Женевская конференция  1927 года.

 

Постройка крейсеров типа County проходила в услови­ях наращивания темпов гонки вооружений и дальнейшего обострения разногласий между крупнейшими морскими державами. Устанавливая для легких кораблей (крейсе­ров и эсминцев) только качественные ограничения, Вашин­гтонский трактат предоставлял полную свободу в отноше­нии количества строящихся единиц этих классов. Создав­шимся положением прежде всего воспользовались госу­дарства, считавшие себя обделенными при определении лимитов линейных кораблей. Так, например, к середине 20-х годов Франция, спустив на воду свои первые дого­ворные крейсера типа Duquesne, заканчивала постройкой 3 легких крейсера типа Duguay Trouin и самые крупные по тем временам эсминцы (6 типа Chacal, 2126 т). Не отстава­ла от нее в деле развития легких сил флота и Италия. Но всех превзошла Япония, начавшая постройку 9 крейсеров (из них 4 с 8-дюймовой артиллерией) и сильнейших на тот момент эсминцев типа Fubuki (24 ед., 1750 т) - первых в мире эскадренных миноносцев, вооруженных 2-орудийны-ми артустановками в бронированных башнях и имевших 9 торпедных аппаратов (3x3).

Одновременно обострились англо-американские отно­шения. Усилия британских военных верфей не могли не вызвать ответной реакции в США, где начиная с 1926 в правительственных и военно-морских кругах открыто за­говорили о том, что они были обмануты на конференции в Вашингтоне, имея в виду уступку англичанам в вопросе о требуемых империи крейсерских силах. Вскоре американ­цы начали подготовительную работу по созыву новой кон­ференции, которая, по их замыслу, должна была нанести еще один удар по морской мощи Великобритании. Прави­тельство "обманутых Соединенных Штатов" дало понять, что оно будет требовать распространения количественных пропорций на все классы боевых кораблей, причем требо­вание паритета с Англией по крейсерам приобретает для Вашингтона особое значение.

Для предотвращения нового витка гонки морских воо­ружений (и по настоянию США) Лига Наций созвала оче­редную конференцию, которая открылась 20 июня 1927 в Женеве и была посвящена легким кораблям, почему и по­лучила название "крейсерской". В Женеву прибыли деле­гации только трех ведущих морских держав, поскольку Франция и Италия, особенно быстрыми темпами набирав­шие очки в соревновании по легким классам кораблей, от участия в конференции отказались. К этому времени состояние сил крейсерских флотов стран-участниц выгляде­ло следующим образом: США имели 18 крейсеров общим тоннажем 155000 т, Великобритания - 54 (332000 т), Япо­ния - 25 (156000 т), причем в Англии и Японии пополне­нию крейсерского флота уделяли гораздо больше внима­ния и темпы строительства были выше, чем в США.

Ход конференции был исключительно бурным, но и на этот раз англичане не собирались поступиться своими пре­имуществами. Делегации Великобритании и США непри­миримо и упорно отстаивали свои основные предложения и в то же время категорически отказывались от принятия контрпредложений. Масла в огонь подливала позиция "ра­дующейся сваре третьей стороны", которую заняла японс­кая делегация, и ее требование предоставить Японии 70% от общего объема лимита Соединенных Штатов. В конце концов, дискуссия приобрела исключительную остроту и после переговоров, длившихся более месяца, окончатель­но завела конференцию в тупик. Ее заключительный про­токол лишь излагал точки зрения делегаций и не заклю­чал в себе никакого соглашения, кроме рекомендации дос­рочного созыва новой конференции по вопросу о морс­ких вооружениях.

Провал женевских переговоров трех держав летом 1927 оказал колоссальное влияние на последующее развитие англо-американских отношений. Потребовались годы уси­лий дипломатов в Вашингтоне и Лондоне в настойчивых поисках точек соприкосновения, полная смена правящих кабинетов, прежде чем взаимоприемлемое решение было найдено, а в будущем стал возможен союз, приведший к победе на основных морских театрах II мировой войны.