HMS Devonshire.

 

Название графства Девоншир, лежащего на полуост­рове Корнуолл в юго-западной Англии, впервые было при­своено кораблю Королевского флота в XVII в - парусный линкор постройки 1692, получивший его, погиб от пожара в 1707. Шестым это имя носил головной корабль серии вступивших в строй в 1905 броненосных крейсеров (Antrim, Argyll, Carnarvon, Devonshire, Hampshire, Roxburg), пошед­ший на слом в 1921.

Седьмой Devonshire, тяжелый крейсер типа County, заложили 16 марта 1926 на верфи Devonport Dockyard. Спуск на воду состоялся 22 октября 1927, а введение в строй - 18 марта 1929. Крейсер получил тактический но­мер 39 (с 1947 - С39) и вскоре был назначен в 1-ю эскадру крейсеров, базировавшуюся на Александрию, традицион­ное место службы всех "лондонов".

Начало карьеры крейсера ознаменовалось трагедией. 26 июля 1929 во время проведения практических стрельб на нем произошел взрыв башни главного калибра, в ре­зультате чего погибло 17 человек, тяжелые ранения полу­чили 9. Впоследствии Адмиралтейство объяснило проис­шедшее затяжным выстрелом в одном из 203-мм орудий башни. Замочный, введенный в заблуждение одновремен­ным выстрелом соседнего орудия и полагая, что его ору­дие также выстрелило, приступил к открыванию затвора для нового заряжания. Очевидно, ошибку обнаружили и попытались закрыть казенник, но взрыв заряда выбил ча­стично прикрытый затвор и вызвал детонацию зарядов, поднятых в башню из погреба боезапаса для следующих выстрелов. Башня вышла из строя, и крейсер был направ­лен в Англию для ремонта. В Средиземное море Devonshire вернулся только в конце года, а еще через год вновь при­был в Девонпорт для проведения более основательных ремонтных работ. В 1931 корабль в третий раз получил назначение в 1-ю эскадру и отбыл в Средиземное море, где нес службу до второй половины 1939 г.

В период войны в Абиссинии Devonshire, как и London, находился в составе александрийской эскадры и был зна­чительно поврежден во время сильного шторма 6 ноября 1935. По окончании итало-абиссинской войны началось патрулирование испанских вод. В соответствии с решени­ями международного "комитета по невмешательству", при­брежные воды Пиренейского полуострова поделили на зоны ответственности между его членами. 3 таких зоны получила Франция, по 2 - Великобритания и Италия и 1 -Германия. Англичанам достались I и III зоны: первая из них находилась на северном побережье Испании (от фран­ко-испанской границы до мыса Бусто) с пунктами досмот­ра в Дувре и Шербуре, вторая простиралась от южной границы Португалии до мыса Гата. Именно здесь вели пат­рулирование крейсер Devonshire и 9 эсминцев после вве­дения системы контроля в ночь с 19 на 20 апреля 1937. В их обязанности входило также конвоирование английских судов, прежде неоднократно задерживавшихся франкис­тами. Корабли RN эскортировали торговые суда до 3-миль­ной полосы территориальных вод, далее в охранение всту­пали корабли республиканцев. Англичане действовали ре­шительно, поэтому уже следующие попытки франкистов задержать британские суда в южной зоне ответственнос­ти, предпринятые 23 и 25 апреля, закончились неудачей.

Devonshire принимал участие и в заключительном акте той войны - сдаче Менорки. 7 февраля 1939 крейсер доста­вил в Маон эмиссара генерала Франко, графа де Сан-Луис, на следующий день принимавшего капитуляцию республи­канского гарнизона Менорки. И в этот раз не обошлось без инцидентов. Часть защитников острова пыталась ока­зать сопротивление, что вызвало немедленную реакцию немецко-итальянских сил, открыто поддерживавших Фран­ко. Порт подвергся бомбардировке, и одна из сброшен­ных итальянским самолетом бомб упала вблизи от англий­ского крейсера.

