Проектирование и постройка

 

Во все века истории, начиная с Древнего Ри­ма, правители "Апеннинского сапога" стремились к завоеванию господства на Средиземном море. Маге Nostrum - Наше море - только так звучало оно в чес­толюбивых замыслах потомков могущественной Им­перии Юлия Цезаря. Однако слишком много берегов других стран омывали теплые воды этого моря. В XX-й век Италия вступила, имея трех серьезных соперни­ков в осуществлении своих замыслов. Но если Вели­кобритания и Франция, соперничающие между собой во владении всеми морями, не отводили Средизем­ному морю важнейшего значения, то Австро-Венгрия, как и Италия, ограничивали свои интересы только этим театром. Естественно, именно эти державы и стали главными противниками в борьбе за господство над ним. Поражение Австро-Венгерской монархии в Первой мировой войне и распад Империи сделали для Италии основным соперником Францию, так как Великобритания, имевшая здесь только колониальные базы, ограничивалась лишь сохранением своего влияния, что впрочем не мешало ей довольно сильно ущемлять амбициозные интересы Рима.

Неизменность военно-морской доктрины Ита­лии отразилась и в основных принципах военного судостроения, исходя из чего здесь появилась своя собственная "кораблестроительная школа". Благода­ря удобному географическому положению страны в середине Средиземного моря, итальянские моряки не придавали дальности плавания столь важного значе­ния как англичане и французы, что позволяло обра­тить больше внимания на другие характеристики ко­раблей. В то же время большое количество дней в .году с ясной погодой и хорошей видимостью созда­вало благоприятные условия для боя на дальних дис­танциях, что в свою очередь предполагало большие возможности для маневра и, соответственно, требо­вало существенного превосходства над противником в скорости. Такие особенности театра придавали своеобразность итальянским кораблям, быстроход­ность которых достигалась слишком высокой ценой, отчего в вооружении и защите они редко добивались значительно перевеса над аналогичными кораблями других морских держав. В особенности сказанное касалось легких кораблей, для которых было гораздо труднее добиться устойчивого "компромисса" между таким важными характеристиками как мощное воору­жение, достаточно эффективная защита и высокая скорость.

При этом следует учитывать, что итальянские моряки в большинстве случаев создавали флот, ори­ентируясь на своего главного потенциального против­ника и строили свои корабли как ответ на уже поя­вившиеся его боевые единицы. Когда в 30-х годах французский флот - главный потенциальный против­ник итальянского на Средиземном море - пополнился крупными супер-эскадренными миноносцами типа "четырехтрубников", а чуть позже еще большими типов "Le Terrible" и "Mogador" итальянский флот, естественно, не мог остаться безучастным. И хотя новые французские корабли, классифицировавшиеся в своем Флоте как контр-миноносцы, а в других как лидеры эсминцев, официально причислялись к эс­кортным и торпедо-атакующим кораблям, тем не менее их важным предназначением (если не главным) являлось действия на транспортных коммуникациях противника и защита своих коммуникаций, что, по существу, делало их легкими крейсерами - именно так их классифицировали многие военные специали­сты, тем более что величина кораблей вполне это допускала. Не удивительно, что ответные итальянские корабли уже вполне официально причислялись к лег­ким крейсерам. На появление во французском флоте контр-миноносцев типа "кошек" и "четырехтрубников" итальянцы ответили крейсерами типа "Condottieri" нескольких серий, а строительство типов "Le Terrible" и "Mogador" привело к появлению в итальянской ко­раблестроительной программе 1937 года двенадцати легких крейсеров типа "Capitani Romani".

Как уже говорилось французские типы "Le Terrible" и "Mogador" своей величиной приближались к легким крейсерам, но были несколько слабее воо­ружены, превосходя в то же время большинство крей­серов по скорости - до 39-40 узлов. Учитывая это обстоятельство итальянское морское командование добивалось от конструкторов, чтобы их корабли были быстроходнее - в тактико-технических требованиях на проектирование была заложена скорость как минимум 41 узел.

В основу новой разработки был положен про­ект первой серии крейсеров типа "Condottieri-A" ("Alberto di Giussano"), строившихся в противовес французским контрминоносцам 20-х годов типа "Jaguar".

 

Характеристики крейсера типа "Alberto di Giussano"

Водоизмещение......... 5069 (станд.) / 6000 (полное) т

Скорость.........37 (реальная) / 42 (на испытаниях) уз.

Вооружение .. 8 -152/53 -мм и 6 -100/47 -мм орудий;

8 -37-мм и 8 -13-мм зенитных автоматов;

2x2 -533-мм ТА; мины; 2 бомбосбрасывателя;

2 гидросамолета; 1 катапульта.

