HMS Norfolk
Головной корабль III серии County был заказан верфи Fairfield в Глазго. Тяжелый крейсер оказался 4-м кораблем Королевского флота, носившим название графства Восточной Англии. Два первых его предшественника являлись парусными линкорами III класса: первый вошел в строй в 1693, участвовал в боях под Малагой (24.08.1704), Тулоном (22.02.1744) и в нападении на Картахену (20.03.1741), в 1755 был переименован в Princess Amelia. Пришедший ему на смену в 1757 Norfolk принял участие в сражении под Пондишерри (10.09.1759) и во взятии Манилы (06.10.1762), после чего был разобран в 1764 (1774). Строительный период нового Norfolk растянулся почти на три года (8.07.1927 /12.12.1928/30.04.1930). 1 мая 1930 корабль вышел из Клайда, а два дня спустя был назначен в состав 2-й эскадры крейсеров Атлантического флота (Atlantic Fleet - в 1932 переименован в Home Fleet), получив тактический номер 78 (с 1947 - С78). До конца года прошел 2 5-дневных "гарантийных" ремонта и посетил несколько английских портов и Антверпен. 8 января 1931 начался его первый дальний поход: корабль отправился из Девонпорта в путешествие в Вест-Индию, откуда вернулся в конце марта. Сразу же после похода на крейсере устранили мелкие неполадки и в мае совместно с Dorsetshire он совершил круиз по Балтике, посетив с визитами ряд балтийских портов. Как и всякий "молодой организм", корабль, однако, имел немало "детских болезней", и в конце лета снова оказался на ремонтной верфи в Девонпорте. 4 сентября крейсер покинул верфь, а 10 дней спустя его экипаж принял участие в знаменитой забастовке флота в Инвергордоне. Экономический кризис рубежа 20-30-х годов, не минувший Великобританию, не мог не отразиться на ее флоте. Поводом к "бунту" послужило намечавшееся сокращение жалования моряков, особенно волонтеров и сверхсрочников. 14 сентября должны были начаться флотские маневры, но экипажи кораблей эскадры, стоявшей на рейде Инвергордона, отказались выйти в море. Забастовка на 4 линкорах, 2 линейных и 2 тяжелых крейсерах и минзаге протекала спокойно, без конфликтов, и прекратилась после того, как главное требование бастующих - удержание заработка на прежнем уровне - было удовлетворено. Тем не менее, организаторы выступления понесли наказание, хотя и не очень суровое. Одним из главных зачинщиков являлся сигнальщик с Norfolk - Фред Коупмен, а сам корабль стал забастовочным центром эскадры. 15 февраля появлением флажного сигнала "Отбой тревоги" на рее крейсера забастовка закончилась.
В январе-марте 1932 Norfolk вместе с частью кораблей 2-й эскадры совершил учебный поход в Вест-Индию. По возвращении прошел профилактический ремонт, затем посетил несколько английских и шотландских портов и принял участие в параде флота в заливе Веймут.
Во второй половине года в Девонпорте состоялось назначение крейсера в отряд кораблей, базирующихся на Вест-Индию (West Indies Station). 15 октября Norfolk прибыл на Бермуды и вошел в состав отряда в качестве флагманского корабля. До конца 1933 крейсер, в основном, занимался представительской деятельностью, посетив целый ряд портов Карибского бассейна, восточного побережья Канады и Соединенных Штатов (в том числе, базу ВМФ США Норфолк). 2 января 1934 начался круиз крейсера по портам Атлантического побережья Южной Америки, затем в июне через Панамский канал он прошел в Тихий океан, где нанес визиты вежливости в Сан-Диего, Сан-Франциско, Ванкувер и находящуюся на одноименном с ним острове базу ВМФ Канады Эскимо. В октябре Norfolk вернулся на Бермудские острова и 21 ноября, завершив вест-индский период своей службы, ушел на родину, куда прибыл 30 ноября.
Конец года прошел в профилактическом ремонте и послеремонтных испытаниях, а 22 января 1935 крейсер получил назначение в 4-ю эскадру крейсеров Восточного флота и тоже в качестве флагманского корабля. По прибытии в Коломбо 7 мая Norfolk практически сразу возобновил свою представительскую деятельность, "показывая" флаг Великобритании в портах и на островах Индийского океана, восточного побережья Африки и в Персидском заливе.
Во время абиссинского кризиса Norfolk вместе с легкими крейсерами Colombo и Emerald перевели в Средиземное море, где с начала октября 1935 они стационировали в составе соединения в Хайфе. На Цейлон крейсера вернулись только после отмены боевой готовности флота в июле 1936. В апреле 1937 Norfolk прошел поверхностный ремонт в Коломбо и месяц спустя, принял участие в торжествах по случаю коронации короля Георга VI, проходивших на о. Маврикий. Затем нуждавшийся в более основательном ремонте крейсер отправили в метрополию, а флагманские функции временно были переданы легкому крейсеру Enterprise.
12 июня Norfolk пришел в Девонпорт и последующие 3 месяца на нем шли ремонтные работы, по окончании которых крейсер вновь назначили в 4-ю эскадру. В обратный путь корабль вышел 10 октября и прибыл в Тринкомали 4 декабря. Ровно месяц спустя, 4 января 1938, вместе с легким крейсером Emerald и служившим в 5-й эскадре Дальневосточного флота Dorsetshire отправился из Калькутты в Сингапур, где до апреля проходили флотские маневры, в основном, оборонительного характера. Снова в Сингапуре Norfolk оказался 13 марта 1939, а в конце того же месяца отправился на родину, по пути посетив Аден (2-4 мая). 24 мая крейсер прибыл на ремонтную верфь в Плимуте. После ремонта он должен был сменить Devonshire в составе 1-й эскадры в Средиземном море, но с началом войны его решили оставить в 18-й эскадре крейсеров Ноте Fleet. Тем не менее, в октябре назначение Norfolk в 1-ю эскадру все же состоялось, но теперь эта эскадра действовала в составе флота Метрополии.
