HMS Norfolk

 

Головной корабль III серии County был заказан верфи Fairfield в Глазго. Тяже­лый крейсер оказался 4-м кораблем Ко­ролевского флота, носившим название графства Восточной Англии. Два первых его предшественника являлись парусны­ми линкорами III класса: первый вошел в строй в 1693, участвовал в боях под Ма­лагой (24.08.1704), Тулоном (22.02.1744) и в нападении на Картахену (20.03.1741), в 1755 был переименован в Princess Amelia. Пришедший ему на смену в 1757 Norfolk принял участие в сражении под Пондишерри (10.09.1759) и во взятии Ма­нилы (06.10.1762), после чего был разоб­ран в 1764 (1774). Строительный период нового Norfolk растянулся почти на три года (8.07.1927 /12.12.1928/30.04.1930). 1 мая 1930 корабль вышел из Клайда, а два дня спустя был назначен в состав 2-й эскадры крейсеров Атлантического флота (Atlantic Fleet - в 1932 переименован в Home Fleet), полу­чив тактический номер 78 (с 1947 - С78). До конца года прошел 2 5-дневных "гарантийных" ремонта и посетил не­сколько английских портов и Антверпен. 8 января 1931 начался его первый дальний поход: корабль отправился из Девонпорта в путешествие в Вест-Индию, откуда вер­нулся в конце марта. Сразу же после похода на крейсере устранили мелкие неполадки и в мае совместно с Dorsetshire он совер­шил круиз по Балти­ке, посетив с визита­ми ряд балтийских портов. Как и всякий "молодой организм", корабль, однако, имел немало "детских бо­лезней", и в конце лета снова оказался на ремонтной верфи в Девонпорте. 4 сентяб­ря крейсер покинул верфь, а 10 дней спу­стя его экипаж принял участие в знаменитой забастовке флота в Инвергордоне. Эконо­мический кризис ру­бежа 20-30-х годов, не минувший Великобританию, не мог не отразиться на ее флоте. Поводом к "бунту" послужило намечавшееся со­кращение жалования моряков, особенно волонтеров и сверхсрочников. 14 сентября должны были начаться флот­ские маневры, но экипажи кораблей эскадры, стоявшей на рейде Инвергордона, отказались выйти в море. Забас­товка на 4 линкорах, 2 линейных и 2 тяжелых крейсерах и минзаге протекала спокойно, без конфликтов, и прекра­тилась после того, как главное тре­бование бастующих - удержание за­работка на прежнем уровне - было удовлетворено. Тем не менее, орга­низаторы выступления понесли нака­зание, хотя и не очень суровое. Од­ним из главных зачинщиков являлся сигнальщик с Norfolk - Фред Коупмен, а сам корабль стал забастовоч­ным центром эскадры. 15 февраля появлением флажного сигнала "От­бой тревоги" на рее крейсера забас­товка закончилась.

В январе-марте 1932 Norfolk вместе с частью кораблей 2-й эскадры совершил учебный поход в Вест-Индию. По возвращении прошел профилактический ремонт, затем по­сетил несколько английских и шотландских портов и при­нял участие в параде флота в заливе Веймут.

Во второй половине года в Девонпорте состоялось на­значение крейсера в отряд кораблей, базирующихся на Вест-Индию (West Indies Station). 15 октября Norfolk при­был на Бермуды и вошел в состав отряда в качестве флагманского корабля. До конца 1933 крейсер, в основ­ном, занимался представительской деятельностью, посетив целый ряд портов Карибского бассейна, восточного побе­режья Канады и Соединенных Штатов (в том числе, базу ВМФ США Норфолк). 2 января 1934 начался круиз крейсе­ра по портам Атлантического побережья Южной Америки, затем в июне через Панамский канал он прошел в Тихий океан, где нанес визиты вежливости в Сан-Диего, Сан-Фран­циско, Ванкувер и находящуюся на одноименном с ним острове базу ВМФ Канады Эскимо. В октябре Norfolk вер­нулся на Бермудские острова и 21 ноября, завершив вест-индский период своей службы, ушел на родину, куда при­был 30 ноября.

Конец года прошел в профилактическом ремонте и послеремонтных испытаниях, а 22 января 1935 крейсер полу­чил назначение в 4-ю эскадру крейсеров Восточного флота и тоже в качестве флагманского корабля. По прибытии в Коломбо 7 мая Norfolk практически сразу возобновил свою представительскую деятельность, "показывая" флаг Вели­кобритании в портах и на островах Индийского океана, во­сточного побережья Африки и в Персидском заливе.

Во время абиссинского кризиса Norfolk вместе с легкими крейсерами Colombo и Emerald перевели в Средиземное море, где с начала октября 1935 они стационировали в составе соединения в Хайфе. На Цейлон крейсера верну­лись только после отмены боевой готовности флота в июле 1936. В апреле 1937 Norfolk прошел поверхностный ремонт в Коломбо и месяц спустя, принял участие в торжествах по случаю коронации короля Георга VI, проходивших на о. Мав­рикий. Затем нуждавшийся в более основательном ремонте крейсер отправили в метрополию, а флагманские функции временно были переданы легкому крейсеру Enterprise.

12 июня Norfolk пришел в Девонпорт и последующие 3 месяца на нем шли ремонтные работы, по окончании кото­рых крейсер вновь назначили в 4-ю эскадру. В обратный путь корабль вышел 10 октября и прибыл в Тринкомали 4 декабря. Ровно месяц спустя, 4 января 1938, вместе с лег­ким крейсером Emerald и служившим в 5-й эскадре Даль­невосточного флота Dorsetshire отправился из Калькутты в Сингапур, где до апреля проходили флотские маневры, в основном, оборонительного характера. Снова в Синга­пуре Norfolk оказался 13 марта 1939, а в конце того же месяца отправился на родину, по пути посетив Аден (2-4 мая). 24 мая крейсер прибыл на ремонтную верфь в Пли­муте. После ремонта он должен был сменить Devonshire в составе 1-й эскадры в Средиземном море, но с началом войны его решили оставить в 18-й эскадре крейсеров Ноте Fleet. Тем не менее, в октябре назначение Norfolk в 1-ю эскадру все же состоялось, но теперь эта эскадра дей­ствовала в составе флота Метрополии.

