HMS Coventry

(I.43)

 

Легкий крейсер являлся вторым из отложенных постройкой крейсеров пятой серии (первоначально должен был называться Corsair) и строился на верфи кораблестроительной компании Swan Hunter в Уоллсенде. Будучи заложен 4 августа 1916 года, он сошел на воду одиннадцать месяцев спустя, 6 июля 1917 года, став четвертым с 1658 года кораблем британского флота, носившим имя города Ковентри (Центральная Англия). Спустя еще почти полгода, в декабре 1917 года, крейсер был закончен постройкой и в феврале 1918 года определен в 5-ю эскадру легких крейсеров Гарвичских сил, в составе которой прослужил до конца войны. В декабре 1918 года Coventry временно направлялся на Балтику, по возвращении — вновь в составе 5-й эскадры.

В мае 1919 года крейсер прошел доковый контроль и был зачислен в состав Атлантического флота в качестве флагманского корабля 1-й эскадры легких крейсеров. В следующем году крейсер Coventry поступил в распоряжение военно-морской межсоюзнической комиссии стран Антанты по контролю за разоружением Германии (Naval Inter-Allied Disarmament Comission), став ее штабным кораблем. Во время выполнения кораблем этих функций ему часто приходилось посещать порты капитулировавшей державы: в ходе этих визитов члены комиссии следили за выполнением решений союзников по разрушению военной инфраструктуры Германии. На местах этим занимались состоявшие из флотских и армейских чинов подкомиссии. Например, на острове Гельголанд председателем подкомиссии с литерой «С», контролировавшей работы по сносу укреплений Гельголанда, являлся знаменитый в будущем адмирал, командующий Средиземноморским флотом, а тогда только кэптен Э.Каннингхэм. В том же 1920 году крейсер прошел короткий плановый ремонт, по окончании которого Coventry зачислили во 2-ю эскадру легких крейсеров. Числясь в составе 2-й эскадры, крейсер до 1924 года являлся флагманским кораблем командующего минными флотилиями Атлантического флота (Rear-Admiral D). Во время ежегодных весенних совместных маневров Атлантического и Средиземноморского флотов в марте 1923 года во время стоянки в главной базе Средиземноморского флота на Мальте на борту крейсера Coventry произошел взрыв торпеды. При этом повреждения, полученные кораблем, оказались незначительными, но при взрыве погибли два члена экипажа крейсера. В конце 1924 года флагманским кораблем (D-Destroyer) Атлантического флота был назначен находившийся в ремонте легкий крейсер Centaur, a Coventry перевели на Средиземное море, где в течение последующих четырех лет крейсер выполнял те же функции флагманского корабля командующего минными флотилиями Средиземноморского флота. С 26 июля по 24 августа 1928 года Средиземноморский флот в составе шести линкоров, авианосца Eagle, семи крейсеров (1-я крейсерская эскадра — четыре легких крейсера типа D, 3-я эскадра — три легких крейсера типа С), 1-й и 2-й флотилий эсминцев во главе с флагманским крейсером Coventry, флотилии подводных лодок и нескольких вспомогательных судов находился в летнем практическом плавании по Восточному Средиземноморью. Особенное внимание в этом году уделялось посещению портов давнего союзника Великобритании — Греции. Отдельные соединения и корабли флота нанесли визиты в различные греческие порты, а затем весь флот в течение десяти дней простоял на просторном рейде порта Аргостолион на острове Кефалиния. По окончании плавания крейсер Coventry в качестве флагманского корабля (D) сменил прибывший из метрополии крейсер Cairo, сам же Coventry направился в отечественные воды для ремонта.

Ремонтные работы велись на крейсере около двух лет, в 1928-1930 годах. По их окончании Coventry вновь направили в Средиземное море, опять же в качестве флагманского крейсера минных сил флота. Привычная служба крейсера на средиземноморских водах, заполненная учебными плаваниями, маневрами и представительскими визитами в порты стран Средиземноморья продолжалась шесть лет. Сентябрь 1931 года, ознаменовавшийся выступлениями моряков Атлантического флота против сокращения жалования и денежного довольствия в Инвергордоне и в военно-морских базах в Портсмуте, Плимуте и Четеме, на Средиземном море прошел спокойно, возможно, потому, что корабли флота в момент выхода приказа были рассредоточены.