Первой боевой акцией тяжелого крейсера стал выход 25 сентября из Скапа-Флоу в составе сил командующего Home Fleet адмирала Форбса на прикрытие поврежденной субмарины Spearfish, терпевшей бедствие в центральной части Северного моря. Силы прикрытия составляли 2 линкора, 2 линейных, 1 тяжелый и 6 легких крейсеров, а также эсминцы 4-й, 7-й и 8-й флотилий. На следующий день корабли Королевских ВМС атаковали германские самолеты, которые добились попадания в линейный крейсер Hood (бомба не взорвалась) и серии близких разрывов вокруг авианосца Ark Royal, объявленного гитлеровской пропагандой потопленным. Вечером того же дня подлодка и корабли прикрытия прибыли в Скапа-Флоу. В этой операции для раннего обнаружения самолетов противника впервые использовались радарные станции "тип 79Y", которыми были оборудованы линкор Rodney и легкий крейсер Sheffield.
В октябре Norfolk находился в Южной Атлантике в составе одной из групп, осуществлявших поиск немецкого рейдера Admiral Graf Spee. Поисковая операция закончилась безрезультатно и в ноябре крейсер возвратился в воды метрополии, сходу включившись в следующую операцию подобного рода. На этот раз корабли Королевского флота разыскивали в Северной Атлантике немецкие линейные крейсера Scharnhorst и Gneisenau. В течение недели, 21-27 ноября, Norfolk совместно с тяжелым крейсером Suffolk из состава так наз. "северного патруля" (North Pathrol) утюжил воды Датского пролива, безуспешно пытаясь обнаружить германские корабли, уже вернувшиеся в свою базу. 28 ноября, на возвращении из Датского пролива, к В от Шетландских островов Norfolk подвергся атаке немецкой субмарины U47 капитан-лейтенанта Г. Прина, героя Скапа-Флоу, и стал еще одной "победой" германского оружия, о которой раструбило на весь мир берлинское радио. Однако герой-подводник ошибся и наблюдавшийся им взрыв имевшей неисправности торпеды произошел за кормой крейсера. Равным образом ошиблись и офицеры Norfolk во главе с его командиром, кэптеном А. Дж. Б. Уилсоном, приписавшие торпедную атаку не подводной лодке, а самолету-торпедоносцу.
В феврале 1940 крейсер принял участие в не давшем результатов поиске германского судна снабжения Altmark, которое после потопления своего "подопечного" - Admiral Graf Spee - пыталось прорваться на родину. 16 марта стоявшие на якоре в Скапа-Флоу линкор Rodney, линейный крейсер Renown и Norfolk подверглись воздушному налету самолетов противника, бомбивших базу ВМФ и аэродромы в Стромнессе, Бартхаузе и Киркуолле. В этот день летчики Люфтваффе записали на свой счет 3 потопленных линкора и крейсер, хотя в действительности имели место попадания в старый линкор Iron Duke и крейсер Norfolk. На последнем бомба попала в корму по левому борту, тут же за башней "Y", и, пробив 3 палубы, взорвалась вблизи зарядного погреба. К счастью, бронирование погребов, в данном случае, оказалось достаточным, но им угрожал вызванный взрывом пожар. Крейсер удалось спасти, затопив погреб, и после поверхностной заделки обширной пробоины в обшивке левого борта Norfolk вышел 19 марта из Скапа-Флоу, направляясь на ремонтную верфь на Клайде. Ремонт, начавшийся 27 марта, был закончен 16 апреля, но в строй крейсер вошел лишь в мае (конце июня). 23-28 августа Norfolk совместно с крейсером Australia совершил вылазку из Скапа-Флоу к побережью Норвегии с целью нанесения удара по каботажному судоходству противника. Охота на германские рыболовные суда не удалась, хотя крейсера дошли до широты о. Медвежий, а налет корабельной авиации на Тромсе не состоялся из-за плохой погоды. В конце сентября линейный крейсер Repulse и тяжелые крейсера Norfolk и Berwick вышли на соединение с идущим из Розайта линейным крейсером Hood, намереваясь совместно атаковать немецкий конвой у Ставангера, но в последний момент операция была отменена и корабли вернулись в базы.
12 декабря в Скапа-Флоу прибыл только что вошедший в строй авианосец Formidable, сразу же направленный под эскортом Norfolk во Фритаун, где формировалась новая поисково-ударная группа Force К, которая должна была действовать против тяжелого крейсера ("карманного" линкора) Admiral Scheer, находившегося тогда на коммуникациях в Южной Атлантике. 25 декабря Norfolk был срочно отозван из состава Force К на помощь войсковому конвою WS.5A, атакованному немецким тяжелым крейсером Admiral Hipper. После получасового боя с кораблями эскорта - тяжелым крейсером Berwick и легкими Bonaventure и Dunedin - Hipper ушел в Брест, а не успевшему принять участие в акции Norfolk пришлось вернуться к Force К. В начале января 1941 он переключился на поиск очередного рейдера - вспомогательного крейсера Кригсмарине Cormoran. Помимо поисковой функции крейсер должен был осуществлять еще и охрану трассы из Сьерра-Леоне, равно как и конвоев на этом маршруте. Немецкий рейдер, перейдя в Индийский океан, счастливо избежал встречи с охотившимися на него Norfolk, Devonshire и вспомогательным крейсером Arawa и корсарствовал еще около 10 месяцев до встречи с легким крейсером Sydney.
