлении. 23 декабря английский отряд совместно с эстонскими кораблями прикрывал огнем высадку десанта в бухте Кунда, а три дня спустя интервентам довелось встретиться с кораблями Красного Валтфлота.

Возможность десантирования противника в районе Кунды создавала угрозу флангу и тылам продвигавшейся к Ревелю советской 7-й армии. Для борьбы с усиленным английскими кораблями эстонским флотом был сформирован так называемый «отряд особого назначения Балтфлота» в составе линкора «Андрей Первозванный», крейсера «Олег», эсминцев «Спартак», «Автроил» и «Азард» под командованием члена Реввоенсовета Балтийского флота Ф.Ф.Раскольникова (Ильина). В задачи отряда входило также ведение разведки на подходах к Ревелю ввиду предстоящей операции по захвату острова Нарген (Найссаар).

25 декабря «наморси» С.В.Зарубаев поставил эсминцам отряда задачу провести разведку на Ревельском рейде, обстрелять противника и затем отойти под защиту линкора и крейсера. А поскольку «Азард» и «Автроил» не смогли выйти в море из-за отсутствия топлива (по другим данным, на них производился ремонт), на следующий день к Ревелю направился только «Спартак» с Раскольниковым на борту. Эсминец обстрелял батареи на островах Аэгна и Нарген, затем захватил и отправил в Кронштадт финский пароход. На подходе к Ревелю в 13.15 «Спартак» столкнулся с шедшим встречным курсом отрядом английских кораблей. Легкие крейсера Calypso, Caradoc и эсминцы Vendetta и Wakeful немедленно начали преследование отходящего русского корабля. Машины «Спартака» находились в плохом состоянии, но кочегары и механики «выжали» из них все возможное, в результате чего расстояние до противника перестало уменьшаться. На преследовании противник вел редкий огонь, «Спартак» отстреливался из кормовых 102-мм орудий, тем не менее, попаданий не достигла ни одна из сторон. Спустя три четверти часа после начала погони англичане готовы были прервать преследование, и около 14.00 Тэсиджер уже отдал приказ поворачивать на обратный курс, как с крейсера Calypso заметили, что «Спартак» вдруг будто подбросило вверх и он остановился. Оказалось, что эсминец крепко засел на мели, и причиной аварии стал сделанный около получаса назад единственный выстрел из носового орудия, который имел для корабля фатальные последствия. При выстреле носовая четырехдюймовка была направлена под слишком острым углом к корме, и от действия дульных газов были выбиты стекла в ходовой рубке, штурман Н. Струцкий контужен, а карта, по которой прокладывался курс корабля, как и ящик с остальными навигационными картами, уничтожена. На мостике, где выстрел приняли за попадание неприятельского снаряда, возникла паника. Во избежание новых попаданий рулевой изменил курс, приведший «Спартак» на мель Девелси (сейчас Карадимуна — в дословном переводе «дьявольские яйца» — две скалы на глубине 5,4 и 3,4 м). В результате аварии эсминец получил повреждения рулевой машины и обшивки корпуса, лопасти гребных винтов были сломаны. Оценив безнадежность ситуации, в которой оказался корабль, Раскольников приказал открыть кингстоны, но отменил свой приказ после того, как механик эсминца, Нейман, ознакомил комиссара с плачевным состоянием донного оборудования.

В момент аварии английские корабли находились всего в 30 кбт. Вполовину сократив расстояние, они легли в дрейф и спустили шлюпки. Прибывшая на эсминец призовая партия была поражена его запущенным состоянием не меньше, чем неопрятностью и расхлябанностью самих «красных военморов». Еще большее удивление англичан вызвал стихийный митинг, который возник по вопросу запуска помп для осушения пробитого корпуса. Вопрос решался чуть ли не голосованием. Тем не менее, собрание постановило дать пар к помпам. Затем экипаж «Спартака» был перевезен на английские корабли. Вечером того же дня эсминец Vendetta стащил «Спартака» с мели и привел на буксире в Ревель.

Тем же вечером эстонские власти устроили роскошный банкет для победителей. Обилие блюд и напитков удивило далее видавших виды англичан, тем более, что всем было известно о недостатке продовольствия в Ревеле. Попойка продолжалась до поздней ночи, когда британским морякам пришла пора отправляться на свои корабли. По прибытии на борт крейсера Calypso коммодор Тэсиджер приказал доставить ему все бумаги, захваченные на «Спартаке», из которых он и узнал, что неподалеку от острова Гогланд должен находиться крейсер «Олег». Немедленно был отдан приказ выйти в море крейсеру Caradoc и эсминцу Wakeful, а остальным кораблям отряда готовиться к скорому выходу.

