HMS Capetown

(I.88)

 

Крейсер, первый и единственный в Королевском флоте носивший название южно-африканского города-порта Кейптаун, расположенного на мысе Доброй Надежды, как и однотипный с ним крейсер Cairo, строился на частной верфи компании Cammell Laird, был заложен последним из кораблей серии, 23 февраля 1918 года, и сошел на воду 18 июня 1919 года. Вскоре после спуска корабль отбуксировали на Королевскую верфь в Пемброке, где и приступили к его неспешной достройке. Это, вероятно, и обусловило столь позднее вступление крейсера в строй - три с лишним года спустя после окончания Великой войны, в апреле 1922 года. Получив в том же месяце назначение в 8-ю эскадру легких крейсеров Американо-Вест-Индской морской станции, крейсер Capetown направился к месту службы на Бермудские острова.

В составе Вест-Индской эскадры крейсер находился следующие семь лет, затем в 1929 году был выведен в резерв. 17 июля 1934 года Capetown получил назначение в 5-ю эскадру крейсеров Китайской морской станции, где прослужил до очередного вывода в резерв в августе 1938 года, пройдя за это время пару переосвидетельствований. Намечавшаяся перестройка корабля в крейсер ПВО так и не состоялась. Незадолго до начала Второй мировой войны Capetown был вновь введен в строй и в сентябре 1939 года направлен в распоряжение командующего морскими силами в Северной Атлантике контр-адмирала Н.Вудхауза (C-in-C North Atlantic Rear-Admiral N.Woodhouse — в ноябре 1939 года сменен адмиралом Д. Нортом — D. North). Штаб Северно-Атлантического командования находился в Гибралтаре, а вновь сформированная 11-я крейсерская эскадра состояла из легких крейсеров Capetown и Colombo. Кроме них на Гибралтар базировались девять эсминцев 13-й флотилии и небольшое число тральщиков.

В следующем, 1940 году, Capetown переводят в Восточное Средиземноморье, в Александрию, в состав Средиземноморского флота адмирала Э.Каннингхэма. Крейсер зачислили в 3-ю крейсерскую эскадру, состоявшую из старых крейсеров. В июне крейсера эскадры Caledon и Capetown вместе с эсминцами Garland, Nubian, Mohawk и Vampire занимались проводкой британских конвоев из Дарданелл и портов Греции в Порт-Саид. Несмотря на серьезную подводную опасность в Эгейском море, где были развернуты итальянские подводные лодки Jalea, Zaffiro и Ametista, ни одно британское судно не было потеряно. 6 июля крейсер Capetown совместно с четырьмя эсминцами обстреливал итальянский порт Бардию в Ливии. С 21 июля крейсера Capetown, Liverpool и также четыре эсминца эскортировали шесть транспортных судов конвоя AN.2, следовавших из Александрии и Порт-Саида в порты Эгейского моря. На обратном пути 27-29 июля конвой подвергался неоднократным атакам итальянской авиации, но британские корабли отделались лишь незначительными повреждениями от близких разрывов, да в крейсер Liverpool попала бомба, которая, к счастью, не взорвалась.

В начале 1941 года крейсер Capetown перевели в Индийский океан, где англичане накапливали силы перед началом наступления против Итальянского Сомали. 10 февраля командующий британскими военно-морскими силами в Ост-Индии вице-адмирал Литэм сформировал Соединение Т, в задачи которого входили поддержка британского наступления на итальянский порт Кисимайо и блокада порта с моря. В состав соединения вошел и крейсер Capetown. Кисимайо был взят 14 февраля, а корабли Соединения Т задействованы в следующей операции по блокаде главного порта Итальянского Сомали — Могадишо.

Утром 22 февраля бортовым гидросамолетом легкого крейсера Glasgow был обнаружен действовавший с начала месяца в Индийском океане германский «карманный» линкор (тяжелый крейсер) Admiral Scheer. Получив радиограмму с Glasgow, вице-адмирал Литэм направил на помощь крейсеру все наличные силы и, в том числе, пришедший из Момбасы в сопровождении крейсеров Shropshire и Capetown авианосец Hermes. Однако в тот же день контакт с рейдером был утерян, и немцам удалось оторваться от преследования. Поиски рейдера продолжались до 24 февраля, когда Литэм приказал своим кораблям вернуться к выполнению прежних задач.

Крейсер Capetown и в дальнейшем принимал участие в операциях против итальянских колониальных владений в Красном море и Индийском океане. В финальной фазе боевых действий против военно-морской базы противника в Массауа он вместе с другими кораблями соединения обстреливал с моря позиции и береговые батареи итальянцев, поддерживая начавшееся 4 апреля наступление британских войск. Но ранним утром 6 апреля из гавани Массауа незаметно вышел один из немногочисленных уцелевших итальянских торпедных катеров — MAS 213 (командир — младший лейтенант Валенца — Sub-Lt Valenza). Приблизившись к британским кораблям группы огневой поддержки, устаревший катер устремился в торпедную атаку. Англичане слишком поздно обнаружили возникшую опасность, очевидно, поэтому поспешно открытый ими огонь был неточен. С дистанции 300 метров итальянские моряки выпустили по легкому крейсеру Capetown две торпеды. Старому крейсеру повезло, что в цель попала только одна из них. Тем не менее, пришедшему на помощь крейсеру шлюпу Королевского Австралийского флота Parramatta с большим трудом удалось отбуксировать торпедированный корабль в Порт-Судан для ремонта. Массауа был взят 8 апреля. Ремонт в доках Порт-Судана продолжался до июля 1942 года. Военные действия в Восточной Африке к тому времени закончились, и крейсер Capetown был направлен в состав Восточного флота. Более года он нес конвойную службу в Индийском океане, а в начале 1944 года вернулся в отечественные воды. В июне Capetown вместе с крейсерами Ceres и Despatch в составе эскортных сил участвовал в операции Neptune, высадке союзников в Нормандии. Однако на этом боевая служба старого крейсера и закончилась. До конца войны он использовался в качестве плавучей казармы, а 5 апреля 1946 года передан в распоряжение BISCO. 2 июня 1946 года крейсер Capetown прибыл на верфь Preston Yard кампании T.W. Ward & Со для разделки на металл.