После окончания операции Norfolk в феврале был переведен в Северную Атлантику, где в составе North Pathrol вновь патрулировал Датский пролив. В марте безрезультатно "стерег" возвращавшиеся из своего второго рейда немецкие линейные крейсера Scharnhorst и Gneisenau, которые опасностям дороги на родину предпочли убежище в Бресте. Здесь они оставались до 12 февраля 1942, совершив затем вместе с тяжелым крейсером Prinz Eugen свой знаменитый прорыв через Ла-Манш.
В середине мая 1941 была замечена активизация немецкой воздушной разведки над Скапа-Флоу. Командующий Home Fleet адмирал Тови предположил, что вызвана она подготовкой Кригсмарине к новой операции в Атлантике. Первым шагом адмирала стала посылка 18 мая крейсера Suffolk на патрулирование в Датский пролив. 19 мая на усиление "северного патруля" из Гвалфиорда в Исландии вышел флагманский крейсер 1-й эскадры Norfolk с командующим эскадрой контр-адмиралом У.Ф. Уэйк-Уокером на борту. Предположения Тови подтвердились сведениями британского военно-морского атташе в Стокгольме о выходе германских кораблей в море и, 21 мая, материалами аэроразведки норвежского Корсофиорда, в котором были обнаружены и идентифицированы линкор Bismarck и тяжелый крейсер Prinz Eugen. Началось развертывание британского флота для предотвращения предполагаемого прорыва немецких кораблей в Атлантику. Ход операции по уничтожению Bismarck достаточно полно описан в 1-й части монографии, поэтому далее мы будем рассматривать только участие в ней крейсеров Norfolk и Dorsetshire.
23 мая Norfolk и Suffolk начали совместное патрулирование Датского пролива и в 19.22 сигнальщик с Suffolk Альфред Ньюолл обнаружил в тумане корабли адмирала Лютьенса, о чем командир крейсера коммандер P.M. Эллис немедленно доложил на Norfolk. Находившийся в 15 милях флагман принял сигнал и полным ходом поспешил в указанном направлении. Однако курс был рассчитан неверно и Norfolk на скорости 30 уз вывалился из тумана в опасной близости (6 миль) от 15-дюймовок линкора Bismarck, который тут же открыл огонь. Из 5 залпов, сделанных по крейсеру, 3 дали недолеты, а 2 упали за кормой. В борт крейсера попали лишь несколько осколков, не нанесших повреждений. Тем не менее, английский корабль посчитал за лучшее скрыться за пеленой тумана, где он, соединившись с Suffolk, продолжал следовать за врагом на пределе действия радара (ок. 24000 м), передавая командованию флота результаты слежения. В этом деле главную роль играл Suffolk, оборудованный новейшим радаром "тип 284" (на Norfolk имелась более старая, фиксированная РЛС "тип 268Р", которую нужно было наводить на цель, чтобы установить контакт). На немецком линкоре во время стрельбы по Norfolk от сотрясения вышел из строя главный радар, что обусловило изменение ордера немецкой колонны - головным теперь шел Prinz Eugen.
Во время боя германских кораблей с подошедшим соединением вице-адмирала Холланда (линейный крейсер Hood, линкор Prince of Wales и 4 эсминца) тяжелые крейсера держались в отдалении, в 15-30 милях от Hood, находясь в пределах прямой видимости за кормой противника. Есть данные, что, по плану Холланда, они должны были связать боем Prinz Eugen, в то время как Hood и Prince of Wales будут расправляться с Bismarck. Однако крейсера на сей счет приказа не получили. Не найдя в своих действиях места для кораблей Уэйк-Уокера, Холланд лишился возможности разделить огонь противника, в результате чего он стал бы менее точным. Кроме того, крейсера имели торпедные аппараты, а вероятность поражения торпедой какого-либо немецкого корабля была достаточно велика. Любопытно, что вступления в бой тяжелых крейсеров опасался и сам Лютьенс, приказав следить за ними командиру кормового поста управления огнем.
После гибели Hood Уэйк-Уокер оказался старшим по чину на английских кораблях, поэтому командир Prince of Wales коммандер Лич доложил на Norfolk о повреждениях линкора и скором присоединении своего корабля к продолжившим преследование тяжелым крейсерам. В дальнейшем, однако, в результате грамотных действий адмирала Лютьенса, умело использовавшего плохие погодные условия, немецким кораблям удалось сначала разделиться, а затем и вовсе уйти из-под радиолокационного контроля британских кораблей. Ускользнувший от погони Bismarck следовал в Сент-Назер во Франции для исправления серьезных повреждений, полученных в утреннем бою 24 мая. Но казавшееся уже свершившимся чудо спасения линкора не произошло. Вернее, его отменили торпедоносцы Swordfish с авианосца Ark Royal, вечером 26 мая повредившие рули немецкого корабля и, фактически, остановившие его. Это позволило англичанам восстановить контакт и к рассвету 27 мая вокруг Bismarck собрались внушительные силы британского флота: линкоры King George V (адмирал Тови) и Rodney подходили с 3, с С двигался Norfolk (Suffolk, у которого закончилось топливо, ушел на базу), с Ю приближался отозванный из охранения конвоя SL.74 Dorsetshire (по некоторым данным, крейсер оставил конвой по собственной инициативе). Немного дальше находились линейный крейсер Renown, авианосец Ark Royal, легкий крейсер Sheffield и 4 эсминца, а непосредственный контакт с неприятельским линкором до подхода главных сил осуществляли 5 эсминцев типа Tribal, следовавшие за Bismarck с 4 сторон на достаточном удалении.