После начала II мировой войны Devonshire оставался в Средиземноморье до ноября, когда он был переведен в состав Home Fleet. 23 ноября вместе с эскадрой команду­ющего флотом Метрополии адмирала Форбса (линкоры Nelson и Rodney, 7 эсминцев 8-й флотилии) тяжелый крей­сер вышел из залива Ферт-оф-Клайд для поиска кораблей вице-адмирала Вильгельма Маршалла (линейные крейсе­ра Scharnhorst и Gneisenau), потопивших английский вспо­могательный крейсер Rawalpindi. Безуспешные поиски пре­рвавшего набеговую операцию противника продолжались до 29 ноября, после чего эскадра вернулась в базу. Вско­ре крейсер становится флагманским кораблем 1-й крей­серской эскадры вице-адмирала Дж Г.Д. Каннингхэма, в которую кроме него входят тяжелые крейсера Berwick, Norfolk, Suffolk и York.

В апреле 1940 Германия осуществила, пожалуй, наибо­лее важную и успешную операцию II-й мировой войны, опе­рацию Weserubung - вторжение немецких войск в Норве­гию и Данию. Интересно, что союзное командование пла­нировало опередить немцев высадкой десантов в Нарвике и Ставангере. С этой целью 7 апреля в Розайте началась посадка десантных подразделений на борт тяжелых крей­серов Devonshire, Berwick, York и легкого крейсера Glasgow. Однако высадку войск отменили и оставленные десантом корабли под флагом вице-адмирала Каннингхэма 8 апреля вышли в море для блокады германских пере­возок у берегов Норвегии. А уже на следующий день, 9 апреля, норвежские порты были захвачены в ходе "Уче­ний на Везере". В тот же день главные силы Home Fleet во главе с адмиралом Форбсом сделали попытку атаковать Берген, но подверглись авиационному налету 47 Ju87 и 41 Не111, в результате которого эсминец Gurkha был потоп­лен, а линкор Rodney и крейсера Devonshire, Glasgow и Southampton легко повреждены. 11 апреля Форбс с на­личными силами флота Метрополии (линкоры Rodney, Valiant и Warspite, авианосец Furious и тяжелые крейсера 1-й эскадры) предпринял блокаду и безуспешную авиаци­онную атаку Тронхейма, после чего крейсера были отправ­лены на поиск германских кораблей у норвежского побе­режья между Тронхеймом и Вест-фиордом. Позднее зону поиска расширили до Киркенеса. К 3 от Тронхейма крей­серская эскадра подверглась 2 атакам подводной лодки U-48, безуспешных из-за дефекта торпед.

28 апреля адмирал Форбс получил приказ Адмирал­тейства в кратчайший срок эвакуировать союзнические войска, высадившиеся в Намсусе и Ондальснесе, порты которых были разрушены авиацией и потому снабжение войск в них стало практически невозможным. 29 апреля из Скапа-Флоу вышли тяжелые крейсера Devonshire, York, французский легкий крейсер Montcalm (контр-адмирал Даррьен), 5 эсминцев и 3 французских транспорта. 1 мая соединение пришло в район Намсуса. Опасаясь ударов с воздуха и стремясь эвакуировать за одну ночь как можно больше людей, Каннингхэм решил использовать в каче­стве транспортов часть боевых кораблей. В течение ночи 2-3 мая, пользуясь плотным туманом, транспорты, крейсер York, эсминцы Afridi, Nubian и французский Bison приня­ли на борт 5400 чел., включая 1850 французов. Devonshire, Montcalm и 4 эсминца патрулировали у входа в фиорд. Воздушное прикрытие операции осуществлял крейсер ПВО Carlisle. 3 мая временами рассеивавшийся туман позволил противнику производить налеты на уходящие суда и ко­рабли Каннингхэма в течение всего дня. В ходе эвакуации были потоплены эсминцы Afridi и Bison, на котором оста­валось небольшое число солдат. 4 и 5 мая корабли при­были в Скапа-Флоу.

В первых числах июня военно-морские силы метропо­лии были задействованы сразу в 2 эвакуационных операци­ях - английская армия и ее союзники покидали континент.

