Новые изменения проекта. Постройка крейсеров серии Norfolk.

(Согласно части источников, головным кораблем этой серии из 2 единиц являлся крейсер Dorsetshire. Но поскольку Norfolk был заложен, спущен на воду и закончен постройкой раньше, в данной монографии приоритет был отдан ему)

 

Проблемы бронирования крейсеров типа County но были решены и на кораблях II серии, став предметом нескончаемых дискуссий и споров. В связи с предстоящим в 1926 заключением контрактов на постройку крейсеров III серии, Контроллер флота, ответственный за его состояние, передал начальнику Отдела кораблестроения новое задание на очередное изменение проекта, предусматри­вавшее усиление бронирования. Однако кропотливая по­лугодовая работа службы DNC осталась безрезультатной, поскольку всякое предложение по увеличению бронезащиты одного участка в системе защиты нарушало дого­ворной лимит стандартного водоизмещения кораблей и неизбежно вызывало ослабление бронирования какого-либо другого участка. В конце концов, на новых крейсе­рах решили оставить систему бронирования "лондонов", незначительно усилив защиту погребов боезапаса главной артиллерии. Установка дополнительной брони стала воз­можной благодаря принятию на вооружение более легких артиллерийских башен Mk II, дававших, по предваритель­ным расчетам, "экономию" веса около 75 т.

Модифицированный проект, автором которого также являлся DNC У.Дж.Берри, был утвержден 28 октября 1926, вскоре после чего последовал заказ на постройку кораб­лей. Закладку крейсеров Norfolk и Dorsetshire произвели во второй половине 1927, а спуск на воду в 1928 и 1929 гг. соответственно. Окончание строительства, испытания и введение кораблей в строй состоялись в 1930. Описание кораблей.

Новые крейсера имели одинаковые с кораблями серии Kent очертания. Это были те же гладкопалубные высоко­бортные корабли с тремя высокими, чуть скошенными на­зад трубами и двумя легкими мачтами. Основными внешни­ми отличиями крейсеров двух последних серий являлись:

-  отсутствие бортовых булевых наделок и связанное с этим изменение основных размерений;

-  иное расположение ярусных площадок носовой над­стройки;

-  прожекторные площадки по обеим сторонам III ды­мовой трубы;

-  грот-мачта перенесена в корму, ближе к башне "X".

Кроме того, крейсера III серии отличались от осталь­ных County:

-  измененной формой форштевня, имевшего больший наклон вперед;

- меньшей высотой носовой надстройки, лишенной вер­хней платформы;

-  иным расположением орудий универсального калиб­ра, корабельных плавсредств и самолетного крана;

-  передвинутыми в сторону кормы носовой надстрой­кой и дымовыми трубами (прибл. на 4,5 м), а также тор­педными аппаратами, над которыми к тому же отсутство­вала навесная палуба;

- оба крейсера, подобно головному кораблю I серии Kent, получили такие же кормовые галереи, причем Dorsetshire еще при постройке, a Norfolk в середине 30-х гг.

Отказ от противоторпедных бортовых наделок и не­сколько иная внутренняя планировка новых крейсеров при сохранении прежних обводов корпусов повлекли за со­бой изменения основных размерений кораблей. Менялись также весовые характеристики, а вместе с ними и водоиз­мещение (см. таблицу). В процессе построечных работ оказалось, что удалось "сэкономить" около 100 т водоиз­мещения. Этот вес использовали на установку прожектор­ных площадок возле III дымовой трубы и на увеличение боекомплекта ГК до 150 выстрелов на орудие. Однако и после ввода кораблей в строй их стандартное водоизме­щение оценивалось ниже 10000 т, что в значительной сте­пени являлось следствием того, что предстоящее вооруже­ние крейсеров авиацией и имеющими значительный вес "пом-помами" учитывалось еще в процессе проектирования.

 

Некоторые весовые характеристики County II и III серий.

 

London

Norfolk

 

июль 1925г.

модификация 1926 г.

Окончат. вариант, октябрь 1926 г.

октябрь 1926 г.

Корпус, т

5540

5480

5470

5470

Бронирование, т

1040

960

960

1060

Механизмы, т

1830

1830

1030

1830

Вооружение, т

1020

1004

1172

110

 

Основные элементы кораблей

 

Длина, м между

ПП/наибольшая

Ширина, м

Осадка, м, при водоизмещении станд./ полном

Водоизмещение

 

 

 

 

станд.