Примерно в 8.00 немецкие офицеры были сбиты с толку, приняв приблизившийся на 9 миль крейсер Norfolk за линкор типа King George V, о чем было сообщено в боевые посты. Командир крейсера коммандер А. Дж. Л. Филлипс, установив визуальный контакт с противником, еще в 7.53 информировал Тови о его местонахождении и курсе. Бой начался в 8.47 открытием огня британских линкоров. Поворотом вправо Bismarck привел их на левый борт. С противоположного борта к нему подходил Norfolk, открывший огонь в 8.54, а в 9.04 с правой раковины немецкого линкора начал стрельбу и Dorsetshire. Насколько действенным был огонь тяжелых крейсеров по прекрасно бронированному германскому кораблю? ] Пусть это решают читатели, а мы лишь приведем факты и свидетельства очевидцев. Естественно, 8-дюймовые снаряды не могли пробить толстую броню Bismarck и главная заслуга в его потоплении принадлежит линкорам, однако В 8.59 снаряд с Norfolk разрушил главный пост управления огнем, снеся за борт антенну носового радара, орудийный директор на крыше боевой рубки и перебив весь персонал поста. С этого момента огонь Bismarck практически не имел эффекта. Другими снарядами повреждены ряд зенитных 37-мм автоматов и 150-мм орудийных установок на верхней палубе и надстройках с правого борта. Так, в 9.00-9.15 203-мм снаряд заклинил бронированную дверь башни 150-мм орудий правого борта, в результате чего оказавшийся взаперти расчет башни погиб вместе с линкором. По воспоминаниям спасшихся немецких офицеров, орудийный огонь с Dorsetshire также был очень точен и опустошителен, разрушая артиллерийские установки, разрывая тонкие бронеплиты и листы обшивки, сметая и нагромождая обломки конструкций, разбитых крупными снарядами линкоров. Во время подводного обследования обломков Bismarck в 1990 экспедицией под руководством Р. Балларда было отмечено, что броня правого борта линкора имеет многочисленные вмятины и щербины глубиной в несколько сантиметров - следы попаданий 203-мм снарядов тяжелых крейсеров. За время акции они выпустили по Bismarck 781 снаряд (527 - Norfolk и 254 - Dorsetshire).
В 10.15 Тови приказал кораблям Home Fleet (в том числе и крейсеру Norfolk) прекратить огонь и уходить. Возле находившегося в безнадежном состоянии немецкого линкора оставались лишь Dorsetshire и эсминцы. В 10.22 командир крейсера коммандер Б.К.С. (Дж.) Мартин получил приказ командующего Force H адмирала Сомервилла, находившегося на авианосце Ark Royal, добить агонизирующий корабль торпедами. 2 минуты спустя с дистанции 3000 м по линкору был сделан 2-торпедный залп. Торпеды поразили Bismarck в правый борт в районе носовой рубки. Поскольку видимого эффекта от взрывов не последовало, Dorsetshire зашел с другого борта и в 10.36 с дистанции 3200 м выстрелил еще одну торпеду. Она была на пути к цели, когда Bismarck начал переворот оверкиль, поэтому ее взрыв пришелся по самому срезу левого борта в районе катапульты.
Спасение немецких моряков из холодной воды Атлантики (всего 13 °С) производили Dorsetshire (спас 85 чел) и эсминец Maori (25 чел). Крейсер спустил за борт плавсредства и спасательные концы. Однако в 11.40 с крейсера был обнаружен перископ подлодки, после чего Dorsetshire и Maori покинули место боя, чем обрекли на гибель более 800 уцелевших после боя членов экипажа Bismarck. Как немцы, так и англичане считали это местью за 1500 чел., погибших на крейсере Hood.
Norfolk вернулся в Скапа-Флоу 29 мая. 4 июля начался ремонт крейсера на верфи South Shields, который длился до 8 сентября. В период ремонта 39 членов экипажа Norfolk в качестве свидетелей участвовали в работе комиссии под председательством контр-адмирала Г.Т.К. Уокера по расследованию обстоятельств гибели линейного крейсера Hood. Всего было опрошено 176 свидетелей, из них 71 - с Prince of Wales, 55 - с тяжелых крейсеров и лишь 2 уцелевших с Hood. Наиболее ценными показаниями являлись свидетельства моряков линкора, поскольку тяжелые крейсера находились на большом удалении от места трагедии.
15 сентября Norfolk прибыл в Скапа-Флоу. Королевский флот включался в эскортирование грузовых перевозок в СССР и крейсер до конца войны действовал почти исключительно в полярных водах. 18-30 октября Norfolk, 2 эсминца и 3 тральщика охраняли и успешно довели до Архангельска конвой PQ2, в составе 6 британских пароходов вышедший из Исландии 17 октября. Эскортные корабли пребывали в советских портах недолго, в течение 3-4 дней, в ожидании обратных конвоев. О выходе крейсера Norfolk из Архангельска уже знакомый нам военный лоцман Б. Пустошный рассказал следующее: "При выводе крейсера случилось непредвиденное: на корабле вышло из строя рулевое управление. Командир крейсера стал нервничать, но я его успокоил. Начал управлять обеими машинами крейсера и мы благополучно прошли самый трудный участок - баровой канал. Командир был явно доволен и поблагодарил за хорошую работу". Спустя 2 дня корабли эскорта заняли свои места в ближнем охранении обратного конвоя QP2, состоявшего из судов каравана QP1 и 3 присоединившихся к ним советских пароходов. Крейсер сопровождал караван с 3 по 11 ноября, затем ушел в Скапа-Флоу, оставив суда на попечение эсминцев и вооруженных траулеров.