Легкие корабли осуществляли перевозку войск из Дюн­керка (операция Dinamo), а целью операции Alphabet, в которой задействовались основные силы флота, являлась эвакуация экспедиционных сил из Норвегии. Devonshire выполнял особую миссию, не связанную с Alphabet - 7 июня он вышел из Тромсе, приняв на борт эвакуируемых в Англию короля Норвегии Гакона VII, королевскую семью и правительство страны. В 17.20 8 июня на крейсере была получена радиограмма авианосца Glorious, в которой пос­ледний, ссылаясь на предыдущую радиограмму, доносил о находившихся в море 2 немецких линейных кораблях. Это была единственная радиограмма с Glorious, услышан­ная британцами. А так как она была получена в искажен­ном виде и не содержала сведений об угрожающем поло­жении авианосца, адмирал Каннингхэм, выполнявший столь ответственную миссию, не стал нарушать радиомолчание и не отрепетовал перехваченное донесение. В момент, когда Glorious подвергся атаке противника, Devonshire находил­ся всего в 100 милях от авианосца. Трагический финал этого эпизода известен - Glorious и 2 эсминца охранения были потоплены в бою с германскими линейными крейсе­рами Scharnhorst и Gneisenau.

В конце августа Адмиралтейство предприняло перегруп­пировку сил в связи с предстоящим проведением опера­ции Menace (удар по Дакару). Флагманский Devonshire и легкий крейсер Fiji 31 августа получили приказ сопровож­дать вышедшие из Клайда транспорты с войсками, направ­лявшиеся на юг. На следующий день Fiji подвергся тор­педной атаке подводной лодки U32 и был заменен тяже­лым крейсером Australia, недавно переданным Адмирал­тейству правительством Австралии и вместе с Cumberland вошедшим в состав 1-й эскадры. 3 сентября конвой при­был в Гибралтар.

После капитуляции Франции в июне 1940 на стороне Великобритании продолжали войну вооруженные силы "Свободной Франции" генерала Шарля де Голля. Кроме того, генерала поддержали колониальные власти Фран­цузской Экваториальной Африки (Конго, Чад, Камерун и пр.) и Французской Океании (Новые Гебриды, Таити). Для борьбы с сепаратистским движением в Экваториальной Аф­рике и утверждения власти правительства Виши в этом рай­оне 9 сентября из Тулона вышло Соединение Y контр-адмирала Бурража в составе 3 легких крейсеров и 3 (4) лидеров, беспрепятственно миновавшее Гибралтар и вече­ром прибывшее в Касабланку. 14 сентября адмирал Кан­нингхэм, приближавшийся к Фритауну с силами, предназ­наченными для удара по Дакару, получил приказ воспре­пятствовать дальнейшему продвижению Бурража. Ночью 14-15 сентября в 75 милях к СЗ от Дакара был развернут разведывательный патруль из крейсеров 1-й эскадры (Devonshire, Cumberland, Australia) и авианосца Ark Royal. 18 сентября французские крейсера, не дожидаясь лиде­ров, вышли из Дакара и направились в Либревилль, куда с запасом топлива для них был выслан танкер Tarn в охра­нении крейсера Primauguet. Группу обеспечения перехва­тили крейсера южно-атлантической станции Cornwall и Delhi, препроводившие ее под эскортом в Касабланку, а соеди­нение Бурража сопровождали тяжелые крейсера Каннингхэма. Когда на Gloire произошла авария в механической установке, британские корабли заставили его также про­следовать в Касабланку. Операция в Габоне была сорвана и 2 оставшимся французским крейсерам Georges Leygues и Montcalm ничего не оставалось как вернуться в Дакар.

Последовавшая вскоре операция Menace достаточно полно освещена в 1-й части монографии, и остается лишь кратко рассказать об участии в ней крейсера Devonshire, который по присоединении к британскому Force M (соеди­нение М-Menace) стал его флагманским кораблем. 24 сен­тября крейсер участвовал в обстреле береговых батарей и французских кораблей в гавани Дакара, обстрел был во­зобновлен и на следующий день. Но после полудня 25 сентября Каннингхэм получил приказ Черчилля прервать акцию и отвести свои корабли.

