Эпилог

 

Вышедший в свет в 1902 г. юбилейный труд "Сто лет Морского Министерства" (ав­тор — подполковник корпуса флотских штурманов С.Ф. Огородников) не оставлял сомнений в совершившимся историческом триумфе России на морях. В нем объявля­лось, что усилия ведомства, направленные на "пересоздание наших военно-морских сил" и на развертывание программ совре­менного броненосного судостроения, дали блестящие результаты. "Они привели Мор­ское министерство к тому, что уже не пор­ты замерзающего Финского залива, но порты беспредельного Восточного океана служат ныне опорным пунктом для наше­го флота, численный и качественный состав которого может действительно служить гор­достью России".

Броненосец "Цесаревич", явившийся на свет в год, когда писались эти гордели­вые слова, привнес в официальный труд весьма существенные поправки. Каждым фактом своей биографии он опровергал гладкие строки заказного издания.

В истории корабля с самого начала ин­трига необъяснимого заграничного заказа, перечеркивавшего весь предшествующий опыт достаточно самобытного отечествен­ного судостроения, соединилась с драмой экстраординарного плавания. И в нем вслед за "творцом" проекта великим князем Алек­сеем Александровичем явился не менее одиозный исторический персонаж —делав­ший первые шаги на флотоводческом по­прище контр-адмирал З.П. Рожественский.

Ярко проявилась и роль удачно подо­бранного, несмотря на спешку, офицерского состава и команды броненосца, сумевше­го сделать его, по свидетельству современ­ника, "оптимистическим кораблем". Двад­цатый век "век-зверь" начал жесточайшим образом испытывать корабль и его людей на прочность.

"Цесаревич" выдержал и боевой экза­мен внезапного ночного нападения японс­ких миноносцев в ночь на 27 января 1904 г.

Не принесло кораблю счастья и его флагманское назначение. После боя 28 июля 1904 г. он пришел не во Владивосток, а в Циндао. Там же вместо приказа о выходе в море было получено предписание разо­ружиться. Радость возвращения на родину после войны соединяется для экипажа ко­рабля с тягостной ролью усмирителя двух мятежей на Балтике.

Но продолжает оставаться нерешенной главная проблема "Цесаревича" — перево­оружение современной артиллерией. Из планов ведения боевых действий на случай войны корабль фактически исключают. Рутина отсталого мышления — пусть и на новом более высоком уровне — вновь дает себя знать. Не суждено было ему сыграть и достойную роль в Моонзундской опера­ции. Шанс весомо повлиять на ход собы­тий оказался опять упущен.

И обозревая все этапы жизни кораб­ля, в которой так часто и не по его вине оказывались упущены решающие истори­ческие возможности, нельзя не напомнить упорно замалчиваемый нашими историка­ми завет великого С.О. Макарова: "Не пре­смыкаться в пыли, но смело подняться умом до облаков". Именно этого — отрыва от мертвящей рутины и взлета мысли к под­линному творчеству и искусству предвиде­ния - постоянно и фатально недоставало всему тому множеству начальствующих лиц, что в разных обстоятельствах истории "Цесаревича" влияли или прямо решали его судьбу. Они, эти лица — от великого князя генерал-адмирала до функционеров Центробалта, парализовавших флот своей демаго­гией, не позволили кораблю в полной мере решать поставленные перед ним задачи.

Так на редкость в тесно перевязанном триединстве технической (проект, построй­ка), административной (организация, ко­мандование) и просто человеческой (мыс­ли, труды, поступки) истории прошла пе­ред нами жизнь "Цесаревича". Огромное множество — и далеко не во всем познан­ных факторов таит в себе каждая из этих сторон жизни корабля. Никому не под силу объять их во всех подробностях.

Но сколь бы ни были они важны и интересны, судьбу корабля в каждое мгновение его жизни определяли поступки людей. Так происходило при выборе ха­рактеристик и разработке проек­та, при постройке и испытаниях, в плаваниях и уче­ниях, в ремонтах и боевых действи­ях корабля.

Способность принимать пра­вильные решения, умение в полной мере реализовать возможности ко­рабля, искусство использовать об­становку и обсто­ятельства — вот те главные уроки вечности, которые превыше всего важны для нас в истории. И когда люди оказыва­ются не в состоянии принять правильное ре­шение, они в одночасье губят и корабль и весь фантастически огромный труд, затра­ченный на его создание, а подчас и сотни людей, составляющих экипаж корабля.

К жестокой науке человеческого про­зрения обращена, как мы видели, и судьба "Цесаревича". Как часто этот прекрасный "оптимистический корабль" был близок к выдающимся историческим свершениям, и сколь уныло однообразно люди, определя­ющие его судьбу, отнимали шанс достой­но послужить родине.

И не для полноты ли картины судь­ба заставила покинуть родину двух глав­ных героев начала боевой биографии ко­рабля. Далеко от отечества — в Ментоне (Франция) и в Сиэтле (США) прошли пос­ледние годы жизни первого командира "Цесаревича" И.К. Григоровича, героя спасения корабля в ночь японского напа­дения инженер-механика П.А. Федорова и командира корабля в последнем его бою Д.П. Руденского. Горек был избранный ими удел добровольного изгнания, но и в стране "диктатуры пролетариата" им ме­ста не было.

Те же из офицеров, кто позволил себе поверить в человеческое лицо новой вла­сти, очень скоро должны были пожалеть об этом. Неминуемо, рано или поздно, в массовом порядке по лживым вымышлен­ным обвинениям обрекались они на уни­жение и пытки, ссылки и тюрьмы, конц­лагеря и расстрелы.

Не минули этой чаши и офицеры "Цесаревича"-"Гражданина". Уже 6 мая 1918 г., как бы в воздаяние за спасение флота в только что завершенном героическом "Ледовом походе" по личному распоряже­нию славного наркома Троцкого был аре­стован, а затем по его же настоянию рас­стрелян командующий Морскими силами Балтийского моря капитан 1 ранга A.M. Щастный. Заменившего его нового коман­дующего С.В. Зарубаева расстреляли в том же 1918 году. Позднее погибли Г.Н. Пелль, Е.С. Гернет М.В. Викторов и многие, мно­гие другие.

Так жестоко, не разбирая вины, отм­щала история и предоктябрьскую инфан­тильность офицерства, и непростительную тогдашнюю нерешительность двух адмира­лов (до них очередь на расстрел дошла в 1920 г.), которые в дни моонзундской опе­рации упустили возможность присоединить­ся к генералу Корнилову и тем потеряли последний шанс на спасение России.

Наложившийся на судьбу "Цесареви­ча", прошедший через флот, людей и госу­дарство великий разлом российской смуты остается величайшим феноменом истории, который, однако, и сегодня не вполне под­дается осознанию наших современников.

Хуже того — нынешние новые "Кня­зья" — по недомыслию или сознательно — на наших глазах не перестают с легкостью "сдавать" честь державы, жизнь и достоин­ство своих сограждан.

К таким вот урокам приводит нас на­чавшаяся в 1898 г. столетней протяженно­сти нить событий истории "Цесаревича". И непростительно об этих уроках не заду­мываться.

 

18 июля 1999 г. P.M. Мельников, С.-Петербург.