HMS/HMAS Shropshire

 

Четвертый и после­дний крейсер II серии County стал единственным кораблем Royal Navy, но­сившим название граф­ства Шропшир, располо­женного в Западной Анг­лии. Крейсер строился на шотландской верфи Beardmore в Глазго (24.02.1927 /5.07.1928 / 12.09.1929). 24 сентября, после проведения необхо­димых испытаний, Shropshire вошел в строй, получив тактический но­мер 73. Первым команди­ром корабля стал кэптен Р.У. Олдхэм, а первый дальний поход начался 9 ноября, когда крейсер оставил Англию, направляясь, по традиции, в Средиземное море.

В апреле 1932 Shropshire вернулся в Англию для про­филактического ремонта и освидетельствования, проведен­ного на верфи в Чегеме 4 апреля. Вновь получив назначе­ние в 1-ю эскадру, крейсер прибыл в Гибралтар 29 апре­ля. Очередное докование в Четеме началось 28 ноября 1934 и к Рождеству корабль вернулся в Средиземное море. В период абиссинской войны Shropshire стационировал в Александрии, а в начале гражданской войны в Испании прикрывал эвакуацию соотечественников и беженцев в Барселоне (22.08.-16.09.1936). После введения системы контроля (в ночь на 20.04.1937) крейсер начал патрулиро­вание испанских вод в северной (1-й) зоне ответственнос­ти Британии. В этот период имели место частые инциден­ты с военными кораблями франкистов, пытавшимися за­держать британские торговые суда. Так, Shropshire вмес­те с линейным крейсером Hood и 3 эсминцами "освобо­дил" недалеко от Бильбао задержанное легким крейсером Almirante Cervera английское судно Thorpehale. Следую­щий инцидент произошел 25 апреля, когда тот же Cervera попытался задержать у мыса Майор британский пароход Oakgrove.

Следующий визит в Англию стал более продолжительным из-за 4-ме­сячного ремонта, закончившегося в октябре 1937. 10 ноября Shropshire в четвертый раз получил назначение в 1-ю эскадру, а в 1938 стал флаг­манским кораблем ее командующе­го, контр-адмирала Каннингхэма, чей флаг крейсер носил до 25 мая 1939.

Первый месяц войны крейсер ос­тавался в Средиземноморье, в октябре вместе с Sussex был переведен в Южную Атлантику, где крейсера соста­вили группу Force H, патрулировавшую в поисках "карман­ного" линкора Admiral Graf Spee на маршруте от мыса Доброй Надежды до параллели о. Св. Елены. Рейдер об­наружить не удалось, но поиск не оказался безрезультат­ным. 9 декабря Shropshire перехватил немецкий блокадопрорыватель Adolf Leonhard (2990 т), экипаж которого затопил свое судно, несмотря на все попытки англичан помешать этому.

Спустя 4 дня Admiral Graf Spee получил значительные повреждения в бою с Force G коммодора Харвуда у Ла-Платы и ушел в Монтевидео. Адмиралтейство незамедли­тельно начало стягивать в этот район дополнительные силы для блокады рейдера в порту. 15 декабря приказом Ад­миралтейства Shropshire был отправлен к Ла-Плате, а 18-го, после того, как Graf Spee был взорван своим экипа­жем, перенацелен в Порт-Стэнли в распоряжение Харву­да. В дальнейшем крейсер вместе с Dorsetshire эскорти­ровал поврежденный в бою в устье Ла-Платы тяжелый крейсер Exeter во время его перехода с Фолклендов во Фритаун. Затем последовали очередной ремонт в Англии (по другим данным, в Симонстаде) и патрульно-эскортная служба на маршруте Капштадт-Дурбан-Момбаса-Аден. В мае 1940 Shropshire был задействован в проводке конвоя US.3, следовавшего в Англию в составе 6 войсковых транс­портов-лайнеров (Mauretania, Queen Mary, Aquitania, Empress of Britain, Empress of Japan, Empress of Canada) с австралийскими и новозеландскими войсками на борту. Крейсер вступил в охранение каравана 20 мая, сменив ав­стралийский крейсер Canberra, и совместно с Cumberland эскортировал конвой до 14 июня, когда к 3 от Гибралтара их сменили линейный крейсер Hood, авианосец Argus и 6 эсминцев. Караван вошел в Клайд 1 июля.