После неудачи в Дакаре "свободные французы" пред­приняли серию операций по укреплению своих позиций в Экваториальной Африке, чему способствовали поддерж­ка британского флота, а также то, что в распоряжении их противника находилось лишь незначительное количество туземных войск. Devonshire по-прежнему действовал в Центральной Атлантике в составе сил поддержки генера­ла де Голля. 2-9 октября он эскортировал из Фритауна в Дуалу транспорт с войсками, а месяц спустя участвовал в морской блокаде побережья Габона во время атаки сил "Свободной Франции" на Либревилль и Порт-Жантиль.

В январе 1941 базировавшийся на Фритаун корабль включился в поисковую операцию против германского вспо­могательного крейсера Cormoran (Schiff 41 - Raider G). Поиск продолжался до начала февраля (рейдер благопо­лучно перешел в Индийский океан), затем Devonshire был направлен в Ливерпуль для ремонта (длился с 19.02. по 22.05.) и снова вошел в 1-ю эскадру крейсеров Home Fleet.

После нападения Германии на СССР и переговоров и консультаций на правительственном уровне, в Лондоне и Вашингтоне признали необходимость снабжения нового союзника военными материалами через северные порты, причем ответственность за безопасность пере­хода караванов судов полностью ложилась на Флот Метрополии, во главе которого стоял ад­мирал Тови. В связи с этим ему было предло­жено нанести удар по прибрежным коммуника­циям и главным морским базам противника на Дальнем Севере. 23 июля из Сейдисфиорда (по др. данным, из Скапа-Флоу) вышла авианосно-крейсерская группа контр-адмирала Уэйк-Уокера в составе авианосцев Furious и Victorious, тяжелых крейсеров Devonshire и Suffolk и 6 эс­минцев. В ходе набеговой операции Force P на­несла авиационные удары по портам в Киркенесе и Петсамо (30 июля) и Тромсе (4 августа). Результаты налетов были незначительны, а по­тери в самолетах огромны (над Киркенесом, на­пример, Furious потерял более половины своей ударной группы).

По возвращении в Скапа-Флоу Devonshire был задействован в операции Dervish, проводке пер­вого каравана в СССР, позднее получившего литер PQ0. Devonshire входил в состав группы дальнего прикрытия конвоя (Force M контр-ад­мирала Уэйк-Уокера), сопровождавшей его почти до самого Архангельска (24-30.08). Попутно группа обеспечивала переход в Россию авианосца Argus с 48 ис­требителями Hurricane на борту. На обратном пути 3 и 7 сентября самолеты входившего в Force M авианосца Victorious нанесли удар по судоходству противника к се­веру от Тромсе и хранилищам топлива в порту Хаммерфест, а 12 сентября атаковали алюминиевые заводы в Гломфиорде и немецкую радарную станцию на о. Рост.

После месячного ремонта Devonshire в октябре воз­вратился в Южную Атлантику, где действовал против сил вишистской Франции и немецких рейдеров. В первых чис­лах ноября им вместе с легким крейсером Colombo и вспо­могательными крейсерами Carnarvon Castle и Carthago был захвачен французский конвой в составе 2 транспортов и 3 пассажирских лайнеров, следовавший из Мадагаскара. Эскортировавшему суда шлюпу D'lberville позволили бес­препятственно удалиться. В ответ французское Адмирал­тейство приказало шедшим к Мадагаскару субмаринам Le Glorieux и Le Heros топить все встречавшиеся английские корабли. В результате атаки последней 17 ноября погиб­ло норвежское грузовое судно Thode Fagelund (5757 т).