Первой боевой акцией тяжелого крейсера стал выход 25 сентября из Скапа-Флоу в составе сил командующего Home Fleet адмирала Форбса на прикрытие поврежденной субмарины Spearfish, терпевшей бедствие в центральной части Северного моря. Силы прикрытия составляли 2 лин­кора, 2 линейных, 1 тяжелый и 6 легких крейсеров, а так­же эсминцы 4-й, 7-й и 8-й флотилий. На следующий день корабли Королевских ВМС атаковали германские самоле­ты, которые добились попадания в линейный крейсер Hood (бомба не взорвалась) и серии близких разрывов вокруг авианосца Ark Royal, объявленного гитлеровской пропа­гандой потопленным. Вечером того же дня подлодка и ко­рабли прикрытия прибыли в Скапа-Флоу. В этой операции для раннего обнаружения самолетов противника впервые использовались радарные станции "тип 79Y", которыми были оборудованы линкор Rodney и легкий крейсер Sheffield.

В октябре Norfolk находился в Южной Атлантике в со­ставе одной из групп, осуществлявших поиск немецкого рей­дера Admiral Graf Spee. Поисковая операция закончилась безрезультатно и в ноябре крей­сер возвратился в воды метропо­лии, сходу включившись в следу­ющую операцию подобного рода. На этот раз корабли Королевско­го флота разыскивали в Северной Атлантике немецкие линейные крейсера Scharnhorst и Gneisenau. В течение недели, 21-27 ноября, Norfolk совместно с тяжелым крейсером Suffolk из состава так наз. "северного патруля" (North Pathrol) утюжил воды Датского пролива, безуспешно пы­таясь обнаружить германские корабли, уже вернувшиеся в свою базу. 28 ноября, на возвращении из Датского про­лива, к В от Шетландских островов Norfolk подвергся ата­ке немецкой субмарины U47 капитан-лейтенанта Г. Прина, героя Скапа-Флоу, и стал еще одной "победой" германс­кого оружия, о которой раструбило на весь мир берлинс­кое радио. Однако герой-подводник ошибся и наблюдав­шийся им взрыв имевшей неисправности торпеды произо­шел за кормой крейсера. Равным образом ошиблись и офицеры Norfolk во главе с его командиром, кэптеном А. Дж. Б. Уилсоном, приписавшие торпедную атаку не под­водной лодке, а самолету-торпедоносцу.

В феврале 1940 крейсер принял участие в не давшем результатов поиске германского судна снабжения Altmark, которое после потопления своего "подопечного" - Admiral Graf Spee - пыталось прорваться на родину. 16 марта сто­явшие на якоре в Скапа-Флоу линкор Rodney, линейный крейсер Renown и Norfolk подверглись воздушному нале­ту самолетов противника, бомбивших базу ВМФ и аэро­дромы в Стромнессе, Бартхаузе и Киркуолле. В этот день летчики Люфтваффе записали на свой счет 3 потопленных линкора и крейсер, хотя в действительности имели место попадания в старый линкор Iron Duke и крейсер Norfolk. На последнем бомба попала в корму по левому борту, тут же за башней "Y", и, пробив 3 палубы, взорвалась вблизи зарядного погреба. К счастью, бронирование погребов, в данном случае, оказалось достаточным, но им угрожал вызванный взрывом пожар. Крейсер удалось спасти, зато­пив погреб, и после поверхностной заделки обширной пробоины в обшивке левого борта Norfolk вышел 19 мар­та из Скапа-Флоу, направляясь на ремонтную верфь на Клайде. Ремонт, начавшийся 27 марта, был закончен 16 апреля, но в строй крейсер вошел лишь в мае (конце июня). 23-28 августа Norfolk совместно с крейсером Australia совершил вылазку из Скапа-Флоу к побережью Норвегии с целью нанесения удара по каботажному судоходству противника. Охота на германские рыболовные суда не удалась, хотя крейсера дошли до широты о. Медвежий, а налет корабельной авиации на Тромсе не состоялся из-за плохой погоды. В конце сентября линейный крейсер Repulse и тяжелые крейсера Norfolk и Berwick вышли на соедине­ние с идущим из Розайта линейным крейсером Hood, на­мереваясь совместно атаковать немецкий конвой у Ставангера, но в последний момент операция была отменена и корабли вернулись в базы.

12 декабря в Скапа-Флоу прибыл только что вошед­ший в строй авианосец Formidable, сразу же направлен­ный под эскортом Norfolk во Фритаун, где формирова­лась новая поисково-ударная группа Force К, которая дол­жна была действовать против тяжелого крейсера ("кар­манного" линкора) Admiral Scheer, находившегося тогда на коммуникациях в Южной Атлантике. 25 декабря Norfolk был срочно отозван из состава Force К на помощь войско­вому конвою WS.5A, атакованному немецким тяжелым крейсером Admiral Hipper. После получасового боя с ко­раблями эскорта - тяжелым крейсером Berwick и легкими Bonaventure и Dunedin - Hipper ушел в Брест, а не успевше­му принять участие в акции Norfolk пришлось вернуться к Force К. В начале января 1941 он переключился на поиск очередного рейдера - вспомогательного крейсера Кригсмарине Cormoran. Помимо поисковой функции крейсер должен был осуществлять еще и охрану трассы из Сьер­ра-Леоне, равно как и конвоев на этом маршруте. Немец­кий рейдер, перейдя в Индийский океан, счастливо избе­жал встречи с охотившимися на него Norfolk, Devonshire и вспомогательным крейсером Arawa и корсарствовал еще около 10 месяцев до встречи с легким крейсером Sydney.