В июне-июле на крейсере проводился ремонт, затем последовало назначение в 4-ю эскадру крейсеров. С ок­тября до середины февраля 1941 Shropshire действовал в Индийском океане против Итальянского Сомали, поддер­живая наступление британских и южно-африканских войск, предпринятое из Кении. 2 февраля 1941 Shropshire совме­стно с легкими крейсерами Ceres и Colombo блокировал сомалийский порт Кисимайо. Вскоре для поддержки на­ступающих войск с моря командующий морскими силами района вице-адмирал Литэм сформировал группу Force Т (крейсера Shropshire, Ceres, Capetown, Hawkins, авиано­сец Hermes, эсминец Kandahar) под командованием ко­мандира Shropshire кэптена Эдельстена. 12 февраля при огневой поддержке Shropshire Кисимайо был взят.

22 февраля началась поисковая операция против "кар­манного" линкора Admiral Scheer, обнаруженного кора­бельным самолетом крейсера Glasgow к В от Мадагаска­ра. К поиску подключились и корабли Force Т. Операция закончилась ничем, после чего Shropshire отправился на ремонт в Англию (в ряде источников в качестве места ре­монта опять указывается Симонстад). По окончании ре­монта крейсер в августе вошел в состав 1-й эскадры Ноте Fleet и в течение следующих двух месяцев принимал учас­тие в арктических операциях флота, в том числе проводке каравана PQ16 в Архангельск. Арктический эпизод в жиз­ни Shropshire оказался очень коротким и после 4-месяч­ного ремонта в Четеме (17.10.1941 - 16.02.1942) сменился патрульно-эскортной службой в Южной Атлантике, пре­рвавшейся лишь однажды, в апреле 1942, приходом на ремонт в Девонпорт.

Последовавшая 9 августа гибель австралийского тяже­лого крейсера Canberra в ночном бою у о. Саво заметно повлияла на дальнейшую судьбу Shropshire, поскольку пра­вительство Британии посчитало необходимым компенсиро­вать эту потерю передачей Королевскому флоту Австралии (RAN) равноценного корабля из состава собственного фло­та. Возможно, выбор пал на Shropshire именно потому, что на нем еще предстояло провести большой объем ремонт­ных работ. Тем не менее, крейсер был отозван из состава South Atlantic Station и 23 декабря 1942 в Четеме кэптен RN Дж. Т. Борретт сдал командование крейсером, которое 4 дня спустя принял коммандер RAN Д.Г. Харрис, ответ­ственный за предстоящий ремонт и приемку крейсера в состав австралийского флота. 7 апреля 1943, еще в ходе значительных по объему ремонтных и модернизационных работ (именно тогда, кстати сказать, Shropshire лишился торпедного и авиационного вооружения), в командование крейсером вступил кэптен RAN Дж. Э. Коллинз, а сам ко­рабль формально передан RAN 20 апреля. Однако оконча­ние ремонта затянулось до 12 июня и лишь 25 июня коман­дующий силами флота в Норе адмирал сэр Дж. д'Ойли-Лайон официально передал крейсер австралийцам.

На Тихий океан Shropshire отправился из Скапа-Флоу в августе, попутно эскортируя гибралтарский конвой, 4 сентября достиг Капштадта, 3 недели спустя - Фримантла, и, наконец, прибыл в Сидней 2 октября. 30 октября в Брисбейне он присоединился к кораблям Австралийской эс­кадры (Task Force - TF.74), которой командовал уже зна­комый нам контр-адмирал Виктор Э.К. Кратчли, держав­ший свой флаг на Australia.

5 дней спустя TF.74 в составе тяжелых крейсеров Australia и Shropshire, 2 австралийских и 2 американских эсминцев было переброшено в район Новых Гебридов для поддержки действовавших там американских войск гене­рала Макартура. Американцы продвигались на СЗ, неук­лонно усиливая давление на восточный фланг японской группировки на архипелаге Бисмарка и Новой Гвинее. На­ходившимися в распоряжении Макартура морскими сила­ми (7-й Флот США) командовал вице-адмирал Т. Кинкейд. Они состояли, в основном, из 2 оперативных соединений: TF.74 контр-адмирала Кратчли и американского TF.75 контр-адмирала Р.К. Берки в составе легких крейсеров Phoenix, Nashvill, Boise и эсминцев. Скромные по кора­бельному составу силы во взаимодействии с морской авиа­цией 7-го Флота США прикрывали десантные операции Vll-й Амфибийной группы (TF.76), напоминавшие скорее переправы с берега на берег.