полное

London

Devonshire

Sussex

Shropshire

181,35/192-192,93

20,1

5,18/6,32

9850

13,315

 

 

 

 

9830

 

Norfolk

Dorsetshire

181,35/192,93-193,67 с галереей

20,12

5,2/6,37

9925 9975

13,425 (13,630)

                   

 

Система бронирования оставалась аналогичной защите кораблей серии Kent, но наряду с незначительными улуч­шениями, описанными в разделах, посвященных проекти­рованию кораблей, имел место некоторый регресс. Име­ется в виду снижение веса брони на крейсерах II серии до 960 т. Впрочем, проект "норфолков" в октябре того же года предусматривал уже "нормальное" бронирование весом 1060 т. В целом же защита крейсеров - в особенно­сти это касалось поясной брони корпусов и бронирования башен - являлась недостаточной. Становилось ясно, что без увеличения договорных лимитов водоизмещения ка­кое-либо ее улучшение или даже значительное изменение невозможно. Это заставляло англичан "топтаться на месте", повторяя в каждой модификации первоначального проекта его прежние изъяны. Вот почему схема брониро­вания крейсеров II серии копировала таковую у "кентов", а защита "норфолков" оставалась аналогичной защите "лон-донов", с той лишь разницей, что на кораблях III серии снарядные погреба всех башен ГК и зарядные камеры концевых башен "А" и "Y" прикрыли дополнительными 51-мм бронеплитами из нецементированной стали. Единствен­ным существенным "нововведением" в системе защиты крейсеров последних серий стало наличие двойных бор­тов в районе лишенных противоторпедных наделок МКО, что, разумеется, служило лишь частичной их компенсацией. Энергетическая установка новых кораблей также яв­лялась аналогичной ЭУ крейсеров I серии (4-вальный ТЗА Парсонса мощностью 80000 л.с. и 8 адмиралтейских 3-коллекторных котлов). Как уже указывалось, Адмирал­тейство не отважилось пойти на увеличение мощности ЭУ до 110000 л.с. за счет бронирования и вооружения, хотя это и обеспечивало возрастание скорости до 33-34 уз. При неизменной силовой установке посредством отказа от противоторпедных наделок был получен выигрыш в скорости 0,75 уз.

По проекту корабли II серии должны были иметь ко­роткие дымовые трубы, но уже в процессе постройки их нарастили по высоте (они были даже несколько выше, чем у "кентов"), а "норфолки" изначально строились с высоки­ми трубами.

Скорости, показанные крейсерами на ходовых испы­таниях, незначительно превысили аналогичные показате­ли County первой серии (см. таблицу).

 

 

Результаты ходовых испытаний крейсеров

 

Корабли, год проведения испытаний

Водоизмещение, тс.

Мощность машин, л. с.

Кол-во оборотов винта в мин.

Достигнутая скорость, уз

 

London 1928

9500

9500

12100

12100

33400

80400

4600

81855

307

27,1

32,9

13,9

31,9

 

Shropshire 1929

10000

12700

81560

80440

300

32,6

31,5

 

Norfolk 1930

9800

9900

12790

81915

81099

81915

310

314

307

32,9

32,1

 

Фирмы-производители турбин

Devonshire - Vickers Ltd, Barrow in Furness

London - Fairfield Shipbuilding & Engineering Co., Ltd, Govan N.B., Glasgow

Shropshire - William Beardmore & Co., Shipbuilders & Engineers, Dalmuir, Glasgow

Sussex - Hawthorn, R.&W., Leslie & Co., Newcastle on Tyne.

Norfolk - Fairfield SBE Co, Ltd

Dorsetshire - Cammel, Laird & Co., Shipbuilding & Engineering, Works

 

Официальными параметрами максимальной скорости крейсеров были приняты 32,25-32,3 уз при стандартном водоизмещении и 31,25 - при полном. Солидный запас топ­лива, 3150-3210 т нефти (и даже 3200-3400, хотя со вре­менем он уменьшился до 3000-3043т на "лондонах" и 3005т на "норфолках"), позволял совершать переходы на 12500 миль при экономическом ходе 12 уз (10400 м.м./11-14 уз, 11000 м.м./12,5 уз), а при максимальной скорости - на 2930 м.м. (II серия) и 2885 м.м. (III). Часовой расход топли­ва был таким же, как на "кентах" - около 2,9 т нефти на экономическом ходу и 31,5 т - на максимальном.

Артиллерийское вооружение. По сравнению с "кентами" только последняя пара крейсеров имела некоторые отличия как в типах установок, так и в расположении ору­дий. Единственным отличием артиллерии ГК "норфолков" являлось размещение ее во вновь поступивших на воору­жение башенных установках Mk II. Напомним, что ожидае­мый весовой эффект от установки этих башен должен был составить около 75 т и позволил несколько усилить бро­нирование погребов боезапаса ГК. Однако в действитель­ности вес башен превысил расчетное значение на 51,5 т и составил 220,3 т. Таким образом, башни Mk II оказались на 10 т тяжелее установленных на крейсерах I и II серий ба­шен Mk I, с которыми, впрочем, ранее произошла та же история: их фактический вес превысил расчетный (159,5 т) на 50,5 т. О достоинствах 203-мм орудий Vickers MkVIII L50, я думаю, повторяться не стоит. Подтверждением их прекрасных качеств может служить бой в проливе Суригао, в котором главная артиллерия крейсера Shropshire показа­ла высокую скорострельность, давая 8 залпов в 2 минуты. Остается добавить, что боезапас новых кораблей, в отли­чие от боезапаса крейсеров серии Kent (100 снарядов на орудие в мирное время и 150 - в военное), еще в период комплектации был доведен до 150 снарядов на ствол.

