Дальнейшие пути развития крейсерских сил флота - планы и проекты.

 

Программой развития флота на 1926-27 гг. предусматри­валась постройка третьей и, как оказалось, последней, се­рии крейсеров типа County. Ими должны были стать еще 4 корабля - Norfolk, Dorsetshire, Surrey и Northumberland. Од­нако к этому времени в военно-морских кругах Великобритании сложилась оппозиция строительству дорогостоящих и слабозащищенных "картонных" крейсеров. Поэтому уже в 1925 в программе постройки кораблей с 8-дюймовой артиллерией наметились 2 направления. Первым из них предполагалось продолжение строительства крейсеров с максимально допустимыми договорными характеристиками (10000 т). Такие единицы условно определялись как "тип А". Второе направление представляло собой первую попытку отойти от шаблона - то, что впоследствии горделиво на­звали "британским отходом от вашингтонской формулы". Крейсер условного "типа В" являлся более экономичным вариантом корабля с 8-дюймовой артиллерией, у которо­го за счет сокращения количества стволов ГК (до 6) и умень­шения водоизмещения (8000-8500 т) намечалось усиление бортового бронирования. В итоге главная концепция раз­вития крейсерского состава Royal Navy была изменена и принят компромиссный вариант - решили строить по 2 еди­ницы обоих типов. Согласно новым планам в 1927-31 гг. .были построены 2 тяжелых крейсера условного "типа В" -York и несколько видоизмененный Exeter, а единицами "типа А" стали крейсера III серии типа County - Norfolk и Dorsetshire.

Скорректированная кораблестроительная программа 1928-29 гг. предполагала заказ 3 единиц IV серии County. Крейсера серии Surrey (Surrey, Northumberland и еще один, без названия) должны были вступить в строй в мае 1932 и представляли собой 4-башенный вариант крейсера Exeter с максимальным договорным водоизмещением и прости­рающимся до башни "X" полубаком. Ценой снижения ско­рости до 30 уз на них предусматривалось исправить огре­хи в бронировании, присущие кораблям первых серий, и установить 2 авиационные катапульты. Однако "сюрреям" не суждено было воплотиться в металле. 23 августа 1929 (по другим данным, в июле) (Здесь и далее в скобках указываются сведения, имеющие отличное значение), в связи с ожиданием резуль­татов предстоящей в январе 1930 очередной конференции по сокращению вооружений, были остановлены подгото­вительные работы к закладке кораблей в Портсмуте (Surrey) и Девонпорте (Northumberland). Тем временем все чаще в адрес договорных крейсеров звучали голоса критиков, не без основания приравнивавших эти корабли к линейным крейсерам - "жертвам" Ютландского боя. По причине "лос­кутного" бронирования, которым должны были оснащаться 10000-тонные крейсера, на флоте с большим скептициз­мом оценивали их боевые качества. Не меньшее недоволь­ство вызывала дороговизна постройки. Вот что писал бри­танский еженедельник The Engineer в номере от 3 января 1930: "Что касается 10000-тонных крейсеров, следует от­метить, что их популярность идет на убыль во всех фло­тах, кроме американского. Несмотря на внушительные размеры, скорость и вооружение, им присущи два значи­тельных недостатка. Первый из них - слабое бронирова­ние, аналогичное наихудшим образчикам такового у на­ших довоенных линейных крейсеров. Второй - чрезмер­ная дороговизна постройки. С договорами или без них, а Британская империя всегда будет нуждаться в большом количестве крейсеров, но мы не можем позволить себе построить множество кораблей стоимостью 2 млн. фунтов каждый. И для нас не станет сюрпризом, если HMS Dorsetshire, спущенный на воду 29 января прошлого года, будет последним 10000-тонным крейсером, построенным для флота Его Величества". Эти слова стали пророческими. 14 января 1930 заказ на корабли IV серии был аннулирован, после чего Великобритания приступила к планомерной по­стройке легких крейсеров с 6-дюймовой артиллерией.

К проектированию тяжелых крейсеров в Англии вер­нулись лишь после начала II мировой войны, когда была подведена черта под всеми ограничительными соглашени­ями и вновь встал вопрос о постройке крейсеров увели­ченных размеров. Собственно, таких проектов было два. Первый, работа над которым началась в конце 1939, пред­ставлял крейсер стандартным водоизмещением 16100 -18740 т при полном водоизмещении 20200 т и с 9 203-мм орудиями в трех башнях - этакий аналог позднейших аме­риканских Des Moines. 4 крейсера этого проекта предла­галось заложить по дополнительной программе 1940 г. и программе 1941 г. Проектирование второго типа тяжелых крейсеров началось спонтанно. В 1940 шла разработка проекта легкого крейсера типа "улучшенный Edinburgh", но Адмиралтейство посчитало прирост водоизмещения до 14000 т. неадекватным внесенным усовершенствованиям и предложило вернуться к первоначальному проекту 10000-тонного легкого крейсера. В ноябре 1941 поступило пред­ложение вооружить корабль 8 203-мм орудиями в 4 баш­нях, причем расчеты показали, что водоизмещение должно было составить всего 11140 т, а снижение скорости и даль­ности плавания незначительно. Таким образом, новый корабль представлял собой симбиоз тяжелого и легкого крейсера, что уже было раньше проделано с японскими крейсерами типа Mogami. Вместе с тем, в проекте преобла­дали черты типичного тяжелого крейсера с характерным вооружением и соответствующей данному классу кораблей защитой. Но время тяжелых крейсеров прошло. Ситуация на море складывалась так, что Великобритания испытывала острую необходимость в эскортных кораблях, эсминцах и транспортах. Поэтому в начале 1942 оба проекта были отвергнуты.

В заключение обзора родословной County необходимо сказать несколько слов об испанских крейсерах типа Canarias. Испания не участвовала в подписании Вашингтон­ского морского соглашения, но, очевидно, сочла выгод­ным для себя использовать установленные этим соглаше­нием нормы. Проектированием 10000-тонного испанского крейсера занялся сэр Филипп Уотте, который, не мудрствуя лукаво, принял за основу проект д'Эйнкурта для I серии крейсеров типа County. Корпус испанских кораблей был на 1,2 м уже и несколько длиннее, что при увеличенной до 90000 л.с. мощности машин давало лишний узел-полтора скорости. Увеличение количества котельных до 3 повыша­ло живучесть. Кроме того, корабли несли усиленное зенит­ное и торпедное вооружение. Внешне "испанцы" также от­личались от прототипа - имели башенноподобную носовую надстройку обтекаемой формы, что уменьшало сопротив­ление воздуха и его завихрение, весьма значительные у крейсеров серии Kent, и одну широкую дымовую трубу, которая, помимо аэродинамических выгод, имела еще и то преимущество, что находилась дальше от боевой рубки, чем уменьшалась ее задымленность. Как и корабли серии Kent, испанские крейсера получили противоторпедные були.

Решение о постройке 3 крейсеров (Canarias, Baleares и Ferrol, причем последнее наименование еще не являлось утвержденным) было принято 13 июля 1926, однако вскоре их количество сократили до 2. Canarias и Baleares строи­лись на верфи S.E.C.N. в Эль-Ферроле с 1928, но к началу гражданской войны, в которой оба крейсера приняли ак­тивное участие на стороне франкистов, их комплектацию еще не завершили. Baleares затонул 6 марта 1938 в резуль­тате торпедирования республиканскими эсминцами в бою у мыса Палое, зато Canarias побил все рекорды длительнос­ти службы среди вашингтонских крейсеров: он был исклю­чен из списков флота в 1975.