После окончания операции Norfolk в феврале был пе­реведен в Северную Атлантику, где в составе North Pathrol вновь патрулировал Датский пролив. В марте безрезуль­татно "стерег" возвращавшиеся из своего второго рейда немецкие линейные крейсера Scharnhorst и Gneisenau, ко­торые опасностям дороги на родину предпочли убежище в Бресте. Здесь они оставались до 12 февраля 1942, со­вершив затем вместе с тяжелым крейсером Prinz Eugen свой знаменитый прорыв через Ла-Манш.

В середине мая 1941 была замечена активизация не­мецкой воздушной разведки над Скапа-Флоу. Командую­щий Home Fleet адмирал Тови предположил, что вызвана она подготовкой Кригсмарине к новой операции в Атлан­тике. Первым шагом адмирала стала посылка 18 мая крей­сера Suffolk на патрулирование в Датский пролив. 19 мая на усиление "северного патруля" из Гвалфиорда в Ислан­дии вышел флагманский крейсер 1-й эскадры Norfolk с командующим эскадрой контр-адмиралом У.Ф. Уэйк-Уокером на борту. Предположения Тови подтвердились сведе­ниями британского военно-морского атташе в Стокгольме о выходе германских кораблей в море и, 21 мая, матери­алами аэроразведки норвежского Корсофиорда, в кото­ром были обнаружены и идентифицированы линкор Bismarck и тяжелый крейсер Prinz Eugen. Началось развер­тывание британского флота для предотвращения предпола­гаемого прорыва немецких кораблей в Атлантику. Ход опе­рации по уничтожению Bismarck достаточно полно описан в 1-й части монографии, поэтому далее мы будем рассматри­вать только участие в ней крейсеров Norfolk и Dorsetshire.

23 мая Norfolk и Suffolk начали совместное патрулиро­вание Датского пролива и в 19.22 сигнальщик с Suffolk Альфред Ньюолл обнаружил в тумане корабли адмирала Лютьенса, о чем командир крейсера коммандер P.M. Эллис немедленно доложил на Norfolk. Находившийся в 15 милях флагман принял сигнал и полным ходом поспешил в указанном направлении. Однако курс был рассчитан неверно и Norfolk на скорости 30 уз вывалился из тумана в опасной близости (6 миль) от 15-дюймовок линкора Bismarck, который тут же открыл огонь. Из 5 залпов, сде­ланных по крейсеру, 3 дали недолеты, а 2 упали за кор­мой. В борт крейсера попали лишь несколько осколков, не нанесших повреждений. Тем не менее, английский ко­рабль посчитал за лучшее скрыться за пеленой тумана, где он, соединившись с Suffolk, продолжал следовать за врагом на пределе действия радара (ок. 24000 м), переда­вая командованию флота результаты слежения. В этом деле главную роль играл Suffolk, оборудованный новейшим радаром "тип 284" (на Norfolk имелась более старая, фик­сированная РЛС "тип 268Р", которую нужно было наво­дить на цель, чтобы установить контакт). На немецком лин­коре во время стрельбы по Norfolk от сотрясения вышел из строя главный радар, что обусловило изменение орде­ра немецкой колонны - головным теперь шел Prinz Eugen.

Во время боя германских кораблей с подошедшим со­единением вице-адмирала Холланда (линейный крейсер Hood, линкор Prince of Wales и 4 эсминца) тяжелые крей­сера держались в отдалении, в 15-30 милях от Hood, на­ходясь в пределах прямой видимости за кормой против­ника. Есть данные, что, по плану Холланда, они должны были связать боем Prinz Eugen, в то время как Hood и Prince of Wales будут расправляться с Bismarck. Однако крейсера на сей счет приказа не получили. Не найдя в своих действиях места для кораблей Уэйк-Уокера, Холланд лишился возможности разделить огонь противника, в результате чего он стал бы менее точным. Кроме того, крейсера имели торпедные аппараты, а вероятность пора­жения торпедой какого-либо немецкого корабля была дос­таточно велика. Любопытно, что вступления в бой тяжелых крейсеров опасался и сам Лютьенс, приказав следить за ними командиру кормового поста управления огнем.

После гибели Hood Уэйк-Уокер оказался старшим по чину на английских кораблях, поэтому командир Prince of Wales коммандер Лич доложил на Norfolk о повреждени­ях линкора и скором присоединении своего корабля к продолжившим преследование тяжелым крейсерам. В даль­нейшем, однако, в результате грамотных действий адми­рала Лютьенса, умело использовавшего плохие погодные условия, немецким кораблям удалось сначала разделить­ся, а затем и вовсе уйти из-под радиолокационного конт­роля британских кораблей. Ускользнувший от погони Bismarck следовал в Сент-Назер во Франции для исправ­ления серьезных повреждений, полученных в утреннем бою 24 мая. Но казавшееся уже свершившимся чудо спасения линкора не произошло. Вернее, его отменили торпедо­носцы Swordfish с авианосца Ark Royal, вечером 26 мая повредившие рули немецкого корабля и, фактически, ос­тановившие его. Это позволило англичанам восстановить контакт и к рассвету 27 мая вокруг Bismarck собрались вну­шительные силы британского флота: линкоры King George V (адмирал Тови) и Rodney подходили с 3, с С двигался Norfolk (Suffolk, у которого закончилось топливо, ушел на базу), с Ю приближался отозванный из охранения конвоя SL.74 Dorsetshire (по некоторым данным, крейсер оставил конвой по собственной инициативе). Немного дальше нахо­дились линейный крейсер Renown, авианосец Ark Royal, легкий крейсер Sheffield и 4 эсминца, а непосредственный контакт с неприятельским линкором до подхода главных сил осуществляли 5 эсминцев типа Tribal, следовавшие за Bismarck с 4 сторон на достаточном удалении.