Что касается вспомогательного калибра, тип 102-мм орудий также остался прежним - Vickers OF MkV с длиной ствола 45 калибров, удачная универсальная пушка, приня­тая на вооружение еще в 1914 и устанавливавшаяся прак­тически на всех британских крейсерах на протяжении 2-х десятков лет. Однако на кораблях III серии эти орудия монтировались на станках НА Mk IV, а не Mk III, и если на "лондонах" 4-дюймовки по-прежнему разместили попарно на шельтердеке у III дымовой трубы и катапульты, то на "норфолках" их перенесли вперед, в сторону носа, смон­тировав парами по обеим сторонам I и II дымовых труб.

Недостатком второго калибра County являлось относи­тельно небольшое количество стволов для таких больших кораблей. Длительное игнорирование все возрастающего значения авиации, характерное для большинства флотов мира в межвоенный период, привели к тому, что средства ПВО английских кораблей за это время не получили дол­жного развития и остались на уровне 1-й мировой войны. В процессе постройки крейсеров серии Norfolk вносилось предложение добавить еще одну-две пары 4-дюймовок, но тогда скованное договорными ограничениями Адми­ралтейство посчитало это излишним и оно так и не было реализовано.

В составе автоматической зенитной артиллерии перво­начально также не произошло никаких изменений. 8-стволь-ные автоматы "пом-пом", намечавшиеся к вооружению еще I серии County и предусматривавшиеся проектами II и III серий, так и не поспели к моменту достройки последних. Поэтому на крейсерах с некоторым опозданием установили по 4 одноствольных 40-мм (2-фунтовых) орудия Vickers Mk II L 40/Mk II: на "лондонах" по старой схеме - попарно на платформах между I и II трубами, а на "норфолках" - пара­ми перед фок-мачтой, по обеим сторонам носовой надстрой­ки. Боезапас "пом-помов" - 1000 снарядов на ствол.

Корабельную систему ПВО ближнего действия перво­начально дополняли 7,62-мм пулеметы "Льюис" (7,62-mm machine-gun "Lewis"), заслужившие недобрую славу нена­дежного и неудобного в обслуживании оружия.

 

Основные характеристики пулемета Lewis

Длина, м

1,282

Вес (пустого), кг

11,8

Скорострельность, в/мин

550

Нач. скорость пули, м/с

745

Макс, эффективная дальность стрельбы, м

ок. 1000

 

В ту эпоху прекрасных морских церемониалов кораб­ли оснащались для представительских целей 47-мм салю­тационными орудиями Hotchkiss L 40 Mk II. 4 таких одно­ствольных пушки размещались парами между кормовой надстройкой и грот-мачтой.

Торпедное вооружение по-прежнему состояло из 8 533-мм (21-дюйм.) торпедных аппаратов в двух 4-трубных поворотных установках, с той лишь разницей, что "лондоны" получили торпедные установки модели QRII*, которые так же размещались на главной палубе под платформами универсальной артиллерии, а установки модели QRIV "норфолков" были передвинуты в сторону кормы и смонтиро­ваны по обе стороны катапульты. В отличие от английских единиц серии Kent, вооруженных торпедами MkV, новые крейсера, как и австралийские Australia и Canberra, полу­чили поступившие на вооружение в 1926 торпеды MkVII. Они имели повышенный вес боезаряда (335,7 кг взрывчат­ки вместо 227 у MkV), скорость 33 уз, дальность 14630 м при времени хода 15 мин и по эффективности были соизмеримы с 600-мм торпедами линкоров типа Nelson. Боезапас составлял 9 торпед (1 запасная), хранившихся в специальном зарядном помещении (torpedo parting space) на главной палубе под основанием катапульты. Крейсер Dorsetshire стал одним из немногих больших кораблей; периода 2-й мировой войны, с успехом применившим свое торпедное оружие в бою (в мае 1941 против линкора Bismarck).