В этот период особое беспокойство Адмиралтейства вызывали большие потери в торговых судах, понесенные в результате действий германских рейдеров и подводных лодок в районе Фритауна. Командир Devonshire, кэптен Ричард Д. Оливер, получил приказ выйти на поиск немец­ких вспомогательных крейсеров и судов снабжения суб­марин. Почти двухнедельное крейсерство вначале не дало никаких результатов. Но утром 22 ноября корабельный разведчик крейсера обнаружил в 40 милях по курсу ко­рабля и в 300 (350) милях к СЗ от о. Вознесения неизвес­тное судно. Им оказался самый удачливый вспомогатель­ный крейсер Кригсмарине Atlantis (Schiff 16 - Raider С), который, действуя в Атлантике, Тихом и Индийском океа­нах с 2 апреля (11 марта) 1940, имел на своем счету 22 потопленных или захваченных судна общим водоизмеще­нием 145698т. В момент обнаружения Atlantis заправлял топливом подводную лодку U126, незамеченную пилотом. Получив в 7.05 донесение разведчика, кэптен Оливер уве­личил ход крейсера до 25 уз. и в 8.09 вышел на визуальный контакт. В 8.15 немцы, наконец, заметили Devonshire, пре­кратили передачу топлива и стали на полном ходу уходить из района. Это вызвало подозрение командира крейсера и в 8.20 вновь был запущен Walrus, который вскоре доложил о брошенном на месте стоянки моторном катере, больших пятнах топлива и буруне на поверхности океана, что позво­лило предполагать недавнее погружение заправлявшейся субмарины. В 8.37 с дистанции 70 кбт крейсер произвел по уходящему судну два выстрела из орудий универсаль­ного калибра, с выносом вправо и влево, приказывая ос­тановиться. Однако рейдер дал по радио открытым тек­стом сигнал тревоги (RRR - атака судна военным кораблем противника), называя себя голландским Polyphemus, и про­должал уходить на юг. Незнание секретного позывного голландского судна и правильной структуры действующих в то время сигналов (в подобных ситуациях давно приме­нялся сигнал RRRR) усилило подозрения командира крей­сера, запросившего командование о предполагаемом мес­тонахождении Polyphemus. В ожидании ответа из Фритау­на Devonshire, имея явное преимущество в скорости, бли­же 70 кбт к неизвестному судну не подходил, следуя за ним на отдалении и продолжая "исследование" мнимого голландца с воздуха. Вскоре с помощью корабельного са­молета обнаружилась оплошность немцев при выборе суд­на, под которое должен был маскироваться Atlantis: Polyphemus имел корму с подзором, а рейдер - крейсерс­кую. Одновременно кэптен Оливер получил информацию от командования военно-морскими силами Южной Атлан­тики о том, что в районе нахождения крейсера не может быть никаких голландских судов. С этого момента Atlantis был обречен. В 9.35 с дистанции 100 кбт Devonshire от­крыл огонь главным калибром, а в 10.14 пылавшее судно затонуло после внутреннего взрыва. Сразу после потопле­ния рейдера английский крейсер, из опасения подводной атаки (о нахождении в районе субмарины неоднократно доносил пилот бортового разведчика), быстро удалился с места боя, не став спасать немецкий экипаж. Этим заня­лась U126, все время преследования и боя безуспешно пытавшаяся выйти на удобную для атаки крейсера пози­цию. Спасенные с Atlantis были переданы на германское судно снабжения подлодок Python, восемь дней спустя (1 декабря) также потопленное тяжелым крейсером Dorsetshire.

Начало войны на Тихом океане ознаменовалось целой серией поражений англичан в этом регионе: события в Малайе, потеря Repulse и Prince of Wales, падение Синга­пура и Гонконга. Быстрое продвижение японских сил на юг и на запад в первые месяцы 1942 потребовало укреп­ления британских позиций в Индийском океане. В январе 1942 Devonshire прибыл на военно-морскую базу в Нор­фолке (США), где в период с 23 января по 7 марта на нем проводился ремонт. По его окончании крейсер получил назначение в 4-ю эскадру, входившую в состав сил Вос­точного флота, однако был задержан в Гибралтаре и во­шел в соединение кораблей, задействованных в операции Ironclad, высадке британских войск в Мадагаскаре.