В начале февраля 1942 Norfolk прибыл на ремонтную верфь на Тайне, где находился до 16 марта, а в апреле вновь вышел в арктические воды, вместе с легким крейсером Edinburgh и 2 эсминцами осуществляя охранение конвоя PQ14 из 25 судов. В середине мая в составе эскадры контр-адмирала Барроу участвовал в неудачной операции по прикрытию перехода из Мурманска на ремонт в США поврежденного собственной торпедой легкого крейсера Trinidad: несмотря на прекрасное обеспечение перехода, крейсер был потоплен авиацией противника 15 мая. С 23 по 26 мая Norfolk вместе с крейсерами Kent, Liverpool и Nigeria осуществлял прикрытие каравана РО16. 30 июня в составе крейсерского соединения контр-адмирала Гамильтона вышел из Сейдисфиорда в Исландии и 3 июля присоединился к шедшему в СССР каравану PQ17. Но уже на следующий день крейсера Гамильтона оставили конвой и вскоре вернулись на базу.
23 июля Norfolk стал флагманским кораблем 18-й эскадры Home Fleet. В сентябре Norfolk (флаг вице-адмирала Бонэм-Картера), London и Suffolk прикрывали караван PQ18, состоявший из 39 судов и нескольких танкеров. Ценой потери 13 транспортов PQ18 прибыл в Архангельск, а 18-я эскадра крейсеров переключилась на прикрытие обратного конвоя QP14. С 14 по 23 октября на крейсере производился ремонт, по окончании которого Norfolk вернулся в состав 1-й эскадры крейсеров Home Fleet.
31 октября тяжелые крейсера Cumberland и Norfolk в сопровождении 5 эсминцев вышли из Скапа-Флоу для охраны войсковых транспортов с десантом, который должен был принять участие в операции Torch - высадке союзников в северо-африканских портах. Сами крейсера после окончания проводки конвоя вошли в состав Азорского соединения прикрытия операции. По выполнении задания Norfolk вернулся в метрополию.
15 февраля 1943 из бухты Лох-Ив (Шотландия) вышел караван JW.53 из 28 судов, направлявшийся в Мурманск. Вскоре после выхода в Норвежское море конвой попал в жестокий шторм, в результате чего часть транспортов и кораблей охранения получили повреждения и были вынуждены вернуться. В числе их оказался и легкий крейсер Sheffield из состава ближнего прикрытия конвоя, которым командовал флагман 10-й крейсерской эскадры Home Fleet контр-адмирал Р.Л. Барнетт, державший флаг на легком крейсере Belfast. На смену поврежденному крейсеру пришел Norfolk, вместе с конвоем прибывший в Кольский залив 26 февраля. Тут же началось формирование обратного конвоя RA.53, суда которого строились в кильватерные колонны на Кильдинском плесе. Спустя сутки после начала движения каравана из Ваенги вышли и основные силы охранения: Belfast, Norfolk, Cumberland. Крейсера Барнетта осуществляли ближнее прикрытие RA.53 со 2 по 9 марта, затем вернулись в Скапа-Флоу.
Очередной ремонт крейсера проводился на верфи в Портсмуте с 16 марта по 31 мая 1943, после чего Norfolk с крейсерами Kent и London некоторое время нес патрульно-разведывательную службу в Северной Атлантике, оперируя из баз в Гвалфиорде и Скапа-Флоу. Осенью крейсер вернулся к конвойной службе в полярных водах.
Следующий арктический конвой JW.54 отправился в СССР двумя частями. Первая (JW.54A) в составе 18 судов вышла из Лох-Ив 15 ноября, вторая (JW.54B - 14 судов) -неделю спустя. Ближний эскорт первого конвоя составляли крейсера Барнетта (Belfast, Norfolk, Sheffield), дальнее прикрытие - флагманский линкор командующего флотом Метрополии адмирала Б. Фрезера Duke of York и эсминцы. 24 ноября караван без потерь пришел в Кольский залив, а силы эскорта вступили в охранение 9 судов обратного конвоя RA.54B, благополучно достигшего Лох-Ив 9 декабря.
Во второй половине 1943, после поражения германских войск на Курской дуге, освобождения Левобережной Украины и форсирования Красной Армией Днепра, положение в России стало критическим для немцев. На Восточном фронте шли тяжелые бои и поступление военной техники в СССР имело решающее значение. Однако и на севере угроза конвоям со стороны германской эскадры, базировавшейся на норвежские фиорды, значительно уменьшилась, поскольку после повреждения линкора Tirpitz и ухода на плановый ремонт в Германию тяжелого крейсера Lutzow активное ядро Кригсмарине в Арктике сократилось до линейного крейсера Scharnhorst, 6 эсминцев 4-й флотилии и 24 субмарин. В результате снижения боевой активности немцев в период с начала ноября до середины декабря удалось без потерь провести 3 восточных конвоя (JW.54A, JW.54B, JW.55A) и 2 обратных - RA.54A и RA.54B. На самом опасном участке маршрута - к Ю от о. Медвежий - они прикрывались "крейсерской завесой", а дальнее прикрытие, обычно состоявшее из линкора и легких сил, патрулировало в районе между 10 милями к В и 200 милями к СЗ от острова, охраняя сразу 2 конвоя, восточный и обратный, которые встречались именно здесь.
