История   "COURAGEOUS"  и  "GLORIOUS"

 

В январе 1917 года, закончив испыта­ния, "Courageous" и "Glorious" были зачис­лены в строй британского Гранд-Флита. Ак­тивной боевой деятельности на долю этих крейсеров не выпало, и прославить себя они не успели.

В середине октября они оба, совместно с 2-й эскадрой легких крейсеров, участвуют в сопровождении Скандинавского конвоя.

Ночью 17/18 ноября крейсера приняли участие в боевом столкновении в Гельголандской бухте. Британские корабли попыта­лись втянуть в бой германские рейдеры "Brummer" и "Bremse", совершив нападение на германские тралящие силы, обеспечиваю­щие проход вдоль кромки британских заграж­дений. С 7.30 до 9.32 британские корабли "Repulse", "Courageous" и "Glorious", лег­кие крейсера и эсминцы провели перестрелку у Каттегата с германскими миноносными и тралящими флотилиями. Вероятнее всего, при этом больший вред был нанесен самим себе, так как на "Courageous" и "Glorious" дуль­ными газами своих крупнокалиберных орудий довольно серьезно была повреждена собст­венная палуба.

После этих весьма скромных успехов в качестве крейсеров, их деятельность огра­ничивалась боевой подготовкой и обычными учениями. Во время одного из выходов в но­ябре 1918 года у Ферт-оф-Ферта в штормовую погоду "Glories" столкнулся с гидроавиа­транспортом "Campania",отправив его на дно вместе с гидросамолетами и экипажем.

21 ноября 1918 года оба крейсера, на­ходясь в составе 1-й эскадры легких крей­серов, приняли участие в церемонии капиту­ляции кайзеровского Флота Открытого моря.

Вскоре после заключения перемирия с Германией и интернирования немецкого флота в Скапа-Флоу "Courageous" и "Glorious" пе­реводятся в резерв. "Courageous" до марта 1920 года становится флагманом контр-адми­рала командующего резервным флотом, затем он переклассифицируется в учебно-артилле­рийский корабль. "Glorious" 1 февраля 1919 года перевели в резервную эскадру в Розайте, где он стал тендером дредноута "Hercu­les". В декабре 1920 года он переклассифицируется в учебно-артиллерийский корабль, а в 1921 году становится флагманом контр­адмирала командующего резервным флотом в Девонпорте. в сентябре переводится флагма­ном резервного флота в Портсмут.

Так как по Вашингтонскому договору оба крейсера подлежали исключению из флота и разделке на металл, было решено сохранить их, воплотив старую идею переделки их в авианосцы. В Адмиралтействе понимали, что это повлечет их полную перестройку, с вы­текающим отсюда громадным объемом работ и большими расходами.

14 февраля 1924 года "Glorious" ушел на Королевскую верфь в Розайт для переобо­рудования, а 29 июля того же года в Девон-порт ушел "Courageous" для той же цели.

Объем работ действительно оказался очень большим. Корабли полностью изменили свой внешний вид. Неизменными остались только энергетическая установка и броневая защита. Однако бортовые противоминные на­делки заменили на гораздо более широкие глубина защиты внутрь корпуса достигала 7,6 метра. Помимо этого, легкое бронирова­ние из 25-мм плит получила полетная палуба.

Новоявленные авианосцы могли брать на борт по 48 самолетов в максимальном вари­анте. Корабли получили по две катапульты. Для транспортировки самолетов из ангаров имелись два самолетоподъемника.

Полностью изменилось артиллерийское вооружение. Теперь оно состояло из двенад­цати 120-мм./40-калиберных орудий на оди­ночных лафетах, установленных в небольших нишах по бортам корабля. Помимо этого, побортно в оконечностях, на специальных спонсонах были размещены четыре 120-мм./40-ка­либерных зенитных орудия. Имелось еще так­же четырнадцать одноствольных зенитных пу­леметов. Несколько позже были добавлены три восьмиствольные 40-мм.зенитные уста­новки , из которых две были установлены на баке, а третья - позади "острова".

Внешне корабли между собой почти не отличались. "Glorious" имел более высокий ют полетной палубы - примерно на метр. К тому же, полетная палуба "Glorious" про­должалась в корму несколько больше, чем на "Courageous". С 1936 года авианосцы отличались и мачтами; "Courageous" имел трено­гую мачту, a "Glorious" - более короткую мачту-тычок.

"Courageous" вступил в строй 5 мая 1928 года. Общая стоимость работ составила 2.025.800 фунтов стерлингов.

"Glorious" вступил в строй почти че­рез два года - в январе 1930-го. Задержка произошла из-за закрытия верфи в Розайте, поэтому окончание работ проводилось в Девонпорте. Общая стоимость работ на "Glori­ous" оказалась несколько больше и состави­ла 2.137.374 фунтов стерлингов.

В конечном счете переделки оправдали себя, и британский флот получил два до­вольно удачных для того времени авианосца, которые многими специалистами часто приз­навались лучшими.

 

Технические характеристики авианосцев  "COURAGEOUS"  И  "GLORIOUS".

 

Водоизмещение стандартное  .....   22.500  ts

Водоизмещение полное...........   26.500  ts

Длина между перпендикулярами   ..   224,03  м.

Ширина   .........................   24,69  м.

Осадка средняя .................. 8,31   м.

Длина полетной палубы ......... 180,14   м.

Ширина полетной палубы......... 30,48   м.

АРТИЛЛЕРИЙСКОЕ ВООРУЖЕНИЕ

16   120-мм.орудий универсального огня

3  42-мм (2-фн) зенитных орудий

4  47-мм салютных пушки 20   счетверенных пулеметов

АВИАЦИОННОЕ ВООРУЖЕНИЕ

1926 год: 12 "Fairey IIIF", 12 "Blackburn "Ripon", 18 "Flightkitcher";

1933 год: 24 "Fairey IIIF", 12 "Blackburn "Ripon", 9 "Nimrod";

1937 год: 36 "Fairey Swordfish I", 9 "Nimrod", 3 "Hawker "Osprey";

1939 год: 36 "Fairey Swordfish I", 9 "Gladiator".

Оба корабля приняли участие во второй мировой войне, и оба они не пережили ее.

"Courageous" был торпедирован 17 сен­тября 1939 года у берегов Ирландии немец­кой подводной лодкой "U-29". Вместе с ко­раблем погибло 509 человек. Он стал первым крупным боевым кораблем, погибшим во Второй мировой войне.

"Glorious" был потоплен 8 июня 1940 года немецкими линкорами "Scharnhorst" и "Gneisenau" недалеко от острова Ян-Майен, в ходе боевых действий за Норвегию. Бри­танский флот потерял около 1200 человек убитыми и ранеными.