В декабре 1943 TF.74 задействовалось в операциях в районе о. Новая Британия, прикрывая высадку десантов на о. Арава (13-14 декабря, операция Director) и на мыс Глостер, юго-западную оконечность Новой Британии (26-27 декабря, операция Dexterity). В январе 1944 цепная реакция боевых действий перекинулась на новогвинейс­кий полуостров Гуон, где в районе Сайдора попали в ок­ружение 12000 японских солдат 18-й армии генерал-лей­тенанта Адати. После эвакуации генерала субмариной I-177, японцы с большими потерями пробились через джун­гли к Мадангу. Прикрытие и огневую поддержку десант­ной операции осуществляли корабли Кратчли. В феврале Shropshire, сменив ушедший на ремонт Australia, стано­вится флагманом TF.74, в марте действует против японс­ких гарнизонов на островах Адмиралтейства, а в конце апреля поддерживает огнем высадку американских войск в заливе Гумбольдта на северном побережье Новой Гви­неи (операция Reckless). В мае TF.74 прикрывало захват района Вакде-Сарми и лежащего у северного побережья Новой Гвинеи о. Биак, причем в последнем случае японс­кий флот попытался помешать ходу операции переброс­кой на Биак подкреплений. Однако выполнявшие эту за­дачу эсминцы контр-адмирала Сакондзю 8 июня были ото­гнаны крейсерами и эсминцами Кратчли.

В середине июня Shropshire ушел ремонтироваться в Сидней, но уже 12 июля вновь поддерживал с моря дей­ствия 6-й армии в районе Айтапе, а 28 июля участвовал в бомбардировке расположенного напротив о. Биак мыса Сансапор, захваченного десантом 2 дня спустя. В июле в командование соединением TF.74 вступил бывший коман­дир Shropshire коммодор Дж. Коллинз, сменивший Кратч­ли и также поднявший флаг на Australia. Командиром Shropshire стал кэптен Николз.

Сансапор стал последней остановкой Макартура в Но­вой Гвинее на долгом пути к Филиппинам. Но перед вы­садкой на Филиппины необходимо было захватить в каче­стве передовых баз несколько островов: Пелелиу, Моротай, Улити. Особое значение в данной ситуации приобре­тал Моротай, самый северный из Молуккских островов: обладание им должно было нейтрализовать соседний о. Хальмахера, на котором японцы имели сильный гарнизон и 8 аэродромов. Высадку на остров произвели 15 сентяб­ря под прикрытием и при огневой поддержке обоих опе­ративных соединений флота, а также 6 эскортных авиа­носцев.

20 октября началось десантирование американских войск в заливе Лейте. Командование Императорского флота решило задействовать в контрдесантной операции все бо­еспособные надводные силы. Для этого из серии подго­товленных планов Sho (яп. "победа") японцы выбрали пер­вый, согласно которому их артиллерийские корабли, вый­дя разными маршрутами в залив Лейте, должны были вне­запно появиться там 25 октября и уничтожить транспорты, эскортные авианосцы и корабли прикрытия. Реализация плана Sho-1 привела к крупнейшему морскому сражению. Собственно, битва за Лейте распадается на 4 отдельных боя: в море Сибуян 24 октября, в проливе Суригао 24-25 октября, у о. Самар 25 октября, у мыса Энгано 25-26 ок­тября. Тяжелому крейсеру Shropshire довелось участво­вать во втором из этих боев, ставшем последним в исто­рии классическим сражением больших артиллерийских кораблей. Накануне, 21 октября, флагманский Australia получил повреждения в результате атаки камикадзе, а ко­мандующий TF.74 коммодор Коллинз был тяжело ранен, в связи с чем остальные корабли соединения вошли в со­став TF.75 контр-адмирала К.Берки. В свою очередь, TF.75 (TG.77.3) стало составной частью сил контр-адмирала Дж. Б. Олдендорфа (TF.77), которые должны были преградить дорогу японскому Южному Соединению адмиралов Нисимура и Сима.