Конвой JW.55A, переход которого также обеспечивали крейсера вице-адмирала Барнетта, немцы обнаружили, но не атаковали, и его 19 транспортов беспрепятственно прибыли в советские порты. Несколько дней спустя в Кольском заливе на борту легкого крейсера Belfast состоялось совещание командующего Home Fleet с командирами боевых кораблей эскорта (среди них находился и командир Norfolk коммандер Д.К. Бейн) и капитанами судов обратного конвоя RA.55A, на котором отрабатывались вопросы взаимодействия судов каравана и сил прикрытия. Крейсера ближнего прикрытия (Force I) и соединение дальнего прикрытия (Force II - флагманский Duke of York, легкий крейсер Jamaica и 4 эсминца) и на этот раз должны были защищать сразу 2 находившихся в море конвоя - вышедший из Лох-Ив 20 декабря JW.55B и обратный RA.55A, который оставит Кольский залив 23 декабря.
Совещание было своевременным и вскоре дало свои плоды. 20 декабря командующий Кригсмарине гросс-адмирал Дениц добился у Гитлера разрешения атаковать следующий конвой в СССР и, после получения 25 декабря данных о приближении конвоя JW.55B к о. Медвежий, приказал "Времен ному командующему ударным соединением в Норвегии контр-адмиралу Эриху Бею выйти на перехват. В 19.00 25 декабря германское соединение в составе линейного крейсера Scharnhorst (командир капитан цур зее Хинтце) и 5 эсминцев 4-й флотилии капитана цур зее Йоханнессона вышло из Лангфиорда в море. Бей планировал нанести удар по конвою около 10.00 26 декабря, в случае плохой погоды и видимости дело должны были решить торпедные атаки эсминцев. В 7.03 26 декабря германские корабли совершили поворот к точке встречи с конвоем. В 7.30 эсминцы начали поиск, следуя курсом 225° в строю фронта в 10 милях впереди линейного крейсера. В штормовом море им приходилось тяжело и их скорость пришлось уменьшить до 10 уз.
Выход кораблей Кригсмарине не стал неожиданностью для англичан, получивших предупреждение от "Норвежского сопротивления", а затем постоянно перехватывавших шедшие из Берлина приказы. Крейсерская группа Барнетта вышла из Кольского залива вместе с конвоем RA.55A. Однако крейсера вряд ли одни могли противостоять линейному крейсеру, 283-мм снаряды которого способны были накрыть их, не дав им сделать ни одного выстрела. Единственными преимуществами Force I перед противником являлись более высокая скорость (32,5 уз против 29 у Scharnhorst) и большее количество торпедных аппаратов (всего 20 труб), но и они сходили на нет в условиях штормовой погоды. Поэтому исход боя, по мнению адмирала Фрезера, должно было решить Force II, причем главным условием успеха операции являлось его скрытное продвижение. В 9.25 26 декабря корабли Фрезера находились в 125 милях на ЮЗ от противника, таким образом, честь "первой схватки" с врагом выпала на долю Force I. В 6.28 вице-адмирал Барнетг получил приказ сблизиться с конвоем JW.55B (караван RA.55A немцы не обнаружили и к этому времени он уже вышел из опасной зоны) и усилить его охрану. Поэтому в 7.12 корабли Force I легли на курс 270°, а в 8.15 - на курс 300° и увеличили скорость до 24 уз. Барнетг стремился расположить свое соединение между конвоем, находившимся в 40-45 милях к СЗ, и возможным направлением появления немецких кораблей.
Первым, в 8.34, радиолокационный контакт с противником установил Norfolk. Спустя 6 минут по пеленгу 295° на дальности 17,5 миль линейный крейсер был обнаружен и радаром флагманского Belfast. Крейсера Барнетта имели скорость 18 уз и находились почти точно к В от Scharnhorst. Противники шли пересекающимися курсами и дистанция между ними быстро сокращалась. Барнетт сразу же донес Фрезеру об обнаружении врага и тот, уяснив обстановку, начал выходить на позицию, отсекающую Scharnhorst от норвежских фиордов.
В 9.21 наблюдатель крейсера Sheffield, находившийся на левом крыле мостика, увидел в разрыве снежного заряда отчетливый контур германского корабля, о чем было доложено на флагман. Шедший в 65 каб (14,7 км) Scharnhorst имел для большей скрытности выключенные радары и все еще не подозревал о приближавшихся британских крейсерах. Открытие 3 минуты спустя флагманом англичан огня "фларами" (осветительными снарядами) стало для немцев сюрпризом.
102-мм "флары" плохо освещали цель, поэтому англичане использовали артиллерийские радары и в этом превосходили имевшего преимущество в орудийной мощи противника. Однако команду Барнетта открыть огонь смог выполнить только Norfolk. Тем не менее, стрельба тяжелого крейсера была достаточно успешной. Уже первый залп (в 9.29) лег всего в 500 м от цели. Второй дал накрытие и за последующие 11 минут боя он добился 3 (2) попаданий. Первый 8-дюймовый снаряд поразил "немца" в верхнюю палубу с левого борта между 150-мм палубной установкой и торпедным аппаратом и, не взорвавшись, прошел внутрь корабля, вызвав пожар, впрочем, быстро потушенный. Другой снаряд подтвердил укрепившуюся за крейсером еще с "бисмарковских" времен репутацию "убийцы немецких радаров", уничтожив антенну главной РЛС линейного крейсера. Осколки снаряда проникли в каюту приемной радарной станции, перебив там весь персонал. Scharnhorst "ослеп" с носовых курсовых углов, поскольку кормовой радар имел ограниченный угол действия в носовых четвертях, в основном, из-за своего низкого расположения. Третий снаряд попал в полубак и взорвался в кубрике.
