Первая корректировка проекта. Постройка крейсеров серии London.

 

Спустя 17 месяцев после закладки первого корабля серии Kent в Портсмуте был заложен головной крейсер следующей серии, постройка которой предусматривалась кораблестроительной программой 1925-26 гг. Однако на­чалу строительства предшествовал пересмотр проектных решений, к чему англичан побудили недостатки первона­чального проекта.

Сначала программой предполагалось строить еще 5 крейсеров, но из-за ограниченности морского бюджета объем заказа сократили до 4 единиц. Тем не менее, в январе 1925 одобрение Адмиралтейства на размещение заказов получено не было, а без этого программа не мог­ла быть в феврале представлена на рассмотрение Кабине­та министров. Задержка, как оказалось, была вызвана поступившими сведениями из заграницы - стали известны некоторые подробности кораблестроительных программ других держав и, в частности, проектные характеристики строившихся там (или предполагавшихся постройкой) дого­ворных кораблей. Например, американские вашингтонские крейсера типа Pensacola должны были развивать скорость хода 32,5 уз, французские (типа Duquesne) - 33,75 уз, а от японских (типа Nachi) и итальянских (типа Trento) "лимитчиков" ожидались поистине "космические" для больших кораблей скорости - 35,5 и 36 уз соответственно. В Адми­ралтействе справедливо решили, что крейсера серии Kent с их проектной максимальной скоростью 31 уз недоста­точно быстроходны. Перед британскими адмиралами встала дилемма - либо задержать выполнение очередной крей­серской программы до внесения необходимых изменений в проект и тем вызвать некоторое отставание в планах развития флота, либо строить корабли по существующему проекту, но заведомо уступающие аналогичным кораблям других государств. После непродолжительных обсужде­ний решили идти по первому пути, в связи с чем Адмирал­тейством была создана специальная комиссия, рассмот­ревшая подготовленные отделом кораблестроения вари­анты модернизации проекта новых крейсеров.

Первый вариант предусматривал повышение скорости без изменения основных конструктивных решений проек­та. Отказом от булевых наделок достигалось сужение кор­пуса кораблей, что при неизменной мощности машин да­вало прирост скорости на 0,75 уз. Кроме того, предлага­лось отказаться от бронирования погребов артиллерии универсального калибра, а полученную в целом "эконо­мию" веса использовать для усиления защиты радиоузла, помещения главных генераторов, корабельной системы связи и запасного поста управления. Остатки "экономии" позволяли в дальнейшем, при смягчении договорных ус­ловий, оснастить корабли бортовой авиацией.

Согласно второму варианту модернизации радикаль­ным образом менялись двигательная установка, брониро­вание и вооружение крейсеров. Увеличение мощности ма­шин с 80000 до 110000 л.с. достигалось путем ликвидации и без того скромного бронирования районов МКО и руле­вого отделения, погребов универсальной и мелкокалибер­ной зенитной артиллерии, а также отказом от торпедного и авиационного вооружения. Крейсера практически ста­новились безбронными, поскольку, помимо частичного бро­нирования погребов главной артиллерии, предусматрива­лась лишь легкая защита все тех же радиоузла, каналов связи и рулевого отделения. Кроме того, для сохранения стандартного водоизмещения на уровне 10000 т предпо­лагалось уменьшение запаса 203-мм снарядов до 100 на орудие, а в случае войны, когда договорные ограничения теряли силу, можно было увеличить их количество до 150. Внедрением этих мероприятий гарантировалось достиже­ние скорости 34 уз при стандартном водоизмещении и 33 уз при полном.

Как ни соблазнительно было получить относительно высокие скорости хода, но пойти на почти полное "разде­вание" крейсеров и их частичное разоружение Адмирал­тейство не могло. После долгих дебатов к реализации был принят первый вариант с оговоркой о внесении некоторых дополнительных изменений в систему бронирования. Пред­ложение об отказе от защиты погребов боезапаса универ­сального калибра, располагавшихся в средней части кор­пуса, благоразумно отвергли, но и обременять крейсера дополнительным местным бронированием не стали. Вместо этого радиостанцию и главные генераторы перенесли в бро­нированные погреба мелкокалиберной зенитной артиллерии, а боезапас последней разместили в погребах 102-мм сна­рядов (40-мм снаряды автоматов "пом-пом") и в неброни­рованных помещениях (патроны для 7,62-мм пулеметов).

Окончательный вариант проекта разработал начальник отдела кораблестроения Адмиралтейства сэр Уильям Дж. Берри, незадолго перед тем сменивший на этом посту сэра Э.Т.д'Эйнкурта, автора оригинального проекта крейсеров типа County ('Служба начальника отдела кораблестроения (Director of Naval Construction DNC) ведала подготовкой предварительных корабельных проектов, разрабаты­ваемых на основании заданных Морским Штабом "Военных требований". К вопросам снаряжения подключались другие службы Адмиралтейства (артилле­рийской отдел, отдел главного инженера и др.), В ходе проектных работ все отдельные службы координировались службой DNC, что позволяло составить окончательный проект с учетом всех вопросов и пожеланий) . Представленный на рассмотрение в июне 1925 видоизмененный проект был утвержден 25 июля и в том же году состоялся заказ крейсеров новой серии, по­лучившей название по головному кораблю - London.

Закладку 4 новых единиц флота произвели в 1926-27 гг. на ведущих британских верфях, благодаря чему построй­ка кораблей шла сравнительно быстрыми темпами. В 1927-28 гг. они сошли со стапелей в той же последовательнос­ти, что и были заложены: London, Devonshire, Sussex и Shropshire. В 1929 крейсера полностью укомплектовали и после проведения необходимых испытаний они вошли в строй. Стоимость каждого из них составила без малого 2 млн. ф.ст., а ежегодные расходы по содержанию одного корабля - 238 850 ф.ст.