HMS Cassandra

 

Последняя единица пятой серии была заложена на верфи концерна Vickers 17 марта 1916 года (строительный номер 486). 25 ноября крейсер Cassandra сошел со стапеля, став вторым с 1805 года кораблем Королевского флота, получившим имя мифической жрицы-прорицательницы Кассандры, дочери троянского царя Приама.

В июне 1917 года он вошел в строй и был направлен в 6-ю эскадру легких крейсеров Гранд Флита. Первым командиром крейсера стал кэптен Э.Кеннеди (Captain E.C.Kennedy).

Вместе с крейсером Caradoc 15 августа того же года в результате навигационной ошибки Cassandra выскочил на берег острова Фэйр (Fair Isle), а затем был отбуксирован в Лервик для ремонта. Повреждения крейсера Cassandra оказались более серьезными, чем на Caradoc, поэтому, в отличие от последнего, ему не довелось участвовать в бою в Гельголандской бухте 17 ноября 1917 года. По окончании ремонтных работ Cassandra вновь вернулся в 6-ю эскадру, в составе которой служил до конца войны и 21 ноября 1918 года сопровождал флот капитулировавшей Германии на интернирование в Ферт-оф-Форт.

Буквально несколько дней спустя 6-я эскадра была направлена в балтийские воды для оказания поддержки молодым государствам Прибалтики. Прибыв 28 ноября в Копенгаген, командующий британскими силами на Балтике контр-адмирал Э.Александер-Синклер был проинформирован о сложившемся тяжелом положении в Эстонии, причем британский посол в Дании потребовал скорейшего отбытия эскадры к Нарве, в которой после занятия ее частями Красной армии была провозглашена Эстляндская трудовая коммуна. Произведя заправку своих крейсеров и эсминцев и оставив остальные корабли соединения в Копенгагене, адмирал немедленно направился в Финский залив.

Однако такая поспешность вскоре была наказана. Разведка минной обстановки в восточной части Балтийского моря, где в ходе войны как русскими, так и немцами предпринимались обширные минные постановки, адмиралом произведена не была. В ночь с 4 на 5 декабря, около полуночи, в районе острова Даго в условиях туманной погоды шедший вторым в строю крейсеров эскадры Cassandra подорвался на мине выставленного немцами заграждения (по советским данным, это была русская мина). Агония корабля продолжалась не более 20 минут, при этом большого количества жертв в его экипаже удалось избежать благодаря блестящему маневру командира эсминца Vendetta коммандера Рэмси (Commander Ramsey), в крайне неблагоприятных погодных условиях сумевшего подойти на своем эсминце к борту тонущего крейсера. Спасением экипажа крейсера Cassandra занимались и другие корабли отряда. Общими усилиями удалось спасти 440 членов экипажа крейсера Cassandra, погибли 17 человек.

Третьим кораблем британского флота, носившим название Cassandra, стал построенный на шотландской частной верфи Yarrow & Co., Ltd в Скотстоун, Глазго (Scotstoun, Glasgow) эсминец типа Са (D10), который вступил в строй в июле 1944 года. Спустя полгода, в декабре 1944 года, эсминец был торпедирован подводной лодкой U.365. В результате торпедного взрыва корабль потерял около девяти метров носовой оконечности, ремонт продлился до июня 1945 года. Служба эсминца Cassandra продолжалась до 1967 года, когда он был отправлен на слом.