После третьего залпа английского крейсера адмирал Бей приказал поставить дымовую завесу и отвернуть на курс 150°, не отвечая на огонь. Крейсера Барнетта шли курсом 320°, что позволило им вернее занять позицию между конвоем и немецким кораблем, но так как противники шли контркурсами, дистанция быстро увеличивалась, и в 9.40 Norfolk прекратил огонь. Барнетт повернул свои корабли, сначала на обратный курс, а затем на курс преследования. Однако его крейсера не могли давать в штормовом море больше 24 уз, в то время как Scharnhorst легко развил 27 уз. Бей не считал нужным ввязываться в бой с кораблями противника, считая главной целью уходящий на север конвой. В 10.27 он передал Йоханнессону приказ в 12.00 сосредоточить эсминцы в точке "X" (74° с.ш. 23° в.д.) и сообщил о встрече с британскими кораблями в квадрате, отстоящем от эсминцев на 50 миль. При передаче радиограммы была допущена ошибка, поскольку место первого боя в действительности отстояло от эсминцев всего в 10 милях. Это привело к тому, что во время второго боя немецкого и английских крейсеров на эсминцах видели вспышки выстрелов, но, считая, что Scharnhorst находится совсем в другом месте, не поспешили ему на помощь.
Бей продолжал поиски каравана и к 12.00 вышел к СВ от него. Однако адмирал Барнетт предполагал возможность атаки конвоя с другого направления и после отрыва немецкого корабля направился в сторону каравана, чтобы надежно прикрыть его. К полудню Force I находилось в 10 (9) милях впереди конвоя: образовав из части эсминцев охранения каравана RA.55A, присоединившихся к его кораблям еще в 10.24, противолодочную завесу, Барнетт прочесывал район к ЮВ от о. Медвежий.
В 12.04 радар, крейсера Belfast засек цель на удалении 155 каб (27,9 км) и к 12.21 англичане смогли сократить дистанцию. Scharnhorst шел курсом 240°, который вел его навстречу конвою. В свою очередь, британские корабли были замечены наблюдателями линейного крейсера, а затем и его дальномерщики в неверном свете полярного дня сумели рассмотреть в окулярах силуэты крейсеров противника.
Первыми в 12.24 на дистанции около 9 км открыли огонь по данным своих радаров англичане, развив на первых минутах боя очень высокую плотность огня. Но несмотря на многочисленные накрытия, прямых попаданий в Scharnhorst не было. Зато ответный огонь немцев оказался не только более мощным, но и более точным. У них не было артиллерийских радаров, но в густой мгле декабрьского дня были хорошо видны яркие вспышки залпов крейсера Norfolk, который, в отличие от крейсеров более поздней постройки, Belfast и Sheffield, использовавших беспламенный порох, стрелял старым, дающим сильные демаскирующие вспышки (вспомните подобную ситуацию со Shropshire во время боя с японскими кораблями в проливе Суригао). Больше всех ему и досталось! В 12.27 крейсер получил попадание в район кормовой трубы. Спустя несколько секунд второй 283-мм снаряд ударил в барбет башни "X", выведя ее из действия. Начался пожар, грозивший взрывом погребов поврежденной башни. Поскольку аварийная система пожаротушения оказалась выведенной из строя, командир крейсера Бейн приказал затопить погреба. Первое попадание оказалось не менее серьезным. Снаряд пробил надстройку с правого борта и взорвался у самой обшивки левого борта, разорвав ее на большой площади. К тому же осколки уничтожили почти все радарное оборудование крейсера, после чего корабль не мог поддерживать точный огонь. Носовые башни сделали еще 10 (4) залпов, используя старые данные стрельбы, причем часть источников сообщают о 7 попаданиях в Scharnhorst. Затем Norfolk временно прекратил огонь и занялся устранением повреждений. На нем были убиты офицер и 6 нижних чинов и 5 ранены (по другим данным, погиб весь расчет выгоревшей башни "X").
Немцы, отметив попадания в крейсер и потеряв яркий ориентир его выстрелов, сочли корабль потопленным, и перенесли огонь на Sheffield, который вскоре был засыпан градом крупных осколков от близких разрывов, но не имел попаданий. На английских крейсерах темп стрельбы заметно снизился - плохая видимость и неисправности радаров вынудили отказаться от залповой стрельбы и перейти на побашенную. А в 12.40, когда ситуация стала складываться плохо для англичан - линейный крейсер все же был сильнее, Scharnhorst изменил курс и увеличил скорость. В 12.41 дистанция увеличилась до 11,3 км и перестрелка прекратилась. Адмирал Бей по-прежнему считал основной целью конвой и не собирался тратить драгоценное время короткого полярного дня на бой с крейсерами. Тем не менее, после получаса бесплодных поисков каравана, около 13.15, он решил возвращаться на базу, не ожидая больше каких-либо стычек. Однако вице-адмирал Барнетт преследовал его, поддерживая радиолокационный контакт и сообщая по радио место, курс и скорость противника на подходящий с ЮЗ Duke of York. Преследование продолжалось около 3 часов. Scharnhorst не подозревал об уже близком присутствии Force II, на пересечку курса которого стремительно двигался. С уничтоженным носовым радаром и малодейственным прямо по курсу кормовым, к тому же выключенным, корабль шел в приготовленную ему ловушку. Одной из ошибок Бея стало то, что он не вызвал на соединение свои эсминцы, присутствие которых могло бы обеспечить разведку по курсу и позволило бы отразить возможные атаки эсминцев противника. В начале 5-го часа по полудни Norfolk снизил скорость для тушения вновь возникшего пожара. Вскоре отстал и Sheffield, на котором от близких разрывов немецких снарядов деформировался правый гребной вал, и преследование продолжал только Belfast в сопровождении 4 эсминцев. Но уже в 16.17 на сцене появились корабли Force II. Немецкий "зверь" был обложен со всех сторон. Крейсеру Norfolk пришлось еще раз участвовать в акции, когда в 16.54, уходя из-под обстрела английского линкора, Scharnhorst повернул на С, и в 16.57 по нему открыл огонь Belfast, а через 3 минуты - вовремя подоспевший Norfolk. "Немец" дал 2 залпа по крейсерам Барнетта и отвернул на В, увеличив скорость до полного.