Примерно в 8.00 немецкие офицеры были сбиты с тол­ку, приняв приблизившийся на 9 миль крейсер Norfolk за линкор типа King George V, о чем было сообщено в бое­вые посты. Командир крейсера коммандер А. Дж. Л. Филлипс, установив визуальный контакт с противником, еще в 7.53 информировал Тови о его местонахождении и курсе. Бой начался в 8.47 открытием огня британских линко­ров. Поворотом вправо Bismarck при­вел их на левый борт. С противопо­ложного борта к нему подходил Norfolk, открывший огонь в 8.54, а в 9.04 с правой раковины немецкого линкора начал стрельбу и Dorsetshire. Насколько действенным был огонь тяжелых крейсеров по прекрасно бро­нированному германскому кораблю? ] Пусть это решают читатели, а мы лишь приведем факты и свидетельства оче­видцев. Естественно, 8-дюймовые сна­ряды не могли пробить толстую бро­ню Bismarck и главная заслуга в его потоплении принадлежит линкорам, однако В 8.59 снаряд с Norfolk раз­рушил главный пост управления огнем, снеся за борт антенну носового рада­ра, орудийный директор на крыше боевой рубки и перебив весь персонал поста. С этого мо­мента огонь Bismarck практически не имел эффекта. Дру­гими снарядами повреждены ряд зенитных 37-мм автома­тов и 150-мм орудийных установок на верхней палубе и надстройках с правого борта. Так, в 9.00-9.15 203-мм сна­ряд заклинил бронированную дверь башни 150-мм ору­дий правого борта, в результате чего оказавшийся взапер­ти расчет башни погиб вместе с линкором. По воспомина­ниям спасшихся немецких офицеров, орудийный огонь с Dorsetshire также был очень точен и опустошителен, раз­рушая артиллерийские установки, разрывая тонкие бронеплиты и листы обшивки, сметая и нагромождая обломки конструкций, разбитых крупными снарядами линкоров. Во время подводного обследования обломков Bismarck в 1990 экспедицией под руководством Р. Балларда было отмече­но, что броня правого борта линкора имеет многочислен­ные вмятины и щербины глубиной в несколько сантимет­ров - следы попаданий 203-мм снарядов тяжелых крейсе­ров. За время акции они выпустили по Bismarck 781 сна­ряд (527 - Norfolk и 254 - Dorsetshire).

В 10.15 Тови приказал кораблям Home Fleet (в том числе и крейсеру Norfolk) прекратить огонь и уходить. Возле находившегося в безнадежном состоянии немецкого лин­кора оставались лишь Dorsetshire и эсминцы. В 10.22 ко­мандир крейсера коммандер Б.К.С. (Дж.) Мартин получил приказ командующего Force H адмирала Сомервилла, на­ходившегося на авианосце Ark Royal, добить агонизирую­щий корабль торпедами. 2 минуты спустя с дистанции 3000 м по линкору был сделан 2-торпедный залп. Торпеды по­разили Bismarck в правый борт в районе носовой рубки. Поскольку видимого эффекта от взрывов не последовало, Dorsetshire зашел с другого борта и в 10.36 с дистанции 3200 м выстрелил еще одну торпеду. Она была на пути к цели, когда Bismarck начал переворот оверкиль, поэтому ее взрыв пришелся по самому срезу левого борта в райо­не катапульты.

Спасение немецких моряков из холодной воды Атлан­тики (всего 13 °С) производили Dorsetshire (спас 85 чел) и эсминец Maori (25 чел). Крейсер спустил за борт плавс­редства и спасательные концы. Однако в 11.40 с крейсера был обнаружен перископ подлодки, после чего Dorsetshire и Maori покинули место боя, чем обрекли на гибель более 800 уцелевших после боя членов экипажа Bismarck. Как немцы, так и англичане считали это местью за 1500 чел., погибших на крейсере Hood.

Norfolk вернулся в Скапа-Флоу 29 мая. 4 июля начался ремонт крейсера на верфи South Shields, который длился до 8 сентября. В период ремонта 39 членов экипажа Norfolk в качестве свидетелей участвовали в работе комиссии под председательством контр-адмирала Г.Т.К. Уокера по рас­следованию обстоятельств гибели линейного крейсера Hood. Всего было опрошено 176 свидетелей, из них 71 - с Prince of Wales, 55 - с тяжелых крейсеров и лишь 2 уце­левших с Hood. Наиболее ценными показаниями являлись свидетельства моряков линкора, поскольку тяжелые крей­сера находились на большом удалении от места трагедии.

15 сентября Norfolk прибыл в Скапа-Флоу. Королевс­кий флот включался в эскортирование грузовых перево­зок в СССР и крейсер до конца войны действовал почти исключительно в полярных водах. 18-30 октября Norfolk, 2 эсминца и 3 тральщика охраняли и успешно довели до Архангельска конвой PQ2, в составе 6 британских паро­ходов вышедший из Исландии 17 октября. Эскортные ко­рабли пребывали в советских портах недолго, в течение 3-4 дней, в ожидании обратных конвоев. О выходе крейсера Norfolk из Архангельска уже знакомый нам военный лоц­ман Б. Пустошный рассказал следующее: "При выводе крейсера случилось непредвиденное: на корабле вышло из строя рулевое управление. Командир крейсера стал нервничать, но я его успокоил. Начал управлять обеими машинами крейсера и мы благополучно прошли самый трудный участок - баровой канал. Командир был явно до­волен и поблагодарил за хорошую работу". Спустя 2 дня корабли эскорта заняли свои места в ближнем охранении обратного конвоя QP2, состоявшего из судов каравана QP1 и 3 присоединившихся к ним советских пароходов. Крей­сер сопровождал караван с 3 по 11 ноября, затем ушел в Скапа-Флоу, оставив суда на попечение эсминцев и воору­женных траулеров.

