Корпус крейсеров и их внешний вид

 

Подобно всем итальянским кораблям того пе­риода легкие крейсеры типа "Capitani Romani" полу­чили очень красивый и элегантный вид с динамичным, стремительным силуэтом. Архитектурно корабль имел гладкопалубный корпус с довольно сильно приподня­той верхней палубой в носовой части и широкой круг­лой кормой. Надстройки корабля были сосредоточены ближе к средней части корабля, но на своем протя­жении разрывались из-за необходимости размещения торпедных аппаратов и дымовых труб, что в целом приближало силуэт к больше к эскадренным мино­носцам, чем к крейсерам. Сходство с эсминцами дополняли две мачты - носовая однодеревка, позже замененная на треногую, и кормовая мачта-тычок, а также четыре орудийные башни, расположенные ли­нейно возвышенно в оконечностях.

Форштевень, поднимающийся прямо почти от самого киля, выше ватерлинии в верхней части плав­но загибался вперед, приближая форму носа к клас­сической клиперной. Круглая, слегка нависающая корма в подводной части почти по прямой линии сре­залась к линии горизонтального киля, причем на этом

участке имела почти плоскую форму.

Желая получить высокую скорость итальян­ские конструкторы хорошо поработали над обводами подводной части, придав ей очень обтекаемую и сильно профилируемую форму, особенно в оконечно­стях. В носовой части отмечался хорошо заметный* развал бортов, более выраженный в надводной части, отчего сравнительно острая носовая оконечность получила широкую и свободную палубу бака.

 

Характеристики корпуса крейсеров

Водоизмещение стандартное ..........................   3745т

Водоизмещение нормальное  ..........................   5035т

Водоизмещение полное ..................................    5420 т

Длина между перпендикулярами .................... 138,7 м

Длина наибольшая............................................. 142,9 м

Ширина конструктивная .................................    14,4 м

Осадка при нормальном водоизмещении .......... 4,1 м

Осадка максимальная ........................................    4,9 м

 

Конструктивно набор корпуса в средней части собирался по продольной системе, но в оконечностях применялась уже поперечная система. Для того времени этот метод не был новшеством, и весьма широ­ко попользовался, особенно при строительстве лег­ких, высокоскоростных кораблей с узким стремитель­ным корпусом.

Комплекс носовой надстройки составляли три уровня помещений. На всем протяжении от носовых орудийных башен до окончания кожуха носовой ды­мовой трубы нижний ярус надстройки был расширен от борта до борта. Над крышей третьего яруса раз­мещался верхний мостик с закрытой рубкой управле­ния кораблем и возвышенным на специальной башне дальномерным постом, совмещенным с постом управления огнем главного калибра. Мостик крейсе­ров являлся одним из немногих мест, прикрывавших­ся тонкой 15-мм противоосколочной броней. На мос­тике, в закрытой рубке управления, были сосредото­чены средства управления кораблем - с гидравличе­ским и ручным приводами (еще два поста управления кораблем - механический и ручной - были устроены в корме под верхней палубой, над помещением руле­вой машины). В рубке управления находилось также навигационное оборудование, пост управления маши­нами, а также средства связи с боевыми постами. Позади рубки, в расширенной части мостика была устроена сигнальная палуба, и там же, ближе к корме возвышалась фок-мачта, которую по проекту преду­сматривалась сделать обычной "однодеревкой" (из пустотелой стальной трубы) с короткой стеньгой. Именно такую мачту имел "Attilio Regolo", вступивший в строй в 1942 году первым в серии. Позже, когда на нем было смонтировано радиолокационное оборудо­вание итальянского производства, фок-мачту переде­лали в Треногую- для несения громоздкого приемоизлучающего устройства, оставив при этом удлинен­ную сигнальную стеньгу.