Бронирование ...................   борт 24 мм; палуба 18 мм

 

Созданием проекта нового крейсера руково­дили морские инженеры Пульезе и Альфано (Pugliese и Alfano). Первоначальный проект предусматривал вооружение из восьми 45-калиберных 135-мм орудий в четырех легких башнеподобных установках, двена­дцати 64-калиберных 65-мм зенитных орудий в шести спаренных установках и восьми 20-мм.зенитных ав­томатов с длиной ствола 64 или 70 калибров на четы­рех спаренных лафетах. Дополняли вооружение не­сколько зенитных пулеметов, два 4-трубных торпед­ных аппарата для торпед калибром 533 мм. Рассмат­ривался вариант с гидросамолетом на борту без ан­гара и катапульты - запуск самолета предполагался с воды, спуск его за борт и подъем посредством спе­циального грузового крана. Паротурбинная энергети­ческая установка должна была обеспечить кораблям требуемую моряками скорость. Предполагалось также легкое противоосколочное бронирование, прикры­вающее жизненно-важные для корабля отсеки. Считалось, что при указанных характеристиках корабль имел бы водоизмещение около 3400 тонн.

Однако при дальнейшей разработке выяви­лась недоработка в расчетах. Уже на этапе предвари­тельного проектирования, в целях экономии веса, пришлось отказаться от гидросамолета, что впрочем не слишком огорчило моряков, так как отсутствие катапульты в любом случае создавало немало про­блем при использовании самолета. Еще большей экономии веса проектанты рассчитывали достигнуть применением электросварки - корпус предполагалось сделать на 80 % электросварным, однако с большой долей вероятности следует считать, что из-за начала войны и возникшего вследствие этого дефицита ряда материалов подобные планы при осуществлении про­граммы строительства были выполнены далеко не в полном объеме. Это же, вероятно, можно отнести и к предполагавшемуся широкому использованию 7-14-мм листов из легких алюминиевых сплавов (Maral) при конструировании надстроек и различных структур корпуса. При этом все конструкции, имеющие хоть сколько-нибудь важное значение, например все структуры, входящие в набор корпуса, различного рода конструктивные связи, фундаменты различных механизмов и агрегатов, подкрепления -под вооруже­нием и иное, предусматривались по прежнему из стали. Пришлось также отказаться и от броневой защиты корпуса, оставив только легкую броню над­строек и орудийных щитов. И все-таки даже в этом виде расчетное водоизмещение превысило заданные 3400 тонн почти на 300 тонн (9 %).

Дальнейшие изменения в проекте были вы­званы неготовностью оружейников к быстрой постав­ке 65-мм зенитных орудий. Как временная мера было решено заменить их восемью одноствольными 37-мм 54-калиберными зенитными автоматами, а по готовности 65-мм зениток вернуться к прежнему варианту.

Интересно отметить, что летом 1939 года, объясняя свою судостроительную программу и пред­полагавшееся строительство этих крейсеров офици­альный Рим объявил, что проектная скорость этих кораблей составляет 44 узла, но сами конструкторы считают возможным достижение на испытаниях ско­рости в 48 узлов. Конечно, итальянские инженеры-конструкторы имели большой опыт проектирования высокоскоростных кораблей и добились в этой облас­ти определенных успехов, однако вряд ли стоит ду­мать, что они могли считать реальной такую скорость для новых крейсеров. Вероятнее всего, в данном заявлении было много политических мотивов, и про­ектанты, если они и делали подобные заявления, шли здесь в поводу у военных и политиков.

Своеобразность проекта сказалась и в клас­сификации кораблей, которые первоначально в доку­ментах проходили как океанские разведчики (Esploratori okeanici), и лишь позже были переведены в разряд легких крейсеров (Incrociatori leggeri).

Закладка всех двенадцати кораблей серии на стапелях состоялась в течение 1939 года. В строи­тельстве кораблей принимали участие шесть наибо­лее крупных судостроительных предприятий Италии.

Имена для кораблей были выбраны лично Муссолини в духе тогдашней агрессивной политики Италии - крейсеры были названы в честь известных исторических личностей Древнего Рима, знаменитых императоров, политических деятелей и военных вож­дей, причем все они в свое время вели успешные захватнические войны, расширяя и укрепляя границы империи, - в этом явно отражались честолюбивые взгляды Муссолини на себя как на воссоздателя Свя­щенной Римской Империи. Заслуги этих древних римлян коротко приведены ниже.

 

"Attilio Regolo" - Marcus Atilius Regulus - вождь римлян времен Первой Пунической войны. В 256 годи до н.э. он командовал римским флотом в бою у мыса Экном (Ecnomus) и одержал победу над флотом Карфагена, но через год сам попал в плен в сражении под Тунисом.

"Caio Mario" - Gaius Marius - один из самых виднейших вождей Рима, прославившийся в захватнических войнах на переломе I и II веков до н.э. Одержал победы в войнах с тевтонами (сражение при Аквах), кимврами (сражение при Верцелах) и королем Нумидии Югартом.