В начале февраля 1942 Norfolk прибыл на ремонтную верфь на Тайне, где находился до 16 марта, а в апреле вновь вышел в арктические воды, вместе с легким крейсе­ром Edinburgh и 2 эсминцами осуществляя охранение кон­воя PQ14 из 25 судов. В середине мая в составе эскадры контр-адмирала Барроу участвовал в неудачной операции по прикрытию перехода из Мурманска на ремонт в США поврежденного собственной торпедой легкого крейсера Trinidad: несмотря на прекрасное обеспечение перехода, крейсер был потоплен авиацией противника 15 мая. С 23 по 26 мая Norfolk вместе с крейсерами Kent, Liverpool и Nigeria осуществлял прикрытие каравана РО16. 30 июня в составе крейсерского соединения контр-адмирала Гамиль­тона вышел из Сейдисфиорда в Исландии и 3 июля присо­единился к шедшему в СССР каравану PQ17. Но уже на следующий день крейсера Гамильтона оставили конвой и вскоре вернулись на базу.

23 июля Norfolk стал флагманским кораблем 18-й эс­кадры Home Fleet. В сентябре Norfolk (флаг вице-адмира­ла Бонэм-Картера), London и Suffolk прикрывали караван PQ18, состоявший из 39 судов и нескольких танкеров. Це­ной потери 13 транспортов PQ18 прибыл в Архангельск, а 18-я эскадра крейсеров переключилась на прикрытие об­ратного конвоя QP14. С 14 по 23 октября на крейсере производился ремонт, по окончании которого Norfolk вер­нулся в состав 1-й эскадры крейсеров Home Fleet.

31 октября тяжелые крейсера Cumberland и Norfolk в сопровождении 5 эсминцев вышли из Скапа-Флоу для ох­раны войсковых транспортов с десантом, который должен был принять участие в операции Torch - высадке союзни­ков в северо-африканских портах. Сами крейсера после окончания проводки конвоя вошли в состав Азорского соединения прикрытия операции. По выполнении задания Norfolk вернулся в метрополию.

15 февраля 1943 из бухты Лох-Ив (Шотландия) вышел караван JW.53 из 28 судов, направлявшийся в Мурманск. Вскоре после выхода в Норвежское море конвой попал в жестокий шторм, в результате чего часть транспортов и кораблей охранения получили повреждения и были вы­нуждены вернуться. В числе их оказался и легкий крейсер Sheffield из состава ближнего прикрытия конвоя, которым командовал флагман 10-й крейсерской эскадры Home Fleet контр-адмирал Р.Л. Барнетт, державший флаг на легком крейсере Belfast. На смену поврежденному крейсеру при­шел Norfolk, вместе с конвоем прибывший в Кольский за­лив 26 февраля. Тут же началось формирование обратно­го конвоя RA.53, суда которого строились в кильватерные колонны на Кильдинском плесе. Спустя сутки после нача­ла движения каравана из Ваенги вышли и основные силы охранения: Belfast, Norfolk, Cumberland. Крейсера Барнетта осуществляли ближнее прикрытие RA.53 со 2 по 9 мар­та, затем вернулись в Скапа-Флоу.

Очередной ремонт крейсера проводился на верфи в Портсмуте с 16 марта по 31 мая 1943, после чего Norfolk с крейсерами Kent и London некоторое время нес патрульно-разведывательную службу в Северной Атлантике, опе­рируя из баз в Гвалфиорде и Скапа-Флоу. Осенью крей­сер вернулся к конвойной службе в полярных водах.

Следующий арктический конвой JW.54 отправился в СССР двумя частями. Первая (JW.54A) в составе 18 судов вышла из Лох-Ив 15 ноября, вторая (JW.54B - 14 судов) -неделю спустя. Ближний эскорт первого конвоя составля­ли крейсера Барнетта (Belfast, Norfolk, Sheffield), дальнее прикрытие - флагманский линкор командующего флотом Метрополии адмирала Б. Фрезера Duke of York и эсмин­цы. 24 ноября караван без потерь пришел в Кольский за­лив, а силы эскорта вступили в охранение 9 судов обрат­ного конвоя RA.54B, благополучно достигшего Лох-Ив 9 декабря.

Во второй половине 1943, после поражения германс­ких войск на Курской дуге, освобождения Левобережной Украины и форсирования Красной Армией Днепра, поло­жение в России стало критическим для немцев. На Вос­точном фронте шли тяжелые бои и поступление военной техники в СССР имело решающее значение. Однако и на севере угроза конвоям со стороны германской эскадры, базировавшейся на норвежские фиорды, значительно уменьшилась, поскольку после повреждения линкора Tirpitz и ухода на плановый ремонт в Германию тяжелого крей­сера Lutzow активное ядро Кригсмарине в Арктике со­кратилось до линейного крейсера Scharnhorst, 6 эсминцев 4-й флотилии и 24 субмарин. В результате снижения бое­вой активности немцев в период с начала ноября до сере­дины декабря удалось без потерь провести 3 восточных конвоя (JW.54A, JW.54B, JW.55A) и 2 обратных - RA.54A и RA.54B. На самом опасном участке маршрута - к Ю от о. Медвежий - они прикрывались "крейсерской завесой", а дальнее прикрытие, обычно состоявшее из линкора и лег­ких сил, патрулировало в районе между 10 милями к В и 200 милями к СЗ от острова, охраняя сразу 2 конвоя, во­сточный и обратный, которые встречались именно здесь.