Одним из наиболее значительных событий за этот период стало, пожалуй, назначение в январе 1934 года командующим флотилиями эсминцев Средиземноморского флота контр-адмирала Э. Каннингхэма. Адмирал принял дела у своего предшественника, контрадмирала Ф. Роуза, в первые дни января, вслед за чем поднял свой флаг на крейсере Coventry. Во время совместных учений Атлантического и Средиземноморского флотов в марте 1934 года отличились эсминцы Каннингхэма. В ходе основной фазы маневров, при отработке приемов ведения ночного боя, вскоре после 1.00 14 марта крейсер Coventry и подчиненные ему 1-я, 3-я и 4-я флотилии эсминцев (восемь эсминцев и лидер в каждой) атаковали обнаруженный флот «синих» (Атлантический флот под командованием адмирала У.Д.Бойла). Вспышки прожекторов и осветительных снарядов с эсминцев дали возможность командующему Средиземноморским флотом («красных») адмиралу У. Фишеру правильно сориентироваться, расположить свои линкоры перпендикулярно движению колонны «противника», поставив тем самым «палочку над Т», и, в конечном счете, выиграть учебный бой.

В июне 1935 года крейсер Coventry с адмиралом Каннингхэмом на борту прибыл в метрополию в составе делегации кораблей Средиземноморского флота для участия в военно-морском параде на Спитхэдском рейде в честь юбилея короля Георга V. В параде приняли участие 157 боевых кораблей (в том числе 11 линкоров и 18 крейсеров), не считая пассажирских лайнеров, яхт и вспомогательных судов. Кроме того, впервые в программе морского парада приняли участие сто самолетов палубной авиации.

Конец лета 1935 года ознаменовался серьезным осложнением международной обстановки в Средиземноморье. Фашистская Италия готовилась к нападению на последнюю независимую территорию Африки - Абиссинию (Эфиопию). Великобритания опасалась усиления итальянских позиций в средиземноморском регионе, этом «перекрестке» имперских коммуникаций. Назревала конфликтная ситуация. Однако в Лондоне не верили в способность Средиземноморского флота остановить агрессию, хотя одним простым закрытием Суэцкого канала для прохода итальянских войсковых транспортов можно было отрезать сосредоточенные в Итальянском Сомали и Эритрее войска фашистов от подвоза продовольствия и снабжения. Вместо этого адмирал Фишер получил приказ перевести свой флот с Мальты в Александрию на том основании, что Мальта находилась всего в 60 милях от итальянских аэродромов, и базирующиеся на остров корабли флота при практически отсутствующей противовоздушной обороне могли стать легкой добычей итальянской авиации. С середины сентября в Александрию начали прибывать много численные подкрепления из метрополии и заморских станций, и через месяц здесь сосредоточился мощный и впечатляющий флот. Под началом Каннингхэма находились уже шесть флотилий эсминцев. Однако несмотря на начавшееся 3 октября итальянское вторжение, корабли британского флота так и не получили приказа начать боевые действия против агрессора. Они находились в состоянии боевой готовности до июля 1936 года, хотя боевые действия в Абиссинии закончились в мае победой итальянцев, а от вступления в вооруженный конфликт с Италией в Лондоне отказались и того раньше — еще в марте. Тогда же состоялась и планировавшаяся еще в октябре смена командного состава Средиземноморского флота. Место Каннингхэма занял другой знаменитый в будущем адмирал — Дж. Сомервилл. Крейсер Coventry оставался в средиземноморских водах до сентября, затем ушел в метрополию, и с 1 октября 1936 года был выведен в резерв. Кораблю предстояло переоборудование в крейсер ПВО.