Приложение № 2 : Эскадренные броненосцы "Ретвизан" и "Цесаревич"

 (Из архива В.П. Костенко)

 

Серия броненосцев типа «Пересвет» строилась по основной программе судостроения 1895 года, по которой было намечено к постройке 5 броненосцев. Последние 2 корабля этой программы резко отлича­лись от «Пересвета» и принадлежали к двум совер­шенно различным типам, хотя с одинаковым артил­лерийским вооружении и приблизительно одним тоннажем. Они были одновременно заказаны двум заграничным заводам в 1898 году после дополнитель­ного чрезвычайного ассигнования на судостроение и явились яркими выразителями двух противополож­ных тенденций в морской технике и тактике конца XIX века. В основе этих различий лежало разное по­нимание обстановки морского боя.

Русское Морское министерство, давая за гра­ницу заказ на 2 броненосца лучшим заводам Франции и Соединенных Штатов, стремилось получить два противоположных технических решения одной и той же тактической задачи: получить образцовый бое­вой корабль для эскадренного боя, чтобы сделать затем выбор проекта при постройке серии в 5 бро­неносцев по программе 1 898 года, которые решили строить уже в России на Петербургских заводах. Эти два корабля при одинаковом тоннаже, артиллерии и скорости хода имели совершенно различную конст­рукцию корпуса, систему бронирования, расположе­ние артиллерии, мореходные качества, высоту народ­ного борта и внешний вид.

 

Проект «Цесаревича»

 

Совершенно иным типом корабля по конструк­ции и расположению артиллерии был броненосец «Цесаревич», являющийся воплощением идей французского корабельного инженера Эмиля Бертэна. Во многих отношениях он явился выразителем новых принципов военного кораблестроения в вопросах броневой зашиты от артиллерийских снарядов и тор­педных взрывов, а также в вопросах живучести и не­потопляемости.

Техника дальнейшего развития типа боевого корабля усвоила и усовершенствовала новые прин­ципы, заложенные в проекте «Цесаревича», приме­нив их к кораблям, созданным после русско-японс­кой войны на базе полученного боевого опыта. Та­ким образом «Цесаревич» оказался родоначальни­ком нескольких последующих поколений броненос­цев и многие его черты, усвоенные последующими кораблями, можно проследить вплоть до эпохи лин­коров, вступивших в современную, мировую войну.

Проект был разработан главным инженером фирмы "Forges et Chantiers de la Mediterranee" в Ту­лоне инженером М. Lagane. Основные конструктив­ные особенности «Цесаревича» являются продуктом постепенного развития французского типа броне­носцев начиная с «Jaureguiberry» (1893) и кончая классом «Republigue» и «Democratic» (1904). «Republigue» проектировался инженером Бертэном одновременно с «Цесаревичем», но был закончен по­стройкой несколько позже.

Типичными чертами «Цесаревича», отличав­шими его не только от «Ретвизана», но и от всех пред­шествующих серий русских броненосцев («Петропав­ловск», «Пересвет») были следующие характерные конструктивные особенности:

а) Расположение палуб: 4 надводных палубы, в том числе 2 броневых на всем протяжении кораб­ля, а именно: нижняя броневая палуба — 40 мм, ба­тарейная или главная — 50 мм, верхняя — 7 мм и спардек от форштевня до кормовой 1 2-дм. башни. Высота надводного борта при форштевне на полубаке — 7,8 м (26 фут.).

б) Мореходность. Высокий надводный борт и завал наружной обшивки выше броневого пояса обеспечивал высокую мореходность в свежие оке­анские погоды.

в) Бронирование. По ватерлинии от пояса до кормы имелись 2 непрерывных броневых пояса. Нижний главный пояс имел верхнюю кромку выше ватерлинии на 500 мм. Нижний шельф под ватерли­нией на 1 500 мм.

Толщина броневых плит при верхней кромке: между 12-дм. башнями равнялась 250 мм, при ниж­ней кромке 1 70 м, в нос и в корму от 12-дм. башен от 230 до 1 70 мм. Верхний пояс имел 200 мм, в нос от 12-дм. башен убывал до 120 мм, в корму от 12-дм. башни до 130 мм.

Общая высота поясной брони: при миделе — 3,67 м, в носу — 4,4 м, в корме — 4,0 м.