Американский адмирал правильно заключил, что про­тивник будет прорываться в залив Лейте проливом Сури­гао, и решил встретить его там, забрав из сил огневой поддержки 7-го Флота 6 старых, но с мощной артиллери­ей линкоров, а также крейсера и эсминцы. Линкоры Олдендорф развернул поперек пролива, а крейсера поста­вил на флангах, причем крейсерская группа Каунта Берки - Shropshire и легкие крейсера Boise и Phoenix - оказа­лась правофланговой. Эсминцы должны были атаковать японцев на подходе.

В 3.23. 25 октября на экранах радаров показалась ко­лонна кораблей Нисимуры. К этому моменту она сократи­лась в результате торпедных атак эсминцев до флагманс­кого линкора Yamashiro, тяжелого крейсера Mogami и эс­минца Shigure (3 японских эсминца были потоплены или потеряли ход, а от попадания торпеды в линкор Fuse взор­вался боезапас и корабль разломился). Теперь колонна японских кораблей представляла собой слишком малень­кую ножку к поперечному "бревну" "Т", которым Олдендорф собирался накрыть противника.

В 3.51. Олдендорф приказал крейсерам открыть огонь, поскольку они находились на 2-3 мили ближе к противни­ку, чем линкоры. Через 2 минуты Yamashiro, а за ним и корабли его колонны снизили скорость до 12 уз, но про­должали следовать на север, стреляя по видимым целям, т.к. не имели радаров. А наиболее "видимым" в данной ситуации являлся именно Shropshire, поскольку выстрелы Boise и Phoenix, равно как и левофланговых американс­ких крейсеров, использовавших беспламенный порох, не давали такой яркой вспышки, каковыми сопровождалась стрельба австралийского крейсера. На самом Shropshire сверкание собственных залпов попро­сту ослепляло людей, находившихся в открытых боевых постах. Поэтому до вступления в акцию главной артил­лерии американских линкоров япон­ские корабли стреляли, ориентируясь, главным образом, по частым вспыш­кам выстрелов Shropshire. А стрель­ба последнего была как никогда час­той! Вот как оценивал огневое дей­ствие крейсера его командир Николз: "Был достигнут очень высокий темп огня частыми залпами - не менее 8 залпов в течение 2 минут. Такой темп" стрельбы главным калибром превы­шает все прежние артиллерийские по­казатели и свидетельствует о прекрас­ной выучке башенных расчетов". По мнению артиллерийских офицеров крейсера, в течение 15 минут (с 3.56. до 4.10.) Shropshire сделал 32 залпа, выстрелив 214 снарядов калибра 203 мм и добившись не менее 10 накры­тий главной цели - японского линко­ра. Они же насчитали до 6 японских залпов, упавших вблизи от крейсера.

Тем не менее, дело решили артил­лерия линкоров и торпеды эсминцев. Последние минуты боя обреченный Yamashiro шел зигзагом на север, яро­стно отстреливаясь по ближайшей группе кораблей - правофланговым крейсерам адмирала Берки. Получив в общей сложности 4 торпедных по­падания, линкор перевернулся и за­тонул, унеся с собой большую часть экипажа вместе с вице-адмиралом Нисимурой.

Шедшее примерно в 30 милях за кораблями Нисимуры соединение вице-адмирала Сима, встретив пылав­ший крейсер Mogami, который управ­лялся машинами, и достигнув догорав­ших руин Fuso, повернул назад, а по­явившиеся утром над проливом целые тучи "эвенджеров" и "хэллдайверов" обнаружили лишь обломки и медлен­но ползший Mogami, добить который было делом нескольких минут.

