HMS Dorsetshire

 

Тринадцатый и последний тяжелый крейсер типа County являлся третьим кораблем Royal Navy, носившим название одного из южных графств Англии - Дорсетшира. Его пред­шественниками также являлись парусные линкоры III клас­са XVII-XVIII вв. Первый вошел в строй в 1694 и за свою более чем полувековую службу (разобран в 1749) участво­вал в обстреле захваченного в 1704 у Испании Гибралта­ра, боях под Малагой, у мыса Пассеро (11.08.1718) и под Тулоном. В 1757 его сменил Dorsetshire 2-й, отличивший­ся в бою в заливе Квиберон и разобранный в 1775.

Новый Dorsetshire строился на верфи Portsmouth Dockyard (21.09.1927 / 29.01.1929 / 16.09.1930) и при вступлении в строй получил тактический номер 40. 30 сен­тября крейсер был назначен во 2-ю эскадру Атлантичес­кого флота, базировавшуюся на Инвергордон. После со­вместного с Norfolk представительского круиза по Балти­ке весной-летом 1931, вернулся в базу, где экипаж крей­сера принял участие в уже упоминавшейся сентябрьской забастовке флота. Однако, в отличие от остальных кораб­лей эскадры, вследствие уговоров офицеров забастовка на Dorsetshire закончилась уже через 3 часа.

Весь 1932 прошел в учебных походах, смотрах и пред­ставительских визитах, совершенных вместе с остальными кораблями 2-й эскадры - тяжелыми крейсерами Norfolk, York и Exeter. В августе 1933 Dorsetshire определили в 6-ю эскадру крейсеров из состава Южно-Атлантической стан­ции (South Atlantic Station), базировавшуюся на Симонстад, куда крейсер прибыл в сентябре, заменив в составе эскадры ушедший в метрополию легкий крейсер Cardiff. Через полгода, в феврале 1934, Dorsetshire был направ­лен на ремонт в Девонпорт, где его ждало новое назначе­ние - на Дальний Восток в 5-ю эскадру крейсеров, тради­ционное место службы британских County серии Kent.

В начале 1935 совершавший кругосветное плавание гер­манский легкий крейсер Karlsruhe зашел с визитом в Гон­конг. За время его стоянки в китайском порту экипажи не­мецкого корабля и тяжелого крейсера Dorsetshire обменя­лись делегациями. В середине 1937 Dorsetshire ходил в метрополию для ремонта, проводившегося в Плимуте до сентября, а в октябре вновь вернулся на Дальний Восток. 2 месяца спустя - в ходе японо-китайского конфликта - крей­сер был направлен в Циндао для защиты интересов и безо­пасности граждан Великобритании, сменив в этой роли по­лучивший повреждения во время тайфуна Suffolk.

В первой половине 1938 крейсер принимал участие во флотских маневрах в районе Сингапура и вернулся в китай­ские воды летом. В следующем году ему пришлось участво­вать в акции западных держав, направленной на умиротво­рение японской военщины, не прекращавшей интервенцию против Китая. 12 мая 1939 японские войска совершили вы­садку в районе международной концессии на полуострове Кулангсу. В зону высадки немедленно прибыли группы ко­раблей британского (Dorsetshire, легкий крейсер Birmingham, 2 эсминца), американского (легкий крейсер Marblehead, эсминец, канлодка) и французского (легкие крейсера Lamotte Picquet и Emile Berlin) флотов. Уже 17 мая с этих кораблей в заливе Амой был высажен крупный десант, заставивший японцев отступить.

Начало войны крейсер встретил в китайских водах. В октябре его перевели на Цейлон в 4-ю эскадру East Indies Fleet, где Dorsetshire вместе с крейсером Cornwall и авиа­носцем Eagle включили в поисковую группу Force I, пред­назначенную для действий против Admiral Graf Spee. 15 декабря Dorsetshire получил приказ идти к Монтевидео для блокады поврежденного в бою у Ла-Платы "карман­ного" линкора, но тот 17-го был взорван экипажем, и 19 декабря Dorsetshire пришел на Фолкленды, где уже нахо­дился Shropshire. Месяц спустя, 18 января 1940, оба крей­сера вышли из Порт-Стенли в охранении идущего на ре­монт в метрополию тяжелого крейсера Exeter, героя бит­вы у Ла-Платы. 10 февраля в районе Фритауна повреж­денный корабль был передан под эскорт Force К (линей­ный крейсер Renown, авианосец Ark Royal и крейсер Cumberland). A 3 дня спустя Dorsetshire перехватил в рай­оне Кабу-Фриу идущее из Рио-де-Жанейро в попытке про­рваться на родину немецкое судно Wahema (3771 т), кото­рое было затоплено своим экипажем.