2 броневые палубы: главная накрывала борто­вую броню, по всей длине корабля, толщиной 50 мм; нижняя — на 300 мм выше ватерлинии состояла из 2 слоев по 20 мм (всего 40 мм).

Противоминная броневая переборка на дли­не 88,8 м в расстоянии около 2 м от борта, из 2 сло­ев по 20 мм, (всего 40 мм) притыкается нормально к наружной обшивке по скуле и заменяет 5-й стрин­гер; соединяется по радиусу 2 м с нижней броневой палубой.

Башни 12-дм. орудий: вращающаяся часть — 254 мм, рубашка под броней —30 мм, поданные тру­бы — 229 мм, рубашка — 30 мм, крыши из 3 слоев обшей толщины 60 мм.

Боевая рубка эллиптической формы (размеры внутри рубки 3,85x3,25 м): вертикальная броня — 251 мм, крыша — 45 мм, труба зашиты проводов — 1 27 мм

Полный вес крупповской цементированной брони, броневых палуб, противоминной переборки, деревянной подкладки и броневых бортов -— 4325 т или 33% от нормального водоизмещения.

г) Расположение артиллерии: 4 12-дм. орудия в парных башенных установках на полубаке и юте.

Оси орудий 12-дм. носовой башни — 9,6 м над ва­терлинией.

12 6-дм. орудий в 6 двухорудийных башнях, из них на спардеке 4 башни: 2 башни позади носовой 12-дм башни и 2 впереди кормовой 12-дм., с обстре­лом по носу и по корме, в пределах дуги 135°.

На верхней палубе при миделе между кочегар­ками 2 башни, каждая с обстрелом по носу и по корме по дуге в 180°.

16 75-мм орудия размешены: 8 орудий в цен­тральной батарее на главной палубе, 2 орудия в кор­ме на главной палубе, 2 — в носу на верхней палубе, 2 —на носовом мостике, 2 — на кормовом мостике.

Огонь прямо по носу и по корме: 2 12-дм., 8 6-дм., 4 75-мм.

Огонь прямо по траверзу: 4 12-дм., 6 6-дм. и 8 75-мм.

д) Схема непотопляемости, «Цесаревич» по си­стеме, введенной Бертэном, был первым кораблем, который получил по ватерлинии высокий броневой пояс от носа до кормы из 2 рядов плит, возвышаю­щийся над уровнем воды на 2,1 7 м, и 2 непрерывных броневых палубы.

Верхняя броневая накрывала поясную броню, а нижняя спускалась к нижней кромке пояса на 2,5 м под грузовую ватерлинию. Броневой пояс 2 бортов и 2 связанные с ним броневые палубы образо­вывал на уровне ватерлинии замкнутый со всех сто­рон броневой ящик, или своего рода понтон, разде­ленный на большое число отделений продольными и поперечными переборками. Этот бронированный клетчатый слой на уровне ватерлинии должен был обеспечивать боевую остойчивость и плавучесть броненосца при всех артиллерийских повреждениях, а также надежно прикрывать все жизненные помещения ниже ватерлинии от проникновения как целых снарядов, так и осколков при разрыве между броне­выми палубами.

Все главные поперечные переборки были до­ведены до нижней броневой палубы, прочно связа­ны с ней и не имели никаких дверей. С нижней бро­невой палубы в трюмы не было ни сходных шахт, ни горловин. Все шахты, элеваторы и угольные погру­зочные рукава и вентиляционные каналы были вы­ведены или на батарейную палубу, или еще выше на верхнюю. Чтобы с нижней палубы спуститься вниз в кубрики или в трюмы, предварительно надо было под­няться на батарейную палубу и оттуда спускаться вниз по вертикальной непроницаемой шахте.

По нижней броневой палубе, изолированной от трюмов, были устроены в поперечных переборках водонепроницаемые двери на задрайках (вбли­зи диаметральной плоскости). При таком располо­жении дверей они не представляли угрозы для непо­топляемости, обеспечивая в то же время крайне важ­ное сообщение вдоль корабля, между 2 броневыми палубами, сплошь защищенное броней от разрывов фугасных снарядов и осколков.

По боевому расписанию и по водяной тревоге двери должны были держаться задраенными.

е) Принцип автономности отсеков. Помеще­ния над нижней броневой палубой в пределах бор­та, защищенного противоминной переборкой дели­лись главными поперечными переборками на авто­номные отсеки, которые имели все системы и тру­бопроводы, не связанные со смежными отсеками.