В конечном счете исход боя решили 356-мм орудия Duke of York и последовательные торпедные атаки британских эсминцев. Всего англичане выпустили по Scharnhorst 55 торпед и около 11 из них попали в цель. В 19.45 немецкий корабль был потоплен, вместе с ним погибли контр-адмирал Бей, командир Хинтце, и 1930 членов экипажа, из воды подобрали лишь 36 моряков. Таковы итоги последнего морского сражения в европейских водах, известного как бой у мыса Нордкап.
На следующий день, 27 декабря, британские корабли бросили якорь на рейде Ваенги. Конвой JW.55B прибыл в Кольский залив 29 декабря, а 1 января 1944 обратный конвой RA.55A достиг Лох-Ив. Новый 1944 год Norfolk встретил в Баренцевом море по пути из Ваенги в Скапа-Флоу, следуя вместе с эскадрой адмирала Фрезера в охранении обратного конвоя RA.55B, оставившего Кольский залив 31 декабря. RA.55B пришел в Лох-Ив 8 января.
14 января Norfolk поставили в док верфи на Тайне на длительный капитальный ремонт и модернизацию ("Хронология войны на море" Ровера и Хуммельхена сообщает об участии крейсера в проводке караванов JW.56/RA.56 и JW.57/RA.57 в течение января-марта 1944, однако свидетельства ряда зарубежных и отечественных источников опровергают эти данные). Помимо устранения многочисленных боевых повреждений, на крейсере изменили состав вооружения. Выгоревшую в бою у Нордкапа башню "X" сняли, а ее место заняла одна из 3 пар 4-ствольных "пом-помов" MkVIII/MkVII, сменивших 8-ствольные установки. Основательно модернизировали и радарное оборудование корабля. Работы продолжались более 9 месяцев и лишь 4 ноября Norfolk вошел в состав 1-й эскадры Home Fleet, став в декабре ее флагманским кораблем (флаг контр-адмирала Макгригора). С января 1945 начались выходы на патрулирование к побережью Норвегии. В ночь на 12 января Макгригор, патрулировавший в районе Эгерсунда с крейсерами Norfolk, Bellona и 3 эсминцами, обнаружил конвой противника. В результате артобстрела получили повреждения несколько судов конвоя, а 2 из них, Bahia Camarones (8551 т) и Charlotte (4404 т) были оставлены экипажами и затонули. Перестрелка с 6 кораблями эскорта закончилась потоплением тральщика М273. Дальнейшая акция была сорвана выходом в атаку на британские корабли подводной лодки U427, торпеды которой не достигли цели. Набеги на судоходство противника продолжались и в дальнейшем. 4 мая контр-адмирал Макгригор вновь отправился из Скапа-Флоу к норвежскому побережью с крейсерами Norfolk и Diadem, эскортными авианосцами Searcher, Queen и Trumpeter и 7 эсминцами для нанесения удара по немецкому судоходству к 3 от Нарвика и атаки базы подводных лодок в Килботн близ Харстада (операция Judgement). В результате серии налетов сооружениям базы нанесен значительный ущерб, потоплены подводная лодка LJ711, плавбаза подлодок и траулер.
6 мая, когда капитуляция Германии стала неизбежной, началась операция британского флота по оккупации портов Дании и Норвегии. Авиационное прикрытие этой акции осуществляло соединение Макгригора. К концу мая выяснилось, что в Бергене и Тронхейме находилось слишком много немцев, чтобы с ними могли справиться немногочисленные специально назначенные для приема капитуляции британские офицеры. Туда были направлены соответственно тяжелый крейсер Norfolk под командованием Макгригора и легкий крейсер Birmingham контр-адмирала Каннингхэм-Грехема, доставившие в эти порты оккупационные войска.
5 июня Norfolk вышел из Розайта, имея на борту короля Норвегии Гакона VII и членов его семьи. В сопровождении крейсера Devonshire, на который перенес свой флаг адмирал Макгригор, он доставил королевскую семью в Осло.
После трехмесячного (18.06-22.09.) ремонта и модернизации в Девонпорте Norfolk был направлен в 5-ю эскадру крейсеров Дальневосточного флота в качестве флагманского корабля. В восточных водах крейсер оставался до апреля 1949 (с июля 1946 - в составе 4-й эскадры крейсеров). В мае 1949 он прибыл в метрополию, где был выведен в резерв - сначала в Девонпорте, а затем, в ноябре, в Фалмуте. Продажа крейсера на слом состоялась 2 января 1950 и 19 февраля Norfolk пришел на верфь Cashmore в Ньюпорте для разборки.
Пятым название Norfolk получил головной корабль серии из 16 ракетных фрегатов проекта 23 (тип Duke), среди которых был и 14-й Kent (Albans, Argyll, Grafton, Iron Duke, Kent, Lancaster, Marlborough, Monmouth, Montrose, Norfolk, Northumberland, Portland, Richmond, Somerset, Sutherland, Westminster /1990 - / 4200 т/ 133x16x7,3 м/ 28 уз / 2x4 ПКР Harpoon, 1x32 УВП ЗРК Sea Wolf, 1x114 мм универс., 2x30 мм зен. BMARC, 2x2 324 мм ТА Stingray, вертолет). Прототип серии строился на верфи Yarrow в Глазго (14.12.1985 /10.07.1987/ 01.06.1990) и при вступлении в строй получил тактический номер F230. Часть фрегатов типа Norfolk еще находятся в постройке.