Вооружение

 

8 -135-мм L/45 орудий фирмы "Ansaldo i O.T.O.";

8 -37-мм 1У54 зенитных автоматов фирмы "Breda";

8 -20-мм L/65 (или L/70) зенитных пулеметов фирмы "Scottie O.M."; 8 -533-мм торпедных труб;

2 бомбомета, 2 бомбосбрасывателя; 24 глуб. бомбы; Корабли могли принимать на борт от 40 до 136 мин;

 

Главное вооружение крейсеров составляла противокорабельная артиллерия, но в соответствии с предполагавшимися задачами крейсера получили также достаточно мощное зенитное вооружение, тор­педное, минное и противолодочное.

Главный калибр состоял из восьми новейших 135-мм орудий образца 1938 года с длиной ствола 45 калибров. Орудия размещались попарно в четырех башнях, прикрытых тонкой броней - 10-20 мм лобо­вая стенка и 6 мм боковые стенки и крыша. Для обо­значения башен была принята обычная для итальян­ского флота классификация - начиная с носа их- назы­вали первая, вторая, третья и четвертая. В башнях каждое орудие устанавливалось на отдельном лафете в собственной люльке, что позволяло производить вертикальную наводку для каждого орудия отдельно. Орудийная установка позволяла поднимать орудия до угла +45 градусов и опускать их до -5 градусов. Дальность стрельбы при наибольшем возвышении составляла 19,6 км. Фактическая скорость стрельбы составляла 6 выстрелов для каждого орудия, хотя в паспортах она указывалась несколько выше.

Углы возвышения орудий вполне позволяли вести из них стрельбу по низколетящим самолетам, однако из-за отсутствия соответствующих систем управления огнем стрельба вряд ли оказалась бы эффективной. Сами итальянцы предполагали их ис­пользование по .самолетам только в качестве загради­тельного огня. Недостатком этих орудий, как и многих других итальянских артиллерийских систем, считалось слишком большое рассеивание снарядов на промежу­точных дистанциях между средними и крайними, хотя орудия имели довольно высокую начальную скорость вылета снаряда - 825 м/сек.

Для хранения боезапаса были устроены четы­ре боевых погреба, нумерация которых соответство­вала номерам орудийных башен. Погреба были обо­рудованы система затопления и осушения, имелись специальные кингстоны с дистанционным управлени­ем. В каждом погребе имелись по два вертикальных подъемника боезапаса ленточного типа, которые осуществляли подъем из погреба до помещения пе­регрузки в подбашенном помещении, откуда два дру­гих наклоненных подъемника доставляли боезапас к орудиям. Камера подъемника вмещала три снаряда и три заряда. Электропривод обеспечивал 12 подъемов в минуту, а при ручном обслуживании вдвое меньше.

Боевой запас включал t280 облегченных сна­рядов бризантного действия VR (Vampa Ridotta), 440 .бронебойных, 756 фугасных, 84 зенитных, то есть по 320 снарядов на каждое орудие. Помимо них имелось 260 осветительных снарядов, из которых половина была типа VR.

Для управления стрельбой башенными ору­диями крейсера были оборудованы двумя постами - главным (1° DT - Direttore del Tiro) на носовой над­стройке и резервным (2° DT) на средней надстройке, позади второй дымовой трубы. Оба поста управления огнем, орудийные башни, а также все совмещенные с ними посты соединялись единой сетью связи, элек­трические кабели которой были дублированы и про­ведены вдоль бортов. Весь комплекс систем управле­ния стрельбой, получивший обозначение "San Giorgio", создавался для этих крейсеров специально.

Главный пост управления огнем (1° DT - Direttore dei Tiro) типа RM получал информацию с двух станций наблюдения и обработки данных, находящихся на мостике, от радиолокационной станции, а также с дальномерного поста, оборудованного двумя 4-метровыми дальномерами, работающими по принци­пу совмещения изображений (там же находился инк­линометр, определяющий и фиксирующий для прибо­ров угол крена корабля). Третий аналогичный даль­номер имелся в корме и использовался кормовым постом управления огнем. 6 посты управления пере­давались также данные от вспомогательной системы оптического наблюдения и обсервации, которая вклю­чала шесть (по три на борт) специально оборудован­ных постов на крыльях мостика (сигнальная палуба). Помимо прочего эти посты были оборудованы визир­ными оптическими пеленгаторами.

Управление огнем можно было осуществлять в нескольких, вариантах - всеми 135-мм орудиями с главного поста или всеми орудиями с резервного поста; можно было также разделить управление носо­выми башнями с главного поста, а кормовыми баш­нями с резервного поста. Еще один вариант преду­сматривал управление всеми орудиями в ночном бою или в условиях очень плохой видимости. Для этого на мостике были оборудованы два специальных поста ночного наблюдения со специальной оптикой и воз­можным использованием прожекторов. Они были полностью совмещены с главным и резервным поста­ми управления огнем. С этих же ночных постов можно было управлять стрельбой торпедных аппаратов. Од­нако команды крейсеров были плохо подготовлены к условиям ночного боя, что, впрочем, было характерно для всего итальянского флота.