Битва в заливе Лейте предрешила исход войны, но не закончила ее. Следующим шагом к победе станет новая операция на Филиппинах - захват важнейшего из этих ос­тровов, Лусона. Но для авиационного прикрытия транс­портов, следующих в залив Лингайен, и десантируемых там войск требовалось сначала завладеть о. Миндоро, важ­ным исходным пунктом для десанта на Лусоне. Высадка 15 декабря 1944 прошла гладко - на Миндоро было очень мало японцев - но производилась она под непрерывным "градом" камикадзе. В итоге получили повреждения 3 эс­минца и эскортный авианосец Marcus Island, были потоп­лены 5 десантных судов, но особенно досталось флагман­скому кораблю десантного соединения контр-адмирала А.Д. Страбла легкому крейсеру Nashville, которому при­шлось срочно возвращаться на Лейте. Корабли контр-ад­мирала Берки, среди которых находился и Shropshire, осу­ществляли ближнее прикрытие сил вторжения и повреж­дений не имели.

Десантная операция в заливе Лингайен на Лусоне (ян­варь 1945) достаточно полно описана в истории службы крейсера Australia, совместно со Shropshire входившего в состав группы огневой поддержки десанта TG.77.2 вице-адмирала Олдендорфа. Shropshire, в отличие от словно магнитом притягивавшего к себе камикадзе Australia, не имел повреждений, хотя 7 января 2 самолета самоубийц упали в непосредственной близости от крейсера.

В конце января американскими войсками проводилась серия десантных операций в западной части Лусона. 29-30 января Shropshire в составе сил дальнего прикрытия TG.74.3 контр-адмирала Берки участвовал в одной из таких выса­док, этапной операции Mike VII, в ходе которой подразде­ления 6-й армии США десантировались в заливе Субик Бэй. Вслед затем австралийский крейсер стал флагманс­ким кораблем резервной группы флота под командованием коммодора RAN Фарнкомба. 14 февраля группа Фарнкомба (помимо Shropshire в нее входили американские тяже­лые крейсера Minneapolis, Portland и 6 эсминцев) пришла в Манильский залив на усиление TG.74.3 Каунта Берки, под­держивавшей с моря наступление на Манилу. Только 4 мар­та город был очищен от японцев, после этого Shropshire ушел в Сидней для ремонта, продолжавшегося до мая.

Вступив в строй, в июне крейсер принял участие в опе­рации Oboe II, высадке союзнических войск в Баликпапане на о. Борнео. Бомбардировка японских позиций в этом районе острова велась кораблями сразу 3 групп: TG.74.2 (адмирал Риггс), TG.74.3 (адмирал Берки) и TG.74.1 (RAN, коммодор Фарнкомб - Shropshire, легкий крейсер Hobart и 2 эсминца). Она продолжалась с 25 по 30 июня, за этот период корабли союзников израсходовали 38052 снаряда калибром от 3 до 8 дюймов. Shropshire прикрывал высад­ку войск до 3 июля, затем вернулся на Филиппины, где находился до момента сдачи остававшихся на островах японских гарнизонов. А в конце августа в составе союзной эскадры крейсер присутствовал на церемонии подписания капитуляции представителями правительства Японии. Помимо значительного числа американских кораблей в Токийском заливе (залив Сагами) находились и корабли Британского Содружества, в том числе австралийское соединение TG.70.9, прибывшее из Лейте в составе крейсеров Shropshire и Hobart, 2 эсминцев и 3 тральщиков. В японских водах Shropshire оставался до 17 ноября, когда получил приказ вместе с Hobart следовать в Сидней для ремонта.

Некоторое время крейсер служил в качестве войско­вого транспорта. Один из рейсов состоялся в мае 1946, когда Shropshire доставил в метрополию контингент авст­ралийских войск для участия в торжествах по случаю пер­вой годовщины победы над Германией. Обратный рейс был сделан в августе.

С января по март 1947 крейсер находился в составе союзной эскадры в японских водах, а по возвращении в Сидней был выведен в резерв. Активная служба корабля закончилась и 10 ноября 1949 его перевели в специаль­ный резерв RAN.

После почти 5-летней стоянки в гавани Сиднея Shropshire был продан на слом компании Thomas W. Ward Ltd, Sheffield, British Iron & Steel (Salvage) Corporation 16 июля 1954. В октябре началась его буксировка голландс­ким буксиром Oostzee на сломовую верфь Arnott Young в Далмюре (Шотландия), куда крейсер прибыл 20 января 1955. 19 сентября полуразобранный корабль отбуксиро­вали в Трун, где он был окончательно разобран.