В мае-начале июня крейсер ремон­тировался в Девонпорте, а затем при­был во Фритаун в распоряжение ко­мандующего силами в Южной Атлан­тике вице-адмирала Д'Ойли-Лайона. 23 июня пришел в район Дакара, где совместно с авианосцем Hermes и крейсером Australia осуществлял на­блюдение за кораблями капитулиро­вавшей недавно Франции. Когда в полдень 25 июня французский линкор Richelieu вышел из Дакара, направля­ясь в Касабланку, Dorsetshire начал преследовать линкор на дистанции прямой видимости, так что французс­кому командующему пришлось вер­нуть корабль обратно в Дакар. Наблю­дением за французами в Дакаре и конвойной службой крейсер занимал­ся всю первую половину июля, а за­тем вместе с австралийским крейсе­ром Canberra и вспомогательными крейсерами Alcantara, Asturias, Pretoria Castle и Bulolo произ­водил поиск в Центральной Ат­лантике германского рейдера Widder (Schiff 21/Raider "D"), который в ходе полугодового рейда (5.05.-31.10.1940) пото­пил 10 судов союзников общим тоннажем 58645 т. В конце июля одна поисковая операция сме­нила другую. На этот раз иска­ли еще более удачливого "кор­сара" - Schiff 10/Raider "E" Thor (с 6.06.1940 по 30.04.1941 им потоплено 12 судов общим во­доизмещением 96602 т). И это­му германскому вспомогатель­ному крейсеру удалось уйти от устроенной на него облавы; за­дав жестокую трепку одному из "охотников" - вспомогательно­му крейсеру Alcantara - Thor продолжил войну с судоход­ством союзников.

В конце года Dorsetshire на короткое время перевели в Индийский океан в состав сил, действовавших против Италь­янского Сомали. 18 ноября крейсер обстреливал сомалий­ский порт Занте, а его борто­вой самолет нанес бомбовый удар по войсковым складам. В декабре Dorsetshire снова в Южной Атлантике - участвует в поиске очередного германского рейдера, тяжелого крей­сера Admiral Scheer. Операция также закончилась ничем.

В первой половине 1941 крейсер нес конвойную службу в Атлантике. В середине мая Dorsetshire вступил в охране­ние конвоя из Сьерра-Леоне SL.74, но 26 мая на широте Азорских островов оставил эскортируемые суда и на сле­дующий день участвовал в бою британских кораблей с не­мецким линкором Bismarck (об этом бое и роли Dorsetshire в нем уже было рассказано в предыдущей главе). 29 мая крейсер прибыл в метрополию, доставив туда спасенных членов экипажа линкора. В начале июня на крейсере начались ремонтные работы, а с середины июля он вновь действовал в Южной Атлантике. В конце августа совмест­но с авианосцем Eagle, легким крейсером Newcastle и вспо­могательным крейсером Queen of Bermuda эскортировал из Фритауна войсковой транспорт Durban Castle.

1 декабря крейсер вышел в район о. Св. Елены, где по данным радиоперехватов должно было состояться ранде­ву немецких субмарин со своим судном снабжения Python. Корабли противника обнаружили после полудня. Находив­шиеся у борта "снабженца" подводные лодки поспешно погрузились, но только одна из них, UA, была готова к бою, поскольку U68 не успела принять с судна снабжения торпеды. В 17.31 командир Dorsetshire кэптен Эгар отдал приказ сделать 2 предупредительных выстрела в направ­лении Python. Германское судно остановилось в расчете на атаку британского крейсера одной из своих субмарин. Однако торпедная атака оказалась неудачной: все 5 тор­пед, выпущенных UA no Dorsetshire, прошли мимо. Это решило судьбу Python. После первого же залпа Dorsetshire экипаж начал покидать судно, которое затем было взорва­но командой подрывников. Python затонул в 19.20. Англи­чане, ожидавшие новой торпедной атаки, не стали зани­маться спасением его экипажа и ушли. В воде оказалось более 400 немецких моряков, часть из которых являлись членами команды рейдера Atlantis, 8 дней назад потоплен­ного крейсером Devonshire. Позднее все они были спасены немецкими и итальянскими подводными лодками.

