HMS Colombo

(I.89)

 

Этот легкий крейсер — единственный корабль Королевского флота, носивший название города-порта и главной военно-морской базы британской Ост-Индской станции на острове Цейлон. Как и крейсер Carlisle, Colombo строился на шотландской верфи компании Fair-field в Говэне, Глазго: был заложен 8 декабря 1917 года, спущен на воду год спустя, 18 декабря 1918 года, и закончен постройкой через полгода после спуска — 18 июня 1919 года. Получив при вступлении в строй тактический номер 1.89 (с 1940 года — D.89), крейсер в июле был зачислен в 5-ю эскадру легких крейсеров из состава Китайской станции.

Служба в базировавшейся на Гонконг 5-й эскадре продолжалась до начала 1922 года. Затем крейсер Colombo прошел освидетельствование и, получив 15 марта назначение в 4-ю эскадру легких крейсеров Ост-Индской морской станции, отбыл к месту новой службы — в Коломбо на Цейлоне. Четыре года спустя, в 1926 году, он вернулся в метрополию для планового ремонта, вслед за чем был направлен в 8-ю крейсерскую эскадру Американо-Вест-Индской станции, в составе которой находился до конца 1929 года, когда Colombo вернули в метрополию для капитального ремонта. Ремонтные работы на корабле начались в январе 1930 года и продолжались около года. По их окончании в 1931 году крейсер до лета 1932 года нес службу в Средиземном море, после чего вновь был отправлен на Цейлон в состав Ост-Индской крейсерской эскадры для замены уходившего на ремонт в метрополию крейсера Emerald. Во время абиссинского кризиса Colombo вместе с флагманским кораблем Цейлонской эскадры тяжелым крейсером Norfolk и успевшим вернуться в индийские воды после ремонта крейсером Emerald в сентябре 1935 года был переведен в Средиземное море и до отмены боевой готовности флота в июле 1936 года базировался в составе соединения на Хайфу. В этом месяце Colombo не вернулся вместе с другими кораблями эскадры в Индийский океан, а был отозван в метрополию и выведен в резерв, в составе которого находился до 1939 года.

К началу войны Colombo вместе с крейсером Capetown вошел в состав базировавшейся на Гибралтар 11-й крейсерской эскадры, но вскоре был переведен в отечественные воды и совместно с крейсерами Caledon и Cardiff принимал участие в патрулировании обширных районов Северной Атлантики в составе Северного патруля. Крейсер преуспел в охоте на пытавшиеся прорваться сквозь британскую блокаду в порты Германии немецкие суда, захватив 17 ноября 1939 года в Датском проливе пароход Herming Oldendorf (3986 брт).

В 1940 году Colombo вновь оказался в Индийском океане и участвовал в Восточно-Африканской кампании, патрулируя побережье и оказывая огневую поддержку британским войскам. 2 февраля 1941 года он вместе с крейсерами Shropshire и Ceres блокировал с моря порт Кисимайо в Итальянском Сомали.

По окончании военных действий в Восточной Африке крейсер принимал участие в операциях против занятого войсками вишистского правительства Франции острова Мадагаскар. В первых числах ноября 1941 года Colombo вместе с тяжелым крейсером Devonshire и вспомогательными крейсерами Carnarvon Castle и Carthage захватил следовавший из Мадагаскара французский конвой. В его составе находились транспорты Bangkok (8056 брт) и Commandant Dorise (5595 брт), а также три пассажирских парохода - Compiegne (9986 т), Cap Touraine (8009 т) и Cap Padaran (8009 т). Захват конвоя произошел без единого выстрела, а единственному кораблю эскорта, французскому шлюпу D'Iberville, англичане позволили беспрепятственно удалиться.

В 1942 году крейсер Colombo вошел в состав Восточного флота и некоторое время нес конвойную службу в Индийском океане, затем вернулся в метрополию, где в июне 1942 года на корабле начались работы по переоборудованию его в крейсер ПВО.