Авиационное вооружение. Крейсера вступили в строй без бортовой авиации. Тем не менее, место для катапульт на них резервировалось дополнительными техническими заданиями ввиду отсутствия окончательного решения в выборе пусковой установки (и даже способа запуска) и типа гидросамолета. Единый стандарт не был выработан и в начале 30-х, когда, наконец, тяжелые крейсера начали оснащать различными типами самолетов и катапульт. На кораблях II серии County в 1932-33 гг. позади III дымовой; трубы установили тяжелые раздвижные катапульты ЕIIН, произведенные фирмой-разработчиком MacTaggart, Scott.& Со, Ltd. Эти пороховые поворотные катапульты предназначались для запуска самолетов весом до 8000 фн (3624 кг) со скоростью 91 км/час и выше (в зависимости от взлетного веса самолета). Поступившие на вооружение крейсе­ров двухместные поплавковые разведчики Fairey IIIF, для обслуживания которых еще в период комплектации по правому борту были смонтированы 4-тонные самолетные краны фирмы Stossert & Pitt Ltd, являли собой далеко не лучший образец современной им техники. Мотор Napier "Lion" мощностью 450 л.с. при взлетном весе 1950 кг придавал гидроплану черепашью скорость 180 км/час, явно неподходящую для разведчиков.

Не больше повезло с типом гидроплана и "норфолкам". Они получили легкие поворотные катапульты так наз. "скользящего типа" SIIL фирмы Ransomes & Rapier Ltd в 1932, хотя самолеты на крейсера были поставлены годом раньше, в 1931. Катапульта SIIL предназначалась для запуска гидросамолетов весом до 5000 фн. (2265 кг) с той же скоростью, что и ЕIIН. Электрические самолет­ные краны также располагались по правому борту, но не за, а перед торпедными аппаратами. Одноместные бип­ланы Fairey Flycatcher, принятые на вооружение в 1922 и полученные в качестве разведчиков "норфолками", разго­нялись 400-сильным мотором Armstrong-Siddeley "Jaguar" III до максимальной скорости 212 км/час. Самолет имел взлетный вес 1351 кг, потолок 6280 м и дальность полета 400 км. Вооружение составляли 2 пулемета и 36 кг бомб. В варианте с двумя поплавками (иногда со встроенными в них колесами) вес аппарата возрастал до 1720 кг, а скорость и потолок снижались до 202 км/час и 4260 м. В наши дни трудно поверить, что обладающие такими ха­рактеристиками самолеты находили в 1923-35 гг доста­точно широкое использование, являясь одним из основ­ных типов авиационного вооружения авианосцев, крейсе­ров и морской гидроавиации.

Поскольку крейсера обоих серий не имели ангаров, бортовые самолеты размещались на катапультах, что не способствовало сохранности гидропланов. Общий вес авиационного вооружения корабля достигал 50 т.

Система управления огнем включала в себя несколь­ко КДП и по сути ничем не отличалась от СУАО крейсеров серии Kent. Управление огнем ГК осуществлялось уста­новленным на верхней площадке носовой надстройки глав­ным артиллерийским директором Mk III, оснащенным 3,66-метровым (12-фут.) дальномером, и кормовым артилле­рийским директором с 2,44-м (8-фут.) дальномером на кормовой надстройке. В качестве запасных на крыльях мостика открыто стояли 2 дальномера, причем на "лондонах" это были 3,66-м, а на "норфолках" - 4,57-м (15-фут.) дальномеры. Информация от директоров поступала в цен­тральный артиллерийский пост, где обрабатывалась на механическом вычислителе (Fire Control Table). Помимо этого башни ГК имели собственные дальномеры для авто­номной стрельбы.

Целеуказание зенитным орудиям выдавалось 3,66-м дальномером, также расположенным на кормовой над­стройке. В 1930 этот пост был переоборудован: 3.66-м дальномер заменили зенитным директором Mk I, первой подобной системой управления зенитным огнем, только что поступившей на вооружение Королевского флота. Ус­тройство совмещало устанавливаемые ранее раздельно 3,66-м дальномер, инструменты для наведения и управле­ния стрельбой, а также средства для передачи целеуказа­ний. На посту операторы определяли данные о цели, кото­рые передавались на зенитный калькулятор и оттуда к орудиям для установки углов горизонтальной и вертикаль­ной наводки. Специалисты-оружейники в 1931 подсчита­ли, что для уничтожения самолета 102-мм универсальной артиллерией, управляемой директором Mk I, хорошо обу­ченной прислуге в среднем требовалось сделать 178 выс­трелов. Впоследствии эффективность возросла до 136 выстрелов. Система постоянно совершенствовалась и до 1939 на флоте были внедрены системы Mk II, Mk III и Mk IV.

Прожектора. Крейсера были оснащены 3 большими 36-дюйм. (0,915-м) прожекторами, 2 из которых размеща­лись на прожекторных площадках по бокам III дымовой трубы, а третий - в тыльной части кормовой надстройки. Малый, 18-дюйм. (0,457-м) сигнальный прожектор был ус­тановлен между фок-мачтой и I дымовой трубой.