Главных отсеков, помимо 2 концевых, было:

1. Отсек носовой 12-дм. башни.

2. Отсек 2 носовых 6-дм. башен.

3. Отсек носового котельного отделения.

4. Отсек 2 средних 6-дм. башен.

5. Отсек кормового котельного отделения.

6. Отсек 2 машинных отделений, разделенных диаметральной переборкой.

7. Отсек 2 кормовых 6-дм. башен.

8. Отсек кормовой 12-дм. башни.

Вне противоминных переборок оставались два концевых отсека: носовой таранный и кормо­вой рулевой. Каждый главный отсек располагал своими независимыми трюмными системами: затопле­нием, осушительной, спускной и перепускной, пожарной и вентиляционной, а также водопроводной и переговорной.

Никакие трубопроводы не резали поперечных переборок ниже броневой палубы и были заключе­ны со всеми разветвлениями труб только в преде­лах своего отсека. Из числа главных отсеков 5 име­ли свои отливные 800-тонные турбины, приводимые в движения электромоторами. Всего турбин было 8. Большие отсеки имели по две турбины. К этим турбинам были подведены перепускные трубы с клинкетами на поперечных переборках из меньших смежных отделений.

Не имели своих отливных турбин 2 концевых отсека и 3 отсека 6-дм. башен (носовых, средних и кормовых). Для осушения небольших количеств воды ил трюмов, бортовых и междудонных отделений име­лось 8 трюмно-пожарных 50-тонных паровых насосов, установленных на кубриках соответственных отсеков. Пожарная магистраль проходила вдоль все­го корабля по нижней палубе под 50-мм броневой батарейной палубой с вертикальными отростками вниз к насосам и наверх к пожарным рожкам в каж­дом отсеке.

На батарейной палубе, борт которой не имел броневой зашиты, имелось 5 поперечных водонеп­роницаемых переборок с дверями, которые задраи­вались по водяной тревоге.

ж) Противоминная зашита. На «Цесаревиче» по примеру французского броненосца «Jaureguiberry» была устроена бортовая броневая переборка из двух слоев листов 20 мм (всего толщиной 40 мм), в расстоянии 2 м от наружной об­шивки. В то время считалось, что такая подводная зашита вполне достаточна для предохранения внут­ренних помещений корабля от действия взрыва 18-дм. торпеды Уайтхеда с зарядом 80-120 кг пиро­ксилина или мины заграждения. Бортовая броневая переборка верхней кромкой переходила по радиу­су в нижнюю палубу и была сделана из самой мягкой судостроительной стали, допускавшей весьма значительные деформации без разрыва в расче­те, что этим будет поглощена энергия газов при взрыве. Недостатком этой конструкции было от­сутствие непосредственной прочной связи между нижней броневой палубой и нижним шельфом главного броневого пояса.

Связь поясной и палубной брони была осуще­ствлена в виде горизонтального стрингера или плат­формы из листов толщиной 16-20 мм и шириной до 2 м, которая служила полом коридора позади бро­ни. Однако при взрыве торпед, мин и снарядов ниже броневого пояса эта платформа, накрывающая На­ружный и внутренний бортовые отсеки, должна была попадать в сферу разрушения, а поэтому вода через пробоину заполняла не только бортовые нижние отсеки, но и верхний корпус позади брони, а также отсек на нижней палубе, если была повреждена ты­ловая переборка коридора.

На кораблях более поздней постройки, броненосцах русской постройки «Суворов», «Орел» и «Слава», а также на 5 французских броненосцах се­рии «Republique» (1902) и на 6 кораблях серии «Danton» (1909) этот недостаток был устранен. Последние французские броненос­цы типа «Danton» строились уже с учетом опыта русско-японс­кой войны.

з) Размещение угольных ям.

Так как к броневой проти­воминной переборке непосред­ственно примыкали с внутрен­ней стороны котельные, машин­ные отделения и бомбовые по­греба, то пришлось отказаться от устройства бортовых угольных ям, чтобы не нарушать целости броневых переборок устрой­ством дверей или горловин, что создало бы опасность затопления котельных отделений при взрыве мины с открытыми горловинами для угольной погрузки.