Около 2.00 ночи 27 декабря отряд кораблей Тэсиджера следовал к Гогланду, когда был замечен затемненный силуэт корабля, прошедшего мимо встречным курсом. Сигнальщики крейсера Calypso идентифицировали его как однотипный с эсминцем «Спартак», и это действительно был «Автроил», вышедший из Кронштадта на соединение со «Спартаком» после устранения неисправностей вечером 26 декабря. Несмотря на уговоры офицеров, Тэсиджер не захотел ввязываться в ночной бой, опасаясь торпедной атаки русского эсминца, и продолжил путь на восток. Однако не найдя у Гогланда «Олега», который, не дождавшись возвращения «Спартака», поменял место якорной стоянки, а затем и вовсе вернулся в Кронштадт, британский коммодор решил начать охоту на единственный находившийся в западной части Финского залива корабль противника— эсминец «Автроил», разминувшийся в темноте и со своим крейсером, и с британскими кораблями. Прежде всего, Тэсиджер приказал оставленным в Ревеле эсминцам Vendetta и Vortigern выйти на патрулирование входа в Финский залив, сам же, растянув свои три корабля в линию дозора (Caradoc шел на северном фланге, флагманский Calypso — на южном, эсминец Wakeful — в центре), начал поиск, двигаясь на запад. Таким образом, «Автроил» оказался в мешке, и предстоящая встреча с превосходящими силами противника оставалась лишь вопросом времени.

И время пришло, когда ранним утром «Автроил» встретил эсминцы Vendetta и Vortigern. Руководствуясь указаниями митингующей команды, командир эсминца Николаев, приказав дать максимальный ход, начал отход к Кронштадту вдоль южного побережья залива. Британские эсминцы, игравшие в этой охоте роль загонщиков, во время преследования особой прыти не проявили, поэтому русскому эсминцу без труда удалось оторваться от противника. Но около 12.25 к югу от острова Мохни (Экхольм) впереди по курсу был замечен крейсер Calypso, тогда «Автроил» отвернул к северу, однако и там были корабли противника. «Автроил» оказался зажатым между пятью британскими кораблями, и после непродолжительной перестрелки выбросил белый флаг. Нужно сказать, что во время преследования и недолгого огневого контакта британцы, очевидно, предвкушая скорую сдачу советского корабля, не ставили перед собой задачу нанесения ему серьезных повреждений, поэтому и сделали по нему всего несколько выстрелов. Тем не менее, один из первых английских снарядов около 12.48 сбил на эсминце стеньгу с радиоантенной, в результате чего «Автроил» лишился радиосвязи.

Как и при сдаче «Спартака», на «Автроил» прибыла призовая партия, а экипаж эсминца вскоре был переправлен на британские корабли. Следует отметить крайнюю бесцеремонность «просвещенных мореплавателей» в их отношении к сдавшемуся противнику. Британские моряки при обыске помещений обоих эсминцев забирали все, что им приглянулось, включая личные вещи офицеров — одежду, постельное белье, письменные принадлежности и т. д. В офицерских каютах срывались люстры, выносилась мебель, пианино из кают-компании «Автроила» вскоре оказалось на одном из британских крейсеров. Призовая команда крейсера Caradoc, например, позднее продавала добытые «трофеи» за бесценок. Выказавшим недовольство грабежом экипажам эсминцев жестко давали понять, что их мнение никого не интересует. Самим же британцам эти события запомнились как «два боя с банкетом в перерыве между ними».

Оба эсминца англичане передали Эстонии. В плен попали, по разным данным, от 244 до 251 человека, из них от 14 до 18 офицеров. Последним было предложено перейти на службу в эстонском флот. Командиры эсминцев, Павлинов и Николаев, согласились, но командирами кораблей не стали. Всего на эстонскую службу было зачислено около 30 человек. Раскольников после опознания был отделен от остальных пленных и доставлен на борт флагманского крейсера Calypso. Позднее, при возвращении Calypso в метрополию, члена РВС Балтфлота вместе с комиссаром «Автроила» матросом Нынюком перевезли в Англию, и в мае 1919 года через датский Красный Крест обоих комиссаров обменяли на 17 (19) английских офицеров, находившихся в плену у красных. Британцы фактически спасли их от расстрела, что и произошло с оставленным в Эстонии комиссаром «Спартака» Павловым. Из остальных пленных в ходе разного рода самосудов и «трибуналов» эстонцами были расстреляны 27 человек (по советским данным, 36 человек). В 1919-1920 годах из плена в Россию вернулись только 94 человека.