Несколько дней спустя тяжелому крейсеру довелось участвовать в проводке конвоя WS.24, следовавшего из Галифакса в Басру (Ирак) вокруг мыса Доброй Надеж­ды и прибывшего в Капштадт 9 декабря. Канадские вой­ска на 6 транспортах в сопровождении американских тяжелых крейсеров Quincy, Vincennes и 6 эсминцев на­правлялись на Ближний Восток, но после начала войны на Тихом океане были перенацелены в Бомбей, куда и прибыли под эскортом крейсера Dorsetshire 27 декаб­ря. В начале 1942 крейсер прошел очередной ремонт и получил назначение в 4-ю эскадру Восточного флота. Следующий раз ему пришлось ремонтироваться на мес­те, в Тринкомали (с 5 марта), причем работы не были завершены в связи с начавшимся в конце марта рейдом крупных сил японского флота на Цейлон. 31 марта крей­сер поспешно ввели в состав группы быстроходных кораблей Force A.

Вступивший в командование Восточным флотом 27 марта адмирал Дж. Сомервилл уже на следующий день получил данные о приближении соединений адмиралов Нагумо и Куриты, вышедших с Целебеса с целью поддер­жки с моря японского наступления в Бирме и уничтожения британских сил флота в восточной части Индийского оке­ана. В распоряжении Сомервилла находились также до­вольно внушительные силы (5 линкоров, 3 авианосца, 2 тяжелых и 5 легких крейсеров и 14 эсминцев), но такими они являлись только на бумаге. 4 старых линкора типа R не давали более 21 узла и имели небольшую дальность плавания, 4 из 5 легких крейсеров строились еще в годы I-й мировой войны, а большинство эсминцев нуждались в ремонте. Таким образом, англичане имели мало шансов против более современных кораблей противника, имевше­го в тому же значительный перевес в авианосцах и тяже­лых крейсерах (6 и 10 соответственно). Тем не менее, Со­мервилл сформировал из кораблей своего флота 2 груп­пы: "быстроходную" Force А (линкор Warspite, авианосцы Indomitable и Formidable, тяжелые крейсера Cornwall и Dorsetshire, легкие Emerald и Enterprise, 6 эсминцев) воз­главил сам командующий флотом. Соединение Force В из старых, тихоходных кораблей (линкоры типа R, авианосец Hermes, легкие крейсера Caledon и Dragon вместе с гол­ландским крейсером ПВО Jacob van Heemskerck и 8 эс­минцами) он передал под командование своего замести­теля, вице-адмирала Уиллиса. С этими силами Сомервилл вышел в море 31 марта и в течение 3 суток крейсировал к Ю от Цейлона в ожидании противника. При его обнаруже­нии он намеревался в дневное время держать свой флот вне радиуса действия японской авиаразведки, а ночью сбли­зиться с неприятелем и на рассвете нанести удар собствен­ной авиацией. Однако Сомервилл ошибался в расчете вре­мени атаки флота Нагумо и к исходу третьих суток крейсирования в океане на старых кораблях Force В уже за­канчивались запасы пресной воды для котлов. Все еще не имея сведений о противнике, Сомервилл решил пополнить запасы на секретной базе RN на атолле Адду в 600 милях к ЮЗ от Цейлона. Другой ошибкой адмирала стало разде­ление сил. Посчитав, что рейд японского флота на Цейлон отложен, Сомервилл утром 3 апреля отправил Dorsetshire в сопровождении крейсера Cornwall в Коломбо для во­зобновления ремонта, а авианосец Hermes и эсминец Vampire - в Тринкомали для подготовки к предстоящей операции по захвату французского Мадагаскара. Сам ад­мирал с оставшимися кораблями обеих групп прибыл на атолл во второй половине дня 4 апреля. Однако уже в 16.00 он получил сообщение авиаразведки о местонахож­дении и курсе большого соединения японского флота, на­правляющегося к Цейлону. Приказав находящимся в Ко­ломбо и Тринкомали кораблям уходить, Сомервилл ускорил подготовку к выходу в море своей группы, a Force В должна была выйти на соединение с ним сразу после заправки.

О последнем бое Dorsetshire и Cornwall рассказыва­лось в 1-й, переводной, части монографии, однако, ввиду неполноты приведенной там информации и наличия в ней погрешностей, мы решили дать здесь более широкое опи­сание обстоятельств гибели кораблей.