В начале апреля соединения японского флота начали наступательные операции в Индийском океане, угрожая Цейлону. В условиях господства авианосных сил адмира­ла Нагумо значительно более слабый Eastern Fleet адми­рала Сомервилла был вынужден отступить, перенеся свои оперативные базы в западную часть океана. Флот нуждал­ся в новом пункте базирования и союзникам, естественно, пришлось задуматься о судьбе Мадагаскара, располагав­шего отличной гаванью Диего-Суарес и занятого войска­ми враждебного правительства Виши. Остров занимал ко­мандное положение в юго-западной части Индийского океана и в случае захвата его японцами создавалась ре­альная угроза ближневосточным конвоям союзников. Ру­ководство операцией по захвату Диего-Суарес поручили контр-адмиралу Э.Н. Сифрету, а сама операция Ironclad должна была проводиться, в основном, силами гибралтар­ского соединения Force H, в числе кораблей которого на­ходился и Devonshire. Сосредоточение сил вторжения на­мечалось в Дурбане. 25 апреля из Дурбана вышел конвой Y, состоящий из 2 десантных судов, 5 транспортов, танке­ра и госпитального судна. Его эскортировали Devonshire, тральщики 14-й флотилии и корветы 3-й эскортной груп­пы. Главные силы адмирала Сифрета сопровождали кон­вой Z, вышедший 28 апреля. 3 мая оба конвоя соедини­лись с кораблями Eastern Fleet (авианосец Indomitable и 2 эсминца), после чего силы вторжения (13 войсковых транс­портов и 4 судна обеспечения, 11 эсминцев, 8 корветов и 4 тральщика) возглавил кэптен Оливер на крейсере Devonshire, выведший их в точку атаки в 95 милях к СЗ от Мадагаскара. 5 мая десантные подразделения высадились в заливах Корриер и Амбарарата, захватив береговые ба­тареи и аэропорт, и повели наступление на Диего-Суарес, лежащий в северной части острова. 7 мая Devonshire со­вместно с линкором Ramillies и крейсером Hermione из состава сил прикрытия (2 линкора, 2 авианосца, крейсер и 7 эсминцев) обстрелял позиции вишистов, оказавших нео­жиданное сопротивление на подступах к городу. В тот же день город был занят, а вишистский гарнизон сдался. Пол­года спустя, в ноябре, англичане завершили завоевание Мадагаскара высадкой в Маджунга, не встретившей прак­тически никакого сопротивления.

В феврале 1943 состоялась переброска из Суэца в Авст­ралию 9-й австралийской дивизии (30000 чел) в рамках опе­рации Pamphlet. Для этой цели в Красное море прибыли 5 войсковых быстроходных транспортов - бывших лайнеров Queen Mary, Aquitania, lie de France, Nieuw Amsterdam и Queen of Bermuda. 4 февраля они вышли из Суэца. Океанский эс­корт конвоя составил тяжелый крейсер Devonshire и, от Со­котры, легкий крейсер Gambia. На различных этапах перехо­да караван прикрывали 3 линкора, 3 крейсера и 8 эсминцев. 18 февраля конвой без потерь прибыл в Фримантл, откуда проследовал дальше в Мельбурн и Сидней под эскортом легких крейсеров Adelaide и голландских Heemskerck и Tromp, a Devonshire получил приказ идти на ремонт в Англию. Ре­монтный период затянулся на долгих 10 месяцев (18.05. 1943 - 20.03.1944), после чего крейсер был снова назначен в 1-ю эскадру крейсеров Home Fleet, в составе которой оставался до конца войны. В июле и августе входил в группы прикры­тия авианосцев, палубная авиация которых пыталась уничто­жить находившийся на стоянке в норвежском Каафиорде линкор Tirpitz. Обе операции возглавил новый командую­щий Home Fleet адмирал Мур. 17 июля ударные группы авиа­носцев Formidable, Indefatigable и Furious, прикрываемых флагманским линкором Duke of York, крейсерами Kent, Devonshire, Jamaica, Bellona, эсминцами и корветами 20-й эскортной группы, атаковали Каафиорд, но из-за раннего обнаружения самолетов атака была сорвана постановкой дымзавесы и организованным зенитным огнем. Не больше успеха имел и повторный налет на Tirpitz, состоявшийся в середине августа. В этот раз ударные силы группы были уси­лены эскортными авианосцами Trumpeter и Nabob, а в соста­ве прикрытия легкие крейсера и Kent заменил Berwick. Не­делей раньше (9-11 августа) крейсера Kent и Devonshire при­крывали эти же авианосцы во время их рейда против немец­кого аэродрома на норвежском о. Госса. 12 сентября была проведена очередная операция у норвежского побережья (операция Begonia), в ходе ее авианосцы Furious и Trumpeter, под прикрытием Devonshire и 6 эсминцев 26-й флотилии, произвели постановку мин в районе Арамзунда. Следующая миннозаградительная операция (Hardy), в которой Devonshire и эсминцы охраняли эскортные авианосцы Trumpeter и Campania, состоялась в конце октября 1944. Палубная авиа­ция поставила заграждение в Гаррхамсфиорде и атаковала немецкие радиостанции в Вигре и Ганой.