Во избежание этой опас­ности на «Цесаревиче» при­шлось отказаться от устройства бортовых угольных ям и оста­вить бортовые отсеки не исполь­зованными, а для хранения рас­ходного угля перейти на попе­речные ямы при главных пере­борках котельных отделений. За­пасные ямы были размешены на нижней броневой палубе вдоль коридоров позади брони. Поэто­му размещение угольных ям на «цесаревиче» резко отличалось от предыдущих типов броненос­цев «Петропавловск», «Пере­свет» и «Ретвизан», имевших бортовые ямы. Это расположение представляло значительные неудобства:

а) уголь в бортовых отсеках выполнял роль до­бавочной и достаточно эффективной зашиты при минных взрывах благодаря поглощению энергии га­зов на раздробление и спрессование угля;

б) бортовые отделения остались не использо­ванными для размещения полезных грузов, вслед­ствие чего броненосец терял большой подводный объем, составляющий на 2 борта: 2292 м2, что со­ставляло 13% от нормального водоизмещения кораб­ля. Это привело к большому стеснению в размеще­нии трюмов и резкому сокращению вместимости ям, а следовательно и к уменьшению района плавания.

Нормальный запас угля был принят в 800 т, а полная вместимость всех ям 1370 т, тогда как на одновременно строившемся броненосце «Ретвизан» полный запас угля доходил до 2000 т, а на кораблях типа «Пересвет» даже до 2500 т.

и) Наружный вид.

«Цесаревич» благодаря высокому надводному борту, возвышенным коечным сеткам при фальшбор­те и развитым рострам, 2 этажным носовым и кор­мовым мостикам с рубками, тяжелым мачтам, огром­ным трубам и большому числу башен на спардеке представлял из себя прекрасную мишень для непри­ятельских снарядов.

В этом отношении он имел большое сходство с французскими броненосцами девяностых годов типов «Galouis» и «Suffren».

Преимущества типа «Цесаревич» над типом «Ретвизан»

1) Более развитая броневая зашита ватерлинии по всей длине и хорошее прикрытие оконечностей.

2) Наличие 2 сплошных броневых палуб.

3) Образование по всей длине корабля брони­рованного клетчатого слоя высотой от 2 до 2,9 м над ватерлинией и 1,5 м под ватерлинией.

4) Противоминная бортовая зашита из броне­вых переборок на длине 3/4 корабля.

5) Размещение всей 6-дм. артиллерии в 2 ору­дийных башенных установках, защищенных 6-дм. бро­ней и сильный огонь по диаметральной плоскости.

 

Сравнение броненосцев «Ретвизан» и «Цесаревич»

 

Наименование элементов

«Ретвизан»

«Цесаревич»

Год закладки

1898

1898

Дата спуска

1900

1901

Вступление в строй

1902

1903

Завод-строитель

Cramp (Филадельфия)

Forges et Chantiers (Тулон)

Нормальное проектное водоизмещение

12900 т

13100 т

Скорость хода

18 узл.

18 узл

Мощность механизмов

16 000 л. с.

16 300 л. с.

Запас топлива

1000 т

800 т

Вместимость угольных ям

2000 т

1370 т

Главные размерения в метрах

114,3x22x8,5

118,5x23,2x7,94

Артиллерия

4 12-дм./40 кал.

4 12-дм./40 кал.

 

12 6-дм./45 кал.

12 6-дм./45 кал.

 

20 75-мм

20 75-мм

 

20 47-мм

20 47-мм

 

8 мелких

8 мелких

Бронирование:

Нижний броневой пояс

9-дм. между главн. башнями

10-дм. от носа до кормы

Верхний броневой пояс

9-дм. между главн. башнями

8-дм. от носа до кормы

3-й пояс: казематы и батарея

5-дм. каз. 6-дм. ор.

Нет

Палуба нижняя (горизонт, часть)

2 дм.

1,75 дм.

Палуба нижняя: (скосы)

2 дм.

1,75 дм.

Палуба главная батарейная

 

2 дм.

Башни 12-дм. орудий (вр. часть)

10 дм.

10 дм.

Башни 12-дм. орудий (под. труба)

9 дм.

10 дм.

Башни 6-дм. орудий (вр. часть)

6 дм.

Башни 6-дм. орудий (под. груба)

6 дм.

Казематы 6-дм. орудий (верхний)

6 дм.

 

Боевая рубка

10 дм.

10 дм.