Далее в корму продолжался только нижний ярус надстройки, и здесь, сразу позади фок-мачты была установлена носовая дымовая труба, слегка приплюснутая с боков, что было характерно для всех итальянских кораблей того периода. Дымоходы окру­жались стальным кожухом, поднимающимся от крыши надстройки. По бокам от дымовой трубы были уста­новлены шесть одноствольных 37-мм зенитных авто­матов - по три на каждом борту.

Позади комплекса носовой надстройки раз­мещался первый 4-трубный торпедный аппарат с устроенным над ним помостом для размещения шлю­пок. В примыкающих к аппарату надстройках были устроены помещения для торпедистов, снабженные необходимым для обслуживания аппарата оборудова­нием и средствами связи, а также минно-торпедные кладовые для запчастей и мелкого ремонта.

За торпедным аппаратом находилась средняя одноуровневая надстройка. Ее центральную часть занимала вторая дымовая труба, к приплюснутым бокам которой прижимались две прожекторные пло­щадки на специальных возвышенных тумбах. Чуть ниже прожекторных площадок к трубе также примы­кали четыре платформы спаренных лафетов 20-мм зенитных автоматов, в плане размещенные прямо­угольником - по "углам" дымовой трубы. Следует отметить, что на "Pompeo Magno", вступившем в строй последним, защитные ограждения этих платформ были несколько выше, чем на двух предыдущих крейсерах. В носовой части надстройки, перед дымо­вой трубой был смонтирован шлюпочный кран нового типа грузоподъемностью 5 тонн. Помимо работы со шлюпками его можно было использовать для переза­рядки торпедного аппарата и подъема на борт мин на палубные минные рельсы. Со стороны кормы на кры­ше средней надстройки был установлен кормовой резервный пост управления кораблем в бою и управ­ления огнем, главного калибра, а также возвышенный на специальной тумбе дальномерный пост. В этом месте надстройка незначительно расширялась к бор­там, что позволило установить на ее крыше два одно­ствольных 37-мм зенитных автомата - по бокам от резервного поста управления кораблем.

Далее в корму на верхней палубе был распо­ложен кормовой 4-хтрубный торпедный аппарат, ана­логичный носовому. Над ним также был устроен лег­кий помост, но размещение шлюпок здесь уже не предусматривалось из-за отсутствия шлюпочного крана. В примыкающих к аппарату надстройках также имелись необходимые для торпедистов помещения.

За кормовым аппаратом имелась только ко­роткая одноярусная надстройка, площади которой хватало только для возвышенного размещения 3-й орудийной башни, для чего, собственно говоря, эта надстройка и была сделана. Там же находились рас­трубы шахт вентиляции машинного отделения.

Можно предположить, что если бы все кораб­ли серии были достроены полностью, то они доста­точно сильно отличались бы между собой - по край­ней мере внешним видом. И в наибольшей степени это коснулось бы последних по времени достройки кораблей. Этому способствовало бы и постоянное внедрение в проекты опыта военных действий, ведь они строились во время войны. Однако полностью достроить удалось только три корабля, отличия между которыми были незначительными.

Как уже говорилось "Attilio Regolo" первона­чально имел трубчатую фок-мачту, которую в 1943 году, в связи с установкой радара, переделали в тре­ногую. "Scipione Africano" и "Pompeo Magno" вступи­ли в строй, уже имея треногие фок-мачты, но на по­следнем радиолокатор так и не был установлен, по­этому верхняя площадка его фок-мачты пустовала. Помимо этого, "Attilio Regolo" оказался единственным из крейсеров, на котором кормовая легкая мачта с гафелем для флага была устроена в соответствии с проектом - непосредственно за дымовой трубой. На "Scipione Africano" этой мачты не было - имелась только короткая мачта-тычок с разносами для антенн и гафелем для флага. Она была закреплена поверх кормового дальномерного поста. По некоторым све­дениям "Pompeo Magno" не имел и этой мачты, но на некоторых фотографиях этого корабля она все-таки просматривается - возможно ее установили чуть поз­же готовности крейсера.