HMS Calcutta

(I.82)

 

Заложен на верфи концерна Vickers 18 октября 1917 года, спущен на воду 9 июля 1918 года, получив название индийского города-порта Калькутты и став, тем самым, пятым британским кораблем, носившим это имя с момента появления его в списках Королевского флота в 1795 году. Легкий крейсер Calcutta был закончен постройкой в августе 1919 года, получив в том же месяце назначение в 8-ю эскадру легких крейсеров Американо-Вест-Индской военно-морской станции в качестве флагманского корабля. Месяц спустя крейсер направился к месту базирования эскадры на Бермудских островах.

В этот период британские военно-морские силы в водах Северной Америки и Вест-Индии состояли из двух легких крейсеров 8-й эскадры (помимо флагманского Calcutta также прибывший вместе с ним крейсер Constance) и пары шлюпов. Как и на большинстве заморских станций, здесь имелись собственные технические средства для ремонта и даже постройки кораблей, хотя и довольно скромные. Так, на Бермуде имелись верфь (Naval Dockyard) и большой плавучий док, в котором могли ремонтироваться и линейные корабли. Частный плавучий док не меньших размеров находился в Сент-Джонсе (Ньюфаундленд), другой, поменьше, в 4000 т, на Тринидаде. «Зона ответственности» морской станции уже тогда являлась весьма обширной — оба побережья Северной Америки и весь Карибский бассейн, а после упразднения в начале 20-х годов Южно-Американской морской станции (South America Naval Station) — еще и вся береговая линия Южной Америки. Ставившиеся перед эскадрой задачи также отличались разнообразием: здесь и выполнение определенных дипломатических миссий в странах Северной, а затем и Южной Америки, «показ флага» в омывающих американский материк водах, поддержание контактов с Королевским Канадским флотом (Royal Canadian Navy) и осуществление полицейских функций в Карибском бассейне. В дальнейшем 8-я крейсерская эскадра всегда считалась одним из лучших крейсерских формирований Королевского флота, поскольку для выполнения разнообразных представительских задач и дипломатической службы требовались образцовые корабли с вышколенными дисциплинированными экипажами.

По традиции, корабли эскадры период летнего плавания проводили в северных широтах, посещая порты Соединенных Штатов и Канады. Череду бесконечных визитов сменял зимний учебный период, когда эскадра возвращалась на Бермуды. Затем наступало время весеннего крейсерства, и корабли направлялись в плавание в Карибских водах. Крейсер Calcutta выполнял флагманские функции до июля 1921 года (в июне прошел переосвидетельствование в метрополии), когда в состав эскадры прибыл крейсер Raleigh (крейсер с 7,5-дюймовой артиллерией типа Hawkins), на который командующий Вест-Индской станцией вице-адмирал У.К. Пэкенхэм (C-in-C West-Indies Vice-Admiral William Christopher Pakenham) перенес свой флаг. Однако год спустя, после гибели крейсера Raleigh 8 августа 1922 года на камнях Лабрадора, на мачте крейсера Calcutta снова взвился адмиральский флаг, но уже нового командующего 8-й эскадры, преемника Пэкенхэма, которому эта катастрофа стоила должности.

В 1922 году состав Вест-Индской эскадры был расширен: в нее влились два однотипных с Calcutta крейсера — Curlew и Capetown. В сентябре 1923 и апреле 1926 года Calcutta ходил в метрополию для переосвидетельствования и переукомплектования новым экипажем. В последнем случае крейсер прошел доковый контроль в Портсмуте, после чего в мае в должность командира корабля вступил кэптен Э.Каннингхэм, которому пришлось заниматься проблемой укомплектования крейсера новой командой. Он же и привел крейсер Calcutta на Бермуды. Помимо исполнения обязанностей командира крейсера, Каннингхэм также являлся флаг-капитаном и начальником штаба нового флагмана Вест-Индской эскадры вице-адмирала У.Коуэна. Коуэн прибыл на Бермуды в конце июня и, приняв дела у прежнего флагмана, вице-адмирала Дж.Фергюсона, поднял свой флаг на крейсере Calcutta.

Этим летом эскадра вновь предприняла поход в канадские и американские воды, посетив Галифакс и Филадельфию. В плавании участвовал и крейсер Colombo, незадолго перед тем сменивший ушедший на ремонт в метрополию крейсер Constance. По возвращении эскадры на Бермудские острова в конце сентября начался учебный период, который спустя месяц, 22 октября, был прерван сильнейшим ураганом, в результате которого все британские корабли получили повреждения, а застигнутый в открытом море одновинтовой шлюп Valerian был опрокинут огромной волной. На следующий день крейсера вышли в море для поиска спасшихся при гибели шлюпа. Уцелевших удалось найти крейсеру Calcutta, поднявшему из воды только 29 моряков из насчитывавшего более 90 человек экипажа погибшего корабля.

Весеннее крейсерство 1927 года, как обычно, проходило в Карибских водах и у берегов Южной Америки. Особенно продолжительной была стоянка на острове Тринидад.

Крейсера Вест-Индской эскадры давно нуждались в основательном ремонте, да и на флагманском крейсере Calcutta было довольно тесно при имевшемся по штатному расписанию экипаже в 400 моряков и размещавшемся на его борту адмиральском штабе командующего станцией. Осенью стало известно о принятом в Адмиралтействе решении о постепенной замене крейсеров типа С на заморских станциях чуть более новыми и более крупными крейсерами типа D. Правда, свободных кораблей этого типа было совсем немного, и крейсер Curlew в составе 8-й эскадры сменил пришедший из метрополии крейсер Cairo. A 10 ноября был получен приказ прибыть на ремонт в метрополию и крейсеру Calcutta. Каннингхэм привел свой корабль в Англию 4 декабря, вслед за чем Calcutta был направлен на Королевскую верфь в Чегеме, а экипаж крейсера почти в полном составе перешел на новый флагманский корабль Вест-Индской эскадры — легкий крейсер Despatch.

Последовавший ремонт в Четеме длился более года, затем Calcutta находился некоторое время в резерве, пока 18 сентября 1929 года не получил, наконец, назначение в 6-ю крейсерскую эскадру Южно-Африканской морской станции, заменив в качестве флагманского корабля зачисленный в резерв легкий крейсер Birmingham. Однако служба в Южной Атлантике оказалась недолгой, и в 1931 году Calcutta вновь оказался в составе резерва. Последующие семь лет, если не считать кратковременных вводов в строй в связи с пробными мобилизациями и редкими рейсами в качестве транспортного корабля, прошли, практически, на приколе. И только в 1938 году крейсер Calcutta был направлен на верфь в Четеме для переоборудования в крейсер ПВО.