Конвой JW.55A, переход которого также обеспечивали крейсера вице-адмирала Барнетта, немцы обнаружили, но не атаковали, и его 19 транспортов беспрепятственно прибы­ли в советские порты. Несколько дней спустя в Кольском заливе на борту легкого крейсера Belfast состоялось со­вещание командующего Home Fleet с командирами бое­вых кораблей эскорта (среди них находился и командир Norfolk коммандер Д.К. Бейн) и капитанами судов обрат­ного конвоя RA.55A, на котором отрабатывались вопросы взаимодействия судов каравана и сил прикрытия. Крейсе­ра ближнего прикрытия (Force I) и соединение дальнего прикрытия (Force II - флагманский Duke of York, легкий крейсер Jamaica и 4 эсминца) и на этот раз должны были защищать сразу 2 находившихся в море конвоя - вышед­ший из Лох-Ив 20 декабря JW.55B и обратный RA.55A, который оставит Кольский залив 23 декабря.

Совещание было своевременным и вскоре дало свои плоды. 20 декабря командующий Кригсмарине гросс-ад­мирал Дениц добился у Гитлера разрешения атаковать сле­дующий конвой в СССР и, после получения 25 декабря данных о приближении конвоя JW.55B к о. Медвежий, при­казал "Времен ному командующему ударным соединением в Норвегии контр-адмиралу Эриху Бею выйти на перехват. В 19.00 25 декабря германское соединение в составе ли­нейного крейсера Scharnhorst (командир капитан цур зее Хинтце) и 5 эсминцев 4-й флотилии капитана цур зее Йоханнессона вышло из Лангфиорда в море. Бей планиро­вал нанести удар по конвою около 10.00 26 декабря, в случае плохой погоды и видимости дело должны были решить торпедные атаки эсминцев. В 7.03 26 декабря гер­манские корабли совершили поворот к точке встречи с конвоем. В 7.30 эсминцы начали поиск, следуя курсом 225° в строю фронта в 10 милях впереди линейного крейсера. В штормовом море им приходилось тяжело и их скорость пришлось уменьшить до 10 уз.

Выход кораблей Кригсмарине не стал неожиданнос­тью для англичан, получивших предупреждение от "Нор­вежского сопротивления", а затем постоянно перехваты­вавших шедшие из Берлина приказы. Крейсерская группа Барнетта вышла из Кольского залива вместе с конвоем RA.55A. Однако крейсера вряд ли одни могли противо­стоять линейному крейсеру, 283-мм снаряды которого спо­собны были накрыть их, не дав им сделать ни одного вы­стрела. Единственными преимуществами Force I перед про­тивником являлись более высокая скорость (32,5 уз про­тив 29 у Scharnhorst) и большее количество торпедных аппаратов (всего 20 труб), но и они сходили на нет в усло­виях штормовой погоды. Поэтому исход боя, по мнению адмирала Фрезера, должно было решить Force II, причем главным условием успеха операции являлось его скрыт­ное продвижение. В 9.25 26 декабря корабли Фрезера находились в 125 милях на ЮЗ от противника, таким об­разом, честь "первой схватки" с врагом выпала на долю Force I. В 6.28 вице-адмирал Барнетг по­лучил приказ сблизиться с конвоем JW.55B (караван RA.55A немцы не обнаружили и к этому времени он уже вышел из опасной зоны) и усилить его охрану. Поэтому в 7.12 корабли Force I легли на курс 270°, а в 8.15 - на курс 300° и увеличили скорость до 24 уз. Барнетг стремился расположить свое со­единение между конвоем, находившимся в 40-45 милях к СЗ, и возможным направле­нием появления немецких кораблей.

Первым, в 8.34, радиолокационный кон­такт с противником установил Norfolk. Спус­тя 6 минут по пеленгу 295° на дальности 17,5 миль линейный крейсер был обнаружен и радаром флагманского Belfast. Крейсера Барнетта имели скорость 18 уз и находи­лись почти точно к В от Scharnhorst. Про­тивники шли пересекающимися курсами и дистанция между ними быстро сокраща­лась. Барнетт сразу же донес Фрезеру об обнаружении врага и тот, уяснив обстановку, начал выхо­дить на позицию, отсекающую Scharnhorst от норвежских фиордов.

В 9.21 наблюдатель крейсера Sheffield, находившийся на левом крыле мостика, увидел в разрыве снежного за­ряда отчетливый контур германского корабля, о чем было доложено на флагман. Шедший в 65 каб (14,7 км) Scharnhorst имел для большей скрытности выключенные радары и все еще не подозревал о приближавшихся бри­танских крейсерах. Открытие 3 минуты спустя флагманом англичан огня "фларами" (осветительными снарядами) ста­ло для немцев сюрпризом.

102-мм "флары" плохо освещали цель, поэтому англи­чане использовали артиллерийские радары и в этом пре­восходили имевшего преимущество в орудийной мощи противника. Однако команду Барнетта открыть огонь смог выполнить только Norfolk. Тем не менее, стрельба тяжело­го крейсера была достаточно успешной. Уже первый залп (в 9.29) лег всего в 500 м от цели. Второй дал накрытие и за последующие 11 минут боя он добился 3 (2) попаданий. Первый 8-дюймовый снаряд поразил "немца" в верхнюю палубу с левого борта между 150-мм палубной установкой и торпедным аппаратом и, не взорвавшись, прошел внутрь корабля, вызвав пожар, впрочем, быстро потушенный. Другой снаряд подтвердил укрепившуюся за крейсером еще с "бисмарковских" времен репутацию "убийцы немец­ких радаров", уничтожив антенну главной РЛС линейного крейсера. Осколки снаряда проникли в каюту приемной радарной станции, перебив там весь персонал. Scharnhorst "ослеп" с носовых курсовых углов, поскольку кормовой радар имел ограниченный угол действия в носовых чет­вертях, в основном, из-за своего низкого расположения. Третий снаряд попал в полубак и взорвался в кубрике.