Основное зенитное вооружение составляли восемь достаточно современных для того времени 37-мм 54-калиберных автоматов образца 1932 года, размещенных на одноствольных лафетах побортно - шесть на носовой надстройке и еще два на средней. Автоматы устанавливались на вращающихся плат­формах без каких-либо защитных щитов. Вес уста­новки равнялся 1,5 тонны. Как зенитное средство эти автоматы оказались очень удачными в действии, осо­бенно при отражении атак торпедоносцев при низких углах возвышения стволов. При скорострельности 120 выстрелов в минуту начальная скорость снаряда рав­нялась 800 м/сек. Дальность стрельбы по горизонтали равнялась 7,8 км, досягаемость по высоте 5,0 км при наибольшем возвышении +80 градусов. Угол сниже­ния стволов не превышал - 10 градусов.

Зенитное вооружение дополняли 20-мм авто­маты на четырех спаренных лафетах. Ко времени строительства крейсеров боевой опыт уже показал малоэффективность этого калибра в борьбе против авиации - слишком легкий снаряд очень редко приво­дил к гибели самолетов, недостаточной считалась и досягаемость по высоте. Однако обычная многоствольность этого калибра на кораблях, благодаря высокой плотности огня, позволяла создавать доста­точно мощные огневые завесы вблизи корабля - осо­бенно эффективные при отражении атак пикировщи­ков и торпедоносцев. Именно поэтому во многих флотах этот калибр сохранялся до самого окончания вой­ны и даже после.

20-мм зенитные автоматы образца 1941 года с длиной ствола 65 калибров (в ряде установок при­менялись также усовершенствованные 70-калибернью автоматы) устанавливались на усовершенствованных спаренных лафетах типа RM-35 и прикрывались не­большими защитными щитами. Вес установки вместе с щитом равнялся 2,3 тонны. Начальная скорость снаряда достигала 840 м/сек. Скорострельность каж­дого автомата 220 выстрелов в минуту. Дальность стрельбы по горизонтали была сравнительно большой - 6,1 км, но досягаемость по высоте оставляла желать лучшего - всего 2,5 км. При возвышении стволы мож­но было проводить через линию зенита и доводить до +100 градусов. Угол снижения стволов, как и у 37-мм автоматов, не .превышал -10 градусов.

Зенитный боезапас хранился в отдельных по­мещениях непосредственно под установками и пода­вался к орудиям вертикальными подъемниками с электрическим и резервным ручным приводами. Об­щий боевой запас включал 12 тысяч 37-мм патронов, из которых 10,8 тысяч были снабжены ударными взрывателями, а также 19,2 тысяч 20-мм патронов.

При отражении воздушных атак иногда ис­пользовались также несколько 8-мм и 6,5-мм пулеме­тов, устанавливаемых на переносных тумбах обычно в носу и корме. Однако эффективность этих пулеметов была весьма сомнительна.

Помимо новых 135-мм орудий в вооружении крейсеров имелось и другое новшество - 4-трубные торпедные аппараты, но в отличие от пушек они ока­зались неудачной конструкции - неудобны и ненадеж­ны в эксплуатации, часто ломались. Трубы в торпед­ных аппаратах были смонтированы попарно одна над другой, причем в нижней пара интервал между тру­бами был больше. Подобное устройство аппаратов в то время называли "4-листный клевер". В походе торпедные аппараты могли закрепляться в фиксиро­ванном положении 60, 90 или 120 градусов на каж­дый борт, что уменьшало время их подготовки и по­вышало боеготовность кораблей. Аппараты стреляли торпедами типа "Si.270/533,4x7,2 (M)". Эти торпеды длиной 7,2 метра весили по 1715 кг и на испытаниях показали следующие скоростные данные - 49±1 узла на дистанции 4000 метров, 38±1 на 8000 метрах и 30±1 на 12000 метрах. Запас торпед составлял во­семь штук в аппаратах и четыре запасные на специ­альных стеллажах в футлярах, но последние не всегда брались на борт во время выходов в море.

Имелось также и противолодочное вооруже­ние - 100-кг глубинные бомбы - восемь (по четыре на борт) размещались на специальных рельсах в корме, другие восемь - в двух счетверенных бомбометах и еще восемь как запас для них.

Крейсера также были приспособлены для по­становки мин. Для этого по бортам верхней палубы были проложены минные рельсы, на которых при необходимости размещались мины на специальных тележках. При максимальной загрузке корабли могли взять на борт 136 мин типа "Elia", или 130 мин типа "Bollo", или 114 мин типа "Р2000", но в этом случае было невозможно использовать оба торпедных аппа­рата и кормовую 135-мм орудийную башню. Поэтому для сохранения боеспособности корабли обычно бра­ли на борт меньшее количество мин - 52, 48 или 40 в зависимости от типа мин (соответственно указанной очередности).

Помимо артиллерийского и минно-торпедного вооружения крейсеры получили также специальные системы пассивной обороны - противоминной и ды­мовой.

Для защиты от якорных мин крейсера имели два паравана типа "С", которые можно было устано­вить в подводной части у форштевня корабля в спе­циальных креплениях. В нерабочем положении пара­ваны в разобранном виде крепились на стенках носо­вой надстройки. Тросы параванов опускались с пра­вого борта специальным рычагом. Параваном трали­лась полоса шириной до 60 метров на каждый борт и глубиной до 10 метров. Как и во всех флотах при использовании паравана скорость корабля резко ог­раничивалась - максимум 16-18 узлов. При необхо­димости срочного увеличения скорости корабли мог­ли бросить тралы, обрубив страхующие тросы.

Дымовая аппаратура во флоте долгое время оставалась эффективным видом обороны, по крайней мере до появления на кораблях радаров. Крейсеры имели аппараты дымообразования с наполнителем их хлороводорода, расположенные в корме на открытой палубе. Помимо этого у каждой дымовой трубы име­лась арматура вывода дымовых газов.