 

Нормальная нагрузка броненосца «Цесаревич», т

 

1. Корпус (включая противоминную переборку, деревянные части, 5118,50 подкладку под броню, внутренние устройства и дельные вещи)

2. Бронирование 3347,80

3. Снабжение, в том числе - 295,20

якоря и канаты (113,60)

швартовы и буксиры (10,00)

шлюпки (65,00)

водяные цистерны и опреснители (12,00)

камбузы (16,00)

брезенты, флаги, штурманские принадлежности (7,60)

разное снабжение и запасы (71,00)

4. Мачты с марсами и такелажем 43,00

5. Вспомогательные механизмы (паровые и электрические) 106,50

6. Машины и котлы с водой 1430,00

7. Артиллерия с боевыми запасами 1363,00

8. Мины и электричество 203,00

9. Нормальный запас топлива 800,00

10. Экипаж с багажом 82,65

11. Провизия на 60 суток 99,85

12. Вода на десять дней 20,50

13. Запас водоизмещения 200,00

Всего: 13110,00

Вес паровых механизмов

1. Главные машины с принадлежностями и холодильниками 442,00

2. Валы 108,00

3. Гребные винты 25,00

4. Вспомогательные механизмы (циркуляционные насосы и помпа) 35,20

5. Трубопровод и приемники воды 56,00

6. Площадки и трапы машин 17,00

7. Инструменты и запасные части 27,00

8. Машинные вентиляторы 60,00

9. Кипятильники 14,00

10. Питательные цистерны 3,00

Полный вес механизмов 787,00

Вода в холодильниках и в трубах 22,00

Полный вес механизмов с водой 809,20

Вес котлов

1. Котлы с кладкой и экономайзерами 366,50

2. Очистители, детандеры, цистерны , 6,50

3. Донки 9,50

4. Воздухонагнетатели 6,50

5. Дымовые выходы и дымовая труба 40,00

6. Площадки и трапы 15,00

7. Трубопровод в кочегарках 36,00

8. Вентиляторы 14,00

9. Инструмент и запасные части 28,00

10. Питательные цистерны 16,00

Полный вес котлов без воды 538,00

Вода в котлах 49,00

Вода в цистернах 33,80

Полный вес котлов с водой 620,80

Стальной корпус (в составе статьи «Корпус с устройствами»)

1. Наружная обшивка от киля до нижнего шельфа 419,00

2. Рубашка позади брони 170,80

3. Обшивка выше броневой палубы 84,20

4. Горизонтальный киль 20,20

4. Подкрепления наружной обшивки 41,30

5. Настилка верхней броневой палубы 263,20

6. Настилка батарейной палубы 103,50

7. Настилка верхней палубы 67,00

8. Противоминная переборка 769,90

Всего стальной корпус 1939,10

Рубашка под вращающуюся броню башен 85,00

Подкрепления башен 283,00

Деревянные части корпуса 183,00

Подкладка под броню и болты 157,00

Внутренние устройства 116,50

Дельные вещи по корпусу 333,00

Бронирование

1. Нижний броневой пояс 775,40

2. Верхний броневой пояс 663,40

3. Верхняя броневая (батарейная) палуба 730,00

4. Броневые коммингсы 41,50

5. Боевая рубка с коммуникационной трубой 62,50

6. Броня поданных труб 12-дм башен 215,00

7. Вращающаяся броня 12-дм башен 288,00

8. броня поданных труб 6-дм башен 292,00

9. Вращающаяся броня 6-дм башен 280,00

Полный вес бронирования 3347,8

Уголь при нормальной нагрузке - в трюме 588,00 - на нижней палубе 212,00

 

Примечания.

 

Распределение статей нагрузки приводится по рукописной копии из собрания бумаг известного кораблестроителя В.П.Костенко, который в 1904-1905 гг. выполнял обязанности помощника строителя эскадренного броненосца «Орел», подготавливаемого к походу с другими кораблями класса «Бородино» в составе 2-й Тихоокеанской эскадры. По роду его служебной деятельности В.П.Костенко должен был постоянно следить за соответствием проектных данных многочисленных статей проектной нагрузки «Орла» с его фактическими значениями, а также сопоставлять их с соответствующими параметрами «Цесаревича» - прототипа всей серии броненосцев класса «Бородино», к которым относился и «Орел».

(Личный архив В.П.Костенко., папка XVII-I).

Вес приводится в метрических тоннах (1 мт = 1000 кг)