Крейсер Calypso действовал в эстонских водах до начала января 1919 года (4 января отряд Тэсиджера поддерживал начавшееся наступление эстонских войск, белой армии генерала Юденича и отрядов иностранных добровольцев, обстреливая позиции 7-й армии красных под Нарвой), когда адмиралом Синклером был получен приказ возвращаться в метрополию. Корабли коммодора Тэсиджера присоединились к отряду адмирала в Либаве для совместного следования, но на выходе из порта крейсер Calypso задел днищем затонувшее на небольшой глубине судно и повредил обшивку. Адмирал Александер-Синклер со своими кораблями ушел в Копенгаген, оставив отряд Тэсиджера для сопровождения поврежденного флагманского корабля. Тем не менее, 6 января британское соединение в полном составе находилось в Копенгагене, куда вскоре прибыла эскадра нового командующего британскими морскими силами на Балтике контр-адмирала У. Коуэна.

По возвращении в отечественные воды крейсер Calypso прошел ремонт и в марте получил назначение в 3-ю эскадру легких крейсеров Средиземноморского флота, оказавшись в апреле в составе британских сил на Черном море. Крейсер сразу же включился в действия против наступающих частей Красной армии и 28 апреля участвовал в эвакуации Севастополя. Белые удержались только на Керченском полуострове Крыма, где в мае наступление красных и было остановлено при активной поддержке кораблей британского флота. Коммодор Тэсиджер на крейсере Calypso возглавлял группу кораблей (эсминцы Tobago и французский Commandant Bory, три монитора), действовавших с 12 мая на левом приморском фланге красных из Арабатской бухты Азовского моря. В июне Calypso с эсминцами Sportive и Spear поддерживал наступление белых, обстреляв 7 июня Геническ (огонь корректировался с гидросамолета), а 9-го — позиции красных в Арабатской бухте. Затем крейсер перешел в Черное море и 18 июня совместно с линкором Marlborough, крейсером Caradoc, и гидроавиатранспортом Engadine оказывал активную огневую поддержку наступлению белых под Феодосией.

В дальнейшем Calypso принимал эпизодическое участие в событиях в Черном море и в турецких водах. За время службы в средиземноморской эскадре крейсеров, продолжавшейся до вывода в резерв в 1932 году, крейсер прошел несколько ремонтов (в августе 1922, январе 1925, августе 1927 годов), после которых неизменно возвращался в состав 3-й эскадры.

Приближение войны стало причиной вывода крейсера из резерва, после чего он получил назначение в 7-ю эскадру крейсеров Флота метрополии, а в начале сентября 1939 года вместе с другими крейсерами эскадры вошел в состав Северного патруля. В ходе напряженной патрульной службы Calypso отличился дважды, захватив немецкие суда (Minden и Konsul Hendrik Fisser 24 сентября и 22 ноября, соответственно), пытавшиеся прорваться в германские порты. Во время рейда германских линейных крейсеров Scharnhorst и Gneisenau крейсер совместно с крейсером Ceres и вспомогательным крейсером Rawalpindi патрулировал северный район — пролив между Фарерскими островами и Исландией. После потопления рейдерами Rawalpindi северная группа Патруля была усилена тяжелыми крейсерами Norfolk и Suffolk.

В начале лета 1940 года Calypso вместе с крейсером Caledon был переведен в Средиземное море, где положение британского флота значительно ухудшилось в связи с вступлением в войну Италии. Однако возвращение в средиземноморские воды, в которых крейсер провел большую часть своей активной службы, стало для него роковым. Calypso был потоплен в первом же боевом походе флота адмирала Э. Каннингхэма. Это случилось в 2.00 12 июня у южного побережья Крита. Крейсер был торпедирован итальянской подводной лодкой Alpino Bagnolini. Командир лодки, капитан Тосони-Питтони (Tosoni-Pittoni), действовал мастерски, поскольку походный ордер британских крейсеров плотно прикрывался эсминцами. Крейсер Calypso продержался на плаву еще полтора часа, затонув в 3.30 в точке с координатами 33°45'с.ш. 24°32'в.д. и став первым кораблем Средиземноморского флота, потопленным противником во Второй мировой войне. Вместе с кораблем погибли офицер и 38 матросов.