HMS Sussex

 

Графство Сассекс расположено на юж­ном побережье Англии (с 1947 администра­тивно разделено на Восточный и Западный Сассекс) и его имя до конца XX века упот­реблялось в качестве названия кораблей Королевского флота четырежды. Первый Sussex вошел в строй в 1652, но уже в сле­дующем году погиб от пожара. Следующий корабль этого имени, парусный линкор II класса, получил при спуске на воду в 1757 название Union, в 1802 был переоборудован в госпитальное судно, в связи с чем ему при­своили новое имя - Sussex. На счету старого линкора числилось немало битв - в заливе Киберон (20.11.1759), при Уэссане (12.12.1781) и под Тулоном (28.08.1793). В 1816 корабль был разобран.

Четвертым это имя получил тяжелый крей­сер типа County, заложенный 1.02.1927 на верфи R.& W.Hawtorn, Leslie & Co.,Ltd. в Хебберне-он-Тайн. Спуск на воду состоялся по­чти через год, 22.02.1928. Крестной матерью крейсера стала леди Леконфилд, супруга лорда-лейтенанта одноименного графства. Корабль вошел в строй 19.03.1929, получив тактический номер 96 (с 1947 - С9б).

Службу начинал традиционно - в Первой эскадре крейсеров. В 1934 был направлен в Австралию для замены переведенного в со­став Средиземноморского флота тяжелого крейсера Australia. На переходе на борту Sussex находился направлявшийся в Авст­ралию с визитом герцог Глостер. Его Коро­левское Высочество совершил на крейсере круиз в австралийских водах, причем обя­занности почетного эскорта нес еще один County - Canberra. 10 декабря герцог на крей­сере Australia отбыл с визитом в Новую Зе­ландию, a Sussex оставался в составе RAN (Royal Australian Navy) до сентября 1935, когда в связи с абиссинским кризисом он вновь был переведен в Средиземное море. Здесь в октябре он вошел в состав отряда кораблей в Порт-Саиде (вместе с легкими крейсерами Colombo и Emerald), а в 1937 перешел в Александрию, сменив ушедший на родину крейсер Australia.

С начатом гражданской войны в Испании Sussex со­вместно с крейсером London патрулировал испанские воды в южной зоне ответственности Британии. С ним же Sussex совершил визит вежливости в Венецию в августе 1937. В августе 1938 вместе с линейным крейсером Hood прибыл в Пальму на о.Мальорка, где последний принял на борт экипаж британского судна, потопленного в ходе авиана­лета. 17 августа оба крейсера взяли курс на Мальту, отку­да Sussex был направлен в Англию. На Средиземном море крейсер вновь появился в начале 1939.

Вскоре после начала войны Sussex перевели в Южную Атлантику, где он включился в масштабную операцию, про­водившуюся союзными флотами по поиску германского "карманного" линкора Admiral Graf Spee. Операция отли­чалась размахом - линкор, два авианосца, девять крейсе­ров английских и два линкора, авианосец и пять крейсе­ров французских составили восемь поисковых групп (Force F - N). Force H, в которую входили Sussex и Shropshire, патрулировала в районе мыса Доброй Надежды. В ходе операции крейсерам Force H была поставлена еще одна задача - поиск германского судна снабжения Altmark. Для этой цели командующий ВМС в Южной Атлантике вице-адмирал д'Ойли-Лайон решил усилить Force H кораблями Force К (авианосец Ark Royal, линейный крейсер Renown и легкий крейсер Neptune). Altmark не нашли, но 2 декабря южноафриканской авиацией был обнаружен германский блокадопрорыватель Watussi (9552 т), на перехват которого тотчас же вышли Sussex и Renown. Однако захватить не­мецкое судно не удалось, поскольку оно было затоплено экипажем сразу же после отдания крейсером Renown сиг­нала остановиться.

В конце декабря Sussex получил назначение в 4-ю эс­кадру крейсеров Восточного флота и прибыл на Цейлон 6 января 1940. 30 января в Коломбо Sussex и легкий крей­сер Hobart вступили в охранение конвоя войсковых транс­портов US.1, эскортируемого линкором Ramillies и следу­ющего в Суэц с контингентом австралийских и новозелан­дских войск на борту. 8 февраля конвой миновал Аден и 12-го прибыл в Суэц, после чего корабли эскорта возвра­тились в свои базы.

В конце марта крейсер пришел на ремонт в Ливерпуль, а по окончании работ был включен в состав 1-й крейсерс­кой эскадры Home Fleet, флагманским кораблем которой являлся Devonshire. Четыре месяца спустя Sussex напра­вили на очередной ремонт в Глазго. 18 сентября, в ходе одного из авианалетов, в стоящий в доке (Princess Dock) крейсер попала 250-кг бомба, взорвавшаяся в районе вто­рого машинного отделения. Вспыхнувший пожар вскоре стал неконтролируемым и угрожал взрывом зарядных погребов кормовых башен, во избежание чего командир принял решение о их затоплении. В результате крейсер сел кормой на дно дока, получив значительный крен на правый борт. В таком положении Sussex оставался до ок­тября, когда корабль был поднят, а в ноябре его отбукси­ровали на верфь York Hill Bassin на Клайде. Ремонтные работы продолжались почти два года и закончились в августе 1942. В сентябре Sussex вновь получил назначе­ние в 1-ю эскадру.