"Claudio Druso" - Nero Claudius Drusus - сын Ливии, жены цезаря Августа, в 12-9 годах до н.э. провел ряд успеш­ных походов против племен германцев и макоманнов, победитель сражений при Липпе и у Майна.

"Claudio Tiberio" - Tiberius Claudius Nero Caesar - известнейший римский вождь, цезарь Рима, правил а 1,4-37 годах н.э. Провел ряд походов в Армению, Далмацию, Панонию. После смерти Друза стал наместником в герман­ской провинции.

"Comelio Silla" - Lucius Cornelius Sulla - римский вождь I века до н.э., противник политики Гая Мария, над которым одержал победу в ряде сражений и стал диктатором Рима. Провел ряд походов в Малую Азию, победитель понтийцев в сражениях при Орхомене и Хиронее.

"Giulio Germanico" - Julius Ceasar Germanicus - сын Клавдия Друза, римский цезарь, провел ряд успешных похо­дов против германских племен в 14-16 годах до н.э., за что и получил свое имя. Победитель германского вождя Арминиуса в сражении при Идиставизо.

"Ottaviano Augusto" - Ceasar Augustus - римский цезарь, правил с 27 года до н.э. до 14-го н.э. Один из виднейших деятелей Рима, прославившийся как организатор, военачальник и политик. Провел ряд внутренних войн в импе­рии (победитель Антония) и за ее пределами.

"Paolo Emilio" - Lucius Aemilius Paullus Macedonicus - римский консул, отец Сципиона-младшего. Победил маке­донского короля Персея в сражении при Pydna в 168 году до н.э. и позже сделал Македонию римской провинци­ей.

"Pompeo Magno" - Pompeius Gnaeus Magnus - Великий Помпеи, один из самых известных вождей Рима, член 1-го Римского Триумвирата. Победитель повстанцев Сертория и царя Митридата. Противник политики Юлия Цезаря, против которого вел внутреннюю гражданскую войну, но был побежден им.

"Scipione Africano" - под этим именем известны два римских вождя. 1. Publius Cornelius Scipio - римский консул, победитель Ганнибала у Сильпии и под Замами (206 и 202 годы до н.э.) во II Пунической войне, в результате которой Карфаген уступил Риму Испанию. 2. Publius Cornelius Aemilianus Africanus - римский консул и военный трибун, в ходе HI Пунической войны в результате 10-летней осады захватил Карфаген (152-142 годы до н.э.) и, разрушив город, окончательно сломил сопротивление Карфагена. В дальнейшем прославился при осаде Нумансии (142-133 годы до н.э.).

"Ulpio Traiano" - Marcus Ulpius Traianus - цезарь Рима, правил в 98-117 годах н.э. Известен своими походами в Дакию и Парфию. Победитель короля даков Децибала в сражении при Мароше (101-й год). Строитель знаменито­го "Форума Траяна".

"Vipsanio Agrippa" - Marcus Vipsankis Agrippa - известен морскими победами в войнах II Триумвирата при Навлохе и Милах (36 год до н.э.), отличился в битве при Акциуме (31 год до н.э.). Ближайший соратник цезаря Августа. Был известен также в Риме и провинциях как политик и архитектор.

 

Название корабля

Верфь-строитель

Закладка           Спуск         Готовность

"Attilio Regolo"

"Cantiere Odero Terni Orlando" (ОТО) в Livorno

28.09.1939

28.08.1940

14.05.1942

"Caio Mario"

"Cantiere Odero Terni Orlando" (ОТО) в Livorno

.09.1939

17.08.1941

-

"Claudio Tiberio"

"Cantiere Odero Terni Orlando" (ОТО) в Livorno

28.09.1939

-

-

"Scipione Africano"

"Cantiere Odero Terni Orlando" (ОТО) в Livorno

28.09.1939

12.01.1941

23.04.1943

"Claudio Druso"

"Cantieri del Tirreno" в Riva Trigoso

27.09.1939

-

-

"Vipsanio Agrippa"

"Cantieri del Tirreno" в Riva Trigoso

6.10.1939

-

-

"Cornelio Silla"

"Cantiere Ansaldo" в Geneva

12.10.1939

28.06.1941

-

"Paolo Emilio"

"Cantiere Ansaldo" в Geneva

12.10.1939

-

.

"Giulio Germanico"

"Cantiere di Castellamare di Stabia" в Castellammare

03.04.1939

26.07.1941

.

"Ottaviano Augusta "

"Cantieri Navali Riuniti del Adriatico" в Ancona

23.09.1939

28.04.1941

-

"Pompeo Magno"

"Cantieri Navali Riuniti del Adriatico" в Ancona

23.09.1939

24.08.1941

04.06.1943

"Ulpio Traiano"

"Cantieri Navali Riuniti" в Palermo

23.09.1939

7

-