После третьего залпа английского крейсера адмирал Бей приказал поставить дымовую завесу и отвернуть на курс 150°, не отвечая на огонь. Крейсера Барнетта шли курсом 320°, что позволило им вернее занять позицию между конвоем и немецким кораблем, но так как против­ники шли контркурсами, дистанция быстро увеличивалась, и в 9.40 Norfolk прекратил огонь. Барнетт повернул свои корабли, сначала на обратный курс, а затем на курс пре­следования. Однако его крейсера не могли давать в штор­мовом море больше 24 уз, в то время как Scharnhorst легко развил 27 уз. Бей не считал нужным ввязываться в бой с кораблями противника, считая главной целью ухо­дящий на север конвой. В 10.27 он передал Йоханнессону приказ в 12.00 сосредоточить эсминцы в точке "X" (74° с.ш. 23° в.д.) и сообщил о встрече с британскими корабля­ми в квадрате, отстоящем от эсминцев на 50 миль. При передаче радиограммы была допущена ошибка, посколь­ку место первого боя в действительности отстояло от эс­минцев всего в 10 милях. Это привело к тому, что во время второго боя немецкого и английских крейсеров на эсмин­цах видели вспышки выстрелов, но, считая, что Scharnhorst находится совсем в другом месте, не поспешили ему на помощь.

Бей продолжал поиски каравана и к 12.00 вышел к СВ от него. Однако адмирал Барнетт предполагал возмож­ность атаки конвоя с другого направления и после отрыва немецкого корабля направился в сторону каравана, чтобы надежно прикрыть его. К полудню Force I находилось в 10 (9) милях впереди конвоя: образовав из части эсминцев охранения каравана RA.55A, присоединившихся к его ко­раблям еще в 10.24, противолодочную завесу, Барнетт прочесывал район к ЮВ от о. Медвежий.

В 12.04 радар, крейсера Belfast засек цель на удалении 155 каб (27,9 км) и к 12.21 англичане смогли сократить дистанцию. Scharnhorst шел курсом 240°, который вел его навстречу конвою. В свою очередь, британские корабли были замечены наблюдателями линейного крейсера, а затем и его дальномерщики в неверном свете полярного дня суме­ли рассмотреть в окулярах силуэты крейсеров противника.

Первыми в 12.24 на дистанции около 9 км открыли огонь по данным своих радаров англичане, развив на пер­вых минутах боя очень высокую плотность огня. Но не­смотря на многочисленные накрытия, прямых попаданий в Scharnhorst не было. Зато ответный огонь немцев оказал­ся не только более мощным, но и более точным. У них не было артиллерийских радаров, но в густой мгле декабрь­ского дня были хорошо видны яркие вспышки залпов крей­сера Norfolk, который, в отличие от крейсеров более по­здней постройки, Belfast и Sheffield, использовавших бес­пламенный порох, стрелял старым, дающим сильные де­маскирующие вспышки (вспомните подобную ситуацию со Shropshire во время боя с японскими кораблями в проли­ве Суригао). Больше всех ему и досталось! В 12.27 крей­сер получил попадание в район кормовой трубы. Спустя несколько секунд второй 283-мм снаряд ударил в барбет башни "X", выведя ее из действия. Начался пожар, гро­зивший взрывом погребов поврежденной башни. Поскольку аварийная система пожаротушения оказалась выведенной из строя, командир крейсера Бейн приказал затопить по­греба. Первое попадание оказалось не менее серьезным. Снаряд пробил надстройку с правого борта и взорвался у самой обшивки левого борта, разорвав ее на большой площади. К тому же осколки уничтожили почти все радар­ное оборудование крейсера, после чего корабль не мог поддерживать точный огонь. Носовые башни сделали еще 10 (4) залпов, используя старые данные стрельбы, причем часть источников сообщают о 7 попаданиях в Scharnhorst. Затем Norfolk временно прекратил огонь и занялся устра­нением повреждений. На нем были убиты офицер и 6 ниж­них чинов и 5 ранены (по другим данным, погиб весь рас­чет выгоревшей башни "X").

Немцы, отметив попадания в крейсер и потеряв яркий ориентир его выстрелов, сочли корабль потопленным, и перенесли огонь на Sheffield, который вскоре был засы­пан градом крупных осколков от близких разрывов, но не имел попаданий. На английских крейсерах темп стрельбы заметно снизился - плохая видимость и неисправности ра­даров вынудили отказаться от залповой стрельбы и пе­рейти на побашенную. А в 12.40, когда ситуация стала складываться плохо для англичан - линейный крейсер все же был сильнее, Scharnhorst изменил курс и увеличил ско­рость. В 12.41 дистанция увеличилась до 11,3 км и пере­стрелка прекратилась. Адмирал Бей по-прежнему считал основной целью конвой и не собирался тратить драгоцен­ное время короткого полярного дня на бой с крейсерами. Тем не менее, после получаса бесплодных поисков кара­вана, около 13.15, он решил возвращаться на базу, не ожидая больше каких-либо стычек. Однако вице-адмирал Барнетт преследовал его, поддерживая радиолокацион­ный контакт и сообщая по радио место, курс и скорость противника на подходящий с ЮЗ Duke of York. Преследо­вание продолжалось около 3 часов. Scharnhorst не подо­зревал об уже близком присутствии Force II, на пересечку курса которого стремительно двигался. С уничтоженным носовым радаром и малодейственным прямо по курсу кор­мовым, к тому же выключенным, корабль шел в приготов­ленную ему ловушку. Одной из ошибок Бея стало то, что он не вызвал на соединение свои эсминцы, присутствие которых могло бы обеспечить разведку по курсу и позво­лило бы отразить возможные атаки эсминцев противника. В начале 5-го часа по полудни Norfolk снизил скорость для тушения вновь возникшего пожара. Вскоре отстал и Sheffield, на котором от близких разрывов немецких сна­рядов деформировался правый гребной вал, и преследо­вание продолжал только Belfast в сопровождении 4 эс­минцев. Но уже в 16.17 на сцене появились корабли Force II. Немецкий "зверь" был обложен со всех сторон. Крейсе­ру Norfolk пришлось еще раз участвовать в акции, когда в 16.54, уходя из-под обстрела английского линкора, Scharnhorst повернул на С, и в 16.57 по нему открыл огонь Belfast, а через 3 минуты - вовремя подоспевший Norfolk. "Немец" дал 2 залпа по крейсерам Барнетта и отвернул на В, увеличив скорость до полного.