Еще в августе 1942 немцы начали очередную кампа­нию переходов блокадопрорывателей из Германии в Япо­нию и обратно. В Японию доставлялись военные материа­лы и техника, с Дальнего Востока - сухогрузы, в основном каучук. В феврале 1943, когда ожидался проход прерыва­телей, возвращавшихся в Европу, через самую узкую часть Атлантики, в район Азорских островов были высланы крей­сера Флота Метрополии. 23(26) февраля самолет амери­канских ВВС Liberator обнаружил в 500 милях от мыса Финистерре подозрительный танкер и доложил об этом по радио. Патрулировавший в 190 милях Sussex принял донесение и пошел на перехват. Вечером того же дня тан­кер был потоплен. Им оказался прерыватель Hohenfriedberg, бывший норвежский Herborg (7892 т), зах­ваченный 19.06.1942 немецким вспомогательным крейсе­ром Thor (Schiff 10 - Raider E). Примечательно, что Sussex оказался в том же положении, что и Devonshire во время боя с Atlantis. Опасаясь действовавших в этом районе суб­марин, крейсер не стал подбирать немецкий экипаж и бы­стро ушел. Танкер действительно сопровождался тремя под­лодками, одна из которых, U 264, сделала по Sussex тор­педный залп. Эти же подлодки спасли команду танкера.

В марте крейсер в очередной раз получил назначение в 4-ю эскадру, но еще несколько месяцев находился в Южной Атлантике. В декабре прошел ремонт в Бомбее, по окончании которого, в январе 1944, присоединился, наконец, к кораблям Eastern Fleet на Цейлоне. В феврале-марте соединение кораблей флота, состоявшее из авиа­носца Illustries, крейсеров Sussex и Gambia и двух эсмин­цев, осуществляло поиск предполагавшихся немецких бло­кадопрорывателей в районе к юго-западу от Кокосовых островов (операция Sleuth).

Следующий ремонт, с июня 1944 по март 1945, прохо­дил в Ширнессе, причем крейсер номинально числился в 10-й крейсерской эскадре Home Fleet. После окончания ремонта Sussex вновь был направлен на Дальний Восток, где в июле принял участие в освобождении от японцев Малаккского полуострова. 24-26 июля в составе соедине­ния вице-адмирала Уокера (линкор Nelson, эскортные авиа­носцы Ameer и Empress, Sussex и 4 эсминца) прикрывал траление от мин прибрежных вод полуострова. Попутно палубная авиация нанесла удар по занятому японским гар­низоном Кра Истмус, а корабли эскорта обстреляли бере­говые сооружения. 26 июля состоялась первая и единствен­ная атака камикадзе на корабли Восточного флота, в ре­зультате которой Sussex и авианосец Ameer получили по­вреждения, а тральщик Vestal был потоплен.

Но дни японской военщины уже были сочтены и месяц спустя, после официальной капитуляции Японии, началась сдача японских гарнизонов в Юго-Восточной Азии. 4 сен­тября в Сингапур из Бомбея прибыл конвой из транспор­тов с войсками 5-й индийской дивизии, штабом XV корпу­са и британской 3-й бригадой коммандос. В охранении находились Sussex, эсминец и 7-я флотилия тральщиков. В тот же день на борту Sussex генерал-лейтенант Итагаки и вице-адмирал Фукудоме подписали акт капитуляции Син­гапура и военного округа Джохор, после чего прибывшие войска произвели высадку.

Следующим районом, в котором действовал Sussex, стала Голландская Ост-Индия. В течение октября англо­-индийские войска высадились на Яве и Суматре, и к концу месяца все японские гарнизоны на архипелаге сложили оружие. Однако индонезийцы не собирались вновь подчи­няться голландскому владычеству и продолжавшие при­бывать британские армейские части фактически пытались содействовать восстановлению контроля Голландии над своей бывшей колонией. 1 ноября в Сурабаю пришел оче­редной конвой во главе со штабным кораблем Bulolo, до­ставивший на Яву подразделения 5-й индийской дивизии. Эскортирование транспортов осуществляли Sussex и три эсминца. Высадка войск состоялась на следующий день. Начиналась четырехлетняя вооруженная борьба Индоне­зии за независимость.

Sussex оставался в составе Тихоокеанского флота Бри­тании еще около года, а в сентябре 1946 был выведен в резерв в Девонпорте. Полгода спустя его снова ввели в строй, направив в базировавшуюся на Гонконг 5-ю эскад­ру крейсеров, в составе которой он находился с середины 1947 до конца 1948. В феврале 1949 вернулся на родину, выведен в резерв, а в конце года исключен из списков флота. 3 января 1950 Sussex продали на слом и в февра­ле он прибыл на верфь Arnott Young в Далмюре для раз­борки, которая завершилась в январе 1955.

В качестве корабельного названия имя Sussex больше не появлялось.