В декабре Devonshire вошел в состав эскортных сил конвойной операции Urbane по проводке из СССР карава­на RA.62. Сама акция длилась 8 дней(7-14 декабря), по­путно с обеспечением перехода конвоя самолеты входив­ших в силы прикрытия авианосцев ставили минные заграждения и нанесли удары по судоходству в районе Ставангера.

В феврале 1945 Devonshire вместе с Norfolk и 4 эсминца­ми в последний раз принял участие в набеговой операции к берегам Норвегии в составе охранения эскортных авианос­цев Premier и Puncher.

После капитуляции Германии в мае 1945 корабли Ноте Fleet были задействованы в оккупации портов Северной Ев­ропы и конвоировании уцелевших кораблей Кригсмарине в Вильгельмсхафен, где должна была состояться процедура распределения трофеев между странами-победительницами. 12 мая Devonshire (под флагом контр-адмирала Ритчи) и 3 эсминца вышли из Розайта, эскортируя крейсера-минзаги Apollo и Ariadne с кронпринцем Олафом и членами эмигран­тского правительства Норвегии на борту. Конвой прибыл в Осло 13 мая, а вечером того же дня Devonshire уже входил в гавань Копенгагена в сопровождении 2 эсминцев. Столица Дании не подверглась воздушным налетам, жертвами кото­рых стали боевые корабли Кригсмарине, оставшиеся в гер­манских портах. Это спасло находившиеся в Копенгагене тяжелый крейсер Prinz Eugen и легкий Nurnberg, после об­щей капитуляции спустившие флаг и переданные англичанам 8 мая. 24 мая немецкие крейсера под конвоем Devonshire, крейсера ПВО Dido и 2 эсминцев отправились в Вильгельмс­хафен, куда прибыли 26 мая (согласно части источников, Devonshire сменил в Копенгагене легкий крейсер Birmingham, который и сопровождал "немцев" в Германию).

5 июня Devonshire участвовал в последнем акте норвеж­ской драмы, когда возвращающиеся на родину король Нор­вегии Гакон VII и члены его семьи поднялись на борт крейсе­ра Norfolk в Розайте, a Devonshire под флагом вице-адмира­ла Макгригора возглавил эскорт. Выбор Devonshire для этой миссии был не случайным, ведь именно он доставил короля в Англию в мае 1940.

До начала 1946 крейсер, как и большинство County, вы­полнял функции войскового транспорта. В сентябре прибыл на верфь в Девонпорте, где около полугода на нем произво­дились работы по переоборудованию крейсера в учебный корабль. К выполнению новой функции он приступил в апре­ле 1947 и в течение последующих 6 лет дважды совершил учебные походы в Вест-Индию, а также посетил целый ряд европейских портов. В октябре 1953 Devonshire был выве­ден в резерв и 16 июня 1954 продан на слом. 12 декабря тяжелый крейсер прибыл на верфь Cashmore в Ньюпорте для разборки.

Восьмым и пока последним английским кораблем, полу­чившим название Devonshire (D 02/Cammel Laird, Birkenhead/ 09.03.1959/10.06.1960/15.11.1962), стал головной корабль серии ракетных эсминцев, к которой относились также Kent 13-й и London 12-й. Devonshire 8-й закончил службу в 1978, а 6 лет спустя потоплен в качестве корабля-цели.