Крейсера вышли из Коломбо на атолл Адду в 22.00 4 апреля. Ночью 5 апреля был получен приказ Сомервилла, намеревавшегося быть к рассвету 6 апреля в 150 милях к Ю от Цейлона, присоединиться к нему в 16.00. Крейсера пошли на рандеву, но в 6.48 бортовой разведчик Dorsetshire обнаружил в 150 милях к В японские корабли. Англичане попытались уйти самым полным ходом, однако Cornwall смог давать только 27,5 уз. Вскоре после полудня наблю­датели на крейсерах заметили одинокий самолет, кото­рый скрылся слишком быстро, чтобы можно было провес­ти его идентификацию. Это был корабельный разведчик японского тяжелого крейсера Топе, доставивший адмира­лу Нагумо дополнительные сведения об английских ко­раблях. Еще около 9.00 5 апреля, уже после японского налета на Коломбо, Нагумо получил донесение об обна­ружении двух идущих на ЮЗ английских эсминцев и неза­медлительно отдал приказ о готовности всех остававших­ся в наличии после вылета авиации на бомбардировку Коломбо самолетов. Разведчик с Топе подтвердил эти дан­ные, но оказалось, что за эсминцы были ошибочно приня­ты тяжелые крейсера. Поднявшуюся в воздух ударную груп­пу из 53 пикирующих бомбардировщиков Aichi ОЗА1"Вэл" с авианосцев Akagi, Hiryu, Soryu и, по некоторым данным, с Zuikaku возглавил капитан-лейтенант Т. Эгуса, командир авиакрыла авианосца Soryu.

Атака на Dorsetshire и Cornwall началась в 13.40 захо­дом японских самолетов прямо по курсу кораблей, со сто­роны солнца. Несмотря на довольно плотный огонь зенит­ной артиллерии крейсеров и их избегающие маневры на большой скорости, пикировщики Эгусы совершали бом­бометание с высоты всего 300 м и с почти ювелирной точ­ностью. Шедший головным Dorsetshire уже в первой воз­душной атаке получил 3 попадания 110-250-кг бомбами, которые вывели из строя рулевое управление, половину зенитной артиллерии и главный радиопост. Затем после­довали еще 7 прямых попаданий, горящий крейсер поте­рял ход и остановился, на нем возник все увеличиваю­щийся крен на правый борт. Командир корабля кэптен

Эгар отдал приказ оставить корабль и в 13.48, 8 минут спу­стя после начала налета, крейсер перевернулся и затонул.

Cornwall вначале прямых попаданий не имел, но был буквально выброшен из воды множеством близких взры­вов бомб, во многих местах повредивших обшивку кораб­ля. Затем несколько бомб попали непосредственно в кор­пус и около 14.00 командир Cornwall кэптен Мэнуэринг также дал команду экипажу спасаться.

Налет японских бомбардировщиков длился 19 минут (ряд источников указывает иную продолжительность ата­ки - 13.38.-13.55.), в течение которых были потоплены 2 английских тяжелых крейсера (координаты гибели - 01°54' с.ш. и 77°45' в.д.). Наряду с высокой результативностью бомбометания японских летчиков (в Dorsetshire попали 10 бомб, т.е. 82% от сброшенного их числа, в Cornwall - 9, т.е. 87%) следует отметить и сравнительно большое коли­чество спасшихся. Несмотря на неожиданность налета и быструю гибель кораблей, специально прибывшим на ме­сто трагедии легкому крейсеру Enterprise и 2 эсминцам спустя 30 часов после окончания налета удалось спасти большинство членов их экипажей - 1122 из 1542 моряков (есть и другие данные: на Dorsetshire погибли 234, спас­лось 470, на Cornwall - соответственно, 190 и 520; иначе: потери экипажа Dorsetshire - 19 офицеров и 208 нижних чинов, Cornwall - 10 и 188).

В заключение нужно сказать несколько слов о резуль­татах японского рейда. Встреча сил адмирала Сомервилла с авианосным соединением Нагумо так и не состоялась. После нанесения ударов по Коломбо и Тринкомали и по­топления 9 апреля авианосца Hermes с несколькими сопровождавшими его ко­раблями японцы начали от­ход на ЮВ. В условиях гос­подства авианосцев Нагумо в восточной части Индийс­кого океана Сомервилл пе­ренес базирование своего флота в его западную часть - Бомбей и на восточное побережье Африки. Прой­дет 2 года, прежде чем дей­ствия британского флота в этом районе активизируют­ся.

Что же касается Dorsetshire, кораблей с этим названием в списках Royal Navy больше не было.