В конечном счете исход боя решили 356-мм орудия Duke of York и последовательные торпедные атаки бри­танских эсминцев. Всего англичане выпустили по Scharnhorst 55 торпед и около 11 из них попали в цель. В 19.45 немецкий корабль был потоплен, вместе с ним погибли контр-адмирал Бей, командир Хинтце, и 1930 чле­нов экипажа, из воды подобрали лишь 36 моряков. Таковы итоги последнего морс­кого сражения в европейских водах, извес­тного как бой у мыса Нордкап.

На следующий день, 27 декабря, бри­танские корабли бросили якорь на рейде Ваенги. Конвой JW.55B прибыл в Кольский залив 29 декабря, а 1 января 1944 обрат­ный конвой RA.55A достиг Лох-Ив. Новый 1944 год Norfolk встретил в Баренцевом море по пути из Ваенги в Скапа-Флоу, сле­дуя вместе с эскадрой адмирала Фрезера в охранении обратного конвоя RA.55B, оста­вившего Кольский залив 31 декабря. RA.55B пришел в Лох-Ив 8 января.

14 января Norfolk поставили в док верфи на Тайне на длительный капитальный ремонт и модернизацию ("Хронология войны на море" Ровера и Хуммельхена сообщает об участии крей­сера в проводке караванов JW.56/RA.56 и JW.57/RA.57 в течение января-марта 1944, однако свидетельства ряда за­рубежных и отечественных источников опровергают эти данные). Помимо устранения многочисленных боевых по­вреждений, на крейсере изменили состав вооружения. Вы­горевшую в бою у Нордкапа башню "X" сняли, а ее место заняла одна из 3 пар 4-ствольных "пом-помов" MkVIII/MkVII, сменивших 8-ствольные установки. Основательно модер­низировали и радарное оборудование корабля. Работы продолжались более 9 месяцев и лишь 4 ноября Norfolk вошел в состав 1-й эскадры Home Fleet, став в декабре ее флагманским кораблем (флаг контр-адмирала Макгригора). С января 1945 начались выходы на патрулирование к побережью Норвегии. В ночь на 12 января Макгригор, патру­лировавший в районе Эгерсунда с крейсерами Norfolk, Bellona и 3 эсминцами, обнаружил конвой противника. В результате артобстрела получили повреждения несколько судов кон­воя, а 2 из них, Bahia Camarones (8551 т) и Charlotte (4404 т) были оставлены экипажами и затонули. Перестрелка с 6 ко­раблями эскорта закончилась потоплением тральщика М273. Дальнейшая акция была сорвана выходом в атаку на британ­ские корабли подводной лодки U427, торпеды которой не достигли цели. Набеги на судоходство противника продол­жались и в дальнейшем. 4 мая контр-адмирал Макгригор вновь отправился из Скапа-Флоу к норвежскому побережью с крейсерами Norfolk и Diadem, эскортными авианосцами Searcher, Queen и Trumpeter и 7 эсминцами для нанесения удара по немецкому судоходству к 3 от Нарвика и атаки базы подводных лодок в Килботн близ Харстада (операция Judgement). В результате серии налетов сооружениям базы нанесен значительный ущерб, потоплены подводная лодка LJ711, плавбаза подлодок и траулер.

6 мая, когда капитуляция Германии стала неизбежной, началась операция британского флота по оккупации портов Дании и Норвегии. Авиационное прикрытие этой акции осу­ществляло соединение Макгригора. К концу мая выяснилось, что в Бергене и Тронхейме находилось слишком много нем­цев, чтобы с ними могли справиться немногочисленные спе­циально назначенные для приема капитуляции британские офицеры. Туда были направлены соответственно тяжелый крейсер Norfolk под командованием Макгригора и легкий крейсер Birmingham контр-адмирала Каннингхэм-Грехема, доставившие в эти порты оккупационные войска.

5 июня Norfolk вышел из Розайта, имея на борту короля Норвегии Гакона VII и членов его семьи. В сопровождении крейсера Devonshire, на который перенес свой флаг адми­рал Макгригор, он доставил королевскую семью в Осло.

После трехмесячного (18.06-22.09.) ремонта и модерни­зации в Девонпорте Norfolk был направлен в 5-ю эскадру крейсеров Дальневосточного флота в качестве флагманс­кого корабля. В восточных водах крейсер оставался до апреля 1949 (с июля 1946 - в составе 4-й эскадры крейсе­ров). В мае 1949 он прибыл в метрополию, где был выве­ден в резерв - сначала в Девонпорте, а затем, в ноябре, в Фалмуте. Продажа крейсера на слом состоялась 2 января 1950 и 19 февраля Norfolk пришел на верфь Cashmore в Ньюпорте для разборки.

Пятым название Norfolk получил головной корабль се­рии из 16 ракетных фрегатов проекта 23 (тип Duke), среди которых был и 14-й Kent (Albans, Argyll, Grafton, Iron Duke, Kent, Lancaster, Marlborough, Monmouth, Montrose, Norfolk, Northumberland, Portland, Richmond, Somerset, Sutherland, Westminster /1990 - / 4200 т/ 133x16x7,3 м/ 28 уз / 2x4 ПКР Harpoon, 1x32 УВП ЗРК Sea Wolf, 1x114 мм универс., 2x30 мм зен. BMARC, 2x2 324 мм ТА Stingray, вер­толет). Прототип серии строился на верфи Yarrow в Глаз­го (14.12.1985 /10.07.1987/ 01.06.1990) и при вступлении в строй получил тактический номер F230. Часть фрегатов типа Norfolk еще находятся в постройке.